Горячая линия8 800 250 55 00

Мандолина

Многие, наверняка, слышали такое приятное уху слово «мандолина», от которого веет чем-то итальянским. Многие видели этот инструмент и даже слышали его звучание в самых, казалось бы, неожиданных музыкальных произведениях. Музыкантов, владеющих игрой на мандолине, в настоящее время становится все больше, ибо постоянно возрастает интерес к этому струнному инструменту.

Мандолина - струнный щипковый музыкальный инструмент итальянского происхождения, имеет небольшие размеры и является  разновидностью лютни, но при этом имеет менее длинный гриф и меньшее количество струн. Для многих мандолина с характерным для нее тремоло ассоциируется с итальянскими народными мелодиями, что неудивительно, так как инструмент в том виде, который существует сегодня, родился именно в Италии в конце 18 века, хотя его прообразом послужила итальянская сопрановая лютня конца 17 века.

24334255.jpg

История происхождения и развития мандолины

Приближенно историю мандолины можно отсчитывать с появления в 14 веке мандолы - разновидности лютни. Распространяясь по Европе, инструмент получил множество различных названий, причем в зависимости от страны менялись и его структурные характеристики.

Впервые современный вариант мандолины со стальными струнами (так называемая генуэзская мандолина) упоминается в работах известных итальянских музыкантов (например, Гервазио Виначиа), путешествовавших по всей Европе и обучавших игре на музыкальных инструментах. Согласно этим историческим записям, можно смело предположить, что современную мандолину изобрели именно в Неаполе представители семьи Виначиа. В настоящее время самые первые образцы мандолины можно встретить в музеях Лондона, Клермонта (Калифорния) и Брюсселе. Самая ранняя из ныне существующих мандолин датирована 1744 годом.

cossman_herman_maurice-man_playing_with_his_mandolin.jpg

Сегодня мандолина является сольным, аккомпанирующим и ансамблевым инструментом. Оркестры, состоящие из мандолин разных размеров называются неаполитанскими.

Если говорить о России, то стоит отметить, что мандолина была весьма популярна в досоветское и постсоветское время. Звучание мандолины можно было услышать в фильмах и в самодеятельности народов СССР наравне с национальными инструментами. На мандолине играет гитарист группы «Ария» Владимир Холстинин.

f_4220254.jpg

В настоящее время возможности мандолины всё больше используются в современной музыке. Этот инструмент можно услышать в композициях таких исполнителей, как Led Zeppelin,  R.E.M., Nightwish, In Extremo,  Metallica, STIX, Jethro Tull, Paul McCartney, The Doors. Величайшим музыкантом, играющим на мандолине, по праву считается американский музыкант Дейв Аполлон (Он умер в 1972 году, так что, увы, больше не играет. На самом деле он конечно великий, но нельзя так просто его одного выделить, лучше как-то перефразировать, или сделать упор на то, что он из Киева, например. Он скорее был одним из первых мандолинистов, который вывел мандолину на охеренный уровень, потому что он и сейчас по записям так вдувает, что многим и не снилось).

Разновидности мандолины

Сегодня самым распространенным типом мандолины является неаполитанская мандолина, хотя и другие ее виды широко используются в самых разнообразных музыкальных стилях и направлениях – от музыки ренессанса до рока. В США, например, самым распространенным видом является блюграссовая мандолина.

Существуют два основных направления: это академическая традиция и кантри. Из академической вырастают разновидности мандолин в кельтской музыке (бузуки), бразильской (бандолина) и т.д. Кантри развивалась с А-style формы классической мандолины, но ее F-style - это уже совершенно отдельная и очень популярная разновидность мандолины.

Мандолины А-стиля имеют каплеобразную и овальную форму. Данный термин появился от А-типа мандолины Гибсона, произведенной в начале 20 века. Большинство инструментов данного типа имеют резные верхушки и спинки, в некоторых случаях могут быть арочными, как на скрипке. Мандолины А-стиля с арочными элементами часто имеют плоскую спинку, чтобы можно было отличить их от чашевидной мандолины и могут быть больше похожи на гитару. Модели A-стиля популярны среди классических, народных и кельтских музыкантов.

Мандолины А-стиля.jpg

Мандолины F-стиля обычно имеют точки деки на нижней стороне инструмента, что тонко влияет на звучание и обеспечивает точку опоры на бедра сидящего музыканта. Некоторые современные скрипичные мастера и производители мандолин создали ответвления, и позаимствовали некоторые атрибуты из оригинальных моделей F-стиля, но добавили свои собственные современные штрихи. Мандолины F-стиля, иногда называемые флорентийскими мандолинами, являются первым выбором для большинства блюграсс и кантри музыкантов.

Мандолины F-стиля.jpg

Итак, выделяют следующие разновидности мандолины:•        

  • Неаполитанская

  • Миланская

  • Португальская

  • Мандриола

  • Мандола

  • Мандолина октавная

  • Мандочелло

  • Лаоуто

  • Мандо-бас

  • Сопранино мандолина 

  • Ирландский бузуки

  • Цистра

Почему так много видов у такого, казалось бы, незамысловатого инструмента? Да потому что мандолины различаются и по числу струн, и по форме корпуса. Например, у неаполитанской мандолины корпус грушевидный, наподобие лютневого, а у португальской мандолины нижняя дека корпуса плоская. У мандолины-блюграсс плоские деки, и на верхней деке имеются два выреза-эфы в форме вытянутой буквы S.

Кстати, мандолины с грушевидным («лютневым») корпусом имеют более мягкое и сильное звучание, а плоские разновидности звучат резче.

Неаполитанские мандолины отличаются  миндалевидным и выгнутым, словно шар, корпусом, изготовленным из изогнутых досок. Такой инструмент имеет четыре двойные струны, строящиеся в унисон повторяющие строй скрипки. Аппликатура такой мандолины - скрипичная.

неаполитанская мандолина.jpg

Миланская мандолина отличается тем, что имеет пять двойных струн.

У португальской мандолины корпус, а значит и верхняя, и нижняя деки почти плоские, наличествует обечайка. На верхней деке у грушевидной мандолины имеется резонаторное отверстие в виде розетки, а у плоской - эфы. Розетки часто инкрустированы.

   португальская.jpg

Мандриола или трихордия (сицилийская мандолина) - среднеевропейский вариант мандолины с четырьмя тройными струнами, обычно используется в мексиканской народной музыке. Нижняя тройная струна мандриолы (соль, G) может строить в унисон либо через октаву.

Mandriola.jpg

Мандола (называемая также мандора, мандоле, пандурина, бандурина, тенор-мандола) является предком мандолины и имеет мензуру около 16.5 дюймов (420 мм) и строй C-G-D-A. 

Мандола.jpg

Мандолина октавная настраивается на октаву ниже мандолины. Имеет мензуру 20-23 дюйма (500-584 мм), строй G-D-A-E.

Мандолина октавная.jpg

Мандочелло – вид мандолины, который имеет размеры и мензуру, близкие к гитаре - 25-27 дюймов (635-686 мм) и строй C-G-D-A.

Мандочелло.jpg

Лаоуто – близкий «родственник» мандочелло, имеет мензуру 28 дюймов (712 мм), строй C-G-D-A и используется в континентальной Греции.

laouto.jpg

Мандо-бас создан на основе контрабаса, имеет такую же мензуру - 43 дюйма (1100 мм), бывает восьмиструнным (как классическая мандолина) и четырёхструнным. Строй четырёхструнного мандо-баса - E1-A1-D2-G2, восьмиструнного - G1-D2-A2-E3 или C1-G1-D2-A2. 

Мандо-бас.jpg

Сопранино мандолина (или малая мандолина) встречается довольно редко, но всё же имеет место быть. Имеет мензуру 9.5 дюймов (240 мм) и строй C4–G4–D5–A5. 

Ирландский бузуки (или зук)  имеет с мандолиной общее устройство - четыре двойные струны, настраиваемые попарно. Имеет мензуру 21-24 дюйма (530-610 мм), строй G-D-A-E или G-D-A-D.  

Ирландский бузуки.jpg

Также к семейству мандолин можно отнести современную циcтру, которая имеет пять двойных струн, настраиваемых как D-G-D-A-D или G-D-A-D-A, мензуру 20-22 дюйма (500-550 мм) и по звучанию напоминает октавную мандолину с дополнительной парой струн. 

цистра.jpg

Внешний вид мандолины

Корпус мандолины (обычно деревянный) имеет каплевидную форму и состоит из набора ребер выполненных из твердых пород дерева (клен, вишня, черное дерево, палисандр и т.д.). Деки выполнены обычно из ели, иногда из кедра. Верхняя дека плоская, в итальянском классическом (неаполитанском) варианте имеет перегиб в области подставки. Нижняя дека в этом случае выпуклая, напоминающая по форме половинку груши, состоящую из отдельных сегментов.

2_505.280_main.jpg

Гриф мандолины может быть изготовлен из лиственницы, кедра, клена, палисандра и т.д. Шея грифа гораздо короче, чем у лютни и имеет десять металлических (или из слоновой кости) ладов. Накладка грифа выполняется чаще всего из палисандра или черного дерева, заходит на верхнюю деку, крепится к ней без зазоров и может нависать над розеткой. Имеет дополнительные лады, число которых может доходить до 24-х.

Головка грифа плоская, традиционно с прорезями для колков. Колки традиционно выполнялись из дерева или кости и крепились также с помощью деревянных гвоздей, у современных мандолин они в основном механические металлические и могут крепиться к головке грифа и без прорезей.

Верхний порожек и подставка изготавливаются из прочной древесины или слоновой кости. Подставка, не имеет крепления и может двигаться для настройки.

Струнодержатель может быть выполнен из металла, слоновой кости или дерева.

mandparts1.jpg

Количество струн у мандолины зависит от ее типа, которые были рассмотрены выше. В настоящее время струны изготавливаются из высокоуглеродистой стали, а обмотка из посеребренной стали, бронзы, фосфорной бронзы, меди, никеля, латуни, реже серебра, толщиной 009p-012p-021w-036w, 010p-014p-024w-038w или 011p-015p-026w-040w. Буква «p» означает, что струны без обмотки (plain — ровный, гладкий), а буква «w» указывает на струны с обмоткой (wounded — обмотанный).

Техника игры

Мандолина предполагает игру как сидя, так и стоя. При игре сидя, обычно, одна нога перекидывается через другую, и на нее опирается корпус инструмента. Игра стоя требует дополнительного напряжения рук для поддержки инструмента, поэтому удобнее использовать ремень. При этом гриф приподнимается немного вверх к левому плечу (если вы правша, конечно).

Техника игры похожа на игру на гитаре: большой палец охватывает шейку грифа, а остальные четыре пальца находятся над накладкой и  прижимают струны к ладам. Для максимально быстрой игры пальцы не должны слишком высоко подниматься над струнами. Помимо игры на отдельных струнах используются и аккорды.

Для игры правой рукой на мандолине редко используют пальцы, чаще - плектр (медиатор) или даже птичье перо. Медиатор держат в правой руке, зажимая между большим и указательным пальцами. Чтобы медиатор не застревал между струнами, его рабочая часть должна быть выдвинута из пальцев не более чем на 5-6 мм. Остальные пальцы в активной «работе» не участвуют. Рука предплечьем опирается на корпус чуть выше струнодержателя. Кисть, нависая над подставкой, располагается в продольной оси струн. Удары по струнам наносятся только движением кисти сверху вниз и снизу вверх с одинаковой силой. Тембр звука меняется в зависимости от места нанесения ударов: ближе к подставке или к грифу он более резкий, дальше – мягче. Оптимальное место извлечения звука  - над резонаторным отверстием, в случае его отсутствия (эфы) - в 4-6 см от нижнего края накладки грифа.

Основные приемы игры на мандолине:

  • Удар вниз

  • Удар вверх

  • Переменный удар

  • Тремоло - быстрое повторяющееся чередование ударов вниз-вверх.

Также используются красочные приемы игры на струнных щипковых инструментах: скольжение (скрипичное спиккато при игре аккордами),  глиссандо,  вибрато, пиццикато, пришедшие из гитарной техники: hammer on, pull off и bend, расгеадо, пульгар, тамбора.  А также флажолеты и мелизмы (украшения): форшлаги, морденты, группетто, трели.

Металлические струны мандолины издают короткий звук, поэтому протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука - тремоло.

В настоящее время популярность мандолины постоянно возрастает, она  активно используется в таких музыкальных направлениях, как блюграсс, кельтская музыка, джаз и классическая музыка. А современные электоакустические возможности инструмента позволяют  играть на мандолине в достаточно «громких» музыкальных стилях.

МАНДОЛИНА STAGG M50E.jpg





Читайте также: