Горячая линия8 800 250 55 00

Для многих меломанов и начинающих музыкантов бас-гитара - это тот самый незримый фундамент, сердцебиение музыки, которое ощущается скорее грудной клеткой, чем ушами. И чаще всего этот фундамент в воображении рисуется четырёхструнным. Классический FENDER PRECISION BASS, его узнаваемая форма и мощный звук стали синонимом самой идеи бас-гитары. Но музыка никогда не стоит на месте. Ей вечно тесно в рамках установленных правил, и в погоне за новыми звуками и возможностями рождались инструменты с большим количеством струн.

nathan-east.jpg

Чтобы понять, зачем было изобретать велосипед, когда и так всё прекрасно, нужно ненадолго вернуться к истокам. Четырёхструнный бас, потомок контрабаса, унаследовал его строй: E (ми), A (ля), D (ре), G (соль). Этот диапазон на десятилетия определил басовые партии в рок-н-ролле, фанке, диско и поп-музыке. Он эргономичен, интуитивно понятен, его гриф удобно лежит в руке, а сила и глубина его звучания проверены временем. На четырёх струнах были созданы величайшие басовые линии всех времён. Но у музыкантов всегда есть аппетит к большему. Необходимость постоянно переключать позиции левой руки для игры в нижнем регистре или желание расширить мелодические возможности без потери басовой основы подтолкнули инженеров и виртуозов к эксперименту.

9.jpg

Немного истории

История пятиструнной бас-гитары - это не внезапная революция, а скорее закономерная эволюция. Принято считать, что первым серийным пятиструнным басом была модель FENDER BASS V, представленная в 1965 году. Однако её концепция отличалась от современной: вместо того чтобы расширять диапазон вниз, она добавляла не низкую, а высокую струну C (До), а также имела укороченный гриф всего на 15 ладов. Звание настоящего прародителя современного пятиструнного баса с привычной нам низкой струной B (Си) и расширенным грифом принадлежит инструментам, разработанным независимо друг от друга в 1976 году легендарным мастером Карлом Томпсоном и новаторской компанией ALEMBIC. Именно их работа заложила стандарт для этого типа инструментов. Это было подобно открытию нового континента. Внезапно у басиста появилось целых пять дополнительных нот в самом низком, «жирном» регистре, что радикально расширило гармонические и мелодические возможности без необходимости перенастройки инструмента.

bassv-01.jpg

Вслед за пятиструнным басом логичным шагом стало появление и шестиструнного. Если пятая струна добавила глубины внизу, то шестая добавила воздуха наверху. Пионером здесь выступил виртуоз Энтони Джексон, которому приписывают саму идею создания шестиструнного баса с добавлением не только низкой Си, но и высокой До (C). В 1975 году он заказал у компании FENDER инструмент, который он назвал «Контрабас-гитара» - инструмент с диапазоном как у контрабаса, но с ладами и техникой игры как у гитары. FENDER отказался, но идею подхватила мастерская CARL THOMPSON, создав в 1976 году первый в мире шестиструнный бас для Джексона. Позже, в 1980-х, такие компании как IBANEZ и KEN SMITH сделали многострунные басы более массовыми и доступными.

CARL THOMPSON.jpeg

Четырехструнный бас

Каждый из этих инструментов - не просто версия предыдущего с добавленными струнами. Это принципиально разные философии игры и звука. Четырёхструнный бас - это классика, эталон. Его гриф узкий и удобный, струны расположены широко, что минимизирует ошибки при игре и делает слэп и другие техники более отчётливыми. Его звук - точный, собранный и мощный. Он идеален для музыки, где бас должен чётко обозначать ритм и основную ноту аккорда, не перегружая микс лишней информацией. Плюсы очевидны: простота, лёгкость освоения, меньший вес и сфокусированный звук. Минус, собственно, и стал причиной появления конкурентов - ограниченный без перенастройки диапазон.

ASHTONE AB-12.jpg

Пятиструнный бас

Это, прежде всего, рабочий инструмент для современных жанров. Его главный козырь - та самая низкая струна Си. Она позволяет басисту играть в более низких тональностях (например, Drop D) без перенастройки, что бесценно в метале, прогрессиве, современном R&B и хип-хопе. Это дарит невероятную свободу в аккомпанементе и создании глубоких, зычных басовых линий.

3.jpg

Однако за это приходится платить: гриф шире и тяжелее, струны расположены ближе друг к другу, что требует большей точности от правой руки. Звучание может немного терять в атаке и остроте на струне Си, особенно на дешёвых моделях, где она может бубнить и не иметь чёткого артикулированного звука.

CORT A5-Beyond-WCASE-OPBN.jpg

Шестиструнный бас

Это уже, по сути, сольный и оркестровый инструмент. Строй B–E–A–D–G–C превращает бас-гитару в подлинно хроматический инструмент с невероятным диапазоном. Он стирает грань между ритм- и мелодическим инструментом. На нём можно играть сложные аккорды, сольные партии, и при этом тут же уйти в глубочайший бас. Это любимый инструмент техничных виртуозов и сессионных музыкантов, которым нужно покрыть огромный пласт музыки одним инструментом.

5.jpg

Но это и самый требовательный инструмент. Его гриф очень широк, а вес значителен - играть стоя целый концерт может быть настоящим испытанием. Техника игры усложняется многократно, так как необходимо идеально контролировать обе руки, чтобы не задевать лишние струны.

IBANEZ GSR206B-WNF.jpg

Известные басисты с 5- и 6-струнными гитарами

Ярчайшие примеры применения этих инструментов показывают их суть. Пятиструнный бас стал визитной карточкой Натана Иста (Nathan East) из Muse, чьи сложные, низкорегистровые партии просто невозможны без струны Си. В джаз-фьюжн Виктор Вутен демонстрирует на пяти струнах всю палитру звуков - от громадного низа до перкуссивного слэпа и мелодических пассажей. Что касается шести струн, то здесь царят такие титаны, как Джон Майанг из прогрессив-метал-группы Dream Theater, чьи невероятно быстрые и сложные партии требуют всего диапазона, или легендарный басист ТМ Stevens, известный своей мощной и мелодичной игрой.

Виктор Вутен.jpg

Джон Майанг.jpg

Стоит ли новичку покупать пятиструнный бас?

Ответ неоднозначен. Если вы только начинаете свой путь, ваши пальцы ещё не сформировали свою мышечную память, а мозг с трудом строит связь между нотами на грифе и звуком, - однозначно нет. Четырёхструнная бас-гитара является идеальным учебным полигоном. Она прощает больше ошибок, на ней проще понять основы теории, постановку рук и развитие слуха. Освоив четыре струны, вы заложите прочный фундамент. Переход на пять или шесть струн в будущем будет для вас осознанным шагом, вызванным музыкальными потребностями, а не следованием моде. Вы будете точно понимать, зачем вам эта пятая струна. Если же вы твёрдо знаете, что ваша цель - играть метал, где сплошь и рядом пониженные строи, или сложный джаз, то можно рассмотреть и пять струн с самого начала, но будьте готовы к более крутой кривой обучения.

8.jpg

В конечном счёте, выбор между 4, 5 и 6 струнами - это не вопрос прогрессии или того, какой инструмент «лучше». Это вопрос правильного инструмента для правильной музыки и правильного музыканта. Четыре струны - это сила традиций, ясность и фокус. Пять струн - это расширенные возможности и современный универсализм. Шесть струн - это практически безграничный простор для творчества виртуозов. Каждый из них открывает свою дверь в огромный мир музыки, и ключ к любой из них - это желание учиться, слушать и, конечно же, играть.

Больше об особенностях игры, достоинствах и недостатках 5-ти и 6-струнных бас-гитар вы можете узнать из нашего видео.



Подпишитесь на наш канал:
Нас уже более 240 000
Читайте также:
Все статьи
Товары по теме