Горячая линия8 800 250 55 00

Эффект дисторшн

Термин «дисторшн» переводится с английского как «искажение», что и отражает всю суть этого эффекта. Что искажает? Форму звуковой волны. Как именно? Срезает пики. Что это дает? Добавляет гармоники, звук становится более агрессивный, жирный и грязный. Зачем? Такое звучание электрогитары нравится рок-музыкантам, помогает разнообразить звуковые эффекты. Вот и всё, что можно кратко рассказать об эффекте дисторшн. Если же вам хочется подробностей, то читаем дальше.

2.jpg

Немного истории

Чтобы получить мощный и искаженный звук, блюзмены и джазмены еще в 40-е годы 20-го века мучили свои усилители, заставляя работать их на пределе возможностей. Таким образом, например, Чак Берри способствовал популяризации перегруженного звука и использовании его как элемента музыкального искусства.

В 60-е годы искажение звука было адаптировано для рок-музыки, чему поспособствовали такие знаменитые музыканты, как Эрик Клэптон, Рори Галахер и Джефф Бэк - они внесли свой вклад в развитие различных эффектов и создание гитарных примочек.

Интересен тот факт, что в самом начале создания и развития эффекта дисторшн он достигался случайно, когда музыканты использовали поврежденные усилители или даже намеренно рвали диффузоры динамиков. Например, при разбитой лампе усилителя звук получается шумным и грязным. После таких варварских по отношению к оборудованию попыток получить искажения звука, Лео Фендер разработал ламповые гитарные усилители, добавляющие овердрайв, более мягкий вариант искажения, чем дисторшн. Именно тогда, в 60-е, началось победное шествие таких искажающих эффектов, как Distortion, Overdrive и Fuzz. Об их отличиях мы поговорим ниже.

На сегодняшний день можно найти очень богатое разнообразие устройств для обработки звука, объединяемые музыкантами в педалборды по их собственным предпочтениям. Возможности для искажения звука значительно расширились с 60-х годов прошлого века. Но суть эффекта осталось той же.

7.jpg  

Суть эффекта

Эффект дисторшн достигается путем электронного сжатия или с помощью клиппирования входного звукового сигнала. В результате он добавляет звуку сустейн, дополнительные гармоники и обертона, создавая богатый звук. При минимальном вмешательстве в форму звуковой волны, можно оригинальный звук сделать более теплым и «толстым», а при радикальном искажении - добавить жирность, злость, да и вообще существенно изменить тембр.

headertest4.png

Достигается эффект дисторшн за счёт обрезки амплитуды аудиосигнала, когда срезаются пики в определенном интервале. Рисунок позволяет наглядно увидеть, чем отличаются входящий и искаженные сигналы.

distortion.jpg

Клиппирование отсекает части входного сигнала, которые выходят за определенный предел напряжения. Схемы исказителей настроены таким образом, чтобы средние пики сигнала едва доходили до порога, поэтому происходит мягкое клиппирование и небольшие искажения. То есть, если играть, например, на гитаре громче, то пики дойдут до уровня отсечения и искажения станут более ощутимы.

Distortion_waveform.png

Дисторшн основан на звуковом эффекте, который возникает при перегрузке усилителей, когда в ламповых или транзисторных усилителях возникают нелинейные искажения аудиосигнала, что особенно заметно на пиковых значениях громкости. Транзисторный дисторшн представляет собой результат клиппинга, то есть элементарного ограничения по частоте. Ламповый же дисторшн отличается сложной взаимосвязью между спектральными компонентами с амплитудой и спектральным составом выходящего аудиосигнала. Такой эффект ценится гораздо больше.

клиппирование.png

Усилитель, как следует из названия, усиливает слабый сигнал без искажений (или с минимальными искажениями), но если существенно усилить амплитуду входящего сигнала, то значения нелинейных искажений также увеличиваются. Величина этих искажений зависит от типа усилителя, его схемотехники, глубины и значения обратной связи и т.д.. Вращая ручку усиления «Gain», увеличивают величину усиления устройства, а значит увеличивается амплитуда входящего аудиосигнала, что и приводит к росту искажений, являющихся нелинейными из-за появления новых спектральных составляющих в звуковом спектре. Такой способ искажения сигнала работает только на высоких уровнях громкости. Чтобы получить тихий, но искаженный звуковой сигнал, применяют схемы специальных искажающих каскадов, которые придают нелинейность звуку на любых амплитудах.

В конфигурацию усилителя обычно входят предусилитель и собственно сам усилитель мощности. Следовательно, достичь эффекта дисторшн можно, пререгрузив либо предусилитель, либо усилитель.

В настоящее время существуют аналоговые и цифровые устройства, эмулирующие эффект дисторшн. Более того, некоторые схемы позволяют добиться звучания перегрузки усилителей известных производителей.

 Где используется?

Искаженный сигнал можно услышать не только при исполнении металла, но и в других музыкальных жанрах: традиционный блюз, индастриал, гранж, панк-хардкор, хард-рок и т.д.

Если говорить о музыкальных инструментах, то чаще всего дисторшн применяют к звучанию электрогитары и бас-гитары, но можно услышать этот эффект и при звучании синтезатора и даже губной гармоники, смычковых инструментов и вокала.

Для бас-гитары не подойдет обычный гитарный дисторшн, так как он не способен передать весь спектр низких частот, а их отсечение негативно отражается на качестве звучания. Иногда при игре на бас-гитаре всё же прибегают к гитарному дисторшну, но искаженный сигнал затем накладывают на необработанный сигнал от бас-гитары.

6.jpg

Синтезаторы, гитарные процессоры эффектов, ПО для звуковой обработки – все они имеют дисторшн, как один их своих компонентов.

Эффект дисторшн внес значительный вклад в современную технику игры на ритм и соло-гитаре, сделав обязательной такую технику, как palm muting (придерживание струн ладонью) и способствовал развитию музыкальных направлений, которые возникли на основе рок-музыки 60-х годов. Дело в том, что наложение дисторшна усиливает посторонние звуки, например, скрип струн, удары о деку гитары, скрип при перемещении пальцев по струнам и т.д., поэтому для удаления подобных звуков, гитаристам пришлось пересмотреть технику игры для более чистого звукоизвлечения. Так получила свое развитие скоростная медиаторная техника, тэппинг, различные варианты глушения и т.д.

Любая рок-группа, особенно если она исполняет тяжелые стили музыки, имеет в своем арсенале педаль дисторшн, либо в виде отдельной примочки, либо в составе гитарного процессора.

 Эффекты Overdrive, Distortion, Fuzz: отличия

Всё это классические варианты гейновых эффектов или перегруза, цель которых - искажение звучания электрогитары, но носят разные названия они не зря, так как каждый из них имеет свои особенности и уникальный музыкальный оттенок.

DirtyDeeds+Article.png 

Принцип их работы один и тот же: ограничение сигнала по амплитуде или, другими словами, обрезание пиков синусоиды. Но овердрайв срезает верхушки мягко, как бы скругляя их, поэтому искажение происходит пропорционально уровню входного сигнала, что позволяет сохранить динамику исполнения.

Дисторшн действует более радикально: ровно срезает верхушки синусоиды, искажая звук независимо от уровня входного сигнала. Звук получается более агрессивным и грязным.

Самый агрессивный эффект – фузз, который максимально искажает входящий сигнал, превращая синусоиду практически в прямоугольник. На выходе вы можете услышать синтетический звук, мало похожий на оригинал по тембру.

12.jpg

 Популярные модели

Что касается брендов, то каждый производитель гитарного оборудования имеет в своем ассортименте эффект дисторшн.

BOSS DS-1 - это классический эффект дисторшн для гитары и клавишных инструментов. Придает отличный, интенсивный эффект искажения, точно воспроизводит все нюансы и оттенки динамической игры на любой громкости.

Гитарный эффект BOSS DS-1.jpg  

BOSS MD-2 позволяет достигнуть радикального уровня дисторшн, который особо любят представители новой школы металла. Экстремальный эффект достигается, благодаря наличию двойной цепи дисторшна с добавленным усилением, а регуляторы Bottom и Tone позволяют добиться разрушающего дисторшна с массивным низким звуком.

 ГИТАРНЫЙ ЭФФЕКТ BOSS MD-2.jpg

BEHRINGER HD 300 HEAVY DISTORTION - эффектная педаль, позволяющая получить мощный, ревущий дисторшн, характерный для современного металла и хард-рока.

ГИТАРНЫЙ ЭФФЕКТ BEHRINGER HD300 HEAVY DISTORTION.jpg  

DUNLOP M 115 MXR Distortion III - устанавливает новые стандарты качества и тона дисторшн эффектов, позволяет получить звучание от легкого поющего овердрайва до массивного кранча. Натуральность и ламповая теплота звучания делают эту педаль довольно универсальной.

ГИТАРНЫЙ ЭФФЕКТ DUNLOP M 115.jpg  

ELECTRO-HARMONIX Nano Metal Muff with Noise Gate - это ультимативная металл-машина в компактном корпусе. Плотный и напористый звук данного дисторшна сопровождаются вариативным эквалайзером и шумоподавителем, который избавит вас от головной боли, связанной с фоном и прочими неприятными артефактами. Предназначена для музыкантов, которым необходимы мощный дисторшн и интенсивный агрессивный саунд. Комбинация "оружейного" искажения и чрезвычайно мощной секции эквалайзера обеспечивает всю гибкость и формирование тона, необходимые для создания массивных, сверхтяжелых звуков.

ELECTRO-HARMONIX Nano Metal Muff with Noise Gate.jpg  

В целом же эффект дисторшн можно получить разными способами: с помощью педалей или процессоров эффектов, усилителей, предусилителей, динамиков, а также при помощи программного обеспечения, которое моделирует устройство усилителей. Для получения особого уникального тембра некоторые гитаристы могут комбинировать эти способы.

Несмотря на свою долгую историю существования, перегруз не потерял своей актуальности, оставаясь самым популярным гитарным эффектом. Дисторшн встроен в большинство гитарных комбоусилителей, но если комбик бюджетный, то лучше приобрести отдельную педаль эффекта.

Читайте также: