Горячая линия8 800 250 55 00

Все о полуакустических гитарах

В сегодняшней статье мы поговорим о полуакустических гитарах и всем, что с ними связано.

1.jpg

Гитара Epiphone Casino Cherry

Что есть что?

Очень часто начинающие музыканты путают полуакустические и электроакустические гитары, но на самом деле это далеко не одно и то же. Электроакустическая гитара – это акустическая гитара, в которой используется система подзвучки, пьезозвукосниматель или специальный конденсаторный микрофон и активный преамп. В отличие от электроакустики, такая гитара хоть и имеет полый корпус, но для снятия звука в ней используются магнитные звукосниматели, как на обычных электрогитарах.

Немного истории

История инструмента начинается в 30-х годах. С развитием музыки исполнители стали испытывать острую необходимость в гитарах, которые могли бы звучать громко, чтобы не теряться на фоне других инструментов. Особенно это касалось гитаристов, работающих в составе оркестров и джазовых биг-бэндов. Спрос рождает предложение – производители инструментов начали эксперименты по созданию гитар, которые можно было бы подзвучить с помощью усилителя.

В 1936 году компания Gibson представила первый такой инструмент – Gibson ES-150S. За основу был взят популярный на тот момент серийный джазовый арктоп, но с установленным на нем магнитным звукоснимателем Charlie Christian.

Арктоп – гитара с полым корпусом и выпуклой верхней и нижней декой, резонаторными отверстиями в форме буквы f.

2.jpg

Гитара Gibson ES-150S


Чистый и громкий звук ES-150S мгновенно полюбился джазовым гитаристам того времени и стал революционным шагом на пути к появлению электрогитары. После успеха ES-150S, в 1949 Gibson представляет еще две модели полуакустических гитар ES-175 и ES-5. Учитывая пожелания музыкантов после экспериментов в 1958, Gibson представляет целую серию вариаций полуакустических гитар, в том числе и полуакустику с более тонким корпусом, цельным центральным блоком и вырезом для удобного доступа к верхним ладам. В то же время успех инструментов Gibson подстегивает других производителей инструментов на разработку своих собственных версий полуакустических гитар. Rickenbacker представляют свою легендарную 330-ю серию, а Gretsh – популярную до сих пор модель 6120.

3.jpg

Edge – гитарист рок-группы U2 с гитарой Rickenbacker 330

Виды корпусов полуакустики

На данный момент производятся несколько типов корпусов полуакустических гитар:

  • Hollow Body. Гитары с большим, полностью полым корпусом, они же джазовые гитары. Прямые потомки тех первых электрофицированных арктопов. Обладают очень глубоким, мягким, бархатным тембром и сравнительно коротким сустейном. Другой их особенностью является быстрая заводка на больших громкостях, что делает их малопригодными для игры в громких, агрессивных стилях.

Пример: ARIA TA-TR1.


  • Semi-Hollow Body. Гитары с более тонким корпусом и центральным блоком из цельного дерева. Обладают более резким, ярким звуком. За счет центрального блока снижена склонность к заводкам и обратной связи, увеличен сустейн. При этом они сохраняют значительную часть характерного для Hollow body гитар резонанса.

Пример: EPIPHONE DOT.

  • Thin Line. Как правило, это полая вариация на тему цельнокорпусной электрогитары, повторяющая форму прототипа и имеющая центральный блок. Пустоты добавляют такой модели дополнительный резонанс и глубину.

Пример: CRAFTER CT-125C/BK.


Какими же особенностями обладают полуакустики?

4.jpg

Подписной Ibanez GB10 джазового гитариста George Benson

  • Характерный более чистый, глубокий и мягкий звук. При этом даже на сильном перегрузе эти гитары сохраняют отличную читаемость, не теряются в миксе.

  • Их можно использовать для занятий в неподключенном состоянии. Они звучат тише акустических гитар, но при этом они в неподключенном состоянии звучат громче, чем неподключенная электрогитара, и этого вполне достаточно для тихих занятий.

  • Вес. За счет полого корпуса вес большинства полуакустик ощутимее меньше электрогитар.

  • Склонность к заводкам. Минус, который привел в свое время к снижению популярности этих инструментов, был переосмыслен в 90-х такими гранжевыми исполнителями и гитаристами-экспериментаторами, как Pearl Jam и Sonic Youth, и с успехом используется до сих пор во многих стилях для креативной работы с контролируемой обратной связью.

  • Стильный и строгий внешний вид. Несмотря на это, современные полуакустики зачастую обладают весьма «хулиганским характером», начинкой и эргономикой под стать гитарам для «металла» и могут дать фору последним по звуковым свойствам и возможностям.

5.jpg

Schecter Hellraiser SOLO-6 E/A


Пример современной универсальной полуакустики Schecter Hellraiser SOLO-6 E/A. Это Thin Line полуакустика с центральным блоком, облегченным доступом к верхним ладам, сетом активных звукоснимателей EMG с отсечками и пьезозвукоснимателем, встроенным в бридж, с возможностью использования его как отдельно, так и в миксе с EMG. Не существует в мире таких задач, которые были бы не по зубам этой гитаре.

Звук

На данный момент на рынке представлено огромное количество вариаций, подходящих под самые разнообразные требования и цели. Можно найти полуакустические гитары с различными комбинациями звукоснимателей: хамбакеры, в том числе и с активными EMG, классические синглы, P90, lipstick, дополнительный пьезозвукосниматель, встроенный в бридж.

Корпус

Для изготовления полуакустических гитар используются различные сорта дерева. В классическом варианте – ламинированный клен, но существуют модели из композитных материалов, например Danelectro Convertible. На современные полуакустические гитары устанавливают различные бриджи и струнодержатели, начиная от классических для таких типов гитар плавающих бриджей, Tune-o-Matic, Bigsby и даже Floyd Rose.

6.jpg

Подписная модель гитариста NU-Metal группы Limp Bizkit Уэса Борланда – Yamaha CV820 WB

Применение

Несмотря на распространенное мнение о том, что полуакустические гитары – это инструменты для джаза и блюза, их с успехом используют музыканты, работающие в самых разных жанрах – от поп-музыки до рока, от металла до экспериментальных стилей музыки, от панк-рока до серф-рока и рокабилли. Среди известных гитаристов, которые очень активно использовали и используют этот тип гитар: John Lennon (Beatles) – Epiphone Casino, B.B. King – Gibson Lucille, Wes Borland (Limp Bizkit) – Yamaha CV820 WB, Troy Van Leeuwen (Queens of a Stone Age) – Yamaha SA503 TVL, Porl Thompson (The Cure) – Schecter Porl Thompson Corsair Bigsby, George Benson – Ibanez GB10 и многие другие.

7.jpg

Tim Armstrong – гитарист панк-группы Rancid – и его подписной Gretsch G5191BK TIM ARMSTRONG SIGNATURE ELECTROMATIC

Вместо заключения

При выборе инструмента не стоит пренебрежительно относиться к полуакустическим гитарам. По возможности, уделите время и послушайте один-два экземпляра. Возможно, именно полуакустики смогут дать вам тот звук, который вы искали и долго не могли найти у цельнокорпусных гитар.

Читайте также: