Горячая линия8 800 250 55 00

Запись бас гитары

Скорее всего, каждый басист когда-нибудь столкнется с вопросом записи гитары, особенно, если он играет в музыкальном коллективе, так как басовая партия является важной составляющей профессионального микса, и качество ее исполнения и записи должно быть на высоте. Вы можете учиться на своих ошибках, экспериментируя с типами подключения и оборудованием, а можете прислушаться к советам тех, кто всё это уже попробовал и сделал некоторые выводы.

maxresdefault.jpg

Запись бас гитары во многом зависит от оборудования для звукозаписи, но в первую очередь позаботьтесь о том, как звучит ваша гитара. Что такое хороший звук, вам вряд ли кто-то ответит, но очевидно, что у гитары должны быть глубокий низ, четкий верх и приличный сустейн, при этом должны отсутствовать посторонние звуки (срежет, дребезжание и т.д.).

Перед тем как говорить о методах звукозаписи и оборудовании, важно обратить внимание на следующие моменты.

  • Главное в записи баса – хорошее владение инструментом.

  • Обеспечьте бас гитаре натуральное, неокрашенное звучание. Любых эффектов можно достичь позже.

  • Подойдите серьезно к выбору струн: в разных музыкальных жанрах струны должны и будут звучать по-разному.

  • Обратите особое внимание на регулировку тона на гитаре, он играет важную роль в формировании звука.

Перейдем непосредственно к записи бас гитары. Записать звук гитары легко, тут нет никаких премудростей, но вот получить крутой качественный звук – это уже задача посложнее. Поэтому можно использовать разные способы записи баса, а также комбинировать их в поисках лучшего звука.

Основные способы записи бас гитары:

  • В линию (только через звуковую карту)

  • Через DI-BOX

  • С помощью микрофона

  • С помощью процессора эффектов

Остановимся на каждом методе подробнее.

1. Запись бас гитары в линию только с помощью звуковой карты

Это самый простой способ записать бас, ибо вам понадобятся только кабель, аудиоинтерфейс и компьютер. Последовательность действий следующая: гитара подключается с помощью кабеля к карте, карта - к компьютеру, выставляете уровни и включаете запись в DAW.

Подключить гитару можно в линейный вход (типа «джек») аудиоинтерфейса, но в этом случае вы можете перегрузить карту по сопротивлению и не сможете регулировать уровень сигнала. Поэтому лучше записывать бас напрямую, подключив его к инструментальному входу (комбовходу) аудиоинтерфейса, который обычно имеет регулировки по входному сигналу.

2.jpg

Рекомендуется использовать внешнюю звуковую карту с USB-интерфейсом в совокупности, например, со следующим программным обеспечением: Cubase, Ableton, Logic Pro.

Достоинства данного метода

  1. Минимум оборудования

  2. Минимум заморочек, никакой настройки, всё предельно просто.

Недостатки:

  1. Небалансный сигнал, что связано с использованием гитарного кабеля.

  2. Риск перегрузить карту из-за несогласованности уровня сигнала в случае активных звукоснимателей.

NATIVE INSTRUMENTS KOMPLETE AUDIO 2.jpg

2. Запись через DI-BOX

В данном методе между гитарой и картой вы включаете в цепь DI-BOX. То есть сигнал от гитары идет по небалансному кабелю типа «джек-джек» к дибоксу, там преобразуется в балансный и далее по микрофонному кабелю идет в микрофонный вход аудиокарты.

3.jpg

Директбокс (дибокс, DI-BOX) представляет собой устройство, преобразовывающее высокое сопротивление в низкое, чтобы затем передать его на микшерные пульты, мониторы или аудиоинтерфейсы, которые обычно имеют низкое сопротивление на линейных входах. Дибокс часто используют во время концертов, когда нужно чистый балансный сигнал передать на большие расстояния, например, звукорежиссеру.

ДИРЕКТ-БОКС ART PDB.jpg


Дибоксы встречаются трех типов:

  1. Пассивные имеют встроенный повышающий трансформатор, качество которого напрямую зависит от его цены. Сэкономив, вы можете получить мутный и тихий звук. Но если вы хотите добиться ретро-звука в стиле 70-х гг., то качественные (читай «дорогие») пассивные дибоксы справятся с этой задачей отлично.

  2. Активные транзисторные дибоксы внесут ясность и четкость в сигнал, но могут и добавить посторонние шумы, что связано с необходимостью использования блока питания.

  3. Активные ламповые дибоксы, как и всё ламповое в электронике, подарят вам теплый и более интересный звук.

Запись бас гитары через дибокс и аудиоинтерфейс используют для получения чистого звука гитары, который затем можно подвергнуть обработке, например, с помощью VST-плагинов. При таком подходе открывается больше возможностей для формирования звучания баса.

Достоинства метода:

  1. Согласованные по сопротивлению входящий и выходящий из дибокса сигналы.

  2. Небалансный сигнал преобразуется в балансный, а значит уменьшаются помехи.

  3. Чистый и объемный звук.

Недостатки:

  1. Необходимость приобретать DI-BOX, причем его цена имеет значение, так как сказывается на качестве.

  2. Звук «стерильный», в нем не хватает низов, которые обеспечивают динамик и микрофон.

ДИРЕКТ-БОКС ART DUAL RDB.jpg

3. Запись с помощью микрофона

Хороший усилитель + кабинет или комбоусилитель в сочетании с микрофоном поможет получить максимально естественный звук бас гитары и точно передать характер баса.

Бас-гитарный усилитель YERASOV BASSTODON.jpg

БАСОВЫЙ КАБИНЕТ BUGERA BT115TS.jpg 

Комбоусилитель (или комбик) является более бюджетным вариантом, чем басовый усилитель и кабинет в тандеме. Особенность басовых комбиков в том, что они имеют более сильные уровни отклика на низких частотах.

КОМБИК БАСОВЫЙ VOX PATHFINDER 10B.jpg

При выборе микрофона важно обратить внимание на две его характеристики: это частотные характеристики (Frequency Response) и уровень звукового давления (SPL). Что касается частотных характеристик микрофона, то он должен иметь хороший отклик на низких частотах, небольшой провал на средних и небольшой пик в районе 3-5 кГц. В плане уровня звукового давления при записи бас гитары предпочтение лучше отдать микрофонам динамическим, но и конденсаторный микрофон вы тоже можете использовать с условием контроля уровня сигнала.

микрофоны.jpg

Если говорить о диаграмме направленности, то для записи бас гитары лучше выбрать кардиоиду, которая не так восприимчива к посторонним и отраженным звукам. Для более естественного звука можно использовать микрофон с круговой диаграммой направленности, но при условии правильного акустического оформления помещения.

Что касается расположения микрофона, то тут нет определенных правил, а идеальное положение находится исключительно экспериментальным путем. Регулируя расстояние от микрофона до динамика и угол его расположения, вы сможете «поиграть» с теплотой и прозрачностью звука. Чем ближе микрофон к центру диффузора динамика, тем резче звук. При удалении микрофона звук становится более натуральным и объемным. Но чем дальше расположен микрофон, тем больше отраженных звуков он зафиксирует, речь идет об отражении от гладкого пола, например, или от стен. Поэтому отдайте предпочтение звукопоглощающим поверхностям, например, ковру. Проводите эксперименты с различным расположением (в пределах 10-45 см между микрофоном и динамиком) и слушайте, только слух подскажет вам верный вариант.

3.jpg

Можно бас гитару записать с помощью двух микрофонов, один из которых (динамический) устанавливается непосредственно перед кабинетом и направляется в динамик, а второй (обычно конденсаторный) располагается за кабинетом на расстоянии более 1 метра. В этом случае первый микрофон запишет яркий и четкий звук, с выраженной атакой, а второй - насыщенный и глубокий низ. Важно помнить, что в случае использования сразу двух микрофонов, нужно располагать их на одинаковом расстоянии от кабинета, чтобы избежать задержек и разности фаз.

4. Запись с использованием процессора эффектов

Не самый распространенный, но возможный, способ записи бас гитары, что связано с тем, что записанный сигнал уже обработан, и очистить его от этих обработок представляется сложным либо невозможным. Лучше записать чистый сигнал, а затем подвергнуть его обработкам с помощью VST-плагинов, либо писать два сигнала одновременно: один - через процессор (или педаль), другой – в линию через дибокс. Во втором случае вы используете дибокс, который подключается к бас гитаре, а выходной сигнал идет по двум кабелям: балансный в микрофонный вход карты и небалансный в процессор эффектов.

Басовый процессор ZOOM B3N.jpg

Довольно часто используют сочетание дибокса и микрофона, когда на два входа аудиокарты подаются два сигнала. Так можно получить четкий настоящий звук бас гитары с дибокса и более объемный с хорошими низами звук с микрофона.

Некоторые советы по записи бас гитары

  • Обратите внимание на акустическое оформление помещения.

  • Отдайте предпочтение чистому и сухому звуку, без обработки. Эффекты можно наложить потом.

  • Комбинирование, например, дибокса и микрофона обеспечивает реальное звучание гитары и целых две дорожки для последующих экспериментов.

  • Правильно подберите микрофон (динамический, инструментальный, для записи бас гитары или бас бочки).

  • Многократно повторяйте запись, пока не достигнете идеального варианта.

bass-guitar-solid-mixing.jpg

Делаем выводы: в записи бас гитары не может быть правильного и неправильного подхода. На первом месте снова эксперимент и ваш слух. Используйте различные методы и оборудование в поисках лучшего звука. Не спешите использовать педали эффектов при записи, ибо внести изменение в уже обработанный звук сложно. Экспериментируйте с различными плагинами, воплощая любые свои идеи. И успехов в творчестве!


Читайте также: