Горячая линия8 800 250 55 00

ОСП-СТУДИЯ и Андрей Бочаров и радиосистемы ARTHUR FORTY


При подготовке к съемкам новых серий проекта «ОСП-студия», следовало решить одну из вечных проблем мобильной съемочной группы – как прописывать звук. Исходя из концепции юмористической передачи с живой игрой актеров, единственно возможный способ озвучания – «живой», поскольку озвучивать готовый материал в студии очень хлопотно, да и не каждую сиюминутную симпровизированную интонацию можно повторить.

Традиционно, процесс съемок имел довольно нудную и малотворческую составляющую – отстройку звука. Мы актеры, будучи увешаны проводами, были лишены некоторых степеней свободы движений, а процесс съемки то и дело прерывался человеком в наушниках из-за проблем со звуком: вывалившегося кабеля или перегруза заранее настроенного уровня сигнала. Согласитесь, сложно работать, когда удачный дубль прерывается из-за совершенно посторонних обстоятелсьтв и приходится  заново входить в образ, пытаться повторить удачную интонацию. Так было всегда и поэтому я постоянно искал новые пути живой записи звука.

Я, как профессиональный режиссер стараюсь отслеживать предложения на рынке технических средств, разумеется, имею опыт общения с беспроводными микрофонными радиосистемами Shure, Sennheiser и пр. традиционно массово распространненных среди профессионалов-телевизионщиков. Каждая из моделей «проходивших»  мимо меня была в той или иной степени удачной: например обеспечивала надежный «прием» , но при этом имела «сухой», непроходящий по качеству звук или ненадежный конструктив. Признаюсь, первое визуальное впечатление от очередной «новинки» - радиосистем 9700 и 9900 серий Arthur Forty PCS восторженным не назвать  - скорее равнодушным. Брэнд хотя и на слуху, на российском рынке довольно новый. Изучив сначала рекламные материалы, а потом поспрашивав мнения знакомых звукорежиссеров, все же решился попробовать.

Для съемок в магазине WWW.POP-MUSIC.RU были приобретены две двойные радиосистемы Arthur Forty: U-9700B и U-9900B т.е. на выходе мы имели 4 «радиопетли», что необходимо и достаточно для наших целей.  Первое что порадовало: удобные транспортировочные кейсы (очень приятная «мелочь», учитывая их отдельную стоимость). Немного озадачило исполнение бодипаков – пластик довольно дешевый. Но от деталей к практике.

Боевое крещение предстояло в довольно необычных условиях. Первый день съемок проходил в спорт-клубе «Марк Аврелий». Снимать предстояло «боксерские» скетчи с участием семьи Звездуновых.

Из особенностей/трудностей следует выделить две:
А) мой персонаж Андрюша – экиперован по-боксерски: трусы и перчатки, а на голом торсе петлицу не закрепишь. Как писать его голос?
Б) в звуковом оформлении любого боксерского поединка непременно присутствуют дополнительные звуковые эффекты: удары, звук натягивающихся оградительных канатов, шаги и прыжки по рингу. Если «рев трибун» наложить легко, то реалистично изобразить остальное – довольно хлопотно.
В итоге, звуковую схему реализовали следующим образом: петлицы мы закрепили на главном «разговаривающем» персонаже Сергея Белоголовцева (папаша-тренер) и на молчиливом секунданте (Паше Кабанове).  Еще две петли закрепили на натяжном канате и сзади на стояке, соответственно. Уже при первом беглом просмотре и прослушивании материала обнаружилось несколько важных особенностей:
1. Петля пишет все! Капсюли петличек имеют ярко выраженную гипер-кардиоидную направленность. Может, где-то это неудобно и мешает, но в нашем случае очень помогло. Например мой голос брался с петлицы Сергея, который был практически за моей спиной, в пол-оборота. Кроме того, на отдельные петли великолепно записались эффекты падений, удары о канаты и пр, что в последствии дало гибкость в микшировании мастер-дорожки.
2. Петля позволяет «играть»! Весь предшествующий опыт общения с петличными микрофонами всегда упирался в их «сугубо дикторское» назначение писать ровный по громкости и интонации голос. Любое отклонение по громкости неизбежно приводило к перегрузу и щелчкам.
Ответственно заявляю: петли Arthur Forty выдерживают даже бешенную динамику игры Сергея Белоголовцева, не затыкаясь на громких или тихих моментах. Пожалуй, это одно из главных по значимости наших практических открытий.
3. Отсутствие постронних «пространственных» эффектов, присущих петлицам других производителей. Зачастую, при записи в закрытых, аккустически непредназначенных помещениях, мы то и дело сталкивались с паразитной ревербераций и флэнжеризацией звука. С системами Arthur Forty эта проблема полностью исчезла. Мне трудно судить связано ли это с каким-то аппаратным подавлением или просто обусловленно удачной конструкцией, но факт налицо!
4. Надежность систем! Стабильная и устойчивая работа без пропадания сигнала тоже приятно удивила. Хотя в наших условиях, расстояние непринципиально и размеры съемочной площадки никогда не превышают заявленные 100м. Справедливости ради, следует отметить, что в определенных условиях, система U-9700B упрямо собирала какие-то наводки, но я склонен списывать это на электромагнитные особенности  помещения.


 
Все это – безусловные плюсы, но для полноты картины следует рассмотреть и минусы.
По большому счету, значительный минус только один и являет собой общую для всех бюджетных бодипаков болезнь – батарейный отсек, проявляющий себя съемке динамических сцен, вроде приведенной на фотографии.



Такое я видел и в Шурах, но в случае с Arthur Forty, из-за неплотно фиксированных батареек, при тряске передатчик выключается и теряет настройку частоты канала. Разумеется, проблема легко решается путем подкладки под батарейки каких-нибудь «сложенных-переложенных бумажек», но производитель такого уровня мог бы и озаботиться сам. Думается, в будущем эту проблему решат путем крепления под крышку бодипака резиновых прокладок.
Кроме того,  хотелось бы иметь в арсенале комплект разноцветных паралоновых ветрозащиток для петлиц (или на худой конец – просто белых, для самостоятельной раскраски в тон одежды). В настоящий момент, в межсъемочных паузах, они самостоятельно изготавливаются нашими ассистентами из кусков паралона и раскрашиваются.
 Закончить хотелось бы одной простой мыслью: по совокопности впечатлений от работы с радиосистемами Arthur Forty PCS ставлю им твердую 4+  и со всей ответственностью настоятельно рекомендую к профессиональному использованию!

 

Highly recommended, удачи!
Бочаров Андрей, ОСП