Горячая линия8 800 250 55 00

Работаете в студии? Тогда особенно важно, с помощью какого оборудования вы прослушиваете аудиоматериалы. Если это обычная бытовая акустика (колонки или наушники), то она, стараясь «улучшить» звук и сделать его комфортным для ушей, искажает истинные характеристики. Аудиоматериал будет звучать иначе в других акустических системах. Чтобы таких сюрпризов не возникло, в студии используют студийные мониторы.

firehouse

Студийные мониторы – те же акустические системы. Чаще всего они двухполосные, с динамиками НЧ (для низких частот и баса) и ВЧ (для верхних частот). На слух легко определить, что это не бытовая акустика. Студийный монитор – специализированная акустическая система с правильной звукопередачей. Ее используют для слухового контроля аудиоматериала в студиях звукозаписи. Она нужна во всех сферах, где важно качество звука.

студийные мониторы

Задача студийного монитора – передать звуковой баланс без искажений и окраски. Отсюда его название: устройство позволяет мониторить звучание исходного аудиоматериала без улучшений и сглаживаний.

«Правильный» студийный монитор – это чудо инженерной мысли, воплощенное в технике. Оборудование изготавливают из специальных звукоизоляционных и звукопоглощающих акустических материалов. Динамики должны быть точными, с правильно вычисленной АЧХ (без «провалов» и «завалов»). Схемотехника класса А, математически выверенные и выполненные в соответствии с законами физики и акустики корпус и дизайн, НЧ-динамики из армированной стеклоткани, полипропилена, кевлара, специально пропитанной бумаги, целлюлозы, ВЧ-динамик из алюминиевой фольги, шелка, бумаги, титана и даже бериллия – все это отличает студийные мониторы от обычных домашних колонок.

810321868.jpg

К чему такие сложности? Чтобы передать звуковой материал менее искаженным и окрашенным. Чтобы звукорежиссер услышал именно тот звук, который только что создал. Если расположить «правильные» мониторы по законам акустики, вы услышите, что музыка звучит как бы в пространстве между ними, а не из конкретного динамика. Это настоящее искусство, которое и оценивается соответственно.

Активные и пассивные мониторы

Студийные мониторы делятся на активные и пассивные.

  • Пассивным нужен отдельный усилитель. Они проще активных, но необходимость в дополнительном оборудовании и наличие только аналогового входа (либо акустический Speakon, либо линейный моно-джек (TRS)) сделали их не особенно популярными. Они встречаются реже, чем активные.

  • Активные мониторы имеют встроенный усилитель, кроссовер и всю схемотехнику для работы, иногда два раздельных усилителя (bi-amp) для каждого динамика (НЧ и ВЧ). На активных мониторах обычно установлены все доступные разъемы и входы: кэнон, джек, тюльпан (XLR, TRS, RCA). Также бывают устройства с цифровыми входами (коаксиальный или оптический – S/PDIF и AES/EBU).

open-big

Достоинства активных мониторов:

  • универсальны в применении;
  • их легко подключать;
  • не нужно настраивать отдельный усилительный тракт;
  • можно настроить характеристики монитора под конкретное помещение;
  • выверенная заводом схемотехника. Она не дает перегореть усилителям и динамикам.

Недостатки активных мониторов:

  • много проводов к каждому монитору (как минимум сетевой и сигнальный);
  • сложный ремонт;
  • невозможность аппаратного управления громкостью с рабочего места звукорежиссера.

Почти все мониторы имеют фазоинвертор для усиления низкочастотной составляющей – специальное отверстие с трубой в корпусе монитора. Оно помогает вывести избыточное давление, которое создает НЧ-динамик в ограниченном пространстве корпуса. Фазоинверторы бывают разных формы и размеров. Они располагаются на передней или задней панели монитора.

фазоинвертор впереди.jpgфазоинтертор сзади.jpg

Обычно в студиях бывает три мониторных линии: мониторы ближнего, среднего и дальнего полей.

studiya

  • Мониторы ближнего поля (полочные). Самый распространенный тип. Их устанавливают на столе или на специальных стойках перед звукорежиссером. Они хорошо передают средние и верхние частоты. Их используют для сведения треков и монтажа рабочей фонограммы.

ближнего поля

  • Мониторы среднего поля. Помогают выстроить панораму и пространственные эффекты, которые плохо слышны на ближних мониторах. Позволяют прослушать выстроенное сведение вместе с низкими частотами (последних практически нет в ближних мониторах). Некоторые модели мониторов (обычно трехполосные) могут использоваться для мастеринга аудиоматериала.

поля_2

  • Мониторы дальнего поля. Позволяют прослушать общую картину сведенной композиции (и целого альбома) на всех уровнях громкости и во всем диапазоне частот. В основном используются в больших аппаратных, для танцевальной музыки и на мастеринге аудиоматериала.

поля_1

Критерии выбора оборудования

1.     Если у вас ограниченный бюджет или небольшое помещение (например, домашняя студия), то вы можете остановиться на сочетании: мониторы ближнего поля и сабвуфер для низких частот. Но при этом не пожадничайте и купите специальные демпфирующие стойки, предотвращающие нежелательные вибрации и резонансы при прослушивании материала. В качестве альтернативы можно рассмотреть вибро- и звукоизолирующие демпферы. Их размещают между монитором и столом.

2.     Возможно, вы удивитесь, но выбор мониторов зависит от стиля музыки, которую нужно воспроизводить. Например, электронная и танцевальная музыка хорошо звучит на мониторах KRK и ROLAND, «живой» звук (рок, барды, фолк, этно) – на DYNAUDIO, YAMAHA и MACKIE, джаз и классика – ADAM, JBL, TANNOY.

3.     По законам физики чем больше динамик НЧ, тем лучше отдача по низам. Наиболее реалистичная звуковая картина вырисовывается при использовании НЧ-динамиков более 8 дюймов.

большой НЧ.jpg

4.     Твиттеры ВЧ делятся на ленточные и купольные. Первые лучше передают высокие частоты и не утомляют слух. Но и стоят они дороже обычных купольных.

На студийных мониторах лучше не экономить. Их качество и функционал растут пропорционально цене.

Как выбирать студийные мониторы?

1. Прослушайте на них пару-тройку музыкальных композиций в «вашем» стиле (в том, с которым будут работать мониторы) и максимально хорошем качестве. Также запаситесь несколькими тестовыми дисками: они помогут выявить нюансы, которые человеческое ухо не воспринимает.


2. Определитесь с типом и местоположением мониторов, чтобы в магазине смогли смоделировать вашу расстановку. Идеальная схема расположения мониторов ближнего поля – по углам равнобедренного треугольника. Динамики мониторов должны быть направлены на ваши уши.

2_1


3. Определяемся с расположением фазоинвертора. Если ваши мониторы будут стоять вплотную к стене, нужно выбирать модели с фазоинвертором на передней панели. Если же расстояние от задней панели мониторов до стены не менее 30–40 см, фазоинвертор может быть расположен сзади.


4.  Монитора мощность – это не главный показатель. Может оказаться, что на мощности в 30–50 Вт вы услышите те нюансы, которые с трудом выдавала ваша домашняя акустика на пределе своих возможностей.


5. Смотрим на размер НЧ-динамика. Чем он больше, тем лучше отдача по низам. При этом помните, что вы приобретаете мониторы ближнего поля, а не сабвуфер. Не ждите от них выдачи полного низкочастотного спектра. Позже купите себе отдельный сабвуфер для этих целей.


6. Оцените, сколько времени вы планируете проводить в студии. Если порядка 10 часов в день, то лучше выбрать модели с ленточным твитером: ваши уши будут вам за это благодарны.


7. Вес монитора. Желаете не напрягаться и выбираете более легкую модель? Зря. Чем тяжелее монитор, тем он устойчивее.


8. Смотрим на бренд. Наиболее часто в студиях встречаются мониторы KRK, ADAM, ALESIS, YAMAHA, JBL, MACKIE, PRESONUS, GENELEC и реже – M-AUDIO, BEHRINGER, PIONEER, AXELVOX, FLUID AUDIO, TANNOY, SAMSON.


9. Количество различных регулировок: чем их больше, тем точнее можно подстроить монитор под акустические особенности помещения. Наличие встроенного DSP-процессора с возможностью программной подстройки – это очень круто и дорого.

мало регулировок.jpgмного регулировок.jpg

10.  Оптимальные технические характеристики для мониторов ближнего поля: мощность в 100 Вт, диапазон частот 50–20 000 Гц, НЧ-динамик на 6–8 дюймов.

Настройка студийных мониторов

1. Подстраиваем мониторы под акустические особенности помещения, ищем резонансную частоту комнаты и уменьшаем ее влияние (если мониторы это позволяют).

2. Настраиваем громкость.

3. Подстраиваем мониторы под свои предпочтения: выполняем настройку верхних и нижних частот.

4. Заключительный этап: привыкание к звучанию новых мониторов и к тому, как должна звучать грамотно сделанная музыка именно на этих устройствах.

И еще несколько правил работы со студийными мониторами:

  • Начните работать с малой громкости: большинство мониторов уже при 10–20 Вт могут дать то, ради чего их покупали. В мониторах важнее плотное звуковое давление, чем уровень громкости.
  • Не забывайте, что динамики мониторов должны быть направлены прямо вам в уши, от этого во многом зависит общее восприятие звуковой картины.
  • Делайте перерыв в работе каждые 1–2 часа, берегите уши.
  • Не полагайтесь полностью на картину, данную мониторами, особенно в области низких частот. В любом случае прослушайте получившийся результат в наушниках либо с помощью домашней бытовой акустики.
  • Берегите динамики от грязи и пыли, не касайтесь их пальцами, используйте защитные решетки для мониторов и специальные кисточки для смахивания пыли.
  • Многие мониторы очень прилично нагреваются во время работы, поэтому охлаждающая система должна работать исправно. Не перекрывайте к ней доступ воздуха.
  • Не пересекайте сетевой кабель монитора с сигнальным, это может отрицательно сказаться на звучании (появятся помехи от сети).
  • Берегите мониторы: не роняйте их, не ставьте сверху ничего постороннего и не опирайтесь на них.
  • Соблюдайте определенный порядок: сначала включите мониторы в сеть, потом, через секунд 10, включайте звук. При выключении – обратная последовательность.

Звучание студийных мониторов (детальное и разборчивое) зависит от цены оборудования. Чем оно дороже, тем больше покажет недостатков, которые вы допустили при записи или при сведении треков. Иногда это того стоит. В любом случае решать и выбирать именно вам.

 


Подпишитесь на наш канал:
Нас уже более 240 000
Читайте также:
Все статьи
Товары по теме