Горячая линия8 800 250 55 00
Увлечение винилом получило свое второе рождение, и теперь уже новое поколение аудиофилов слушают музыку на так называемых вертушках. Однако, молодежь, привыкшая к устройствам, которые просто подключаются к аудиосистеме, могут быть весьма удивлены, что проигрыватель винила нельзя напрямую подключить к динамику или усилителю. Если вы попытаетесь это сделать, то вы просто ничего не услышите. Поэтому необходимо использовать фонокорректор, который служит одной из важных составляющих системы подключения проигрывателя.

4.png

Дело в том, что сигнал, который снимает головка проигрывателя с пластинки, примерно в 1000 раз слабее, чем сигнал, поступающий, например, с CD-плеера или другого потокового устройства. Поэтому для прослушивания музыки с винила через динамики или стереосистему, сначала нужно усилить сигнал. Вот тут на помощь приходит фонокорректор или фоно-предусилитель.

Что такое фонокорректор?

Это устройство, которое усиливает сигнал с проигрывателя винила до уровня, позволяющего подключить его к аудиосистеме. Еще одной задачей фонокорректора является преобразование сигнала и возвращение его к той форме, которая была на исходной записи, до записи на пластинку.

Дело в том, что звуковой сигнал изначально получает существенное искажение тонального баланса при записи на винил, с большим равномерным спадом от ВЧ к НЧ. Чтобы сделать сигнал линейным, используется фонокорректор. Звук, записываемый на пластинки, соответствует кривой стандарта RIAA (Recording Industry Association of America). Это единый стандарт для всех пластинок, изданных после 1954 года. Фонокорректор возвращает сигнал к тому виду, в котором он был изначально сведен до внесения искажений для записи на винил. Точность восстановления звука сильно влияет на качество звучания всей системы при воспроизведении виниловых пластинок через акустическую систему. Таким образом, главной функцией и основой фонокорректора является именно цепочка коррекции, которая может быть активной или пассивной. То есть, коррекция формы сигнала происходит либо в пассивных цепях из резисторов, конденсаторов и катушек индуктивности, либо при помощи активных транзисторных (полупроводниковых) или ламповых каскадов.

6.jpeg

Встроенный или внешний?

Фонокорректоры бывают самых разных форм и размеров, а также встроенными и внешними. Некоторые новые модели проигрывателей оснащены встроенным фонокорректором. Его наличие не зависит от стоимости проигрывателя, а является лишь техническим решением производителя. Если вы не уверены, есть ли встроенный фонокорректор в вашем проигрывателе, просто попробуйте подключить его к акустической системе. Если вы слышите нормальный уровень громкости без искажений, то фонокорректор уже имеется, а значит использовать внешний нет никакого смысла.

Встроенный фонокорректор.jpg

Раньше (примерно до 1980 года) фонокорректоры могли встраиваться в усилители или акустические системы. Если вы любитель ретро-аппаратуры, то ищите на задней панели рядом со входными разъемами надпись «LINE OUT». Нашли? Поздравляем, вы являетесь обладателем устройства со встроенным фонокорректором. Большинство новых усилителей и ресиверов не имеют такой функции.

Примерно с 1990 года фонокорректор прекратили встраивать в стерео аппаратуру, минимизируя затраты на производство, что было связано с падением интереса к виниловым проигрывателям и массовым переходом на цифру.

С возрождением интереса к винилу, вновь возникла необходимость производства фонокорректоров, но в большинстве случаев в качестве отдельного устройства. Аудиофилы, как правило, предпочитают использовать именно внешний фонокорректор. Это связано с проблемами, которые несет в себе совместное использование единой цепи питания электродвигателя проигрывателя и очень чувствительных цепей фонокорректора. Однако, если встроенный фонокорректор имеет отдельное питание и хорошую систему экранирования, то проблем можно избежать.

Следуя данной логике, внешний фонокорректор чисто теоретически должен обеспечивать лучшее качество звука, так как имеет свой отдельный блок питания, а также не подвержен влиянию множества других каскадов, включая усилители мощности. На самом деле, разницу в звучании после работы встроенного или внешнего фонокорректора заметит не каждый. Выбор всегда за вами.

Виды фонокорректоров

В сегменте Hi-Fi и Hi-End аппаратуры существуют два основных вида фонокорректоров: для головок с подвижным магнитом (ММ) и для головок с подвижной катушкой (МС). И выбор типа фонокорректора, как видно из названия, определяется типом считывающей головки проигрывателя.

Самый распространенный тип фонокорреторов используется для проигрывателей, имеющих головку с подвижным магнитом (ММ). Именно такими головками чувствительностью от 2 мВ оснащены большинство проигрывателей начального и среднего уровня. Фонокорректор для таких проигрывателей должен имеет высокий уровень входного сопротивления, чтобы хорошо согласовываться с картриджами проигрывателя, имеющих высокие сопротивление и индуктивность, а вот уровень усиления требуется не сильно высокий. О том, что внешний фонокорректор является правильным выбором, говорит возможность подключения к его входу дополнительной емкости, что позволяет выровнять тональный баланс картриджа.

ММ.png

Особенности фонокорректора для ММ-головок:

  • уровень усиления сигнала: 36-46 дБ

  • входное сопротивление: 47 000 Ом

  • возможность подключить дополнительную емкость.

Фонокорректоры для работы только с МС-головками – явление довольно редкое, но существующее. Они представляют собой отдельные устройства высокого класса (и, соответственно, высокой стоимости), в которых очень тщательно подобраны все компоненты с минимальным уровнем собственных шумов. Дело в том, что головка с подвижной катушкой формирует очень слабый сигнал, который требует значительного усиления.   Головки с подвижной катушкой могут иметь высокую и низкую чувствительность. Первые имеют чувствительность до 3мВ, а значит могут использоваться с ММ-фонокорректорами. А вот МС-фонокорректоры предназначены для работы именно с головками низкой чувствительности (0,15 - 0,5 мВ), они имеют высокий уровень усиления и типовое значение сопротивления 100 Ом, которое можно менять.

МС.jpg

Особенности МС-фонокорректоров:

  • высокий уровень усиления: свыше 60 дБ

  • возможность выбора сопротивления нагрузки

  • высококачественные компоненты

  • минимум собственных шумов.

Есть еще один вариант работы фонокорректора совместно с МС-головками: установка на входе повышающего трансформатора, который помогает повысить уровень сигнала с МС-головки, до значений, которые позволят затем подключить выходы с трансформатора к обычному ММ-корректору. Для МС-головок с очень низкой чувствительностью этот вариант является отличным решением.

Стоит отметить, что в PRO сегменте чаще всего можно встретить универсальный фонокорректор (ММ/МС), который может работать с любыми типами головок звукоснимателя. Такое устройство имеет два отдельных входа для разных типов головок, две отдельных цепи коррекции и усиления – это в идеале. Но возможно и совмещение цепей коррекции с переключением входов, для этого на панели имеется специальный переключатель.

Предусилитель ART Precision Phono Preamp.jpg

Самые дорогие и навороченные модели автоматически управляют параметрами нагрузки, усиления и коррекции. Бюджетные же модели имеют фиксированные значения: 40 дБ и 47 кОм для ММ-головок и 60 дБ и 100 Ом для МС-головок.

Подключение

Для подключения фонокорректора вам понадобится набор аудиокабелей. На картинке показана схема подключения.

2.png

Несколько советов по подключению.

  1. Чем короче кабель, тем лучше. Чтобы избежать потери и искажения сигнала.

  2. Если вы хотите подключить проигрыватель к линейному входу звуковой карты компьютера или внешнему аудионтерфейсу, то также необходимо использовать фонокорректор.

  3. Не пытайтесь подключить фонокорректор к другими источникам звука, например, CD-проигрывателю. Это приведет к его перегрузке и существенным искажениям сигнала.

  4. Не устанавливайте фонокорректор непосредственно на другие устройства и рядом с ними, чтобы избежать лишних вибраций и излучений.

  5. Если в вашем проигрывателе есть встроенный фонокорректор, то никогда не подключайте к нему внешний фонокорректор, даже если он кажется вам более качественным. Вы либо повредите его, либо получите сильно искаженный звук.


5.png

От выбора фонокорректора зависит то, как будет звучать ваш виниловый проигрыватель в аудиосистемах. Не экономьте на нем, выбирайте качественное и хорошее устройство, соблюдайте правила подключения и наслаждайтесь музыкой! А о том, как выбрать проигрыватель винила, вы можете прочитать здесь.

Свяжитесь с нами если у вас остались какие либо вопросы по подключению 


Подпишитесь на наш канал:
Нас уже более 240 000
Читайте также:
Все статьи
Товары по теме