Горячая линия8 800 250 55 00

Если бы виниловая пластинка могла говорить, она бы рассказала вам историю длиной в почти 150 лет о войнах, революциях, золотых эрах рок-н-ролла и даже о том, как пережила собственное забвение. Это не просто кусок пластика с бороздками. Это машина времени, которая до сих пор умудряется звучать теплее цифровых потоков.

8.jpg

С чего всё начиналось

В 1877 году Томас Эдисон представил фонограф, который напоминал сложный механический аппарат. В его основе был вращающийся цилиндр, покрытый фольгой или воском, который приводился в движение ручным механизмом. Сверху располагался большой рупор — главный элемент для записи и воспроизведения звука. Рядом с цилиндром находился рычаг с иглой, которая «считывала» или «записывала» звуковые колебания. Устройство выглядело громоздким и не слишком элегантным, но его изобретение стало революцией: теперь звук можно было не только услышать, но и сохранить. Правда, качество записи было довольно низким, а сама запись могла воспроизводиться всего несколько раз. Тем не менее, фонограф стал предшественником всех современных аудиоустройств.

8.png

Однако настоящая революция случилась в 1887-м, когда Эмиль Берлинер запатентовал граммофон и плоские диски. Эти «граммофонные пластинки» быстро вытеснили цилиндры Эдисона: их проще было хранить, тиражировать, да и звук был чище.

15.jpg

5.png

Первые диски делали из шеллака, который представлял собой уникальный природный материал. Шеллак - это смола, которую выделяют самки насекомых (шелковичные червецы), обитающие на деревьях в тропических регионах Юго-Восточной Азии, особенно в Индии и Таиланде.

18.jpg

Шеллак имеет янтарный или коричневатый цвет, а при нагревании становится пластичным и легко формуется. Он известен своей прочностью, блеском и способностью создавать водонепроницаемые покрытия. До появления синтетических полимеров шеллак широко применялся в различных отраслях: для лакировки мебели, изготовления грампластинок, производства лаков, клеев и даже конфетной глазури.

Когда Эмиль Берлинер запатентовал граммофон и плоские диски, возникла необходимость найти материал, который мог бы выдерживать механическое воздействие иглы при воспроизведении звука. Шеллак оказался идеальным кандидатом по нескольким причинам: он был твердым и устойчивым к царапинам, при нагревании становился мягким и легко поддавался прессовке, был доступным и обеспечивал хорошее качество записи для своего времени, позволяя точно воспроизводить звуковые колебания.

20.jpg

Производство шеллаковых пластинок было сложным и трудоёмким процессом. Шеллак растапливали и смешивали с различными наполнителями, такими как мел, графит, древесная пыль или красители. Это делалось для того, чтобы улучшить свойства материала: уменьшить хрупкость, улучшить внешний вид и сделать пластинку более устойчивой к повреждениям.

Расплавленную массу заливали в специальные пресс-формы, которые содержали матрицу с записанными звуковыми канавками. Под давлением и при высокой температуре материал затвердевал, принимая форму диска.

После прессования пластинки охлаждались и шлифовались для достижения идеально ровной поверхности. Готовые пластинки имели диаметр 25–30 см и скорость вращения 78 оборотов в минуту (об/мин). Но об этом чуть позже.

78.png

Несмотря на свою прочность, шеллаковые пластинки были очень хрупкими - они легко ломались при падении или неправильном обращении. Также они часто страдали посторонними шумами и щелчками, вызванными несовершенством технологии и добавками в материал.

Также шеллаковые пластинки были довольно тяжёлыми, что усложняло их транспортировку и хранение.

Интересные факты о шеллаковых пластинках

1. Большинство шеллаковых пластинок имели тёмно-коричневый или чёрный цвет, но иногда добавлялись красители, чтобы придать им более привлекательный вид.

2. Сегодня оригинальные шеллаковые пластинки являются коллекционными раритетами. Их ценность обусловлена не только возрастом, но и исторической значимостью.

3. Шеллаковые пластинки имеют характерный сладковатый запах, который особенно заметен при нагревании.

Шеллаковые пластинки стали важнейшим этапом в истории звукозаписи. Несмотря на свои недостатки, они позволили людям впервые массово записывать и воспроизводить музыку, открывая новые горизонты для культуры и искусства.

С началом Второй мировой войны доступ к шеллаку значительно сократился, так как основные поставки этого материала шли из Индии, которая была оккупирована Японией. Это подтолкнуло производителей звукозаписи к поиску альтернативных материалов. Хотя шеллак уступил место винилу, его вклад в развитие технологий остаётся неоценимым.

Война скоростей

Цифры на проигрывателе - не случайный набор. Это следы войн скоростных форматов. Первая в мире пластинка, выпущенная из шеллака, была размером с пиццу - 12 дюймов (30 см) - и вращалась со скоростью 78 оборотов в минуту. Она вмещала всего 3 минуты музыки, а высокая скорость вращения компенсировала хрупкость материала.

В 1948 году компания COLUMBIA RECORDS представила винил. Материал, изначально созданный для военных радаров Второй мировой, оказался прочнее и тише шеллака. Новые пластинки крутились на скорости 33⅓ об/мин, умещали до 22 минут звука на сторону и не разбивались при падении. А ещё они пахли как будущее — сладковатым химическим ароматом, который фанаты до сих пор узнают с закрытыми глазами. 33⅓ об/мин - золотой стандарт для альбомов. Миф гласит, что инженеры COLUMBIA выбрали эту скорость, потому что она была самой тихой. Меньше оборотов - меньше шипения.

Еще один скоростной формат - 45 об/мин - «сингловая» скорость, которую RCA VICTOR продвигала в 1949 году как альтернативу COLUMBIA.

Эволюция форматов

На заре эпохи грамзаписи, в последнее десятилетие XIX века, музыкальный мир жил по строгим правилам: единственным общепринятым стандартом были компактные 7-дюймовые пластинки (около 18 см в диаметре), которые вращались на высокой скорости. Эти миниатюрные носители стали первыми массовыми «посланниками звука», но их возможности были крайне ограничены. Все изменилось в 1903 году, когда на сцену вышли 12-дюймовые пластинки (примерно 30 см), получившие гордое название «гиганты». Их появление стало революцией, позволившей значительно увеличить продолжительность записи и улучшить качество звучания.

Вскоре производители нашли золотую середину - 10-дюймовые пластинки (25 см), которые заняли промежуточное положение между компактными и крупноформатными вариантами. Интересно, что в странах СНГ сложилась своя уникальная система измерений: здесь стандартными стали пластинки диаметром 175 мм (почти 7 дюймов), 250 мм (10 дюймов) и 300 мм (12 дюймов). Эти цифры не просто отражали физические параметры - они определяли целые культурные пласты, где каждый размер находил своего слушателя и свое особое применение.

5.jpg

Рецепт виниловой алхимии

В 1940-х годах начали использовать поливинилхлорид (ПВХ) — синтетический полимер, который оказался гораздо прочнее, легче и долговечнее шеллака. Первые виниловые пластинки появились в конце 1940-х, и они быстро вытеснили шеллаковые диски. Виниловые диски меньше шумели, лучше звучали, а их поверхность можно было легко очистить.

Основной ингредиент виниловых пластинок - ПВХ, но секрет кроется в добавках:

  • Угольная сажа - даёт чёрный цвет и гасит статическое электричество. Но выпускали и цветные, и даже прозрачные пластинки. Белые пластинки 1970-х (как альбом The Beatles «White Album») - это бунт против правил.

  • Стеариновая кислота - делает материал гибким и снижает трение, уменьшая износ как самой пластинки, так и иглы, а также обеспечивает более плавное движение иглы по канавкам, улучшая качество звука. Стеариновая кислота обладает также антистатическими свойствами, которые помогают уменьшить накопление статического заряда и снизить количество пыли на поверхности пластинки.

  • Слюда - добавляет блеск. Некоторые аудиофилы верят, что она же улучшает звучание высоких частот.

Но главный секрет - бороздки. На одной стороне пластинки их длина примерно равна 460 метрам.

7.jpg

Советский винил

С 1950 года в СССР началось массовое производство виниловых пластинок. В отличие от хрупких шеллачных предшественников, новые диски из полихлорвинила (ПВХ) оказались удивительно прочными. Эта технология не только повысила износостойкость носителей, но и позволила сделать их вдвое тоньше - вместо 3 мм пластинки теперь едва достигали 1,5 мм. Простота классического метода гравировки звука, изобретённого ещё в XIX веке, сыграла с властями злую шутку - технологию быстро освоили энтузиасты-самоучки. Уже к середине 1950-х по стране стали появляться подпольные мастерские, где на самодельных прессах тиражировали запрещённую музыку.

Главным символом музыкального андеграунда стали пластинки «на костях» — кустарные записи на использованной рентгеновской пленке. В условиях дефицита настоящего винила находчивые меломаны приспособили медицинские отходы: на проявленных снимках ребер или ключиц вырезали звуковые дорожки. Так в обход цензуры распространялись записи The Beatles, джазовые импровизации и «идеологически вредные» западные хиты. Эти полупрозрачные диски с призрачными силуэтами костей стали артефактами эпохи — сегодня их можно найти в коллекциях, где они соседствуют с официальными изданиями советских исполнителей.

21.jpg

Удивительно, но именно хрупкость рентгеновской пленки превратила её в идеальный материал для подполья: при обыске такие пластинки легко ломались руками, уничтожая улики. Этот своеобразный «аналоговый шифр» десятилетиями обманывал систему, доказывая, что настоящая культура всегда найдёт способ быть услышанной — даже сквозь скрип костных фантомов на самодельном проигрывателе.

Технологии записи

Первые два десятилетия существования грампластинок технология записи оставалась сугубо механической: звуковые волны в прямом смысле вырезались резцом на поверхности вращающегося диска. Этот метод, при всей своей гениальной простоте, имел серьезные ограничения — частотный диапазон таких записей колебался в весьма скромных пределах от 150 до 4000 Гц. Для сравнения: человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне 20-20000 Гц, а значит, ранние пластинки передавали лишь небольшую часть звуковой картины.

Все кардинально изменилось в 1920 году, когда в звукозаписывающую индустрию пришла электроакустика. Использование микрофона в качестве звукоснимателя стало настоящим прорывом, открывшим перед грамзаписью новые горизонты. Теперь частотный диапазон расширился до впечатляющих 15-10000 Гц, что позволило передавать и глубокие басовые ноты, и прозрачные высокие частоты. Этот технологический скачок можно сравнить с переходом от черно-белого кино к цветному — музыка внезапно обрела новые краски, глубину и объем. Именно с этого момента грампластинка перестала быть просто носителем информации, превратившись в полноценное средство художественной выразительности.

Как делают пластинки

Создание винила — это целое искусство. Процесс похож на алхимию:

1. Запись на лаковый диск. Звук гравируется алмазной иглой на покрытый лаком алюминий. Это «негатив» будущей пластинки.

2. Гальванопластика. Диск погружают в ванну с никелем, создавая металлический «штамп».

22.jpg

4.png

3. Прессование. Виниловые гранулы плавят при 150°C и давлением в 100 тонн штампуют «блины». Интересно, что края пластинки обрезают гильотиной.

25.jpg

Самое волшебное - мастер-диск. Оригинальная матрица, с которой делают копии. После 1000 прессовок она стирается, как будто музыка растворяется в воздухе. Некоторые студии хоронят изношенные мастер-диски в мини-гробах — в знак уважения.

Почему винил жив?

1. Звук с душой. Цифровая запись разбивает звук на «ступеньки», тогда как винил сохраняет непрерывную волну. Многие меломаны утверждают, что аналоговый звук теплее и естественнее. Даже шипение иглы и легкие щелчки становятся частью атмосферы.

2. Ритуал и эстетика. Винил требует внимания: достать диск, аккуратно положить на стол, перевернуть после прослушивания одной стороны. Это медитативный процесс, который невозможно повторить с современными технологиями. К тому же, оформление альбомов на виниле — это целое искусство.

12.jpg

3. Коллекционирование как философия. Охота за редкими изданиями, ограниченные тиражи, подписанные копии — винил стал инвестицией и способом самовыражения. Например, альбом Thriller Майкла Джексона в оригинальной упаковке с постером стоит сегодня в десятки раз дороже номинала. А редкие пластинки вроде The Quarrymen (первая запись Маккартни и Леннона, 1958 г.) продаются за $300,000.

7.png 

4. Винил в поп-культуре. Винил всегда был частью культурного кода. Сегодня даже молодые исполнители, такие как Billie Eilish, выпускают музыку на виниле, зная, что это привлечет поклонников.

30.jpg

5. Ошибки, которые стали фишкой. Шорохи, щелчки и вокал, который «плывёт» к концу стороны — это не баги, а артефакты эпохи. Слушая Dark Side of the Moon, вы слышите не только Pink Floyd, но и царапину от кота предыдущего владельца.

Физика против цифры. Споры «аналог vs. цифра» бесконечны, но есть магия в том, как игла буквально осязает музыку, вырезанную в пластике.

Виниловый ренессанс

В 2000-х, когда казалось, что винил умер, его спасли инди-лейблы и хипстерская культура. В 2006 году винил считали мёртвым: продажи упали до 900 000 копий в год (против 1 млрд стримов). Но сегодня пластинки — самый быстрорастущий музыкальный носитель: продажи растут 15-й год подряд. Например, в 2023 году в США было продано более 40 млн пластинок. Помимо выше озвученных причин «вечной жизни» винила, можно добавить еще парочку.   

Лимитированные издания. Например, Taylor Swift выпускает альбомы в 8 цветах винила + «лунные» версии, светящиеся в темноте. Её Midnights стал первым альбомом с 2000-х, разошедшимся миллионом копий на пластинках.

31.jpg

Винил как NFT. Группа Kings of Leon выпустила альбом с токеном, дающим право на эксклюзивный контент. Пластинка стала «ключом» к цифровому миру.

32.jpg

Но есть и тёмная сторона: из-за ажиотажа заводы не успевают прессовать пластинки. Очередь на выпуск альбома на виниле сегодня - 9 месяцев. Почти как вынашивать ребёнка)

Пока одни предрекают смерть физических носителей, винил эволюционирует. Например, компания Evolution Music продаёт пластинки из сахара, которые можно съесть после прослушивания, или появляются обложки с дополненной реальностью: наведите телефон на пластинку - и Курт Кобейн споёт прямо у вас в гостиной. NASA тестирует проигрыватели для лунных баз - в невесомости игла прижимается к пластинке магнитами.

Интересные факты о пластинках

  • Самая продаваемая пластинка – альбом Thriller Майкла Джексона, который разошелся тиражом 100 млн. копий, но на виниле — «всего» 32 млн.

  • Самая дорогая пластинка - копия The Beatles (White Album) с номером 0000005 была продана за $790 000.

white-album.jpg

  • Винил в космосе - в 1977 году на «Вояджер-1» отправили «Золотую пластинку» с земными звуками — от Баха до голосов китов.

  • Эксперименты с форматом - в 1950-х выпускали «запаховые» пластинки, которые пахли цветами при проигрывании.

10.jpg

Но главное - винил остаётся последним аналоговым островом в цифровом океане. Когда Илон Маск запустит Spotify на Марсе, именно пластинки станут артефактами человечества - как наскальные рисунки каменного века. Ведь даже если отключится интернет, музыку можно будет слушать при свечах.

А теперь переверните пластинку. На стороне «Б» вас ждёт ещё одна история.

 

Подпишитесь на наш канал:
Нас уже более 240 000
Читайте также:
Все статьи
Товары по теме