Горячая линия8 800 250 55 00

Для начинающего музыканта мир гитарных приемов может казаться хаотичным и сложным. Однако прогресс в игре - это во многом результат планомерного освоения фундаментальных приемов. Поэтому на начальном этапе важно систематизировать эти элементы: различные виды боя, технику перебора, арпеджио, а также специальные приемы, которые расширяют ваши возможности. Понимание их сути и назначения - первый шаг к тому, чтобы перейти от разучивания чужих песен к созданию собственного уникального звучания. Давайте познакомимся с некоторыми приемами игры на акустической или классической гитарах, более подробное и поэтапное описание которых вы впоследствии сможете найти самостоятельно.

2.jpg

Бой

Гитарный бой - это фундаментальный навык, с которого начинается обучение ритмическому аккомпанементу. Его суть заключается в нанесении ударов медиатором или пальцами сразу по всем струнам, что создает плотный, насыщенный звук, идеально подходящий для ведения ритмической линии. Техника исполнения проста: левая рука зажимает нужный аккорд, а правая выполняет ритмичные удары по струнам.

Базовым элементом является удар вниз, когда кисть движется от толстых струн к тонким, по направлению к полу. При возвращении руки в исходное положение можно выполнить обратный удар - вверх. Классический ритмический рисунок строится как раз на последовательном чередовании ударов вниз и вверх.

9.jpg

После освоения равномерного боя логичным шагом будет переход к синкопированному бою - приему, который часто вызывает затруднения у начинающих. На практике же все проще, чем кажется. Синкопа на гитаре достигается за счет смещения акцента на удары вверх.

В традиционном бое удары вниз приходятся на сильные доли такта, а вверх - на слабые. Синкопированный рисунок нарушает это правило: либо удары вверх начинают звучать громче и выразительнее, либо некоторые удары вниз сознательно пропускаются. В результате ритм приобретает интересную «неровность» и динамику, когда акцент смещается с сильных долей на слабые.

Однако самый красивый бой будет звучать убого, если аккорды перескакивают друг на друга с рывками и паузами. Поэтому смена аккордов - это не отдельный прием, а базовая дисциплина. Секрет здесь не в скорости, а в плавности и экономии движений. Пальцы должны запомнить форму аккорда и перемещаться к следующей позиции максимально коротким путем, почти одновременно. Отрабатывайте это медленно, словно в замедленной съемке, и скорость придет сама собой. Быстрая, но плавная смена аккордов - это то, что отличает уверенного гитариста от новичка.

10.jpg

Переборы и арпеджио

Если бой - это сердце, то перебор - его душа. Эта техника создает лиричное, размышляющее звучание. Вы не бьете по всем струнам разом, а перебираете их в определенной последовательности, заставляя аккорд рассыпаться на составные ноты-жемчужины. Существуют множество видов переборов, от простейшего «шестерки» (бас-3-2-1-2-3) до сложных авторских паттернов. Каждый из них создает свое настроение: один перебор звучит беззаботно, другой – задумчиво и т.д. Более подробно о видах переборов вы можете прочитать в нашей статье.

Близкий родственник перебора - арпеджио. Если перебор часто зациклен и ритмичен, то арпеджио - это, по сути, исполнение аккорда отдельными нотами в более свободной или мелодической манере. Эта техника требует глубокого понимания строения аккорда и позволяет создавать красивые, переливающиеся пассажи. Послушайте творчество известных бардов - их гитара говорит почти наравне с голосом, и достигается это во многом благодаря виртуозному владению арпеджио.

4.jpg

Трэвис-пикинг

Следующий уровень - Трэвис-пикинг, названный в честь кантри-гитариста Мерла Трэвиса. Это не просто перебор, а целая философия игры, создающая иллюзию того, что на гитаре играют два музыканта: один ведет мелодию, а другой - басовую линию. Техника основана на независимом движении большого пальца правой руки, который монотонно и ритмично чередует басовые струны (как шаги), в то время как указательный, средний и безымянный пальцы ведут на верхних струнах мелодическую линию. Эта полифоническая текстура - основа американской фолк- и кантри-музыки, и ее можно услышать в творчестве таких гигантов, как Томми Эммануэль или Чет Аткинс.

Баррэ

Рано или поздно каждый гитарист сталкивается с аккордом фа мажор (F). Это суровый страж, преграждающий путь в мир «взрослой» гитарной музыки, и имя ему - баррэ. Этот прием требует, чтобы указательный палец левой руки зажал сразу несколько струн (чаще всего все) на одном ладу, как каподастр. Поначалу это кажется невыполнимой задачей: рука затекает, струны дребезжат или звучат глухо. Но секрет кроется в правильном положении руки и давлении на струны не всей силой ладони, а скорее, «подвешивании» кисти на указательном пальце. Освоение баррэ открывает гигантский мир новых аккордовых позиций, делая вашу игру богаче и разнообразнее.

Аккорд.jpeg

Когда базовые навыки прочно усвоены и стали привычными, наступает самый увлекательный этап в освоении инструмента. Это момент, когда гитара перестает быть просто источником аккомпанемента и превращается в многоцветную палитру для звукового творчества. Добавив в свой арсенал несколько специальных приемов, вы сможете раскрашивать привычные мелодии новыми, запоминающимися красками, делая свое исполнение уникальным и эмоционально насыщенным.

Флажолеты

Одним из самых необычных эффектов являются флажолеты. Техника их извлечения кажется простой лишь на первый взгляд: вам нужно не зажимать струну на ладу, а лишь легким прикосновением подушечки пальца коснуться ее ровно над металлическим порожком - чаще всего на 12-м, 7-м или 5-м ладу. После этого вы щипаете струну другим пальцем, одновременно убирая палец, касавшийся лада. В ответ раздастся не привычный полнотелый звук, а хрустальный, звенящий обертон, напоминающий колокольчик. Физический принцип этого явления заключается в том, что вы не даете струне колебаться по всей длине, а заставляете ее резонировать частями, выделяя не основную ноту, а ее чистый, эфирный обертон. Этот прием незаменим для создания таинственных, воздушных вступлений, красивых связок между частями композиции или финальных аккордов, словно уходящих в небытие.

Флажолеты.jpg

Стаккато

Для придания вашей игре остроты, ритмической четкости и экспрессии освойте прием стаккато. Его цель - сделать звук коротким, отрывистым и резко обрывающимся. Достигается это не простым коротким щипком, а быстрым приглушением струн. Вы извлекаете звук как обычно, пальцем или медиатором, но практически сразу после этого слегка ослабляете нажим пальцев левой руки или касаетесь струн ребром ладони правой руки, гася их вибрацию. В результате нота не плавно затухает, а обрывается, создавая эффект пунктира. Стаккато активно используется во фламенко, фанке и ритмичном рок-аккомпанементе, где добавляет перкуссивности и драйва, заставляя гитару работать как ритм-машину.

Флэтпикинг

Если ваша цель - скорость и чистота исполнения быстрых, мелодичных пассажей, как в виртуозных композициях в стиле блюграсс, кантри или нео-фолк, то вам необходимо познакомиться с флэтпикингом. Это не просто игра медиатором, а целая стройная система, основанная на принципе непрерывного чередования ударов вниз и вверх. Рука с медиатором работает как идеально сбалансированный маятник, не делая лишних пауз и движений. Такой экономичный подход позволяет не только развивать значительную скорость, но и обеспечивает ровное, равномерное по громкости звукоизвлечение на любой скорости, что особенно важно для чистоты исполнения сложных соло-партий.

Гиссандо, вибрато, бенды…

И это лишь начало списка доступных вам приемов игры. Вы можете добавить в свою игру выразительное глиссандо (или слайд) — плавное скольжение пальца от одной ноты к другой по струне, создающее эффект «вопля» или «вздоха». Вибрато — небольшое колебание пальца на прижатой струне, которое не меняет высоту ноты, но придает ей теплое, «живое» и певучее звучание, имитируя человеческий голос.

бенды.jpg

Бенды (подтяжки) — физическое усилие, при котором вы тянете струну в сторону, повышая ее высоту, чтобы достичь эмоционального, блюзового звучания или точно попасть в ноту на другом ладу. Или же вы можете выйти за рамки работы со струнами и использовать перкуссионные постукивания по корпусу гитары, добавляя в аранжировку ритмичные щелчки и удары.

6.jpg

Помните, что путь гитариста - это не спринт, а марафон. Начните с уверенного боя и чистых аккордов, постепенно подключая переборы, а затем и более сложные техники. Слушайте музыку, обращайте внимание на то, как играют ваши любимые гитаристы, и пробуйте повторить услышанное. Ваша гитара - это верный спутник в этом путешествии, и она всегда готова открыть вам свои тайны, стоит лишь приложить к этому усердие и капельку вдохновения.

Подпишитесь на наш канал:
Нас уже более 240 000
Читайте также:
Все статьи
Товары по теме