Горячая линия8 800 250 55 00

Поп-фильтры – это своего рода проницаемый экран, который располагается между микрофоном и исполнителем, применяемый для защиты микрофона и улучшения качества звукозаписи. Эта простая конструкция является обязательным элементом в домашних и профессиональных студиях звукозаписи, а также часто используется во время живых концертов. Поп-фильтры обеспечивают высокое качество звучания обычно используются в помещениях (студиях), а во время живых выступлений – совместно с ветрозащитой.

4.jpg

Данный аксессуар для микрофона представляет собой контур с гибким креплением, называемым «гусиная шея». На контур натянута тонкая, звукопроницаемая сетка из нейлона, капрона или металла. Крепится поп фильтр на микрофонную стойку так, чтобы сетка оказалась непосредственно между ртом исполнителя и микрофоном.

7.jpg

Звуковая защита

Поп-фильтр был создан в первую очередь для борьбы со взрывными (т, д, п, б, ф) и шипящими (с, ш, щ) звуками, которые еще называют поп-эффектами. Чтобы понимать, как он работает и зачем нужен, можете провести эксперимент (хотя бы мысленный): попробуйте произносить слова, содержащие взрывные звуки, так называемые плозивы (от англ. «plosive»), держа перед собой зажженную свечу. Вы увидите, как пламя буквально сотрясается при произношении звуков «т», «п» и т.д. Дело в том, что при произношении взрывных согласных, резкий поток воздуха вырывается изо рта и воздействует на мембрану микрофона подобно ударам по барабану, что искажает звуковую картину и может вызвать неприятные звуковые ощущения.

Особо восприимчивы к поп-эффектам студийные конденсаторные микрофоны, потому что их диафрагмы очень легкие. Динамические микрофоны немного более терпимы к плозивам из-за их более массивных мембран, но это не значит, что они не нуждаются в защите в виде поп-фильтра.

9.jpg

Но вернемся к свече (настоящей или воображаемой): поместите между губами и свечой поп-фильтр и произносите те же звуки, что и без фильтра. Видите, как изменились колебания пламени? Они стали менее заметными, с меньшей амплитудой, что говорит о том, что энергия звуковой волны рассеялась, поток воздуха перестал быть таким резким и агрессивным для мембраны микрофона.

Проходя через сетку, звуковая волна теряет незначительную часть высокочастотных колебаний, которые вызываются взрывными и шипящими звуками. Когда поток воздуха попадает на сетку, он как бы распадается, теряет свою упорядоченность, молекулы воздуха больше не движутся в одном направлении, не создают ударную волну. Такой простой механизм, но такой эффективный!

10.jpg

Для повышения эффективности, некоторые поп-фильтры имеют двойную сетку, чтобы все, что проходит мимо первого слоя, уничтожалось вторым. Такой экран укротит даже самых звонкие взрывные звуки. Также некоторые производители выпускают поп-фильтры, в которых можно менять плотность сетки, например, поп-фильтр INVOTONE MPF300.

3.jpg

Для чистой работы поп-фильтра очень важно правильно его разместить. В этом случае нужно учитывать два правила.

  1. Сетка должна находиться на расстоянии нескольких сантиметров перед микрофоном таким образом, чтобы между поп-фильтром и поверхностью микрофона был объем неподвижного воздуха.

  2. Поп-фильтры не должны крепиться непосредственно к микрофону, потому что в этом случае вибрации будут передаваться от первого ко второму, что будет негативно влиять на звук.

8.jpg

Механическая защита

Помимо повышения качества звукозаписи поп-фильтры выполняют также функцию защиты микрофона от слюны. Во время пения или вещания изо рта непроизвольно выделяются влажные микрокапли, которые в отсутствии поп-фильтра оседают на микрофоне, на них потом прилипает грязь, может развиться плесень и т.д. Помимо эстетической стороны вопроса, стоит упомянуть и о солевом составе слюны, который может серьёзно повредить незащищённое оборудование.

14.jpg

Недостатки

Хотя микрофонные поп-фильтры успешно борются со взрывными согласными, они менее эффективны в борьбе с шипящими звуками. Более того, некоторые звукоинженеры говорят о потерях в области высоких частот при использовании поп-фильтров из нейлона.

Если вы разделяете их мнение, то альтернативой являются поп-фильтры с металлической более широко разнесенной сеткой, так как большие отверстия оказывают меньшее влияние на высокие частоты, но расстояния между отверстиями все еще достаточно, чтобы «разбивать» воздушные потоки при произношении взрывных звуков. Даже металлическое кухонное сито будет работать, хотя его внешний вид оставляет желать лучшего.

6.jpg

Можно ли обойтись без поп-фильтра?

Зачем использовать дополнительный аксессуар в виде поп-фильтра, который иногда не совсем эстетично смотрится (например, во время живого выступления на сцене), если микрофон уже имеет защиту в виде проволочной «корзины»? Дело в том, что расстояния между этой защитой и микрофонным капсюлем недостаточно для эффективной борьбы со взрывными звуками. Хотя некоторые модели конденсаторных микрофонов имеют капсюль, установленный со смещением к задней части микрофона, поп-фильтр всё же работает эффективней.

Поп-фильтр совершенно необходим при записи вокала, но при звукозаписи многих инструментов можно обойтись без него (за исключением записи тарелок hi-hat), так как при из звучании не создается мощных потоков воздуха, воздействующих на микрофон.

Отличие от ветрозащиты

Некоторые микрофоны поставляются с поролоновыми накладками, которые также можно купить отдельно. Это так называемая ветрозащита, которая надевается непосредственно на микрофон и призвана защищать звук от порывов ветра, с чем она прекрасно справляется. Ветрозащита часто используется репортерами, когда они берут интервью на открытом пространстве, или вокалистами на сцене, где используются различные эффекты с вентиляторами и воздушными потоками. Да, поролоновые накладки защищают микрофон от слюны и пыли, но бессильны в борьбе с поп-эффектами. Кроме того, толщина пены неизменно поглощает некоторые высокие частоты, в результате чего звук становится заметно тусклее, чем должен быть. Ветрозащиту удобно использовать во время живого выступления и совместно с поп-фильтром.

13.jpg

Подытожим

Зачем стоит приобретать поп-фильтр?

  • Чтобы отсеять взрывные и шипящие согласные, которые способны испортить результат звукозаписи.

  • Чтобы оградить микрофон от слюны и продлить жизнь микрофону.

  • Чтобы стать аксессуаром, который отлично впишется в студию, ведь некоторые поп-фильтры выглядят очень стильно.

12.jpg

Конечно, вы можете изготовить поп-фильтр самостоятельно из проволоки и нейлоновых чулок, тем более он имеет простую конструкцию и легкодоступные материалы. Но стоит ли заморачиваться, стоимость готового изделия ну очень небольшая, и его сможет себе позволить каждый?

 

Подпишитесь на наш канал:
Нас уже более 240 000
Читайте также:
Все статьи
Товары по теме