Горячая линия8 800 250 55 00

В последние несколько лет мировой рынок музыки, официально изданной на компакт-кассетах, показал неожиданный рост. Например, согласно отчету Ассоциации британской музыкальной индустрии (BPI), продажи кассет в 2022 году достигли максимума за почти 20 лет, увеличившись на 5,2%. В тот год только в UK было продано 195,000 единиц.

Возвращение кассет на Британских островах продолжается уже целое десятилетие, причем они занимают значительную долю в продажах некоторых новых альбомов. В частности 10% продаж на этих ретро-носителях пришлись на популярные альбомы вроде «Born Pink» корейской девичьей группы Blackpink и «Noughty By Nature» британского дрилл-артиста Digga D.

В 2023 году рекордсменкой по продажам музыки на кассетах в Великобритании стала певица и актриса Оливия Родриго. Общие тиражи кассет несколько упали, но сохранили шестизначные значения, если считать в штуках.

Примерно те же, а то и более оптимистичные для ретроманов тенденции существуют во всем мире. Продажи музыки на кассетах, конечно, уступают винилу и являются нишевой штукой. Тем не менее, они занимают уже хорошо заметную долю рынка

По данным Международной федерации фонографической индустрии, в 2023 году физические музыкальные носители, включая кассеты, продемонстрировали двузначный рост доходов от продаж – на 13,4%.

Наибольшими темпами рынок записанной музыки растет в Азии, Латинской Америке и Африке. Соответственно, там же быстрее увеличиваются продажи записей на физических носителях.

Билли Айлиш - альбом на кассете

Поп-звезды заметили тенденцию и с удовольствием участвуют в движе

В 2024 году ряд мировых поп-звезд собираются выпустить свои новые альбомы и специальные релизы на кассетах. Среди них замечены, например, Селена Гомес, Билли Айлиш и Скай Феррейра.

В 2023 году больше всех в мире кассет продала Оливия Родриго (альбом «Guts»). На втором месте по продажам был Эд Ширан (релиз «Substract»). На третьем – Кайли Миноуг («Tension»).

Среди других популярных релизов на магнитной ленте хорошо продавались «The Ballas of Darren» от Blur, записи Ланы Дель Рэй, Тейлор Свифт, Foo Fighters и Льюиса Капальди.

Эд Ширан - альбом на кассете

Кто и почему покупает и слушает музыку на кассетах

Как ни странно, это делают в основном молодые люди. Исследование британской компании по производству виниловых дисков, CD, DVD, Blue Ray и кассет Key Production, показало, что 59% представителей возрастной группы 18-24 лет довольно активно слушают музыку на физических носителях, включая компакт-кассеты.

Аналитики музыкальных рынков выделяют несколько основных причин растущей популярности кассет:

  1. Часть слушателей ностальгирует по эпохе аналоговой музыки. Причем «зумеры», которые ее лишь чуть-чуть захватили по возрасту, как-то умудряются чувствовать ностальгию по всему «теплому и ламповому» в своем воображении.

  2. Значительная доля людей желает обладать физическими копиями музыки. Среди них – в том числе представители международного братства коллекционеров.

  3. Часть меломанов при помощи покупки кассет поддерживает любимых независимых артистов. Это своего рода донаты, но такие, после осуществления которых в доме остаются памятные вещи.

Линда, альбом Ворона на кассете

Понятна ностальгия по прошлому людей взрослых и пожилых – это довольно хорошо изученное как культурологами, так и психологами явление. Но оказывается, поколение «зумеров» тоже хочет лично получить опыт потребления «аналоговой музыки».

Для них это особое ощущение, связанное в том числе с возможностью подержать музыкальный носитель в руках, рассмотреть его оформление, прочитать вложенный буклет – то есть, проявить сосредоточенное внимание к музыкальному изданию, которое в эпоху стриминговых сервисов – редкость.

Большая часть молодых людей привыкла потреблять музыку как сервис. Очень часто это происходит в фоновом режиме, в формате прослушивания сборных плейлистов, в том числе – рекомендованных алгоритмами.

Еще недавно казалось, что больше никто и никогда не будет слушать музыку альбомами, запоминать их названия. Доходило до того, что молодые люди не фиксировали в памяти имена и псевдонимы артистов и знали лишь 15-секундные фрагменты новых треков, которые услышали в вирусных Tik Tok видео.

Однако, как выясняется, заметная доля молодежи возвращается к типу музыкального потребления, свойственному предыдущим поколениям. Возможно, это связано еще и с феноменом истинного, а не кажущегося владения музыкальными записями.

Blur музыка на кассете

Ведь большинство музыкальных стриминговых сервисов предоставляют пользователям лишь лицензию на прослушивание музыки, но не на владение ею. Согласно условиям использования Spotify, Apple Music, Яндекс.Музыки и прочих площадок, за свои деньги по подписке слушатели могут временно слушать любимую музыку, а не иметь к ней доступ навсегда.

Он может быть прекращен для пользователей не только потому, что они не оплатили подписку или как-то нарушили правила использования сервисами, но просто по желанию их администраций.

То есть, стриминговые площадки имеют право по своему усмотрению удалять и изменять плейлисты (в том числе пользовательские); прекращать доступ слушателей к определенным музыкальным трекам; совсем удалять музыку из своих каталогов; замораживать и удалять аккаунты людей. И никто из потребителей ничего с этим сделать не может, потому что пользуется стримингами на условиях «как есть».

Далеко не всем нравится такое положение дел. И некоторые меломаны хотят владеть копиями музыкальных релизов, за которые заплатили.

В этом случае не сцену и выходят виниловые пластинки, CD, DVD-аудио и компакт-кассеты. Однако последние выигрывают у винила по цене в рознице – они заметно дешевле. А у CD (DVD) выигрывают потому, что лазерные диски слишком легко могут быть поцарапаны, а пленка все-таки защищена от повреждений корпусом кассеты.

Кассеты привлекают также коллекционеров, которые по финансовым причинам не могут позволить себе собирать виниловые пластинки.

Действительно, в 2024 году РФ новое лицензионное издание на кассете стоит в рознице примерно от 800 рублей (редко). Чаще – от 1200 рублей. Цена 2500 рублей для коллекционных изданий является нормой. Все, что дешевле – это либо бывшее в употреблении, либо относится к залежавшимся на складах тиражам прошлых лет, либо изготовлено в Китае с низким качеством, путаницей в трек-листах, названиях и т п.

Для сравнения: полноформатные новые лонгплеи (LP) на виниле продаются по цене как минимум в 3-4 раза выше. А чаще – в 5-10 раз.

«Аналоговость» музыки на кассетах сомнительна, но не всегда

Большинство современной музыки записывается в цифровых студиях. И когда выпускается на кассетной пленке, она от этого не становится аналоговой, а скорее переходит в разряд lo-fi звука (с потерями качества). Это происходит из-за свойств ленты, которая физически не способна вместить тот же динамический диапазон, что имеет цифровой оригинал.

Также распространенные типы кассет не в силах показать такую же громкость, что присуща мастер-записи, сделанной в цифровой среде. А еще они «обрезают» частотный диапазон, которым мог похвастаться оригинал.

Словом, за «аналоговость» при прослушивании современных артистов приходится платить пониженным качеством звука. Однако архивная музыка действительно может более-менее строго причислена к аналоговой, если была переписана с магнитофонных мастер-копий на кассеты без участия цифро-аналоговых преобразователей в цепи.

Например, некоторые альбомы группы «Кино» сегодня переиздаются именно таким образом, о чем публично заявляют издатели. За рубежом издательства и лейблы тоже могут использовать при тиражировании кассет запись с архивных мастер-лент (ну или обещать, что сделают это).

Группа Кино на кассете

Но на чём же сейчас слушать кассеты? Рынок отреагировал – выходят новые плееры и деки

Большинство дешевой аппаратуры для прослушивания музыки на кассетах производится в Китае. Как правило (и к сожалению) это техника эконом-класса для непритязательных потребителей, способная испортить впечатление от взаимодействия с «аналоговой музыкой» людям с более взыскательным вкусом.

Однако в 2023-24 годах рынок таки среагировал на рост спроса на кассетные издания, и в продаже появились аж три модели качественных портативных плееров.

Как ни странно, один из них – китайское изделие FiiO CP13 от компании Guangzhou FIIO Electronics Technology. Этот плеер хвалят за высокое в своем классе качество передачи звука. Некоторые издания сообщают, что он буквально «ворвался на рынок».

Производитель заявляет, что цель бренда FiiO – «повысить репутацию фразы «Сделано в Китае». Также компания обещает, что плеер имеет ультра-низкий уровень низкочастотных шумов, которые принято называть «wow» и «дрожания» звука («flattering»).

Сообщается, что внутри у FiiO CP13 работает крупный маховик из чистой меди, что как раз и избавляет от «дрожания». А главное – что прибор имеет полностью аналоговый аудио тракт, без каких-либо цифровых преобразователей.

FiiO кассетный плеер

Почти фурор произвел французский бренд We Are Rewind, который заявил, что желает «вернуть на рынок кассетный плейер», поскольку рост продаж кассет продолжается с 2012 года, и их романтический магнетизм снова завоевывает сердца.

Инженеры We Are Rewind являются выходцами из известной и поначалу французской компании Thomson (ныне – международной корпорации Vantiva SA), имевшей дело с аналоговой электроникой более ста лет.

Основатели компании сообщают, что вдохновляются успехом легендарного плеера Sony Walkman, который в свое разошелся по миру в количестве 220 миллионов экземпляров. О своем бренде они говорят так:

«We Are Rewind — это безумная ставка: дать возможность ностальгирующим людям, любителям музыки, энтузиастам дизайна и всем тем, кто считает, что музыка создана для того, чтобы ее трогали пальцами, прожить или пережить заново ни с чем не сравнимый опыт прослушивания».

Флагманский продукт компании WE-001 имеет алюминиевый корпус, перезаряжаемый аккумулятор связь, с другими устройствами по Bluetooth 5.0 и USB, возможность не только проигрывания, но и записи. А наушники у плеера – беспроводные...

We are rewind плеер

Еще одно интересное современное устройство – это плеер Toshiba Aurex AX-W10. Он стоит в три-четыре раза дешевле, чем продукты We Are Rewind, имеет очень скромный, даже «дешевый» дизайн. Но вместе с тем способен работать от двух батареек АА 16 часов, имеет функцию записи и связь по тому же протоколу Bluetooth 5.0 – с беспроводными наушниками или колонками. И даже может похвастаться «функцией объемного звучания»...

Toshiba Aurex кассетный плеер

Что касается стационарных кассетных проигрывателей, то в 2024 году несколько производителей продолжают выпускать качественные кассетные деки с аналоговым аудиотрактом.

Например, Tascam производит модель Tascam 202MKVII, и это двойная кассетная дека с возможностью одновременной записи на две кассеты и USB-выходом для оцифровки записей.

Tascam 202mkvii

TEAC выпускает модель W-1200 с похожими функциями, но однокассетную. Она тоже способна оцифровывать аналоговое аудио, отправляя звук через USB, а также имеет функцию шумоподавления Dolby B. Но многие потребители считают, что этот девайс стоит в рознице неоправданно дорого...

Наконец Marantz предлагает модель PMD-300CP, которая поддерживает высокоскоростную перезапись и тоже имеет USB для конвертации записей в цифровой формат. У нее есть динамическое шумоподавление и (что является большим преимуществом) возможность работы с кассетами типа CrO2.

Дорого ли инди-музыкантам выпускать свои записи на кассетах

Нет, недорого. Производственные расходы для мини-тиражей даже в США составляют всего $100 за 20-50 экземпляров в зависимости от типа ленты, в то время как небольшой тираж виниловых пластинок обходится не в одну тысячу долларов. Кассеты можно произвести быстро и легко допечатывать небольшими партиями.

В России возможно найти предложения по тиражированию аудио кассет по цене от 105 рублей за штуку, хотя в среднем стоит ориентироваться примерно на 200-600. Себестоимость сильно зависит от типа ленты, емкости кассеты, типа корпуса, наличия печати на нем, типа футляра, сложности бумажного буклета и т. п.

Инди-музыканты и инди-лейблы получают с продажи кассет меньше прибыли, чем от виниловых пластинок, зато у них значительно ниже вложения в тиражи (порой в 10 раз) и очередь на заводах – маленькая.

Также кассетные издания позволяют быстрее вернуть вложенные деньги и снизить финансовые риски в случае неуспеха.

Вряд ли рынок музыкальных записей на кассетах станет столь же большим, как был когда-то, но рыночные аналитики прогнозируют, что интерес слушателей к этому ретро-формату будет продолжать расти в ближайшие годы.

Музыка на кассетах на глазах перестает быть архаикой, экзотикой, маргинальной ветвью музыкального рынка, и становится уважаемым нишевым, коллекционным продуктом.

Владимир Лакодин

Подпишитесь на наш канал:
Нас уже более 240 000
Читайте также:
Все статьи
Товары по теме