Горячая линия8 800 250 55 00

Звукосниматели

По мере своего музыкального взросления и накопления музыкального опыта каждый гитарист приходит к вопросу о замене звукоснимателей на своей электрогитаре. О том, как дерево влияет на звучание гитары, мы уже рассказывали. Теперь пришла очередь поговорить о том, как звукосниматели формируют звук электрогитары, как можно поэкспериментировать с их видами и способами установки и подключения, чтобы получить интересный звук.

Замена звукоснимателей – довольно решительный шаг, так как он ведет к значительным изменениям в таком привычном звучании вашего инструмента. Если просто захотелось освежить и обновить звук, то, возможно, проще будет заменить струны. Если же реально хочется акустических перемен, тогда вперед, изучать матчасть и менять датчики.

звукосниматели.jpg

Звукосниматель: что это?

Это устройство для преобразования механических колебаний струны в электромагнитные колебания, в электрические сигналы, подаваемые с гитары в усилитель. Механизм преобразования определяется типом датчика: электромагнитным или пьезоэлектрическим. При возбуждении струны, она колеблется в электромагнитном поле, созданном магнитным датчиком. В проволочной катушке, находящейся внутри датчика, появляется электрический ток, который затем по гитарному кабелю передается дальше усилителю.

сингл.jpg

Хотя звукосниматели выполняют роль посредника между струнами и усилителем, они непосредственно окрашивают звук, так как имеют разные степень компрессии, уровни сигналов и амплитудно-частотные характеристики.

ВИДЫ ЗВУКОСНИМАТЕЛЕЙ

Делить звукосниматели (или датчики) на различные виды можно по разным признакам. Поэтому существуют различные классификации. Рассмотрим самые распространенные.

1.Активные и пассивные датчики

Пассивные звукосниматели состоят только из катушек, намотанных на магнит, и имеют самую простую схему подключения. Они передают с гитары настоящий, необработанный сигнал. Обратите внимание, что сильные магниты в устройстве датчиков могут влиять на колебания струны, например, приводить к быстрому затуханию ее колебаний.

Достоинства:

  • Более чувствительны к колебаниям струн, чем активные датчики, что делает звук более выразительным.

  • Улавливают тонкие нюансы звука, что позволяет расширить диапазон звучания вашей музыки.

  • Более доступны, по сравнению с активными звукоснимателями, по цене.

Недостатки:

  • Небольшая выходная мощность сигнала.

  • Гитара плохого качества может существенно ухудшить звук даже при хороших звукоснимателях.

  • Подвержены электромагнитным помехам, восприимчивы к обратной связи.

активные.png

Чтобы получить более мощный и жесткий звук, используют активные звукосниматели. Они имеют встроенный дифференциальный усилитель сигнала. Благодаря встроенной электронике, есть возможность убирать и добавлять элементы к сигналу, например, эквалайзер, фильтрацию и управление обратной связью. Активные звукосниматели менее восприимчивы к электрическим помехам, чем пассивные, имеют встроенный источник питания - обычно предусилитель с питанием от 9-вольтовых батарей. Обычно дороже пассивных звукоснимателей.

Достоинства:

  • Менее восприимчивы к обратной связи, следовательно, обеспечивают более чистый звук.

  • Усиливают слабый сигнал.

  • Хорошие звукосниматели могут «вытянуть» звук даже с плохим инструментом. То есть качество гитары уходит на второй план, а качество датчиков в приоритете.

Недостатки:

  • Гитары с активными звукоснимателями дороже, чем гитары с пассивными звукоснимателями.

  • Если сядет батарейка, звукосниматели будут бесполезны, пока вы не замените батарейку.

пассивные.png

Активные звукосниматели более популярны у басистов и гитаристов, играющих в основном металл. Басистам активный звукосниматель дает более яркий тон, который лучше соответствует стилю их игры. Мощность, которую вы получаете с активным звукоснимателем отлично сочетается с энергией музыки в стиле металл.

Благодаря своим более чистым тонам активные звукосниматели больше подходят и для студийной записи. При использовании пассивных звукоснимателей, вы получили бы гораздо больше лишнего шума, с которым придется поработать при микшировании трека.

2. По характеру обмотки: синглы и хамбакеры

Если говорить о характере обмотки звукоснимателей, то они могут подразделяться на синглы (Single ) и хамбакеры (Humbucker).

4.jpg

Название «сингл» говорит само за себя – этот звукосниматель имеет только одну катушку. Таким образом, сингл имеет один металлический проводник, который, находясь в сильном электромагнитном поле, превращается в антенну, улавливающую даже самые слабые шумы. Достоинство: точно и чисто передает звук. Недостатки: сигнал тихий, присутствуют электромагнитные помехи.

5.jpg

В отличие от сингла, хамбакер обладает двумя катушками, подключенными последовательно в противофазе, что способствует шумоподавлению. Таким образом, сигнал от струны не изменяется, а шумы, создаваемые каждой катушкой по отдельности, взаимно гасятся. Достоинства: отсутствие помех и посторонних шумов, плотный звук, небольшой размер. Недостаток: менее выраженное звучание высоких частот.

2.jpg

Существуют также рельсовые хамбакеры, которые помогают решить проблему провалов в громкости. Они имеют две встроенные пластины (рельсы), которые распределяют звук более чисто и равномерно, помогая снизить потери качества и интенсивности сигнала.

6.jpg

Две катушки также имеет звукосниматель типа хамканселлер (Humcanceller), но катушки в нем расположены одна над другой, что позволяет, с одной стороны, получить чистый и неискаженный звук, как от сингла, с другой – избежать помех и шумов.

12.jpg 

В магазинах можно встретить переключатели звукоснимателей, позволяющие расположить на гитаре датчики различных типов и в нужный момент переключаться между ними.

3. По типу магнита: альнико и керамика

Магниты, которые является неотъемлемой частью любого звукоснимателя, чаще всего изготавливают из сплавов, обычно это различные вариации сплава «альнико» (Alnico), в состав которого входят алюминий, никель и кобальт, или смесь керамики и оксидов железа (Ceramic). Мы говорим о вариациях, так как соотношение металлов в сплаве может быть различным, что существенно влияет на звук. Большинство гитаристов отдают предпочтение сплаву альнико 5. Более винтажный звук обеспечат вам звукосниматели из сплава альнико 2, меньшей мощностью и высокой чувствительностью отличается альнико 3, а альнико 8 заинтересует исполнителей тяжелой музыки.

Альнико 8 – самый сильный магнит, который, соответственно, сильнее всех притягивает струну, позволяет получить громкий звук с преобладанием высоких частот. Хорошо подходит для бас гитары.

Альнико 5 обеспечивает четкий звук, который по качеству можно сравнить со звуком керамических датчиков. Используются для исполнения и блюза, и тяжелой музыки, а также ставятся на акустические гитары.

Альнико 2 – самый слабый магнит, который почти не препятствует свободному колебанию струны, вследствие чего звук получается мягким и естественным с преобладанием средних и низких частот. Используются для исполнения джаза, блюза, кантри т.д.

стержни.jpg

Керамические датчики обеспечивают мощный звук с ярко выраженными верхам, хотя некоторым музыкантам звук кажется излишне компрессированным. Керамические магниты самые сильные, поэтому звук струны получается громким и длинным, с явно «электрическим» окрасом (преобладанием средних и нижних частот). Такие звукосниматели устанавливают на гитарах для игры тяжелого рока и металла.

4. По месту крепления: нэковые и бриджевые.

Обычно звукосниматели располагают на электрогитаре в двух местах: рядом с бриджем или максимально далеко от него, то есть у грифа. Звук в обоих случаях будет разный.

Амплитуда колебаний струны в районе бриджа меньше, поэтому бриджевый звукосниматель улавливает звук в широком диапазоне с преобладанием средних и нижних частот, насыщенный обертонами.

Нэковый звукосниматель обеспечивает более тихий звук, но при этом более чистый и четкий. Такое расположение датчика отлично подойдет для исполнения сольных партий и риффов.

положение звукоснимателя.jpg

Выбор и настройка звукоснимателей

Итак, решив заменить звукосниматель и определившись с его типом, изучите гитару, особенности ее тембра и материала, из которого она изготовлена. Вопрос о том, что же является главным в электрогитаре: звукосниматели или древесина является весьма спорным среди музыкантов. Одни считают, что звукосниматели - наше всё, они способны вытянуть любой звук, а корпус гитары является второстепенным. Другие считают, что даже самые качественные звукосниматели не спасут убогий в плане материала и конструкции инструмент.

1.Регулировка высоты

Регулировка звукоснимателя по высоте относительно струн осуществляется путем затягивания винтов, которые могут располагаться по краям корпуса звукоснимателя, либо под его крышкой. Вращайте винты равномерно, чтобы избежать перекосов. Чем ближе звукосниматель расположен к струнам, тем более плотный и сильный звук вы получите. Но избегайте соприкосновения струн с датчиком. Чем дальше (ниже) расположен звукосниматель от струн, тем менее агрессивный звук услышите. Экспериментируя с высотой расположения датчика, вы на слух определите для себя оптимальный вариант.

2.Настройка сердечника

Помимо высоты самого звукоснимателя, можно отрегулировать также высоту его сердечников, если это предусмотрено конструкцией (имеются маленькие винты). Сердечники звукоснимателя – это магнитные стержни: 6 у сингла и 12 у хамбакера. Их настройка – дело кропотливое и в какой-то степени ювелирное. Зачем этим заниматься? Чтобы получить идеальный, на ваш взгляд, и индивидуальный звук. Избегайте слишком близкого расположения сердечников и струн, это может существенно снизить качество звука.

регулировка.jpg

3. Параллельное и последовательное подключение 

Параллельное подключение (или параллельная распайка) – это соединение двух и более катушек параллельно. При переключении с одного датчика на два громкость и яркость звука не изменяются, а переключение происходит плавно. 

При последовательной распайке при переключении с одного датчика на два звук становится существенно громче, так как мощность датчиков суммируется, но при этом совместное звучание по яркости уступает звучанию по отдельности. Такая распайка применена в хамбакерах. Можно поменять распайку хамбакера на параллельную, но тогда вы получите много лишнего шума, как при двух синглах, расположенных рядом. 

Синглы и хамбакеры можно комбинировать, располагая их в фазе и противофазе, на различных расстояниях, параллельно или под углом друг к другу. Это дело индивидуального вкуса и слуха решается только экспериментальным путем.  

Заключение

Выбор среди звукоснимателей, которые отличаются типами, магнитами, материалами и т.д., сейчас очень широк. Абсолютно каждый может подобрать именно то оборудование, которое сможет удовлетворить все его запросы к качеству звука. Несомненно, звукосниматели окрашивают звук и способны радикально изменить звучание гитары, поэтому к их выбору и расположению на корпусе инструмента стоит пойти очень серьезно. Поэтому, прежде чем приступить к замене звукоснимателей, подумайте: точно ли вам это нужно, и готовы ли вы к переменам? И если ответ утвердительный, то смело экспериментируйте со звуком!

Читайте также: