Горячая линия8 800 250 55 00

Как подавить обратную связь?

С понятием обратной связи знакомы все, кто выступал на сцене или записывался в студии. Ее пронзительные звуки не перепутаешь ни с чем и не забудешь этих «прекрасных» ощущений никогда, а также сделаешь всё возможное, чтобы больше их не слышать. Кстати, что для этого нужно сделать? Как избежать обратной связи? Об этом поговорим сегодня.

2.jpeg

Что такое обратная связь?

Обратная связь (feedback) – это акустический эффект возникающий в цепи микрофонакустическая система, в результате которого слышны звуки, похожие на визг или гул, доносящиеся из динамика. Стоит отметить, что при этом пострадать могут не только ваши уши, но и динамики.

Причины возникновения обратной связи

Причинами возникновения обратной связи служат неправильное взаимное расположение микрофона и акустических систем, а также акустическое оформление помещения.

Процесс возникновения обратной связи происходит по следующей схеме:

  • Микрофон улавливает звуки из окружающей среды

  • Эти звуки преобразуются в сигналы микрофона, которые отправляются на усилитель и динамик

  • Динамик передает эти сигналы в виде звуковых волн в окружающую среду

  • Микрофон снова улавливает эти звуковые волны.

5.jpg

Частота обратной связи

Обратная связь имеет свою частоту или набор частот, в результате вы будете слышать либо низкочастотный гул, либо высокочастотный писк. На результат (частоту) обратной связи влияют следующие факторы:

  • Резонансные частоты микрофона, усилителя и динамика

  • Размер, форма и акустическое оформление помещения

  • Диаграмма направленности микрофона

  • Диаграмма излучения динамика

  • Расстояние между микрофоном и динамиком

Факторы, влияющие на возникновение обратной связи:

1. Усиление микрофонного сигнала. Чем больше коэффициент усиления, тем выше риск возникновения обратной связи.

2. Громкость динамиков. Это второе, на что следует обратить внимание при возникновении обратной связи после коэффициента усиления микрофона. Общая громкость мониторов может быть завышена для данного акустического пространства, попробуйте снизить ее, чтобы устранить или предотвратить обратную связь.

3. Расстояние между микрофоном и динамиком. Это критический фактор, определяющий возникновение обратной связи, особенно при использовании портативных микрофонов. Чем ближе микрофон к динамику, тем сильнее сигнал, поступающий на микрофон. Согласно закону обратных квадратов, интенсивность звуковой волны обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника звука. 

4. Направленность микрофона. Для усиления живого звука чаще всего используются микрофоны с кардиоидной диаграммой направленности. Они обеспечивают хорошую изоляцию источников звука и относительно высокое усиление до обратной связи. Кардиоидный микрофон снижает риск обратной связи, сохраняя при этом чувствительность в том месте, куда направлен микрофон (в сторону от монитора). Использование же всенаправленных микрофонов существенно повышает риск возникновения обратной связи.

6.jpg

5.  Размер и форма помещения. Чем меньше помещение, тем больше отраженного звука будет улавливать микрофон, что увеличивает риск возникновения обратной связи, даже если микрофон и динамик расположены безопасно относительно друг друга. Для отражения волн также имеют значение форма помещения и материал покрытия всех присутствующих поверхностей: чем ближе форма помещения к кубу, тем сильнее будут стоячие волны, которые увеличивают риск возникновения обратной связи на своей частоте. Обратной связи можно избежать, если использовать звукопоглощающие материалы для отделки стен и потолка.

6. Чувствительность микрофона. Данная характеристика микрофона указывает, насколько сильным будет его выходной сигнал при заданном уровне звукового давления. То есть, чем выше чувствительность микрофона, тем меньше нужно усиливать сигнал для достижения линейного уровня. Чувствительные микрофоны более подвержены обратной связи.

Методы предотвращения и устранения обратной связи

С обратной связью бороться можно и нужно, не говоря уже о том, что можно не допустить ее возникновения. Рассмотрим эффективные и действенные методы борьбы.

1. Не размещайте микрофон перед монитором

Размещение микрофона перед динамиком акустической системы - это верный способ получения обратной связи. Поэтому избегайте такого их взаимного расположения. Если исполнитель использует портативный микрофон, не стоит идти с ним в сторону динамиков и тем более направлять микрофон на них. Именно поэтому на всех живых выступлениях мониторы располагают перед сценой, направляя их к слушателям от исполнителя.

4.jpg

2. Используйте направленные микрофоны, преимущественно с кардиоидной диаграммой направленности

Как отмечалось выше, кардиоидная диаграмма направленности является наиболее предпочтительной для живых выступлений. Это связано с тем, что данные микрофоны практически не улавливают звуки позади них (так называемая «нулевая точка»). Кардиоидный микрофон эффективно подавляет звуки сзади, что позволяет направить монитор на нулевую точку микрофона таким образом, чтобы исполнитель мог слышать себя.

6.jpeg

3. Уменьшите усиление и громкость микрофона

Это самый быстрый и простой способ устранения обратной связи. Экспериментируйте, можно отрегулировать либо усиление, либо громкость, это зависит от стиля микширования, используемых аудиосигналов и других факторов. Например, после того, как все настроено, самый простой способ быстро устранить обратную связь от микрофона – это быстро уменьшить громкость микрофона, который нарушает работу.

4. Эквализируйте (или прозванивайте) помещение

Это метод уменьшения обратной связи путем выравнивания звуковой картины (основной микс и миксы монитора). По сути, этот метод отфильтровывает резонансные частоты помещения из микса звуковой системы. Вявляя резонансные частоты помещения, вы уменьшаете влияние стоячих волн на обратную связь микрофона. Фильтрация этих чувствительных резонансов, характерных для помещения, позволяет увеличить усиление и громкость до появления обратной связи. Для этого используются графический и параметрический эквалайзеры, а также автоматический подавитель обратной связи.

5. Используйте фильтр высоких частот микрофонного сигнала

Если микрофон не предназначен для восприятия низких частот с тяжелыми басами, то применение фильтра высоких частот принесет пользу миксу, снизив риск возникновения обратной связи.

6. Расположите микрофоны ближе к источнику звука

Это позволит обеспечить лучшую изоляцию микрофона и меньшее восприятие других источников звука и окружающих шумов. Захватывая прямой звук, можно применять меньшее усиление для получения сильного и чистого сигнала, что уменьшает риск возникновения обратной связи. То есть, если вы вокалист, держите микрофон ближе к губам, если музыкант – ближе к инструменту и т.д.

7. Изолируйте микрофон от пола.

Изоляция микрофона от любой вибрации – дело хорошее, которое поможет снизить риск возникновения обратной связи. Дело в том, что звуковые колебания распространяются не только в воздухе, но и в любой среде, возбуждая в ней вибрации. Микрофонная стойка, например, может передавать вибрации от поля, поэтому лучше использовать амортизирующие крепления типа «паук».

Антивибрационное крепление RODE SMR.jpg

8. Найдите максимальное усиление

Во время проверки звука или репетиции найдите порог усиления до обратной связи для каждого микрофона при данных обстоятельствах. Во время нормальной и ожидаемой громкости выступления увеличивайте усиление микрофона до тех пор, пока микрофон не начнет давать обратную связь. Это нормальный порог усиления до обратной связи. Затем уменьшите усиление на несколько децибел, чтобы подстраховаться при нарастании производительности. Когда исполнение станет громче, не возникнет острой необходимости понижать несколько уровней микрофона, чтобы избежать обратной связи с микрофоном.

9. Используйте внутриканальные мониторы

Наушники-вкладыши позволяют исполнителю слышать себя во время выступления, а сценическую акустику полностью направить на зрителей, чтобы микрофон не попадал в поле их вещания.

Внутриканальные ушные мониторы STAGG SPM-235 BK.jpg

10. Сократите число открытых микрофонов.

Уменьшая количество микрофонов на сцене (активных открытых микрофонов), можно значительно уменьшить вероятность возникновения обратной связи, а также быстрее ее устранить в случае возникновения.

11. Акустически оформите помещение

Целью акустической обработки помещения является уменьшение отражений и стоячих волн. Для этого используются специальные звукопоглощающие панели и любые подручные средства, препятствующие появлению эха (мягкие материалы, изменение геометрии углов и т.д.).

7.jpg

12. Используйте подавитель обратной связи

Автоматическое подавление обратной связи работает следующим образом: встроенная в устройство программа отслеживает входящий сигнал на предмет наличия обратной связи; когда она обнаруживается, то применяется фильтр на каждую частоту обратной связи, уменьшая усиление этой частоты. Сверхточные фильтры выделяют нежелательные частоты, сохраняя как можно большую часть окружающего частотного спектра, что, в свою очередь, сохраняет общее качество звука. Этот процесс занимает всего миллисекунды и завершается до того, как человеческое ухо сможет обнаружить какие-то проблемы со звуком.

ПОДАВИТЕЛЬ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ BEHRINGER FBQ1000.jpg

Автоматическое подавление обратной связи легко использовать: просто установите желаемый уровень подавления, и он сработает автоматически. Можно выбрать степень управления: от простого нажатия одной кнопки с полностью предустановленными настройками до расширенных функций, которые позволяют более тонко управлять параметрами настройки устройства.

9.jpg

Итак, обратная связь может возникнуть на любой частоте и часто вызывается стечением факторов. Если вы непрофессиональный звукорежиссер, можно найти решение путем проб и ошибок. Но можно воспользоваться рекомендациями, изложенными выше, и просто не допустить появления обратной связи или же оперативно устранить ее. Учитесь, экспериментируйте и развивайтесь!

Читайте также: