Горячая линия8 800 250 55 00

Современные компьютерные игры поражают своим многообразием, сюжетом, качеством анимации и звуковым сопровождением. Но сможете ли напеть какую-нибудь мелодию из любой игры, в которую вы играли недавно? Вряд ли. А теперь вспомните мелодию из игры «Супер Марио» или «Соник», если вы в них играли когда-то. Получилось? Скорее всего, да. А ведь столько лет прошло. В чем причина такой избирательности памяти? Может быть, в однообразии компьютерных игр 20 лет назад или в ностальгии, а может всё дело в самой музыке? Именно те мелодии, которые звучали фоном в первых компьютерных играх, всплывают в памяти до сих пор. Это так называемая восьмибитная музыка, которая переживает в современном мире свое второе рождение. Что это за феномен и в чем его успех? Конечно, ностальгия играет не последнюю роль в популярности 8-битной музыки. Но дело всё-таки не в ней

6.jpeg

Музыкально сопровождение компьютерных игр 80-90-х годов прошлого века обеспечивалось 8-битными звуковыми процессорами, которые использовались в ранних игровых консолях, таких как ATARI 2600 и COMMODORE 64. Особенность тех «музыкальных произведений» заключается в том, что они не создавались при помощи традиционных инструментов и способов звукозаписи с последующим импортом в игру, а были синтезированы с использованием самих компьютерных чипов. Отсюда и появилось название «восьмибитная музыка».

13.png

Таким образом, 8-битную музыка можно характеризовать как ограниченную, но при этом совершенно уникальную. Каждый чип был способен создавать только конечное количество звуков, и поэтому композиторам приходилось создавать прибегать к специальным трюкам, чтобы их мелодии не только «работали» на игру, но и были запоминающимися.

Число звуков, которые можно было воспроизводить одновременно, также было ограничено чипом. Например, чип в COMMODORE 64 мог управлять одновременно тремя нотами. Помимо саундтрека, в играх имелись звуковые эффекты, сопровождающие определенные действия игрока или главного героя в игре. Именно скорость, с которой эти звуки чередуются, позволяет нашему мозгу заполнять полифонические пробелы. Удивителен тот факт, что многие 8-битные мелодии были написаны программистами, а не музыкантами. Хотя, конечно, есть исключения.

hero (1).jpg

Таким исключением был, например, американский композитор Томми Талларико (Tommy Tallarico), который специализировался на саундтреках к компьютерным играм и вытворял нереальные вещи в тех технически ограниченных возможностях. Восьмибитные треки того времени можно охарактеризовать двумя словами: вызов и лимит – как из говна и палок сделать что-то запоминающееся. И получалось: практически каждый саундтрек к играм NES или SEGA обладал своим характером, был узнаваемым и остался в памяти игроков до сих пор.

14.jpg

Даже Майкл Джексон в свое время поучаствовал в написании саундтреков к компьютерным играм (SONIC 3). Хотя писал музыку он под псевдонимом и на фортепиано, а уже затем ее «перекладывали» на 8-битный звуковой процессор, авторство не вызывает сомнения.

8.jpg

Чиптюн

Чиптюн – это электронная музыка, синтезирующаяся звуковым чипом компьютера или игровой консоли. Для её создания используются аудиочипы из старых игровых систем — Nintendo's GameBoy, NES, Atari ST, Amiga или Commodore 64. Это именно программа, запускаемая на целевой аппаратной платформе, а не записанные звуки. В чиптюне для кодировки звука используются простейшие математические формулы, которые задают звуковые волны разной длины и шумовой канал. То есть, чтобы создать мелодию, нужно было написать программу, ноты при этом не нужны. Поэтому в 80-е годы прошлого века были разработаны специальные программы - трекеры, призванные облегчить работу с музыкальными данными. Именно их обычно используют современные композиторы чиптюна, а музыка носит название «трекерная».

Трекерная музыка находилась на пике популярности на рубеже 80-90-х годов, что связано с появлением первых звуковых чипах в домашних компьютерах (COMMODORE 64, ZX-SPECTRUM), но и сегодня она продолжает пользоваться популярностью и даже находит свое применение в крупных игровых и инди-проектах. При этом процесс и инструменты для создания данной музыки становятся доступнее и понятнее для пользователей. В чиптюне резкие звуки высоких и низких тональностей сменяют друг друга, для неподготовленного слушателя это может оказаться слишком грубым и неприятным.

Сейчас термин «чиптюн» используют для характеристики музыкальных композиций, пытающихся воссоздать звучание старых звуковых чипов, но с использованием современных и более совершенных систем. Также к чиптюну относят любые трекерные композиции с малым размером файла (до сотни килобайт в форматах MOD, S3M, XM, IT). При этом они могут представлять собой именно записанные сэмплы, а не мелодию, созданную звуковым чипом.

 Секрет успеха

Так в чем же секрет успеха 8-битной музыки? Секретов несколько. Чтобы в условиях технических ограничений ваша 8-битная мелодия стала настоящим хитом, нужно придерживаться нескольких правил.

1. Цикличность. Любая популярная песня состоит из чередующихся куплетов и припевов. Но, когда у вас есть всего несколько килобайт, повторяющаяся звуковая дорожка – это подарок судьбы, который позволит сохранить как можно больше свободного места для графики и обработки.

2. Темп. Скорость динамичного поп-хита обычно колеблется около величины 120 тактов в минуту (bpm). Стремительный характер многих 8-битных игр, ориентированных на действие, показал, что они прекрасно соответствуют «хитовой» скорости в 120 bpm, а иногда и превышают ее, достигая 160 bpm (главная тема MEGA MAN II).

3. Тональность. Самой популярной тональностью поп-хитов является до мажор. Конечно, не для всех игр подойдет данная тональность, но если перенести известные 8-битные мелодии в минор, но они вам понравятся гораздо меньше. Например, в игре Super Mario Bros. Главная тема звучит именно в ключе до мажор. Вспомнили ее?

4. Простота. В сочетании с первым правилом повторения и ограниченными техническими возможности, это означает, что у 8-битных композиторов могли быть только простые мелодии, с помощью которых они могли лучше передать магию отдельных игр. Запоминающаяся мелодия была ключом к тому, чтобы остаться в наших воспоминаниях. Никаких эффектов и приемов исполнения, только мелодия.

Второе рождение

Истинным показателем любого культурно значимого влияния или движения является его способность выходить за пределы своих первоначальных границ. Так 8-битная музыка породила увлечение чиптюном – особым жанром электронной музыки, который сильно напоминает звучание 8-битной эпохи.

Восьмибитная музыка — это музыкальный жанр, в котором можно творить, используя современные технические средства. Например, можно отметить Владимира Тугая, скрывающимся под творческим ником Darkman007, который пишет кавер-версии восьмибитной музыки, максимально приближенные по звучанию к оригинальной музыку 90-х. Он сам создает звуки с помощью различных инструментов и записывает их.

9.jpg

В России моду на ностальгию по восьмибитной музыке ввел Павел Гринёв, широко известный в определенных кругах как Kinaman. С его подачи многие аранжировщики стали создавать каверы на известные восьмибитные мелодии и писать свои. Честно говоря, не всем удавалось создать что-то, что было приятно слушать. Это связано с тем, что поймать модную волну можно, но нужно иметь для этого хорошую аппаратуру, слух и вкус.

Вышеупомянутый Томми Талларико уже в 21 веке ездил на гастроли с композитором Джеком Уоллом с уникальным шоу «Video Games Live», которое демонстрирует пример качественных аранжировок восьмибитных хитов, когда сохраняются и атмосфера, и характер оригинала.

11.jpg

Восьмибитный звук вдохновил андеграундную клубную культуру по всему миру. Пожалуй, самым почитаемым в Великобритании является проект Gamerdisco, который существует в той или иной форме с 2010 года. Они совместили видеоигры и клубную музыку. Только представьте: игровые консоли, расположенные на игровых площадках Gamerdisco, толпа людей всех возрастов и полов, и из звуковой системы вырывается саундтрек к «Супер Марио», аранжированный под клубную музыку.

12.png

Популярность восьмибитной музыки и ее прочное оседание в нашей памяти, конечно, говорит о ностальгии. Но и о вкладе композиторов и программистов, которые создавали игровые шедевры, не стоит забывать. И какими бы навороченными и технически сложными не были бы современные игры и их саундтреки, многие долго еще будут насвистывать мелодии из старых компьютерных игр 90-х.




Подпишитесь на наш канал:
Нас уже более 240 000
Читайте также:
Все статьи
Товары по теме