Горячая линия8 800 250 55 00

35 золотых советов звукорежиссеру

Оборудование

1. (ПОКУПАЕМ ХОРОШИЙ МИКРОФОН!) Микрофон... Друзья, не мучайтесь и купите себе хороший микрофон. Сейчас это вполне можно сделать, имея 10-ку в кармане. Не покупайте китайский хлам с Aliexpress и не зарабатывайте себе лишнюю головную боль. Никого не хотим обижать, зная, что у людей сейчас происходит с финансами, но тут как ни крути – работает поговорка: скупой платит дважды. Всегда... И при этом, плачет четырежды. Пожалейте себя и немножко подкопите...

2. (КАРТА + МИКРОФОН = ОК!) Звуковая карта + отдельный микрофон –> это всегда функциональнее USB-микрофона. Это удобнее в работе, у вас будет запас по усилению и, естественно, результат будет много лучше.

3. (АУДИОИНТЕРФЕЙС – В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ!) Звуковую карту нужно покупать в первую очередь, понимая, какие источники звука вы планируете подключать, а также какие наушники и мониторы собираетесь использовать. И еще, помните, что докупка стороннего оборудования будет всегда дороже, чем звуковая карта более высокого класса.

4. (МИКШЕР - НЕ САМОЕ ГЛАВНОЕ В СТУДИИ!) Предусилитель или микшерный пульт не являются предметами первой необходимости, и если у вас возникает подобный вопрос, то знайте, что лучше потратиться на хорошую звуковую карту.

5. (БАЛАНСНОЕ/НЕБАЛАНСНОЕ ПОДКЛЮЧЕНИЕ) Обращайте внимание на подключение. Если ваше оборудование допускает балансное подключение, используйте исключительно балансные провода.


6. (ВЫБИРАЙТЕ МОНИТОРЫ ПОД РАЗМЕРЫ КОМНАТЫ) Очень сложно и неразумно подбирать помещение под мониторы, поэтому действуем правильнее и проще: выбираем по принципу «подходят или не подходят» данные мониторы под ваше помещение, а никак не потому, что какие-то из них могут воспроизводить от 20 Гц. Друзья, там нам с вами слушать нечего...

7. (НЕ НАГРУЖАЙТЕ КОМПЬЮТЕРЫ ЛИШНИМ!) Компьютер. Да, конечно, хороший компьютер это прекрасно. Но каким бы сильным он ни был, помните, что разумное и целесообразное использование ресурсов и плагинов – это в первую очередь. И особенно это касается больших проектов, где «мастера звукоинженерии» беспощадно и уверенно нагружают свои CORE i9 восьмью Гудизерами на каждую дорожку. Такое вряд ли потянет даже квантовый компьютер.

8. (ИМЕЙТЕ ПОД РУКОЙ ВНЕШНИЕ ДИСКИ!) И восьмое, в довесок – это наличие под рукой внешних жёстких дисков. Чаще сохраняйтесь, делайте копии проектов, скидывайте всё на диск... Знаю, что в большинстве своём народ отмахнётся, типа, «да всё нормально, у меня комп – просто огонь», но когда это всё-таки происходит, потеря данных - это очень болезненный удар... Наверняка кто-то из вас сейчас глубоко и печально вздохнул...

Запись

9. (КАКОЙ СЕКВЕНСОР ЛУЧШЕ?) Все DAW звучат одинаково. Запоминаем это, друзья, как Отче Наш! Смотрите на то, что вам нравится внешне, пробуйте сделать какую-то запись и сведение, и если в какой-то момент вы почувствуете что она ваша (эта самая станция) - просто работайте и не ищите никаких вариантов «ещё получше». VST-плагины во всех секвенсорах используются одни и те же, библиотеки сэмплов загружаются везде одинаково, так что не теряйте времени и головы...

10. (ИМЕЙТЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЗНАНИЯ!) Прежде чем садиться за запись, получите представление об уровнях сигналов - микрофонный, гитарный, линейный. Узнайте, что записывается в моно, что - в стерео. Почитайте про балансное и небалансное подключение. Узнайте, что такое фантомное питание, и чем оно отличается от питания электретных микрофонов. Одним словом, вооружайтесь элементарными знаниями и меньше практикуйте «метод тыка».

11. (ПРАВИЛЬНО РАБОТАЙТЕ С МИКРОФОНАМИ!) Правильная расстановка микрофонов, понимание их направленностей - однозначный залог успеха. И если у вас больше одного микрофона, то следите за фазой сигнала.

12. (БЕЗ ПОП-ФИЛЬТРА – НИКАК!) Всегда при записи используйте поп-фильтр. Даже если у вас динамический концертный микрофон, или он есть внутри вашего красивенького USB-микрофона.


13. (ПОДГОТОВЛЕННАЯ КОМНАТА – ЭТО ВАЖНО!) Звукоизоляция в городской квартире невозможна (это понятно), а вот звукопоглощение крайне желательно. Голых стен быть не должно, и знайте, что хорошее помещение способно поднять качество исходников гораздо лучше, чем более дорогая карта или микрофон.

14. (ХОРОШИЙ ИСХОДНИК = ХОРОШИЙ РЕЗУЛЬТАТ!) Качественные исходники – это 80% успеха! И как часто шутят звукорежиссеры - хорошо записанный трекинг сводить не нужно. Друзья, в этой шутке очень большая доля правды...

15. (ИЩИТЕ ОПТИМАЛЬНОЕ МЕСТО ДЛЯ МИКРОФОНА!) Старайтесь не ставить экспериментов по записи в шкафу или под одеялом. Как минимум, вам будет не комфортно. Комната 10-12 метров даже с минимальной подготовкой будет намного лучше. И ещё момент - не располагайтесь в углах комнаты, ищите ту самую нужную точку методом пробных записей. Без преувеличения – 10-15 см могут сыграть просто решающую роль...

16. (РАБОТАЙТЕ С СЭМПЛАМИ И ЛУПАМИ!) Использовать в работе лупы и сэмплы – это абсолютно нормально. Самостоятельно и качественно прописывать, например, ту же живую ритм-секцию чтобы это качало, как положено – это высший пилотаж, это большой опыт, это тонкое музыкальное чутьё и абсолютное понимание всех музыкальных правил и нюансов. А это точно не для начинающих. Так что, не брезгуем уже готовыми фразами...

17. (ХРАНИТЕ ИНФОРМАЦИЮ О РАБОТЕ!) Собирайте всю информацию о проделываемой работе. Правильно подписывайте исходные файлы, организуйте их хранение на диске должным образом. Даже создавайте текстовые файлы и фиксируйте информацию о темпе, разрядности и глубине аудио, о тональности вашего трека, о дате и времени записи и тому подобное. Поверьте, вполне возможны случаи, когда та или иная инфа вдруг, но очень может понадобиться... И вообще, приучайте себя к порядку во всём...

18. (СВОДИТЕ НА РАЗНЫХ ИСТОЧНИКАХ!) Сводить треки только на мониторах или только в наушниках, скорее всего не получится. Это разные способы получать представление о звуке, и они должны дополнять друг друга. Помним об этом и по мере возможности вносим в статью расходов обе эти позиции.

19. (ОТНОСИТЕСЬ К ЗАПИСИ СЕРЬЁЗНО!) Ну и, в конце концов, перед записью не стоит принимать что-то «разогревающее связки», не стоит пытаться погасить волнение чем-то типа никотина или, не дай бог, ещё какой-нибудь непонятной дури; переедать или быть откровенно голодным, нервничать, орать, ругаться или очень долго висеть на телефоне (если помните из нашего давнишнего видео – это очень приличный способ посадить голосовой аппарат). И последнее – давайте тщательно вымоем ручки с мылом, перед тем как сесть за миди или комп-клавиатуру, и перестанем уже, наконец, принимать пищу за своим рабочим столом!

Обработка

20. (ИСПОЛЬЗУЙТЕ РЕФЕРЕНСНЫЕ ТРЕКИ!) Прежде всего, плотно и постоянно работайте с референсными треками, чтобы адаптировать свой слух к звучанию эталонных примеров именно на имеющемся у вас оборудовании (наушники, мониторы). Это вам даст больше шансов дотянуть по звуку своё произведение во время сведения и мастеринга.

21. (НЕ УВЛЕКАЙТЕСЬ ГРОМКОСТЬЮ!) Не гонитесь за громкостью трека, эта война давно проиграна. Все потоковые сервисы подгоняют всё под одну гребенку на основе сложных алгоритмов. Ваш разогнанный трек не будет звучать громче, но зато будет иметь множество искажений.

22. (ПРАВИЛЬНО РАБОТАЙТЕ СО СТЕРЕОПОЛЕМ!) Изучите правила расположения основных инструментов по стереопанораме. Самой большой ошибкой всех начинающих является излишне широкая стереобаза или откровенно неправильное размещение в стереополе инструментов. Ищите туториалы по этой теме, посмотрите видео про Стереообраз на нашем канале.

23. (СИБИЛЯНТЫ – НАШЕ «ВСЁ»!) В подавляющем большинстве случаев мы с вами поём на русском языке, который чрезвычайно богат шипящими и свистящими звуками. Учитесь с ними бороться, как в момент записи (то есть следите за тем, как вы их издаёте), так и в процессе обработки (учитесь тонко и аккуратно работать с эквалайзерами и деэссерами).


24. (БУДЬТЕ АККУРАТНЫ С ОБРАБОТКОЙ!) Плавно переходящее из четвёртого... Не перебарщивайте с эквализацией, сатурацией и всякими разными максимайзерами и мастеринговыми компрессорами. И особенно, если вы работаете на не очень хороших колонках или наушниках. Результат может заставить ходить вас по кругу бесконечно...

25. (ЛУЧШЕ ЗАПИСЬ – МЕНЬШЕ ОБРАБОТКИ!) Принципы обработки вокала, дикторского голоса, вокала оперного или даже рэпа, по сути своей, одинаковы. Самое главное во всех этих вещах – это не допускать брак при записи, не петь криво, чтобы потом в партию заметно вмешивались питч-корректоры, исключать перекомпресс и другие насильственные методы улучшения звука, что кроме артефактов и искажений не даст ровным счётом ничего хорошего.

26. (КОМПРЕССОР И ЭКВАЛАЙЗЕР. И ВСЁ???) Да будет вам известно, что самыми главными инструментами любого звукорежиссёра являются компрессор и эквалайзер. Всё на этом... Что касается всего остального, это уже дополнительные навороты, которые нужно использовать очень умело для достижения богатого финального звучания. А изначально – эквалайзерами можно убрать все частотные конфликты между элементами аранжировки, подчеркнуть или спрятать присутствие того или иного инструмента, а также выделить в нужных местах вокальные партии или солирующие инструменты. Ну а компрессор – это следующий инструмент, который поможет сделать звучание чего бы то ни было более подчёркнутым, выделенным и компактным.

27. (МАСТЕРИНГ НЕ ИСПРАВИТ ОШИБОК СВЕДЕНИЯ!) Ни в коем случае не рассчитывайте на мастеринг, как на панацею, которая всё исправит. Помните, что плохое сведение после любого, даже самого суперпрофессионального мастеринга, останется плохим. Да, трек подгонится под существующие аудиостандарты, но это никак не означает, что всё будет прозрачно, читаемо и красиво.

28. (НЕ ДЕЛАЙТЕ ИЗ КОМПЬЮТЕРА СКЛАД ПЛАГИНОВ!) И последнее. Не гонитесь за плагинами, которых сейчас есть просто огромнейшее количество как в свободном доступе, так и в хитром. Определите себе для работы пакет из нескольких примочек, работу которых вы понимаете и которых вам будет достаточно для выполнения всех необходимых шагов. И заодно понимайте, что точно можно делать крутую музыку на полностью бесплатном софте. Это правда...

Общие рекомендации

29. (СЛУХ – ВАШ САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ!) Берегите свой слуховой аппарат. Искалечить или вовсе потерять слух достаточно легко, восстановить – сложно, дорого и не всегда возможно. Знаете, если ваши 250-Омные наушники работают тихо, то это не всегда означает, что виноват предусилитель. Возможно, это уже звоночек от тугоухости или ещё чего-нибудь похуже. Берегите свои уши, сделайте, наконец, музыку тише.

30. (ТРЕНИРУЙТЕ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ!) Развивайте свой музыкальный слух, пойте, настраивайте инструменты, подбирайте чужие песни. И у нас на канале, и вообще в интернете – полно всевозможных тренингов, обучалок и теоретических материалов по теме развития музыкального слуха. Самая главная суть этого пункта – как ни старайся, но успеха без слуха не бывает. Вы же не Оля Бузова... Да и это вряд ли успех... Что касается исключений, то, поверьте, это не то чтобы счастливая звезда над кем-то зажглась, это злая судьба испытывает кого-то на прочность, и рано или поздно жёстко поставит всех на свои места.


31. (РАБОТАЙТЕ, НЕ ОТВЛЕКАЯСЬ НИ НА ЧТО!) Научитесь не отвлекаться во время работы на всякие соцсети, отключайте телефоны, держите на рабочем столе только нужные вещи. И ещё одно: выполняйте самую трудную и тяжелую работу прямо с утра, не откладывайте её на потом. «Потом» будет ещё тяжелее.

32. (АКТИВНЫЙ ОТДЫХ – ТОЛЬКО НА ПОЛЬЗУ!) Находите возможность делать себе полноценные выходные. Больше отдыхайте загородом, общайтесь с природой, ищите новые позитивные впечатления. А также полезно иногда переключаться на некую другую деятельность – смастерите что-нибудь, займите себя чем-нибудь по хозяйству, помогите маме, жене, подружке... И не увлекайтесь излишествами всякими нехорошими.

33. (КНИГИ ПЛОХОГО НЕ ПОСОВЕТУЮТ!) Читайте книги по звукорежиссуре и особенно по музыкальной теории. Всё давным-давно придумано умными людьми, и ничего изобретать, а также наступать 25-й раз на собственные грабли не стоит.

34. (УМЕЙТЕ ПРАВИЛЬНО СЕБЯ ОЦЕНИВАТЬ!) Совершенно ошибочно и абсолютно незачем сравнивать себя со звёздами сцены и профессиональными артистами. Особенно в самом начале своего музыкального пути. Это может вызвать некий комплекс недосягаемости и отразиться на настроении работать с музыкой вообще. Сравнивайте лучше себя с тем, каким вы были, к примеру, год назад. Это будет и полезнее, и правильнее.

35. (НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ!) Наконец, 7 пункт, финальный. Когда вам становится сложно, или вы начинаете в чём-то сомневаться, вспомните о том, почему вы вообще начали заниматься музыкой и на каком уровне были. Как минимум, должно стать весело. Вот улыбнитесь, возьмите себя в руки и продолжайте трудиться. Ну а если станет совсем не весело, ребята... надо попробовать заняться чем-нибудь другим...