Город: Не выбран
Бесплатная линия
Бренды по алфавиту:

Эффективное управление: типы и виды MIDI-контроллеров

20.01.2019

MIDI-контроллер — программное или аппаратное обеспечение, генерирующее и передающее информацию на MIDI-совместимые электронные или цифровые устройства. Сами по себе MIDI-контроллеры не издают звуков, а лишь генерируют поток данных после нажатия на клавиши, кнопки или пэды устройства. Образующиеся MIDI-события (о том, что это такое смотри здесь) передаются на звуковые модули или синтезаторы с поддержкой MIDI, которые и воспроизводят звук.

 Самым распространённым типом контроллеров являются MIDI-клавиатуры. После нажатия на клавиши, клавиатура отправляет на генераторы звука информацию о высоте ноты, её силе извлечения и длительности. Помимо клавиатур существуют духовые контроллеры, генерирующие информацию на основе силы вдуваемого воздуха (использование аналогично игре на флейте или трубе), а также электронные барабаны, которые образуют MIDI-данные от ударов палочками по пэдам.

 Несмотря на то, что самым распространённым вариантом использования контроллеров является управление музыкальными инструментами, сценарии применения MIDI-устройств значительно шире. Так, MIDI-контроллеры могут управлять светом на сцене, программами для записи музыки или цепочками эффектов.

 Типы MIDI-контроллеров

 Когда мы говорим «MIDI-контроллер», то в первую очередь подразумеваем клавиатуру, работающую в связке с какой-нибудь виртуальной библиотекой. Несмотря на это, MIDI-контроллеры — более обширная группа устройств, с помощью которых можно решать множество студийных и концертных задач.

 Условно MIDI-инструменты можно разделить на несколько групп:

 Управляющие MIDI-устройства. Чаще всего выполняются в виде клавиатуры фортепиано с дополнительными элементами управления: пэдами, слайдерами, регуляторами. Сами по себе не издают звуков и созданы управлять другими MIDI-устройствами: синтезаторами, виртуальными библиотеками, плагинами.

Электронные музыкальные инструменты. Сюда относятся синтезаторы, электропианино, сэмплеры, драм-машины, цифровые аккордеоны, электронные ударные установки, DJ-контроллеры и другие девайсы для исполнения музыки. Генерируемая во время игры MIDI-информация передается на звуковые модули или компьютер в режиме реального времени. Так, например, можно настроить цифровое пианино таким образом, чтобы оно издавало звуки ситара, подстроить громкость сэмплов, их особенности звучания.

 Конвертеры Pitch-To-MIDI. Специальные инструменты, анализирующие высоту звука и конвертирующие его в MIDI. Среди примеров можно привести модули, преобразующие человеческий голос или звучание гитары в информацию. 

03.jpg 

Секвенсоры. Записывают и хранят MIDI-данные для их последующей передачи на совместимые инструменты. С помощью секвенсоров музыкант может записать свою игру и использовать её вместе с любыми виртуальными инструментами, DAW или другими MIDI-устройствами. Такие устройства можно использовать на концертах в качества автоаккомпанемента: записали бит, придумали басовую линию, зациклили воспроизведение, а сами подыграли на гитаре.

 Устройства MIDI Machine Control (MMC). К этой группе MIDI-контроллеров относятся всевозможные устройства, управляющие записывающим оборудованием — DAW, рекордерами. С их помощью звукорежиссеры могут изменять громкость дорожек, перемещаться по проекту, переключать треки, активировать запись на нескольких или определённых треках.

 Устройства MIDI Show Control (MSC). Подобные контроллеры применяются техниками для управления светом, видеорядом, пиротехническими эффектами и множеством других сопровождающих концерты и выступления элементов. MSC-контроллеры и соответствующий софт программируют эффекты и помогают в создании комплексных шоу-программ, учитывающих все происходящее на сцене.

06.jpg

Виды MIDI-контроллеров

 MIDI проектировался с оглядкой на фортепианную клавиатуру, поэтому любые контроллеры, чей внешний вид отличается от популярного клавишного инструмента, считаются альтернативными. Появление альтернативных контроллеров было продиктовано нуждами электронных музыкантов, которые считали, что клавиатурный форм-фактор накладывает слишком много ограничений. Так как MIDI оказался очень универсальным форматом, на рынке постепенно появились контроллеры других форм и видов.

 MIDI-клавиатура

04.jpg 

Самый популярный вид контроллеров. Подобные устройства предлагают клавиатуру от 25 до 88 клавиш. В зависимости от модели, MIDI-клавиатуры оснащаются набором клавиш, регуляторов и прочих элементов управления. Большинство контроллеров такого вида делят клавиатуру на зоны, размер которых и поведение при нажатии клавиш назначается пользователем. Благодаря этому музыкант может одновременно управлять различными виртуальными инструментами, не отвлекаясь на донастройку устройства.

 Вместе с тем, иногда в роли MIDI-клавиатуры могут выступать традиционные клавишные инструменты. К примеру, ряд электропианино Casio или Roland можно использовать в роли MIDI-устройства в студии.

 Примеры из каталога: Arturia Minilab, M-Audio Oxygen 49, Novation Launchkey 25

 Духовые контроллеры

05.jpg 

Духовые контроллеры конвертируют в MIDI информацию несколько иначе. За счёт того, что данные генерируются на основе силы вдуваемого воздуха, духовые контроллеры предлагают более гибкие возможности фразировки. Подобные устройства учитывают экспрессию и артикуляцию, с которой флейтисты, саксофонисты и прочие приверженцы духовых инструментов исполняют партии.

 Внутри духовых контроллеров установлен специальный сенсор, конвертирующие давление вдуваемого воздуха в информацию о силе и громкости извлечения звука. Некоторые модели также могут управлять высотой звука за счет специальных сенсоров, считывающих давление губ. Ряд контроллеров могут имитировать принципы игры на том или ином реальном духовом инструменте — трубе, саксофоне, флейте, тромбоне. К примеру, Akai Electronic Wind Instruments имитирует деревянные духовые, в то время как Akai Electronic Valve Instrument предлагает опыт, аналогичный игре на трубе и даже имитирует работу клапанов.

02.jpg 

Помимо духовых контроллеров существуют более простые контроллеры дыхания. Такие устройства не могут активировать воспроизведение нот и работают только в паре с клавиатурой или синтезатором, отвечая за артикуляцию.

 Барабанные и перкуссионные MIDI-контроллеры

07.jpg 

С помощью MIDI-клавиатуры можно играть партии ударных, но только в том случае, если они простые. Попробуйте сыграть на клавиатуре обыкновенную дробь и вы поймёте, что это невозможно — ход клавиш слишком короткий, а отзывчивость недостаточно быстра для подобного приёма. Всех этих проблем лишены барабанные пэды, созданные для того, чтобы корректно конвертировать в MIDI игру на ударных.

 Барабанные или перкуссионные контроллеры — это второй по узнаваемости вид MIDI-контроллеров после клавиатур. Барабанные пэды могут быть частью драм-машин и обладать небольшим размером или же производиться в виде самостоятельных инструментов — тех электронных ударных установок. Желание музыкантов получить универсальное устройство привело к тому, что MIDI-клавиатуры превратились в эдакие гибридные инструменты, оснащаемые как клавишами, так и пэдами.

 08.jpg 

Помимо барабанных контроллеров, производители также выпускают и сугубо перкуссионные девайсы:. Внешне такие контроллеры предлагают увеличенные в размерах пэды с несколькими активными зонами реагирования для генерации разных звуков, что повторяет игру на перкуссии.

   Струнные контроллеры

09.jpg 

Специально для гитаристов производители придумали ряд инструментов и аксессуаров, кодирующих игру на гитаре в MIDI. К примеру, существуют специальные MIDI-звукосниматели, которые позволяют при подключении к компьютеру или синтезатору извлекать на гитаре любые звуки. При этом датчики устроены таким образом, что все струны получают собственный MIDI-канал, а музыкант получает шесть инструментов сразу.

 Помимо звукоснимателей, существуют и MIDI-гитары — контроллеры, взаимодействие с которыми идентично игре на шестиструнном инструменте. В середине 1980-х инженер Макс Мэтьюс специально для виолончелистки Лори Андерсон создал MIDI-виолончель. Также одно время производители экспериментировали с другими инструментами, выпуская MIDI-скрипки, контрабасы, мандолины. Сегодня такие контроллеры выпускаются очень редко.

 Прочие исполнительские контроллеры

10.jpg 

Одна из крупнейших категорий контроллеров, в которую входят драм-машины, DJ-контроллеры, синтезаторы, секвенсоры и прочие performance-контроллеры с множеством пэдов. Зачастую задача таких устройств заключается в том, чтобы музыкант чувствовал себя на концерте так же комфортно, как и в студии, и мог пользоваться всем доступным и необходимым ему софтом. Именно развитие подобных устройств породило разговоры о том, что сегодня музыкант на концерте — это чувак за ноутбуком.

 Каким бы ни было само устройство такого вида, оно полностью готово как к записи музыки, так и к её исполнению. К примеру, с помощью DJ-контроллера музыкант может не только играть сеты и миксовать треки со всеми вытекающими, но и управлять десятками параметров в плагинах и программах для записи музыки. Некоторые контроллеры могут работать с любым софтом, другие заточены под использование со специализированными программами — например, Serato Scratch Live или Traktor DJ.

 Студийные контроллеры

11.jpg 

Отдельная группа устройств, облегчающих запись музыки. Обычно компактные, студийные контроллеры освобождают руки звукорежиссеров: активировать запись, управлять громкостью и панорамой можно без необходимости возить мышкой по столу — достаточно нажать соответствующую кнопку или повернуть регулятор. Чем продвинутее модель, тем больше действий в разных DAW она может выполнять (в теории можно вообще отказаться от мышки, хотя на практике это не всегда удобно).

 

Также к этой группе устройств можно отнести MIDI-футсвитчи, MIDI-микшеры и фейдеры, и прочие подобные устройства.

 

Примеры из каталога: PreSonus FaderPort, Behringer X-Touch Mini, Novation Launchpad Mini

 

Автор:

Егор Ревенга, SAMESOUND.RU специально для POP-MUSIC.