Горячая линия8 800 250 55 00

В мире электронной музыки, где каждый нюанс звука может стать границей между посредственностью и гениальностью, функция послекасания (aftertouch) выступает тонким, но мощным инструментом. Это не просто техническая особенность — это диалог между музыкантом и инструментом, возможность превратить механическое нажатие клавиши в живой, дышащий звук. Представьте, что каждая нажатая вами клавиша — это не просто кнопка, а живой организм, способный менять свой «голос» в зависимости от того, как сильно вы к нему прикасаетесь. Функция Aftertouch (послекасание) превращает статичный звук в динамичное повествование, добавляя музыке эмоции, которые невозможно передать стандартными нотами. Но что скрывается за этим волшебством? И нужно ли оно вам? Давайте разберемся.

6.jpg

Что такое послекасание и как оно работает?

Послекасание — это технология, которая фиксирует давление на клавишу после того, как она уже нажата и звук начал звучать.

Допустим, вы сыграли аккорд — и пока пальцы лежат на клавишах, усиливая давление, вы можете:

- Добавить вибрато, словно гитарист тянет струну.

- Накрутить эффект дисторшн, превращая чистый звук в агрессивный рык.

- Приглушить громкость, имитируя затухание смычка на скрипке.

Это не магия, а тонкая механика: под каждой клавишей находится сенсор, реагирующий на силу нажатия. Данные с сенсора преобразуются в MID-сигналы, которые изменяют параметры синтезатора или виртуального инструмента.

Как работает aftertouch?

Механизм напоминает слоеный пирог:

1. Сенсорный слой, который расположен под клавишами. Это могут быть резисторные полоски или оптические датчики.

2. Обработка сигнала. Контроллер измеряет давление и преобразует его в цифровые значения (0-127).

3. Назначение параметров. Вы решаете, что будет делать Aftertouch — модулировать высоту тона, фильтры, эффекты или даже запускать семплы.

Например, в синтезаторе функцию послекасания можно назначить на частоту среза фильтра. Сильнее нажали клавишу — звук становится ярче, будто вы поворачиваете ручку на лету.

Типы послекасания

Aftertouch бывает двух типов, каждый из которых открывает разные возможности

1. Монофонический

   Здесь давление на любую клавишу модулирует параметры всех активных нот одновременно, так как датчик измеряет общее давление всех нажатых клавиш. Например, если вы играете аккорд и усиливаете нажатие на одну из клавиш, эффект распространится на все звуки в аккорде. Это удобно для обработки целых гармонических блоков, создания плавных переходов или синхронизации модуляции.

Достоинства: дешевле в реализации, подходит для аккордовых паттернов, где важно единое воздействие (например, нарастание громкости всего аккорда).

Недостаток - нет индивидуального контроля.

Такой тип послекасания обычно встречается в бюджетных MID-контроллерах и цифровые пианино.

2. Полифонический

Каждая клавиша передает данные отдельно, что позволяет управлять каждой нотой индивидуально. Вы можете добавить вибрато только к мелодической линии в аккомпанементе или сделать акцент на определенной ноте в сложной аранжировке. Такая точность делает полифонию фаворитом среди продюсеров, работающих с минималистичными текстурами или экспериментальной музыкой.

4.jpg

Достоинство: можно управлять отдельно каждой нотой в аккорде.

Недостатки: дорогая технология, встречается редко даже среди флагманов.

Редкий полифонический Aftertouch есть в контроллере Expressive E Osmose — его клавиши реагируют не только на давление, но и на боковые смещения!

 Кому нужен aftertouch?

Зачем нужен aftertouch? Кому он подарит крылья, а кому — лишние расходы? Это не панацея, но в руках мастера он превращается в волшебную палочку.

Для кого он необходим?

1. Электронным музыкантам и саунд-дизайнерам.   

Функция послекасания — это «третий рычаг» управления звуком. Вместо того чтобы вручную крутить фильтры во время выступления, вы можете, например, создать эффект «взлетающей» сирены в драм-н-бейсе или добавить дрожание в партии аналогового синтезатора.

2. Живым исполнителям

На сцене, где руки заняты клавишами, функция послекасания заменяет педали и регуляторы. Представьте, что вы управляете громкостью во время игры, как в джазовых импровизациях или запускаете лупы, нажимая на клавиши сильнее. Здорово, правда?

3. Композиторам для кино и игр.

Послекасание позволяет «оживить» саундтреки. Например, подчеркнуть тревогу в музыке к хоррору, добавив резкий фильтр через Aftertouch.

4. Продюсерам, стремящимся к минимальной постобработке. Вместо того чтобы рисовать автоматизацию в DAW, можно «записать» модуляции прямо в партию.

Кому можно обойтись без Aftertouch?

- Классическим пианистам, для которых важнее молоточковая механика, чем MIDI-функции.

- Новичкам, чтобы не отвлекаться на осваивание функции послекасания при изучении азов игры на клавишных.

Если вы играете преимущественно академическую музыку, пишете биты или работаете в жанрах, где выразительность достигается через ритм и гармонию (например, техно или хип-хоп), aftertouch может быть избыточен. Однако даже в этих случаях он иногда становится приятным бонусом: представьте, как легкая модуляция фильтра оживит басовую линию.

Как запрограммировать aftertouch?

Настройка aftertouch — это творческий процесс, где техника встречается с интуицией. Вот как начать:

1. Выберите параметр.

Почти все синтезаторы и DAW позволяют назначить Aftertouch на:

- Pitch Bend - изменение высоты тона (вибрато).

- Filter Cutoff - частота среза фильтра.

- LFO Rate - скорость эффектов (например, тремоло).

- Эффекты - дилей, реверберация, дисторшн.

Совет: в Ableton Live используйте MIDI-эффект «MIDI Monitor», чтобы отслеживать сигналы Aftertouch.

2. Настройка кривой реакции

- Чувствительность. Определите, насколько сильно нужно нажать клавишу, чтобы эффект сработал.

- Кривая может быть линейной, экспоненциальной или логарифмической в зависимости от желаемой динамики.

3. Экспериментируйте

Попробуйте неочевидные комбинации. Например, назначьте Aftertouch на громкость панорамы, чтобы звук «перемещался» из левого в правый канал или используйте его для управления арпеджиатором — сильнее нажали, и паттерн ускоряется.

Как выбрать инструмент с функцией послекасания?

Не все клавиатуры с aftertouch одинаково полезны. Вот основные критерии, на которые стоит обратить внимание.

1. Определите бюджет.

2. Проверьте тип послекасания. Монофонический подойдет для электронной музыки и начинающих. Полифонический – выбор профессионалов, работающих с плотными аранжировками.

3. Обратите внимание на механику клавиш. Взвешенные клавиши подойдут для пианистов. Синтезаторные клавиши легче и быстрее.

4. Чувствительность и плавность. Проверьте, реагирует ли клавиатура на незначительные изменения давления. Идеальный aftertouch должен быть предсказуемым, без «ступенек» в модуляции.

5. Совместимость. Убедитесь, что ваша DAW или синтезатор поддерживают полифонический aftertouch, если он вам нужен. Некоторые ПО игнорируют его, обрабатывая только монофонические данные.

6. Тест-драйв. Перед покупкой сыграйте на инструменте. Послекасание должно стать продолжением вашей руки, а не вызывать напряжение.Советы по использованию  

Советы по использованию

1. Не перегружайте. Назначьте 1-2 параметра, чтобы не потерять контроль.

2. Тренируйте чувствительность, учитесь дозировать давление — это как игра на скрипке смычком.

3. Используйте слои. Комбинируйте Aftertouch с другими контроллерами (педалью экспрессии, колесом модуляции).

Лайфхак: в виртуальных синтезаторах можно эмулировать Aftertouch через MIDI-макросы, даже если клавиатура его не поддерживает.

19.jpg

Стоит ли переплачивать?

Aftertouch — это не роскошь, а инструмент для тех, кто хочет говорить на языке музыки без слов. Если вы экспериментируете со звуком, выступаете живьем или создаете эмоциональные саундтреки, то эта функция стоит инвестиций. Она превратит ваши композиции из черно-белых эскизов в цветные полотна. Но если вы играете классику или только начинаете — aftertouch может подождать. Как говорил легендарный клавишник Рик Уэйкман: «Музыка — это не ноты, а то, что между ними». Aftertouch и есть тот самый волшебный «промежуток».

 

Подпишитесь на наш канал:
Нас уже более 240 000
Товары по теме