Горячая линия8 800 250 55 00

В начале 2024 года российский инди-музыкант и блогер Сизор выпустил на YouTube видео под названием «Нейросеть написала мне трек, и никто не заметил». Речь идет о песне «Обезьяны летают в космос», официально изданной на всех основных стриминговых площадках.

У Сизора была очень короткая текстовая заготовка: «Обезьяны летают в космос — им хочется к звездам». Он попросил дописать текст ChatGPT. Сервис несильно помог, но заставил музыканта самостоятельно закончить куплеты и припев.

Затем он пошел с ними в молодой онлайн-сервис Suno. Это публично доступная нейросеть, бесплатно создающая музыкальные треки (песни) на нескольких языках на основе предоставленной лирики и промпта, описывающего музыкальный стиль.

После нескольких попыток и к своему большому изумлению Сизор услышал, что Suno выдала ему потенциально хитовый хук (припев) с интересным решением в ритм-секции. Музыкант в своей DAW практически полностью повторил аранжировку припева, насколько ее можно было расслышать в AI-исходнике.

Куплеты Suno тоже предложила очень убедительные, и Сизор воспользовался ими. На всякий случай он купил подписку на Suno, разрешающую коммерческое использование сгенерированного контента. И выпустил трек под своим артистическим именем.

Музыкант Сизор, обложка песни

Вот что говорит о результате сам музыкант:

«Не так мы представляли будущее. Мне всегда казалось, что машины будут делать всю механическую, неинтересную работу. А люди как раз займутся творчеством. Но теперь я в этом не уверен… Трек попал в 3 плейлиста «Яндекс.Музыки», и никто ничего не заметил.

Можно ли сказать, что песню написала нейросеть? Мне кажется, что нет. Написал ли ее я сам? Тоже нет. По сути, я «фитанул» с нейросетью. Это звучит настолько же странно, насколько и ощущается…

Нейросети уже сейчас могут писать песни, которые будут слушать люди. Возможно скоро мы услышим про популярные нейрогруппы, выпускающие по альбому в секунду».

Что за нейросеть Suno, и почему она сносит башню всем

Ее «построили» инженеры и музыканты — выходцы из таких технологических компаний, как TikTok и Kensho. Штаб квартира сервиса базируется в Кембридже, штат Массачусетс (США). Проект поддерживают венчурные инвесторы, но стоило ему выйти из тени в паблик, как Microsoft интегрировала Suno в свой AI продукт Copilot (правда денег в музыкальный сервис IT-гигант пока не вкладывает). Вокруг нейросети прямо сейчас разгорается большой ажиотаж.

В отличие от многих более ранних AI-проектов, связанных с музыкой, Suno фокусируется не на имитации голосов известных артистов и не на воссоздании их музыкального стиля, а на производстве оригинального контента.

Генеральный директор сервиса Майки Шульман заявил, что хотя людям кажется очень крутым и интересным создавать новые песни в стиле конкретного исполнителя, Suno не думает, что этот опыт окажется приятным для потребителей в долгосрочной перспективе:

«Мы хотим, чтобы каждый испытал радость от создания музыки. Большинство людей не играют на музыкальных инструментах и ​​не знают сложного программного обеспечения, что до сих пор было препятствием для создания красивой музыки.

Музыка с вокалом также является действительно важным компонентом в этом деле, и то, что Suno умеет ее создавать — это одно из отличий проекта»…

Главная же черта новой нейросети, которую отмечают в музыкальном и блогерском мире, — удивительно хорошее качество музыки, которую она способна «писать». Речь идет, само собой, о качестве «музыкального текста», а не о битрейте фонограмм, который пока составляет 128 к/c.

Конечно, не с первой попытки, конечно, с глюками (Suno нередко «забывает» добавить вокал), конечно при достаточном усердии автора промпта этот AI-монстр способен выдавать чрезвычайно убедительные песни в широком спектре популярных жанров.

нейросеть Suno 

Если человек прописывает для нейросети подробнейший запрос, и при этом он искушен в музыкальном деле хотя бы на уровне любителя, она рождает треки, звучащие в стиле, скажем, Эда Ширана и других мировых звезд. И эта музыка не представляет собой симуляцию вокала конкретных людей и аранжировку конкретных песен. Suno действительно способна «писать» относительно оригинальные вещи.

Какие алгоритмы при этом работают и на каком принципе, создатели проекта не раскрывают. Майки Шульман, его друг Георг Куско и еще двое соучредителей — Мартин Камачо и Кинан Фрейберг — работали над приложением около 18 месяцев. Всего в команде проекта 10 человек, и по утверждению гендира, он «хорошо финансируется».

Несмотря на то, что Suno неидеальна и довольно часто в ответ на запрос выдает вещи нежизнеспособные и даже никакущие, при достаточном терпении и сноровке из нее можно «добыть» новый потенциальный хит. Этот AI-стартап уже на голову выше всех, ранее замеченных в околомузыкальном бизнесе. И он несет значительны угрозы сообществу музыкантов-людей.

Сервис Boomy и засорение нейросетевыми треками музыкальных стриминговых платформ

Стартап Suno пока не включился собственно в издание треков на Spotify и других площадках. Он просто позволяет платным подписчикам использовать для собственных релизов сгенерированный материал.

А вот музыкальный AI-сервис Boomy уже предложил своим подписчикам бизнес модель с изданием. Он не только позволяет издавать сгенерированные пользователями треки на основных стриминговых платформах, но и собирает для них отчисления за стримы.

У Boomy уже появились «артисты», которые абсолютно далеки от музыки даже как любители. То есть, вообще в ней ничего не понимают. Тем не менее, эти люди генерируют при помощи AI треки и релизят их. Среди них художники, блогеры и представители других творческих профессий, которые вот таким образом самовыражаются и пытаются что-то заработать.

Boomy ведет о наиболее заметных своих «артистах» блог. В нем можно узнать например о «музыканте» GoofyX из Техаса (США). Он сначала просто развлекался с сервисом, а затем начал подходить к делу в духе художников современного искусства.

В частности GoofyX расписывает в текстовом виде историю своих альбомов, для каждого трека выдвигает концепцию, долго работает с промптами. Тщательно занимается обложками.

Например, серия «Heartbeat Radio» повествуют о путешествии молодой девушки, которая переживает любовь, потерю и преследование существ из загробного мира.

GoofyX рассказывает, что ранее он хоть и «баловался с музыкальными инструментами», никакого опыта музыкального продакшна у него не было. Знания и умения в этом области ему заменил Boomy. И теперь «артист» нимало не смущаясь заявляет: «Мне нравится создавать атмосферную звучащую музыку, это позволяет мне замедлиться и отдохнуть от реальной жизни»…

Блог Boomy полон подобных историй, и пользователи сервиса воспринимают их всерьез. Мало того, все больше людей используют этот стартап для того, чтобы стать издающимся музыкантом, не будучи музыкантом.

Boomy AI

На главной странице сервиса указано, что пользователи с его помощью сделали уже более 18 миллионов треков. Конечно, большая часть из них не издана на стриминговых площадках. Однако, по некоторым данным, около 2 миллионов (!) туда все же попали. И это при том, что Boomy производит только инструментальные треки, без вокала.

Честно говоря, мало какие из них имеют реальную ценность, в чем можно легко убедиться, послушав, скажем, раздел «Электроника». Однако время от времени Boomy способен производить более-менее структурированные треки в жанрах «ambient» и «meditation».

Некоторые их «авторы» публично заявляют, что получили на стриминговых сервисах десятки тысяч прослушиваний. На этом фоне в 2023 году разгорелся конфликт между Spotify и Boomy. Администрация потокового сервиса выпилила со своей площадки тысячи генеративных треков и заявила, что создавшие их люди накручивали прослушивания при помощи ботов.

Также в адрес Boomy прозвучало сообщение о том, что сервис заполняет каталог Spotify «мусором». Тем не менее, сотрудничество с ним платформа не остановила — треки Boomy по-прежнему появляются в Spotify и на некоторых других стриминговых сервисах.

Почему музыкальные нейросети угрожают будущему музыкантов (финансовому в том числе)

В отличие от Boomy и других музыкальных AI-сервисов, в основном предлагающих поделки «в стиле Дрейка» и «голосом Дрейка» или, скажем, Фредди Меркьюри, Suno, едва появившись, совершил качественный прорыв. Его нейросети действительно способны выдать что-то, если не новое и полностью оригинальное, то очень убедительное и имеющее рыночные перспективы.

Как продемонстрировал российский музыкант Сизор, уже сейчас может появиться подкласс инди-авторов, которые будут «читерить» — то есть, с помощью ChatGPT и других создавать тексты, а с помощью Suno — музыкальный материал. А затем записывать его самостоятельно и вполне юридически правомерно издавать.

Недалек тот день, когда нейросеть Suno (и, возможно, ее конкуренты, появление которых, видимо, не за горами) сумеет выдавать качество звука в 16 бит/44,1 кГц, а то и выше, а также более отчетливо и богато звучащие аранжировки с пристойным сведением. Достаточно будет «прикрутить» к Suno бизнес-модель Boomy, и начнется сущий кошмар.

И вот на каком фоне это будет происходить. С одной стороны, к настоящему моменту появилась прослойка студийных музыкантов и bedroom-продюсеров, живущих на доходы от стримов.

Их называют «музыканты в тапочках», они не дают концертов и делают только виртуальную карьеру — как блогеры и инди-авторы. Некоторые из них даже получают серьезные контракты от крупных лейблов. Это стало возможным благодаря Spotify и другим платформам, сильно потеснившим музыкальных пиратов и построившим цивилизованный рынок.

С другой стороны, в 2023 году было издано около 184 миллионов музыкальных треков. 86,2% (158,6 миллионов) получили менее 1000 прослушиваний. И в их числе целых 45 миллионов треков, которые никто не послушал ни разу. Это примерно 24,8% всего объема каталогов стриминговых площадок.

Сегодня каждый день в потоковые сервисы загружается около 120 000 новых треков. Конкуренция за слушателя происходит ошеломляющая. Звездные музыканты уже чувствуют себя неуютно перед лицом этой волны. Большие лейблы тоже не в восторге.

А теперь вспомним, что как минимум 2 миллиона треков на стримингах имеют искусственное происхождение, благодаря AI и музыкальным «читерам». На самом деле их может насчитываться в разы больше.

И если учитывать «эмбиент»-проекты, которые наводняют музыкальный мир мусорными треками со звуком костра, ветра и прочими достаточно простыми в производстве фонограммами, то картина складывается еще более тревожная.

Ну и наконец такие сервисы, как Suno, угрожают в ближайшие годы завалить музыкальные платформы быстро создаваемой поп-музыкой вполне сносного качества. А значит «читеры» и псевдомузыканты непременно и легально откусят свой кусок рынка и доходов.

Авторам-людям придется конкурировать с искусственным интеллектом и хитрецами, кое-что смыслящими в музыкальном продакшне. Возможно, мы стоим на старте изматывающей гонки, в которую будут против своей воли вовлечены действительно талантливые и умелые музыканты на очень несправедливых для них условиях.

Вероятно, через несколько лет нас ожидает зрелище крупных судебных баталий, в которых музыканты-люди станут настаивать на запрещении публикации нейросетевой музыки на стриминговых платформах, равно как и треков, созданных «читерами» при помощи AI.

Чем все это кончится, предсказать не возьмется ни один рациональный представитель музыкального бизнеса.

Владимир Лакодин

Подпишитесь на наш канал:
Нас уже более 240 000
Читайте также:
Все статьи
Товары по теме