Горячая линия8 800 250 55 00

Цифровой микшерный пульт YAMAHA 01V96

В 2013 году YAMAHA отметит двойной юбилей: 40-летие начала выпуска аналоговых микшерных консолей и 25-летие цифровых. Благодаря неизменно высокому качеству звучания, надёжности и удобству управления, микшерные консоли YAMAHA получили широкое распространение по всему миру.

Огромный научный и производственный потенциал YAMAHA позволяет разрабатывать новые изделия с применением самых современных наукоёмких технологий, а совместная работа со специалистами всего мира дает возможность создания оборудования, отвечающего всем требованиям профессионалов.

Почти 25 лет назад YAMAHA начала выпуск первого в мире массового цифрового микшерного пульта DMP-7. Этот прибор имел революционные для 1987 года характеристики: 16-битные входные и выходные преобразователи при частоте дискретизации 44,1 кГц, полная автоматизация, моторизованные фейдеры, память сцен, управление по MIDI, гибкая маршрутизация входов, наличие встроенного компрессора на выходе прибора, интегрированный процессор эффектов.

В 1994г. был выпущен первый в мире малобюджетный цифровой пульт PROMIX01. В этом пульте интерфейс пользователя был радикально преобразован за счет введения графического дисплея и централизации органов управления.

1995 год ознаменовался появлением на свет цифрового микшерного пульта YAMAHA 02R, ставшего на долгие годы де-факто стандартом отрасли. В этой консоли были впервые применены RISC-процессор и новые, специально разработанные чипы цифрового сигнального процессора DSP3. 32-битная обработка сигнала в совокупности с 20-битным преобразованием и частотой дискретизации 48 кГц позволили получить прекрасное качество звучания. 02R и его "облегченные" версии 01V и 03D в настоящее время широко применяются в самых различных приложениях: от "живых" концертов до радио и телестудий. Кроме того, консоль 03D рекомендована изготовителями станций нелинейного видео монтажа к применению в составе станций для автоматизации процесса обработки звука.

Конец XX века принес новый стандарт цифровой аудиотехники: 24 бита / 96 кГц, применение которого позволяет кардинально улучшить качество "цифрового" звука за счет увеличения точности дискретизации и расширения динамического диапазона. К 2003 году корпорация YAMAHA завершила формирование модельного ряда микшерных консолей, работающих в стандарте 24/96.

Рассмотрим микшерный пульт YAMAHA 01V96, сочетающий в себе серьезные возможности с достаточно низкой ценой. Как видно из названия, 01V96 позиционируется в качестве преемника удачной малобюджетной модели 01V, однако, различия между этими приборами весьма велики, так как 01V96 выполнен с использованием основных концепций и технологий, примененных в старших моделях цифровых микшерных консолей: DM-2000, 02R96, DM-1000. Итак, в заводской комплектации 01V96 имеет 16 аналоговых входов, допускающих как симметричное, так и несимметричное подключение источника сигнала линейного уровня. 12 первых входных линеек оборудованы высококачественными микрофонными предусилителями, аналогичными примененным в старших моделях. Новейшая схемотехника предусилителей дает возможность получить высокое качество звучания при весьма низком уровне шума. 8-канальный 24-битный оптический интерфейс ADAT, являющийся индустриальным стандартом, позволяет передать посредством оптоволоконных кабелей 8 входных и 8 выходных цифровых сигналов.

В консоли имеется также цифровой коаксиальный вход 2TR стандарта S/PDIF. Количество входов может быть увеличено с 24-х до 40. Для этого необходимо использовать дополнительную плату расширения, устанавливаемую в слот на задней панели прибора. Широкий ассортимент выпускаемых плат позволяет выбрать оптимальную конфигурацию за счет использования как аналоговых, так и цифровых интерфейсов (16-канальных ADAT, AES/EBU, TDIF, а также mLAN). Стандартная комплектация выходной секции включает в себя симметричные аналоговые стерео и мониторный выходы, 4 моно OMNI выхода, упомянутый выше 8-канальный цифровой оптический интерфейс ADAT и цифровой коаксиальный выход стандарта S/PDIF. Аналогично входной секции, количество выходов также может быть увеличено с использованием платы расширения.

В отличие от аналогового микшерного пульта, цифровая консоль обладает значительно большими возможностями. Каждая из сорока входных линеек пульта содержит расширенный набор аппаратуры топ-класса: пороговый шумоподавитель (gate), 4-х полосный параметрический эквалайзер (от 0,1 до +-18дБ, центральная частота каждой полосы может изменяться от 20Гц до 20кГц с изменяемой характеристикой фильтра), процессор динамической обработки (компрессор/лимитер/дакинг), линию задержки (до 452 мс, для компенсации времени распространения звука от источника к микрофону), регуляторы уровня и панорамы. В консоли имеются библиотеки настроек каждой компоненты (например, эквалайзера, компрессора и т.д.), что весьма облегчает работу за счет возможности использования готовых пресетов, а также сохранения и последующего использования собственных наработок звукорежиссера.

Консоль оборудована встроенными цифровыми процессорами эффектов. Их количество варьируется от двух (при их работе с частотой дискретизации 88,2 / 96кГц) до четырех (при меньшей частоте дискретизации в процессорах эффектов). Внутренняя структура пульта базируется на 20 сборных шинах: основной стерео шине, восьми шинах микширования, восьми дополнительных (AUX) шин и двух шинах SOLO. На выходе каждой шины (кроме SOLO) имеются 4-х полосный параметрический эквалайзер, процессор динамической обработки и линия задержки. Централизованная система коммутации, примененная в 01V96, позволяет легко и быстро произвести подключение всех компонент консоли к сборным шинам с возможностью запоминания конфигурации в специальной библиотеке. Таким образом, 01V96 легко адаптируем к любым возможным конфигурациям, встречающимся в практической работе. Отдельного внимания заслуживает интерфейс пользователя. Как известно, в традиционной аналоговой консоли на панели управления расположено большое количество сходных по назначению регуляторов и переключателей, относящихся к различным линейкам. Современные исследования в области эргономики показывают, что интерфейс пользователя наиболее эффективен при условии небольшого количества органов управления прибором. В цифровых микшерных консолях YAMAHA применена удобная централизованная система управления, при которой вспомогательные регуляторы каждой линейки (органы управления эквалайзером, процессорами динамической обработки, линиями задержки и т.д.) не дублируются на панели управления, хотя быстрый и удобный доступ к каждому параметру обеспечен. На большом графическом дисплее высокого разрешения (320*240 пикселей) отображаются все необходимые параметры в оптимальной форме (в числовом виде, либо в виде графиков, диаграмм, таблиц, виртуальных регуляторов, и т.д.). Регуляторы эквалайзера вынесены в отдельную группу. Колесо ввода данных служит для установки большинства настроек консоли. Восемь назначаемых кнопок позволяют организовать интерфейс звукорежиссера индивидуально, максимально удобным путем. 99 ячеек памяти сцен могут быть использованы для сохранения и быстрого вызова всех настроек консоли. В 01V96 применены моторизованные 100 миллиметровые линейные фэйдеры, для регулирование уровней сигнала для входов (1-16,17-32), шин микширования и дополнительных (AUX) шин, а также для основного стерео выхода.

Для расширения возможностей, предусмотрено соединение с персональным компьютером (PC, Mac) по интерфейсу USB. Поставляемая в комплекте с пультом программа Studio Manager Software позволяет производить управление консолью, редактирование банков эффектов, настроек эквалайзера и динамических обработок, архивирование и восстановление библиотек. Возможно каскадирование двух консолей с увеличением количества входных каналов до 80 (максимальное значение). Предусмотрено использование консоли в системах "окружающего" (Surround) звука в режимах 6.1, 5.1 и 3-1.

Подведем итоги. 01V96 обеспечивает бескомпромиссное качеством звука за счет использования стандарта 24 бит /96кГц, новейших чипов 32-битных цифровых сигнальных процессоров YAMAHA DSP6 и DSP7 с аккумулятором 58 бит, а также вновь спроектированных аналоговых цепей с симметричными входами и выходами. Продуманный интерфейс пользователя, совместимость с популярным программным обеспечением (Digidesign Pro Tools и Steinberg's Nuendo) и системами "окружающего" звука гарантируют успешное применение консоли во всех вариантах приложения: от студии звукозаписи, видеомонтажной или эфирной радио студии до концерта. Наличие в архитектуре консоли большого количества дополнительной аппаратуры (встроенных высококачественных эффект-процессоров, процессоров динамической обработки, эквалайзеров, линий задержки и т.д.) позволяет получить значительную экономию денежных средств в сравнении с вариантом приобретения аналоговой консоли с набором необходимых внешних приборов, а также сократить время на подготовку консоли к работе за счет минимизации внешней коммутации.