Горячая линия8 800 250 55 00

Знаете, чем отличается гитарист-профессионал от начинающего исполнителя? Правильно, опытом, мастерством и иногда талантом. Но не стоит забывать и о знаниях: профессиональный гитарист всегда знает, как получить нужное звучание с помощью эффектов. Именно умелое использование педалей эффектов позволяет добиться того звука, который так «цепляет» слушателей.

Педали эффектов - это электронные устройства, способные преобразовывать  выходной сигнал гитары, подключаемые в цепь между гитарой и усилителем. Именно педали эффектов и их неограниченное количество в цепи позволяют вам экспериментировать, искать и «строить» тот звук, которого вы хотите добиться.

В данной статье мы рассмотрим подробнее Wah-Wah pedal, или вау-вау педаль, или «квакушку», как часто именуют ее, благодаря характерному квакающему звуку, который она придает гитаре.

effect-wah-wah.jpg

Что такое Wah-Wah педаль?

Педаль Wah-Wah представляет собой частотный фильтр, управляемый движением ноги. Изменяя положение педали, музыкант меняет частоту, настройку эквалайзера, получая «квакающий» звук. По сути это параметрический фильтр, у которого с помощью педали изменяется центральная частота пика.

image01_.png

Существует два основных типа эффекта Wah-Wah.

  1. Педаль. Как следует из названия, эффектом управляет гитарист с помощью педали экспрессии только в те моменты игры, когда это ему необходимо. В свою очередь педальные «квакушки» делят на работающие постоянно (включается и отключается исполнителем при помощи кнопки на корпусе)  и автовыключающиеся, которые реагируют на постановку ноги на педаль.

  2. Автовау (auto-wah) изменяет частоту автоматически. Срабатывание эффекта может определяться двумя факторами:

  • Время. То есть изменение частоты происходит циклически, через определенный промежуток времени. Таким образом, срабатывание эффекта никак не связано с тем, что вы играете.

  • Динамика. Фильтр срабатывает при изменении громкости музыки. В этом случае чувствительность и диапазон фильтра можно настраивать как для получения слабого, так и резко выраженного эффекта ("вака-вака")

Как и почти любой эффект, педаль вау-вау помогает сделать гитарное соло более выразительным. Это классический эффект в рок-музыке, используемый уже более 50 лет.

Wah-эффект обычно используется в трех вариантах:

  • rhythmic sweep - ритмическое раскачивание;

  • медленное движение вокруг частотного центра;

  • «set-and-forget» - фиксирование педали в определенном положении

Wah-Wah педаль – это отличный инструмент для передачи экспрессии, который одинаково хорошо работает во многих музыкальных стилях: от блюза до металла. Этот интерактивный гитарный эффект может быть использован в качестве тон-контроллера с фиксированным положением («set-and-forget»).

50-летняя история Wah-Wah

В 1965 году гитаристам были доступны только 4 вида звуковых эффектов, представленных в виде педалей: дилей, тремоло, ревербация и фузз. Многие группы стремились использовать их, пытаясь выделиться и найти оригинальный звук.

В 1965 году в Лос-Анджелесе Брэд Планкетт (Brad Plunkett), инженер Thomas Organ Company, который работал над производством усилителей VOX AC-100, разработал схему, позволяющая с помощью вращения ручки потенциометра изменять частоту исполняемой ноты. В то время, когда его сосед играл на гитаре, Планкетт вращал ручку потенциометра и услышал что-то типа «вау-вау-вау». Эффект получился уникальным, и многие его оценили! Но была существенная проблема: музыкант не мог одновременно играть на гитаре и крутить ручку потенциометра. Тогда Планкетту пришла в голову мысль поместить потенциометр внутрь педали от электроклавиш VOX Continental, чтобы ногой инициировать колебания потенциометра во время игры на гитаре.

Таким образом, педаль стала посредником между гитарой и усилителем. При нажатии на педаль извлекаемые гитарой ноты фильтровались по низкой частоте, при отпущенной педали ноты фильтровались по высокой частоте.

Компания Thomas Organ представила педаль Wah-Wah широкой публике в 1967 году, назвав ее «Clyde McCoy», в честь джазового трубача, использовавшего резиновую заглушку для создания эффекта «вау-вау» в 1920-е годы. Но благодаря тому, что педаль звучит как детский плач, вскоре название поменяли на «Cry Baby». Тогда на рынок поступили два продукта, реализовавших Wah-Wah эффект, под именами «Cry Baby» и «Vox Wah-Wah».

hendrix-wah-2-1024x683.jpg

В 1969 году настоящий фурор произвел гитарист-виртуоз Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), поразив многотысячную толпу зрителей фестиваля Вудсток (Woodstock Music & Art Fair) совершенно новым звучанием гитары, которое было достигнуто именно благодаря использованию  «вау-вау» педали. Именно Джими Хендрикс популяризовал  эффект Wah-Wah, который стал, по словам одного из музыкальных критиков эпохи, «психоделией без психоделиков». С тех времен педаль Wah-Wah так и осталась в истории музыки самым узнаваемым и влиятельным звуковым эффектом.

ab11b4bfa6668b57123079b6e62192e8_large.jpeg

В конце 60-х многие музыканты на территории США и Великобритании пытались повторить успех Хендрикса, используя в своем творчестве педаль «вау-вау». Именно тогда эта педаль из сомнительного устройства превратилась в эффект, определивший звучание рок-музыки

В 80-х наступила эра электронной музыки, аналоговые инструменты ушли на второй план. В 1982 году было принято решение прекратить выпуск Wah-Wah педали, но Джим Данлоп (Jim Dunlop) не допустил этого, выкупив права на производство педали. В итоге схема педали была полностью перестроена, корпус стал более прочным.

После этого педаль эффектов Wah-Wah проникла в мир металла и, благодаря таким группам как Metallica, Guns&Roses и Toto, получила вторую жизнь.

Как выбрать «квакушку»?

Стандарты, на которые ровняются сегодняшние производители педалей Wah-Wah, были заложены много лет назад традиционными моделями Vox и Crybaby. Все современные модели являются лишь их вариациями.  Какие характеристики «квакушек» являются определяющими и на что обратить внимание при выборе педали? Давайте разбираться.

  1. Широта раскачивания частотного диапазона. В некоторых моделях музыкант может самостоятельно настраивать широту и частотные центры. Хорошая педаль  - это педаль, которая хорошо звучит по всему диапазону.

  2. Плавный и твердый ход педали. Нога при нажатии на педаль должна равномерно изменять фильтр.

  3. Надежность конструкции педали. На педаль вы будете наступать часто, поэтому прочность корпуса – важный критерий выбора. Потенциометр и кнопка включения – самые уязвимые элементы педали. Использование электрооптической схемы вместо механического соединения продлит срок службы педали.

  4. Модели switchless. Их отличием и достоинством является отсутствие кнопки включения: эффект срабатывает, когда вы наступаете на педаль.

  5. Совместимость. Одна и та же педаль может вести себя по-разному в совокупности с разным оборудованием. Поэтому послушайте, если это возможно, как звучит та или иная модель именно с вашими гитарой и усилителем.

Рассмотрим основные модели педалей Wah-Wah, которые являются наиболее популярными и задают планку многим другим моделям.

VOX V847 WAH WAH

Педаль VOX V847 WAH WAH – это переиздание «квакера», который изменил звучание электрической гитары в 60-х. Педаль эффекта сделана по точным спецификациям оригинала, который использовали наиболее влиятельные рок-гитаристы всех времен: полностью аутентичная педаль, начиная с классного хромированного верха, и заканчивая ее легендарным рычанием.

Основное определение этой педали – традиционная. Питание происходит только от батарейки 9 В. Никакого блока питания, чтобы избежать влияния на звучание эффекта.  

Vox V847 Wah Wah.jpg

Основные достоинства:

  • классическое звучание

  • низкий шум

  • надежная конструкция

  • плавный ход

  • быстрое раскачивание тембра

  • доступность кнопки включения при положении сидя и стоя.

Недостаток (если его можно так назвать) – отсутствие любых наворотов, только «чистый» эффект.

FULLTONE CLYDE

Это традиционная педаль с традиционными же функциями, но в более современном корпусе (по сравнению с первой педалью 60-х), питание которой можно осуществлять как с помощью батарейки, так и блока пиния.   

FULLTONE CLYDE.jpg

Основные достоинства:

  • традиционное (отличное) звучание

  • плавный и сбалансированный и плавный ход

  • глубина диапазона лучше всего ощущается в нижней позиции (пятка)

  • несколько положений «set-and-forget».

Недостаток – высокая цена.  

MORLEY BAD HORSIE

Производство этих педалей началось в 70-х и с тех пор они являются серьезными конкурентами педалям «Vox» и «Crybaby». Модель разработана при участии Стива Вая. Питается от батарейки или адаптера.

MORLEY BAD HORSIE.jpg

Основные достоинства:

  • безукоризненное автоматическое переключение режимов

  • идеальный ход педали

  • своеобразный тон с чистой мощной серединой слушается натурально во всех позициях

  • switchless

  • может быть использована в цепи эффектов просто для улучшения тона

  • электро-оптический дизайн.

  • отсек для замены батарейки легко открывается, не нужно откручивать болты

Недостаток – отсутствие функции «set and forget».

DUNLOP CRY BABY 95Q

Данная педаль представляет собой усовершенствованную версию оригинальной педали «Cry Baby» c дополнением функции «switchless». Контроллерами «Q» регулируется добротность, а ручкой громкости - гейн включенного эффекта. Компания  DUNLOP представила свою  педаль  так: «Мы взяли классический квакер и добавили в него два самых знаменитых дополнения: буст на 15 децибел и превосходный Q control». Питание роисходит от батареи или от адаптера.

DUNLOP CRY BABY 95Q.jpg

Основные достоинства:

  • хриплое, шикарное звучание с прекрасными обертонами при использовании перегруза

  • плотное звучание на чистом звуке

  • мягкий ход по всему частотному диапазону

  • контур «Q» в корне меняет сложившиеся представления об эффекте «вау-вау»

  • переключаемый volume boost, который можно задействовать для выделения соло с обратным переходом к ритм-партии

  • «switchless»

  • педаль одинаково хороша для соло и ритма.

Недостатки:

  • отсутствие функции «set and forget»

  • выключение эффекта происходит медленнее, чем у MORLEY, например.

BOSS AW-3 DYNAMIC WAH

Данная модель способна производить широкий спектр вариантов эффекта «вау-вау»: от простого, автоматического до динамического, интерактивного, а также новый эффект под названием “Humanizer” (имитирует произносимые человеком гласные звуки).

BOSS AW-3 DYNAMIC WAH.jpg

Для управления эффектом в обычном режиме используется внешняя педаль экспрессии, подключаемая через разъем (джек). Может использоваться как с гитарой, так и с бас-гитарой.

WahGroup1-800x545.jpg

Бесспорно то, что современная музыка всё больше оцифровывается, но есть музыкальные традиции, которые всё ещё живы и довольно популярны. Одной из таких традиций вот уже более 50 лет остается использование «вау-вау» педали, которая не перестает вдохновлять музыкантов всего мира. Каждый раз, получая новый звук, экспериментируя в своем творчестве, вы поймете, что эта педаль остается и всегда будет вне времени.

    

Подпишитесь на наш канал:
Нас уже более 240 000
Читайте также:
Все статьи
Товары по теме