Горячая линия8 800 250 55 00

Когда вы играете на электрогитаре или, например, микшируете трек, то одним из важнейших решений, который вы должны принять, - это выбор правильного звукового эффекта для нужного вам звучания. Такие эффекты как дилей (задержка), эхо, реверберация применяются уже с 50-х годов прошлого века, совершенствуясь и предоставляя больше возможностей в качестве плагинов. И, несомненно, они похожи друг на друга, представляя собой повторяющийся сигнал, но какой именно эффект лучше применить в том или ином случае и чем они отличаются, какой эффект на слушателей они производят? Постараемся ответить на эти вопросы, рассмотрим возможности и характеристики, а также преимущества двух популярных эффектов: дилея и эха, чтобы вы смогли решить, когда и зачем их использовать. 

3.jpg

Delay или задержка

Начнем с самого популярного, пожалуй, эффекта среди гитаристов – задержки (delay или дилей, называйте как угодно). Как правило, он имеется в арсенале каждого гитариста, иногда и в нескольких вариантах. Как видно из названия, это эффект звуковой задержки, когда исходный сигнал копируется и воспроизводится с задержкой на несколько миллисекунд один или несколько раз. Результат применения эффекта зависит от его настроек, но в первую очередь от времени задержки сигнала.

delay.jpg

Данный эффект позволяет создавать довольно интересное и необычное звучание гитары, вокала, барабанов, а также подобрать различные параметры для идеального звука. Более подробно про дилей можно прочитать в статье.

8.jpg

Используя различные комбинации настроек, вы можете творить чудеса с данным эффектом.  Например, добавить вашему звучание глубины, объема, атмосферы. То есть, с точки зрения функциональности и принципов действия все дилеи работают практически одинаково. Именно нюансы в настройках, такие как количество повторяющихся сигналов и время между ними дают вам разный результат.

7.jpg

Тип применяемой задержки может варьироваться от слабого эффекта эха до эффекта, при котором исходный сигнал смешивается с его копиями. Задержанный звук можно воспроизводить повторно или отправлять обратно в запись, создавая эхо, которое повторяется до тех пор, пока не исчезнет. Чтобы получить нужный эффект вам нужно задать время задержки, количество повторяемых сигналов, их громкость.

15.png    

Echo (эхо)

Вспомните, что такое настоящее эхо. Это многократное отражение звуковой волны от препятствий, когда мы слышим постепенно затухающий звук несколько раз. Обычно наблюдается в просторных и помещениях, в горах, пещерах, колодцах и т.д. Отраженный звук доходит на нашего уха через промежуток времени, длительность которого зависит от расстояния между нами и отражающей поверхностью: время возвращения волны равно отношению двойного расстояния до препятствия к скорости звука (которая примерно равна 340 м/с). Так как при отражении звук не только отражается, но и частично поглощается, отраженная звуковая волна содержит меньше высоких частот.

Эффект echo создает сигнал путем многократного повторения однократной задержки несколько раз подряд. Каждый последующий сигнал имеет меньшую громкость, чем предыдущий, и содержит меньше высоких частот, то есть звук как бы «растворяется» в воздухе. Эффект эха создает отражение исходного звука, как если бы он ударился о поверхность, отразился и вернулась обратно. Волну можно «отразить» несколько раз, рассчитав промежуток времени между каждым «отражением».

Такой эффект часто можно встретить в сольном вокале, помогает добавить ему эффект присутствия в большом зале. Но и гитаристы иногда добавляют эхо в звучание своего инструмента.

16.png

Отличия Delay и Echo

1.   Обычно (не всегда) под эффектом delay понимают однократную задержку сигнала, в то время как эхо подразумевает многократные повторы.

2.   Эхо - это эффект природного или естественного происхождения (вспомните звук в пустом помещении, горах, пещерах), а delay –эффект исключительно технический, то есть созданный человеком с применением электронных устройств.

3.   Самое существенное отличие – это частотное изменение копий сигнала. Поэтому для создания эффекта эха с помощью дилея нужно в задержанном сигнале уменьшить количество высоких частот.

Таким образом, в отличие от «дилэя», где просто добавляется к оригинальному сигналу его копии с определёнными значениями затухания и периодичности, в «эхо»-копии сигнала подвергаются

Или можно сказать так: дилей – добавление к оригинальному сигналу отдельных его копий, воспроизводимых с опозданием, а эхо-сигналы более разделены и различимы во времени, а также подвержены спектральному (частотному) изменению.

6.jpg

Что и когда лучше использовать?

Delay обычно применяют в двух случаях. Во-первых, чтобы добавить атмосферы (объема) миксу. Во-вторых, чтобы создать интересную форму ритмичного и захватывающего повторения исходного сигнала. Например, можно использовать дилей для обработки вокала, чтобы добавить большую глубину пению и охватить более широкое пространство на сцене. Или же барабанщик может обогатить звучание установки, акцентируя внимание на себе. И мы даже не будем говорить о гитаристах, для многих из которых использование дилея является просто необходимым. 

Echo используют, например, чтобы обратить внимание на какой-то момент в песне. Если добавить эхо к определенному тексту в песне, то слушатель волей-неволей акцентирует на нем свое внимание.  

Можно ли использовать дилей и эхо вместе? Можно. Но порядок подключения педалей эффектов, если мы говорим о педалборде для гитаристов, должен быть таким: сначала дилей, затем эхо. Результат совместного использования эффектов может быть разным, в том числе и неудачным (звук может стать мутным). Параллельное применение двух эффектов требует особой настройки, которая зависит от ваших ожиданий в результате применения эффектов (например, что важнее в данном случае: количество и качество повторений или объем трека).

14.jpg


Во время микширования важно понять, какой эффект лучше сработает на достижение ваших целей. В современном мире музыки не обязательно использовать сложные схемы и оборудование, достаточно лишь выбрать соответствующий плагин. При микшировании на DAW вы можете получить множество возможностей обработки звука. Гитаристы же могут использовать как отдельные педали эффектов, так и процессоры эффектов, разнообразие которых весьма велико. Поэтому работайте со звуком, звучите лучше и экспериментируйте!

Подпишитесь на наш канал:
Нас уже более 240 000
Читайте также:
Все статьи
Товары по теме