Горячая линия8 800 250 55 00

Тестирование примочек-дилэев ELECTRO-HARMONIX в условиях полной непредвзятости и дотошности

 Лики эха

 

Автор статьи: Олег Бочаров

 

Природа разделила гитарные педали на две категории: те, которые включены постоянно, и на героев эпизода. Гейновые примочки – самый востребованный продукт постоянного использования. Вторыми по статусу можно смело называть эхо-дилэи. Подавляющее большинство гитаристов, с которыми нам приходится по долгу службы общаться, если обзаводятся примочкой дилэй (или имеют таковую опцию в усилке/процессоре), как правило, включают ее раз и навсегда и даже не чешутся отрубать.

 

А все потому, что дилэй в гитарном мире – это не просто генератор эха и объема, это корректор звука огромной силы, влиятельности и, что немаловажно (в отличие от близкого по эффекту ревербератора),  пригодный для использования с любым звуком – что с чистым, что с перегруженным, что на соло, что на аккордах.

 

Многим-то гитаристам и не требуется, чтобы каждая их нота повторяла по 20-30 раз «твою мать… твою мать… твою мать» как в стадионных опусах U2. Им надо лишь оживить звучание, придать ему тела. И, что немаловажно,  сделать так, чтобы сольные пассажи звучали столь же насыщенно, как и аккордные риффы. Хороший дилэй это делает совершенно без малейшего напряжения. Точнее, с напряжением 9 Вольт.

 

О пользе эха для электрогитар серьезно задумались еще в 50-60-е годы, но эффект достигался лишь сложными магнитофонными манипуляциями. Для сцены же собирались громоздкие дорогие агрегаты, так называемые пленочные эхо-дилэи – по сути, почти тот же магнитофон. Понятное дело, что ни о каком массовом использовании такового прибора и заикаться было нельзя. А прибор был нужен.

 

В 1969 годы инженеры придумали схему на дискретных элементах для постройки дилэя с неподвижным компактным механизмом. Технология звалась bucket-brigade. Не будем останавливаться подробно на ее сути, отметим главное: к середине 70-х компания из Нью-Йорка ELECTRO-HARMONIX (EHX) освоила производство первого массового гитарного дилэя на основе bucket-brigade. Назывался он MEMORY MAN и, что очень типично для гитарного мира, та древняя разработка до сих пор находится в их каталоге, это своего рода «Телекастер» дилэйного мира.

 

С той поры в мире эхо-дилэев произошло лишь одно архиважное явление – появление цифровых дилэев. Функционально и технически цифровые дилэи заткнули старые аналоговые за пояс. Пусть даже им приходится делать неприятную для звука вещь – АЦ и обратное ЦА преобразование на ходу, но с современным уровнем электроники, да еще с учетом того, что обработке подвергается не весь сигнал, а только само эхо, такие нюансы мало кого беспокоят.

 

Так почему же выпускаются аналоговые эхо-дилэи сейчас, в XXI веке? И стоят даже подороже цифровых. Ответ элементарен – аналоговые дилэи генерируют свой особенный звук. Включая такой прибор в цепь эффектов, ты, как правило, ощущаешь серьезные изменения в общем окрасе. Какие именно – об этом расскажем ниже на конкретных примерах.

 

Итак, сегодня у нас в тестовой лаборатории 5 аналоговых эхо-дилэев ELECTRO-HARMONIX по цене (примерно) от 8.000 до 30.000 рублей, один цифровой, и дополнительная педаль экспрессии, которая нам понадобится. Знакомься: MEMORY TOY, MEMORY BOY, DELUXE MEMORY BOY, DELUXE MEMORY MAN, DELUXE MEMORY MAN 550-TT, STEREO MEMORY MAN WITH HAZARAI плюс EHX EXPRESSION.

 

 

ehx-001s

 

Сразу оговоримся, что, несмотря на смешные детские названия «игрушка», «мальчик» и «мужик», это далеко не детские примочки, все они представляют собой солидные, профессиональные и прочные орудия гитарного фронта.

 

EHX MEMORY TOY

 

Минималистичная, конечно, педалька, но далеко не кастрат. Три обязательных крутилки: регулятор задержки эха (delay), регулятор количества отголосков (feed back), регулятор смешения сигнала (blend). Плюс тумблер включения легких вибрирующих модуляций – очень приятных на слух.

 

EHX MEMORY TOY

 

Как и все остальные примочки нашего теста, мы включаем EHX MEMORY TOY в петлю разрыва на усилителе, ведь это единственная возможность оценить работу дилэя не только на чистом звуке, но и на большом перегрузе.

 

EHX MEMORY TOY мгновенно придает системе теплый, немного винтажный привкус. Забегая немного вперед, сразу заметим, что в дилэ создания эха он преуспевает почти на том же уровне, что его более дорогие навороченные браться – придраться не к чему. По большому счету, если тебе от дилэя не нужно ничего кроме теплого эха и легких вибраций, можно остановиться на этом варианте и больше ничем себе голову не забивать.

 

EHX MEMORY BOY

 

Тоже утепляет звук сразу при включении в цепь, но не так жирно как маленький MEMORY TOY – у EHX MEMORY BOY чуть более деликатный характер. Немного сбивает с толку, что установив крутилки в те же позиции, что на MEMORY TOY, мы имеем совершенно иной отклик. Надо сказать, что это проблема наблюдается со всеми моделями ELECTRO-HARMONIX из теста. То есть, отстроив «свой» звук на одной примочке, тебе придется его нащупывать заново на другой модели. У TOY, BOY и MAN различается выхлоп, задержка и остальные параметры регуляции.

 

MEMORY BOY

 

Хороший момент для того, чтобы прямо сейчас поговорить о теории и практике аналогового эха. Дело в том, что в аналоговом дилэе звук несколько раз циклически прогоняется по схеме задержки. И как в любом аналоговом приборе, каждый следующий виток сильно теряет в качестве звучания. Именно поэтому у аналоговых эхо-дилэев так быстро затухает звук, от них почти невозможно добиться бесконечного кристального чистого эха, для этого уже нужна цифра.

 

Но зато можно проделать такой эксперимент – убрать задержку эха (delay) в ноль, а смешение сигнала (blend) наоборот сделать максимальным – тогда не будет слышно настоящего звука гитары, а лишь тот мусор и грязь, которые наплодились в схеме. Если при этом в усилителе включен дисторшн, то получается очень интересный сухой саунд, напоминающий инди-рок 80-90-х годов. Это отличный пример использования эхо-примочки без, собственно, самого эха! Таковым живым замусориванием и привлекают аналоговые примочки своих многочисленных пользователей.

 

У EHX MEMORY BOY в сравнении с MEMORY TOY наросло много дополнительных функций. Во-первых, регулируемые хорус и вибрато. Во-вторых, выход на педаль экспрессии. Однако и то и другое интереснее реализовано в модели DELUXE MEMORY BOY, потому мы перейдем сразу к ней.

 

EHX DELUXE MEMORY BOY

 

Как и обычный MEMORY BOY, модель DELUXE генерирует не очень размашистое и долгое эхо, зато делает это очень красиво, а в придачу одаривает музыканта кучей бонусов. Сразу скажем, что для этой примочки важно чтение мануала, так как одна важная функция никак на передней панели не обозначена – а именно при длительном нажатии кнопки exp. mode включается фильтр низких частот. Момент примечательный, так как многие пользователи считают MEMORY BOY слишком мрачноватой и жирноватой по звуку примочкой, а этот фильтр как раз слегка корректирует таковую проблему.

 

DELUXE MEMORY BOY

 

А можно поступить еще изощреннее – прикол в том, что у самой примочки EHX DELUXE MEMORY BOY есть собственный разрыв! В петлю запросто втыкается любой иной прибор, например педаль-эквалайзер, с которой уже можно менять тональность эха как вздумается. А ведь можно и компрессор туда замутить…

 

EHX DELUXE MEMORY BOY на самом дилэ отличается от «неделюксовой» версии кардинально. Например, здесь есть регулятор уровня сигнала gain, который – верьте нам на слово – облегчает работу с дилэем многократно! Так как эхо всегда звучит тише, чем оригинальный звук гитары, то при увеличении присутствия эха в общем сигнале (регулятор blend) звук становится тише. Gain исправляет подобное неудобство. Мало того, он очень удачно в этой примочке откалиброван – фактически для получения ровной громкости достаточно и blend и gain крутить синхронно на одну величину.

 

Впрочем, некоторые гитаристы выкручивают gain в максимум – на сцене это нужно, если риффы у тебя без дилэя, а соло ты хочешь врубить сразу и с эхом, и с увеличенной мощностью. Функционал EHX DELUXE MEMORY BOY продуман поразительно тщательно!

 

Также в этой модели найдется генератор хоруса и вибрато, у которого даже слишком много настроек – например, чтобы поймать звук для соло Smell Like Teen Spirit потребовалось минут двадцать кручения рукояток во все стороны.

 

Как и в случае с MEMORY BOY здесь наличествует вывод на педаль экспрессии. Само время расчехлить EHX EXPRESSION. Это увесистая, недешевая, очень сексапильная педаль без подвижной механики. Ее просто надо качать вверх-вниз всю целиком. У нее отдельное питание и многочисленные кнопки настроек, то есть это не тупая подставка для ботинка, а самостоятельный мудреный гаджет.

 

EHX DELUXE MEMORY BOY дает гитаристу возможность самостоятельно выбрать, что будет регулировать педаль расширения – частоту эха, глубину, отзыв или задержку. Интересно именно то, что с педалью это можно делать на ходу, что создает волнительные и непредсказуемые психоделические звуки и вибрации.

 

Наконец последнее, чем гордится EHX DELUXE MEMORY BOY – кнопка tap, на которой выбивается ритм повторов. В аналоговых дилэях это нечастая функция, что жаль, так как настукивание ритма - не блажь или баловство, а насущный для многих в работе инструмент. Гитарист может отбить ритм под барабанщика, или (дома на диване) под себя самого, и, пристроившись к ритму эха, гнать музыку вперед. Или же поступать изощренно, как тысячи гитаристов со времен Эдди Ван Халена – когда ты рассчитываешь ритм эха так, чтобы следующая нота точно складывалась с предыдущей и порождала звучный аккорд.

 

EHX DELUXE MEMORY BOY – один из самых многофункциональных аналоговых дилэев на мировом рынке, и при (сравнительно) демократичной цене не удивительно, что он так популярен у западной публики. Единственный недостаток EHX DELUXE MEMORY BOY – недостаточный размах и глубина эха. Для этого нам потребуется одна из следующих примочек.

 

EHX DELUXE MEMORY MAN

 

Несмотря на приставку DELUXE, функционал этой педали сильно, очень сильно меньше, чем у EHX DELUXE MEMORY BOY. Но при этом стоит она в полтора раза дороже! Заслуженно? Сейчас послушаем.

 

DELUXE MEMORY MAN

 

Звук у нее поразительно красив. Чище, ярче, искрометнее, чем у MEMORY BOY (правда, следует учитывать, что мы их тестируем сразу друг за дружкой, в реальной жизни большинство людей, может, и вовсе не обнаружат ни малейшего отличия). Эхо емкое, добротное. При всем этом функционал прост – крутилки Blend, Level, Feedback, Depth и Delay. Плюс переключатель Chorus/Vibrato. Никакого тэпа, петли и выхода на педаль экспрессии.

 

Если гитарист ценит в примочках в первую очередь саунд, а также предпочитает аскетизм, не желая копаться в миллионе настроек, то он – четко целевая аудитория EHX DELUXE MEMORY MAN.

 

Важное замечание: EHX DELUXE MEMORY MAN требует 24 вольтовый блок питания вместо 9, как все остальные приборы в нашем тесте. Так что в типовую педалборду «мужика» вписать будет проблематично.

 

EHX DELUXE MEMORY MAN 550-TT

 

Говоря просто, это функционал EHX DELUXE MEMORY BOY но со звуком EHX DELUXE MEMORY MAN. Топовая аналоговая примочка, по цене сравнимая с очень приличной неамериканской электрогитарой. И самая красивая в тесте. Все же покупать чисто понтов ради не следует – работать с ней будет хлопотней, чем с интуитивной простой EHX DELUXE MEMORY MAN. А разница в звуке в сравнении с MEMORY BOY заметна не всем и не всегда.

 

DLX-MEMORY-MAN-550-TT-6599_2048x2048

 

Прибор будет отличным выбором для тех, кто уже все перепробовал в этой жизни, и четко знает, что он хочет, и хочет при этом многого.

 

EHX STEREO MEMORY MAN WITH HAZARAI

 

И в финале нас ждет встреча… нет, не с супербоссом, супербосс был перед этим, так как EHX STEREO MEMORY MAN WITH HAZARAI по цене раза в два демократичнее – примерно наравне с DELUXE MEMORY BOY. Но это – единственный цифровой прибор в нашем тесте. Мало того – в нем имеется встроенный лупер! Сразу отвечаем на вопрос что такое HAZARAI – это белая крутилка справа, которая выбирает режим цифровых пресетов. В симпатичном голубом корпусе сделаны два входа и два выхода – для работы в стерео-режиме. Из-за этого отсутствуют выход на педаль и петля.

 

STEREO MEMORY MAN WITH HAZARAI

 

Читать мануал покупателю придется долго, так как в сфере генерации всевозможных звуков EHX STEREO MEMORY MAN WITH HAZARAI весьма и весьма амбициозен. Из не указанных на передней панели функций самая главная – запись лупа и его стирание. Первое осуществляется нажатием и удержанием кнопки tap/record, после чего прибор запоминает и повторяет 30 секунд попавшей в него музыки. Повторное нажатие приводит к тому, что он накладывает новый сигнал на предыдущую запись. А вот чтобы стереть луп без следа, тут уже надо отжимать bypass, после чего недолго удерживать tap/records. Интересно, что лупы можно проигрывать задом-наперед, замедлять и ускорять.

 

В целом система сложная, но ничего непостижимого. Эргономика и дизайн на хорошем американском уровне – не надо забывать, что все педали ELECTRO-HARMONIX и разрабатываются, и производятся в Нью-Йорке.

 

Что касается звука, то по своей цифровой природе он чист, ясен, весьма приятен на слухи и не имеет никаких ограничений в отстройке. Семейственность с аналоговыми дилэями ELECTRO-HARMONIX ощущается, но общее восприятие несколько иное - иначе и быть не может. Все же в EHX STEREO MEMORY MAN WITH HAZARAI встроена эмуляция аналоговых затуханий, так что простор для экспериментов есть. Само собой, что диапазон всевозможных послезвучий многократно выше, чем у аналоговых аппаратов. При наличии пытливости и бесконечного времени можно будет накрутить любую песню U2 и Pink Floyd.

 

Пару слов от Сержа Иванова: Стерео-дилеи EHX типа HAZARAI и ему подобных имеют ещё одно ноу-хау. Можно обработать гитару одним каналом и пустить уже обработанный сигнал в другой канал, получается как бы эхо от эха, с отдельными независимыми регулировками, очень интересные эффекты. То есть гитара идет в левый input, из левого выхода обработанный сигнал в правый input, из правого выхода уже в усилитель или линию. Точно также можно поэкспериментировать с дилеями имеющими разрыв, например гитару в return, далее с выхода в input, и с гнезда send в усилитель. Установив разное время задержки на каждый канал можно сделать так, чтобы рисунок повтора был не ровными интервалами (например восьмые или шестнадцатыми), а галопом (восьмая генерируется первым каналом и 2 шестнадцатые вторым) или другие ритмические рисунки на ваше усмотрение. Причем это это фишка не любых стерео дилеев, а только тех, где каналы независимые.

 

Итоги

 

Все аналоговые дилэи, даже самый недорогой ELECTRO-HARMONIX MEMORY TOY очень хороши в приукрашении, утеплении звука. Приятно, что почти каждый из представленных аналоговых дилэев умело генерирует хорус и вибрато, хотя иногда это связано с долгим мучительным перебором всевозможных позиций крутилок и тумблеров.

 

Для любителей классического и винтажного рока выбор в пользу аналоговых дилэев если не очевиден, то как минимум логичен.

 

А вот для всех безграничных диапазонов современной музыки, в том числе для хайгейнов XXI века цифровой эхо-дилэй явно предпочтительней.

 

Еще раз напомним, что все вышеозначенные педали подключались исключительно в петлю разрыва лампового усилителя. Это не наше искусственное ограничение: просто тратить серьезные деньги на профессиональный дилэй, не имея ни лампы, ни разрыва для эффектов – затея непутевая.

 

Все протестированные примочки показали грамотный перфоманс. Но мы бы отметили MEMORY TOY за простоту и малую цену при хорошем нраве, DELUXE MEMORY BOY за всеобъемлющий функционал, DELUXE MEMORY MAN за солидность звука и EHX STEREO MEMORY MAN WITH HAZARAI за продвинутую систему лупов.

 

Никогда не забывай, что дилэй определяет сознание – единожды включив такой эффект ты уже начинаешь пальцами и головой сочинять иную музыку! Новая примочка может стать поводом для новой группы.