Горячая линия8 800 250 55 00

Музыканты, впервые приходящие в хип-хоп и рэп, нередко относятся к созданию специфические жанровых барабанов шапкозакидательски. Мол, делов-то тут на три копейки. И результат их торопливого продакшна закономерно бывает очень далеким от особенного звука классических хитов Dr. Dre, Beasty Boys, 2Pac, Coolio, Snoop Dog, US3 и других. Барабаны не качают, не «толкаются», не создают грув, звучат стерильно и неправдоподобно.

Давайте же разберемся, что делает хип-хоп барабаны аутентичными, и какие творческие и технические шаги нужно сделать, чтобы начало «качать».

Снуп Дог 

План действий: от подбора сэмплов до финальной полировки

Исторически ударная секция хип-хопа началась с сэмплирования сбоек и ритмов фанка и, в случае одной песни Led Zeppelin, – рока. Буквально тысячи треков были построены всего на нескольких сэмплах: из песни фанк-группы 1960-х The Winstons под названием «Аминь, брат»; песни «Импичмент президенту» коллектива 1970-х The Honey Drippers; условного барабанного соло из трека Джеймса Брауна «Funky Drummer» и некоторых других.

Когда в начале 1980-х появились первые дешевые драм-машины, поднялась новая волна хип-хоп барабанов – электронных. Но с ними-то как раз затруднений нет, ведь сегодня доступны десятки бесплатных и платных плагинов и сэмпл-паков с теми самыми звуками.

А вот фанковый дух, десятилетиями рождающий грув в хип-хопе, не так уж просто получить в современных DAW без сэмплирования. А почему надо «без»? – возникает резонный вопрос.

Потому что сегодня сэплирование малюсенького фрагмента чужой записи связано с большим количеством юридических запросов и согласований, сложным разделением прав на роялти от финального продукта и потерями времени. Артист может ждать разрешения на использование сэмпла от юристов другого артиста год и более. Это неприемлемо ни для спонтанности творческого процесса, ни для его юридической чистоты.

То есть, взять виниловую пластинку с фанковыми барабанами, найти на ней пару брейков, засэмплировать их и получить хип-хоп рисунок – это не вариант. То есть, вариант, но чреватый большими судебными и финансовыми проблемами, если вы издадите песню с несогласованным сэмплом.

Сэмплирование

Что остается музыкальном продюсеру в этой ситуации и при условии, что он хочет сохранить все права на фонограмму за собой? Имитация фанковых рисунков и процесса сэмплирования! Это не прямо вот быстро делается, но зато избавляет от большой головной боли. Ну и звучит, звучит клёво.

Итак, классические хип-хоп записи использовали сэмплы барабанов с винила, изданного фанковыми группами. Следовательно, нам нужен источник именно фанковых сэмплов ударных и желательно под лицензией Creative Commons.

Мы можем начать, например, с очень качественного пакета Couch Kit vol. 1 от парня под псевдонимом Orion. Он включает в себя 88 лупов и 56 одиночных сэмплов бочки, рабочего и хэта. И, конечно, нас прежде всего интересуют one shots, потому что в идеале мы хотим создавать ритмы какие хотим и в каком хотим темпе.

Говоря об исходниках, вспомним также о том, что барабанные брейки родоначальники жанра записывали с пластинок. И часто в сэмплы попадал шум винила – шуршание пыли и скрипы царапин.

Такие звуки мы можем найти под бесплатной лицензией Creative Commons Zero на сайте Freesound.org. Подмешивать в собственные ритмы упомянутые шумы или нет – дело вкуса и драматургической задачи. Если мы хотим получить ощущение прямо вот олдскульных барабанов, то можно и подмешать.

Далее: прежде чем попасть на винил, барабаны фанковых групп проходили запись на магнитную ленту. Соответственно нам понадобится плагин ленточной сатурации.

Далее: доступные по цене сэмплеры, в память которых во второй половине 1980-х рэперы начали закачивать короткие фрагменты барабанных треков, работали с глубиной бита от 12 до 16. Поэтому для получения аутентичного звучания нам следует применить какой-нибудь Bircrusher.

Само собой, на паре этапов нам понадобится «склеивающая» компрессия шины барабанов и реверберация «комнаты» Но об этом поговорим чуть позже.

А главное – мы должны получить «эффект сэмплирования» – специфическое ощущение от хип-хоп барабанов, которое складывалось из-за того, что сэмплы были «нарезаны» и расставлены в произвольном порядке, от чего теряли «хвосты» реверберации и слушались как чуть-чуть неровные и даже слегка «заикающиеся».

Когда-то это казалось проблемой хип-хоп записей, а на деле вышло, что в ней и кроется всё очарование, весь узнаваемый грув жанра.

Также отметим для себя, что в большинстве случаев треки ударных снова записывались с сэмплера на магнитную ленту. И часто это делалось через аналоговую консоль пульта.

В связи со всем сказанным, коротко обозначим список этапов производства хип-хоп барабанов:

1)      Подбор качественных одиночных сэмплов акустических барабанов в стиле «фанк».
2)      Подбор сэмплов шумов виниловых пластинок.
3)      Написание собственных барабанных рисунков в DAW с использованием выбранных сэмплов и квантования со свингом.
4)      Обработка шины ударных компрессором и ленточным сатуратором (имитация магнитофона).
5)      Опционально: подмешивание к звуку шины ударных шумов и скрипов винила.
6)      Применение на шине ударных плагина типа Bitcrusher.
7)      Подмешивание реверберации.
8)      Сэмплирование (рендеринг) прототипа ударных в отельный аудио-файл.
9)      Помещение результата на аудио-трек в проекте и «нарезка» общего рисунка на фрагменты.
10) «Перемешивание» последовательности фрагментов в соответствии с драматургией задуманной песни, нарезка их на более мелкие биты и составление из них сбоек.
11) Применение в конце каждого отрезка (сэмпла) fade out (снижения громкости до нуля) для отсечения «хвостов» реверберации.
12) Обработка финального трека ударных эквалайзерами, еще одна деликатная компрессия.
13) Применение на треке плагина-имитатора аналоговой консоли пульта.

А теперь разберем некоторые этапы подробней.

Хип-хоп заимствует фанковый грув. Писать бит и квантовать его следует со свингом

Сэмплирование винила

Отличительная черта фанковых барабанов – свингование. Это смещение долей во времени относительно строгого размера, который обычно составляет четыре четверти. Отчасти свингование напоминает синкопирование в стиле «shuffle», но в фанке оно не такое отрывистое и менее ярко выражено.

Свинг впервые появился в джазе. И, если коротко, он представляет собой небольшой «рассинхрон» с размером музыкального произведения, когда некоторые доли шестнадцатых нот (чаще каждые 2-я и 4-я) играются с небольшой оттяжкой во времени.

Для создания свинга в цифровой рабочей станции (DAW) предусмотрен соответствующий вид квантования. Обычно «количество» свинга задается в процентах. И для создания ощущения фанкового рисунка требуется добавить при квантовании 20-35%. Подробнее о груве и свинге читайте здесь.

Компрессия, сатурация, реверберация

Самое разумное при конструировании барабанов в DAW из сэмплов – это создание групповой шины барабанов, создание для каждого сэмпла своего сэмпл трека, аудио выходы которых будут подаваться на шину барабанов.

После написания нескольких рисунков для будущего хип-хоп трека (допустим, 16-ти тактов), квантования со свингом, выравнивания по громкости и выставления панорамы для хэтов и тарелок стоит применить на всю группу компрессию с достаточно агрессивными настройками. Она сделает ударные «большими» (если не забыть о компенсации потери громкости при компрессии) и «склеит» их, заставив звучать более слитно.

Далее, как уже говорилось выше, стоит применить на шине имитацию ленточного магнитофона или ленточную сатурацию.

Ленточная сатурация


Внутри группы ударных по желанию можно создать аудио трек с зацикленными шумами виниловой пластинки. Но его громкость в общей пачке должна быть очень небольшой, чтобы не возникло ощущения сильно «запиленного» винила. Ведь мы хотим лишь чуть-чуть добавить олдскульного вайба, а не имитировать старый граммофон.

Чтобы получить ощущение 12-16 битного сэмплера, мы можем применить на шине барабанов плагин типа Bitcrusher. Лучше делать это нежно – как бы намекнуть в нашем звуке на Lo-fi стилистику, но не вмешиваться в звук грубо.

Далее следует на канале «посыл» (send) подмешать к шине ударных ревер. И, вероятно, лучшим решением будет выбор отражений виртуального помещения в стиле «комната для репетиций». Разумный уровень такой реверберации дополнительно будет отсылать к эпохе живых записей фанковых групп.

На этом этапе у нас будет готова «дорожка» барабанов как бы фанкового коллектива, которую мы будем, как настоящие хип-хопперы, «сэмплировать».

Виртуальное сэмплирование, создание «заикающегося бита», консольная сатурация

Процесс «сэмплирования» будет заключаться в том, что созданные барабаны мы для начала зарендерим и поместим на аудио трек. Затем выключим исходную шину ударных и займемся «нарезкой».

Нам нужно сначала «нарубить» дорожку на отрезки длиной в 1 такт. А затем из некоторых тактов вырезать фрагменты длиной в 1 или 2 четверти и из них склеить несколько сбоек.

Из всего этого добра мы сможем собрать барабанную дорожку своего трека. Но вот важный момент – у каждого фрагмента (даже у микро битов для сбоек) стоит в самом конце понизить громкость до нуля на коротком отрезке – в соответствии с темпом песни.

Это создаст ощущение обрезанности «хвостов» реверберации и легкого «заикания», которое характерно для проигрывания барабанных сэмплов в произвольном порядке. Именно оно ответственно за часть грува всемирно известных хип-хоп записей.

При необходимости мы можем обработать барабанную дорожку эквалайзером и добавить еще чуть-чуть компрессии для лучшей читаемости.

В качестве финального штриха пропустим ее через имитатор канала аналоговой консоли. Это нам требуется, чтобы создать ощущение записи барабанов с выхода сэмплера через пульт. В плагине канала (chanel strip) нам понадобится лишь добавить немного консольного драйва (или сатурации). Можно попробовать один из бесплатных плагинов, например, CHANNEV от Analog Obsession.

Аналоговая консоль VST 

Вот в общих чертах наши практически аутентичные хип-хоп барабаны и готовы.

Владимир Лакодин

Подпишитесь на наш канал:
Нас уже более 240 000
Читайте также:
Все статьи
Товары по теме