Горячая линия8 800 250 55 00
В статье мы расскажем о бас-примочках и звуковых эффектах. После прочтения вы будете знать, какие из них подойдут именно вам, как включить их в цепь эффектов, и какие дополнительные аксессуары для этого могут понадобиться.

Что такое «педаль эффектов»?

Педаль эффектов (примочка, педаль) — электронное устройство, предназначенное для обработки звука музыкального инструмента. Проще говоря, небольшая квадратная коробка, которая обычно стоит на полу перед гитаристами во время концерта. Включается или отключается при нажатии.

Примочки используют для изменения звука гитары.  В современной музыке все реже используют «чистый», необработанный звук. Музыканты всего мира постоянно экспериментируют с различными эффектами, чтобы найти свой «саунд», и басисты - не исключение. Эффекты для баса нужны не только затем, чтобы звучание бюджетного инструмента приблизить к высококачественному, но и для того, чтобы добавить новых красок к уже известной мелодии.

Педаль эффектов нужна для обработки звука музыкального инструмента

Как выглядят педали эффектов?

Любой эффект может быть выполнен в виде аналоговой педали в отдельном корпусе. Напольный или, реже, настольный гитарный процессор объединяет множество цифровых примочек в одном приборе. Существуют также рэковые вариантыпроцессоров эффектов и мультиэффектов, которые помещаются в стойку для оборудования.

1. Отдельная примочка «заточена» под один эффект, поэтому качество последнего обычно немного выше, чем эффектов в составе процессора. Если вы точно знаете, как хотите обработать звук вашей бас-гитары, то отдельная педаль – ваш выбор.

Отдельная басовая примочка стоит, в среднем, от 2000 до 15000 рублей в зависимости от бренда, качества звучания и навороченности настроек.

 Пример отдельной басовой примочки

Если примочка рассчитана на один эффект, то качество последнего будет выше по сравнению с эффектами процессора

Преимущества:

  • Недорогая цена.
  • Компактность.
  • Удобство в использовании при «живом» исполнении.
  • Аналоговый звук.

Недостатки:

  • Обычно всего один эффект.
  • При использовании нескольких педалей возникают сложности с коммутацией.

2. Напольный процессор сочетает в одном корпусе множество цифровых эффектов, эмуляторов предусилителей, а также других полезных примочек бля бас-гитары. Процессоры подойдут для музыкантов, которые хотят поэкспериментировать с различными звуками, использовать разные эффекты и их сочетания в одном устройстве. Диапазон цен ? от 5 000 до 30 000 руб.

На фото – напольный процессор

Напольный процессор сочетает множество эффектов и полезных примочек

 

Преимущества:

  • Большое количество эффектов в одном корпусе.
  • Возможность играть в наушниках без использования комбика.
  • Встроенный тюнер для настройки гитары.
  • Возможность подключать инструмент непосредственно в пульт или линейный вход звуковой карты.

Недостатки:

  • Цифровое звучание обычно уступает аналоговому.
  • У некоторых топовых моделей достаточно большие габариты.

На нашем канале на YouTube можно посмотреть видеоролики на басовые процессоры. Один из них:


3. Рэковые варианты процессоров используют для работы в студии. Качества звука педалей, приемлемого на концерте, недостаточно для студийной записи: педаль фонит, имеет низкое отношение сигнал/шум, иногда щелкает при переключении и т.п. Рэковые устройства предназначаются, прежде всего, для звукорежиссера, а не музыканта-исполнителя. Они имеют больше возможностей для регулировки параметров звука, чем концертные. Некоторые из рэковых процессоров имеют ножной контроллер. В этом случае устройством управляет сам музыкант. Цены на такие процессоры самые высокие.

На фото – панели рэкового процессора  

Для работы в студии используют рэковые процессоры

Преимущества:

  • Качество звука.
  • Удобство при работе в студии.

Недостатки

  • Цена.
  • Не удобно использовать при «живом» исполнении.

Типы эффектов

Может показаться, что существуют сотни различных примочек, но на самом деле все они представляют собой модификацию нескольких базовых эффектов. Эти эффекты можно поделить на четыре категории, которые мы рассмотрим ниже. Речь пойдет только об эффектах, которые чаще всего применяют басисты.

1. Эквалайзер.

Устройство изменяет баланс между различными частотами, что помогает сделать звучание инструмента более четким и приятным. Например, если усилитель хорошо усиливает низкие частоты и плохо средние, в результате получится «грязный» невнятный звук. В этом случае небольшое ослабление низких частот и поднятие средних сделает звук более ярким. Видеообзор на самый популярный басовый эквалайзер выложен на нашем канале на You Tube:


2. Динамические процессоры.

Эти устройства работают с динамикой (громкостью и мягкостью) сигнала.

  • Компрессор (compressor) уменьшает динамический диапазон сигнала, усиливая слабые ноты и ослабляя сильные. То есть как бы сглаживает сигнал, делает переход от ноты к ноте более последовательным.

Компрессор любят начинающие музыканты: он выравнивает погрешности их игры.  Тем не менее и опытные исполнители часто используют этот эффект для баса. Необходимость в устройстве может возникнуть, например, при использовании разных техник звукоизвлечения. Как вариант ? при переходе с игры пальцами в области звукоснимателей на слэп (slap) заметно прибавляется уровень громкости. Если далее последует переход на игру пальцами, то на слух это воспримется как провал звука бас-гитары.

Послушаем, как звучит одна из примочек этого типа:


  • Лимитер (limiter) сглаживает пики в игре бас-гитариста, делая звучание более ровным без потери динамики. Педаль хорошо показывает себя в технике игры слэпа и поп-рока. Этот эффект, в отличии от компрессора, не будет подтягивать слабо звучащие ноты, а только «срежет» пики при активной игре. Зато основной сигнал останется нетронутым.

  • Шумоподавитель (noise reduser) делает тихий звук еще тише. Он может подавлять шумовой фон, когда вы не играете.

  • Wah-Wah («вау-вау», «квакушка») — звуковой эффект, позволяющий динамически изменять тембр. По сути устройство является параметрическим фильтром, у которого с помощью педали изменяется центральная частота пика. Вот наш видео обзор:


3. Синтезирующие эффекты.

  • Дисторшн (distortion) – переводится с английского как «искажение» или «нарушение». Это тот самый всем известный рев гитары – резкий и брутальный. Дисторшн считается синтезирующим эффектом, поскольку он добавляет сигналу высокие частоты, которых не было раньше. В результате звук становится более грубым и «сырым», хотя некоторые отдельно взятые экземпляры при работе с бас-гитарой создают очень приятное звучание. Чаще всего дисторшн снабжен двухполосным эквалайзером и регулятором баланса между «чистым» и перегруженным звуком, чего не бывает на гитарных драйвах.


  • Овердрайв (overdrive) – подвид дисторшна, имитирующий ламповый перегруз. Это более плавное ограничение по амплитуде, когда верхушки синусоиды обрезаются не ровной линией, а плавно закругляются. Можно сказать, что овердрайв – это легкий дисторшн. Он добавит «хруста» в звучание вашей бас-гитары


  • Фузз (fuzz) – еще один родственник дисторшна. Это очень сильный перегруз звука. Так как fuzz кардинально меняет звучание гитары, его хорошо использовать во время интро или соло.


  • Октавер (octaver) - добавляет к сигналу его копию, которая выше или ниже основного тона на одну-две октавы. Эффективная штука, если вы играете высоко по грифу. Вы можете, не теряя времени, переходить с высоких нот на низкие. При использовании октавера создаётся впечатление, что вместо одного инструмента играют сразу два в разных октавах.

  • Басовый синтезатор (basssynthesizer) сочетает в одной педали множество звуков аналоговых синтезаторов. Он превращает классическое звучание бас-гитары в современное и оригинальное, которое используется в самых прогрессивных направлениях музыки.


4. Эффекты, основанные на задержке времени.

  • Дилэй (delay) — звуковой эффект, имитирующий чёткие затухающие повторы исходного сигнала. Он формируется следующим образом. К исходному сигналу с задержкой по времени добавляются его копии - одна или несколько.

По принципу действия дилэй схож с ревербератором и отличается от него лишь временем задержки, которая длится не менее 50-60 миллисекунды (мс).

  • Хорус (chorus) имитирует хоровое звучание музыкальных инструментов. Эффект реализуется путём добавления к исходному сигналу его собственной копии, сдвинутой по времени на 20-30 мс, причём время сдвига непрерывно меняется. Создается впечатление, будто играют несколько басистов.


  • Флэнжер (flanger) напоминает «летящее» звучание. По принципу работы схож с хорусом, но отличается от него временем задержки (5—15 мс) и наличием обратной связи (feedback).

Дополнительные педали

  • Ди-бокс (Di-box). Представляет из себя трансформатор с предусилителем. Незаменим на концертах при подключении в линию пульта. Выравнивает сопротивление и входной/выходной сигнал, убирает шумы. Часто дибокс встроен в басовые преампы или процессоры.

  • Преамп (preamp). Это объединяющее звено между инструментом и усилителем. Он дает основной окрас звуку. Преамп практически всегда используют при студийной записи. Применение в концертной практике или на репетициях зависит от класса усилителя, частично от самого инструмента (многие современные бас-гитары имеют встроенный активный темброблок с преампом) и, наверное, от привычки.


Как подключать педали эффектов?

На фото – схема подключения

Схема подключения

 

Самая простая схема подключения выглядит следующим образом: бас-гитарный провод-примочка-гитарный провод-усилитель.

Если вы используете несколько эффектов, между каждым из них обязательно должен быть дополнительный гитарный провод. При работе с процессором лишних проводов не нужно, т.к. все эффекты будут в одном устройстве.

Продвинутые музыканты пользуются так называемой петлей эффектов (fx loop): подключают некоторые примочки после преампа, но до усилителя.

На фото – схема подключения «петля эффектов» 

Схема подключения «петля эффектов»

Цепь эффектов

При создании цепи эффектов важна последовательность подключения примочек. Обычно ставят ди-бокс и компрессор, перегружают улучшенный оптимизированный сигнал, подключают модуляторы и синтезаторы. Эквалайзер может быть как в начале, так и в конце цепи.

Такие эффекты, как хорус и делай, нужно применять особенно аккуратно. Без дополнительного обрезания нижней частоты на выходе может получиться звуковая каша. Не забудьте: барабаны и бас-гитара – это основные инструменты ритм-группы.

Существуют разные способы подрезания нижней частоты для пропускания звука через хорус и делай. Самый простой — чуть подрезать басы на инструменте или на эквалайзере (он обычно возглавляет цепочку эффектов). Более изощренный и правильный — перед эффектом делай ставить еще одно электронное звено в виде активного кроссовера. Последний делит сигнал на две составляющие. Более низкую полосу он пропускает мимо эффекта делай, и эта полоса поступает на вход следующего звена эффектов. Т.е. эффект делай работает только с верхней полосой звука. Таким образом удается сохранить конкретность звука бас-гитары.

Список необходимых аксессуаров

Итак, вы узнали, в каком виде могут быть исполнены педали эффектов, выбрали эффекты для себя и разобрались в схеме их подключения. Теперь расскажем, какие именно устройства нужны для работы схемы и где их найти на сайте POP-MUSIC.

  • Гитарный провод – основная коммутация примочек. В самом простом случае вам понадобятся два провода: от баса к эффекту и от эффекта к усилителю. Ссылка на гитарные шнуры в каталоге.

  • Блок питания нужен для подключения педалей или процессоров к сети в 220 В, так как обычно он не входит в комплект. 

  • При использовании нескольких отдельных педалей может понадобиться педалборд (pedalboard). Это специальная сумка, или кейс, для удобной переноски и хранения педалей. В педалборде они всегда будут соединены друг с другом, и останется только подключить к ним бас. 

 

Подпишитесь на наш канал:
Нас уже более 240 000
Читайте также:
Все статьи
Товары по теме