Горячая линия8 800 250 55 00

Певец и продюссер Андрей Алексин в гостях у «POP-MUSIC»

У нас в гостях Андрей Алексин. Поэт-песенник, исполнитель, продюсер, и, не побоюсь этого слова, бунтарь. А еще ты частый посетитель нашего магазина.

Это правда. В магазин POP- MUSIC.RU я попал уже давно и с тех пор являюсь постоянным клиентом, потому что без оборудования для гитариста и музыканта не жизнь, постоянно нужны какие-то расходные материалы и всегда хочется приобрести какие-то новые инструменты, примочки, поэтому обращаюсь к вам довольно часто: бужу Виктора (Виктора Мелентьева – прим. ред.) по утрам с просьбами что-нибудь достать . И спасибо POP-MUSIC, он всегда мне очень сильно помогает. Поэтому в необходимом оборудовании я не знаю сейчас никакого ограничения.

Я знаю, что ты последние годы занимаешься «живыми» записями. Т.е. не используешь лупы, секвенсоры, и стараешься все партии, басовые, гитарные, барабанные, духовые инструменты писать живьем. Можешь рассказать, как вы это делаете на своей студии?

Она не то, что моя. Я считаю, что не совсем целесообразно иметь свою собственную студию, это крайне не выгодно. Потому что музыкант пишется на студии не очень много — параллельно ездит по гастролям, концертам, а студия должна постоянно функционировать. На ней работают высокопрофессиональные звукорежиссеры, техники, инженеры. Их всех нужно занять работой и оплачивать их труд. Поэтому в моем случае легче пользоваться коммерческими студиями. Я пишусь на студии на Таганке Андрея Старкова. Замечательная студия. Во-первых, сам Андрей признан лучшим звукорежиссером года , а во-вторых, там полностью аналоговое оборудование: старый пульт Siemens, который еще к Олимпиаде-80 покупали, комбик VOX 1963 года, который принес Андрей Макаревич и много ещё чего уникального.
Когда мы записываем песни, то делаем это только на аналоговом оборудовании. Без цифровых примочек. Все партии исполняются «вживую» на старых инструментах. Все гитары старые, барабаны старые, музыканты тоже старые… шутка. Гитарист Миша Клягин, на басу Леша Асташев из «Неприкасаемых», на барабанах Андрей Шатуновский, Рушан Аюпов на баяне. Все клавиши игрались на настоящих Hammond и Rhodes. Играл на них Леонид Каменер. Никаких синтезаторов вообще не было. Никаких секвенсоров. Магнитофон Studer — единственная «цифра», которой мы пользуемся, и то только тогда, когда оцифровываем готовый результат для выпуска на CD.
Вообще я очень уважаю и люблю раритетные вещи. У меня большая коллекция старых гитар. Я собрал самые основные инструменты, которые должны быть у музыканта. Причем старые. С 60-х 70-х годов. И многие из них хранятся на этой студии, потому что дома такое количество держать тяжело. К тому же, я считаю, что они должны обязательно быть в работе. На них пишутся другие музыканты, которые ищут разный звук, и огромное количество гитар как раз помогает им в этом.

Вот ты говоришь, что музыкант мало времени проводит в студии. А сколько по времени пишется альбом?

Мой первый альбом был записан так: сели и записали его полностью от начала и до конца. На студии Игоря Бабенко (там писались ТАТУ, МУМИЙ ТРОЛЬ, CПЛИН и многие другие). Там тоже аналоговое оборудование, очень много качественных и уникальных вещей, многие из которых стоят по несколько сотен тысяч долларов. Но сейчас нет никакой необходимости торопиться. Так что можно растягивать и получать удовольствие. Можем писать в течение года, когда есть время, в течении двух-трех лет. Вот, например, сейчас я начал писать новые вещи. Не спеша. Мы начинали работу над ними в 2010 году, в 2011 закончим. Сейчас вообще нет смысла записывать альбомы целиком. Сейчас правит «сингловая» система, потому что сам рынок альбомов, аудионосителей умер. Все перекочевало в интернет. Поэтому необязательно писать пластинки, как раньше — если хочешь выпустить альбом, то хоть убейся, но 10-12 песен напиши. Сейчас достаточно написать один трек: сочинил песню, сразу записал, сразу выкладываешь в сеть и она везде заиграла. Нет смысла писать альбомы.

С пиратами ты дружишь, как я понимаю?

Пираты — это сейчас основной способ раскрутки в нашей стране.

Просто многие исполнители до сих пор чуть ли не с топорами бегают за пиратами, что я считаю тоже неправильным: если у тебя есть чем поделиться, то зачем же запирать это за семью замками? Тем более заработать на этом ещё надо умудриться.

Эти исполнители (которые так делают) просто считают, что они кому-то нужны, но они вообще никому не нужны на самом деле. Это такой своеобразный пиар.

Ты работаешь со многими звездами популярной российской эстрады. Я слышал, что Филипп Киркоров исполняет твою песню.

Не одну даже. А также Ирина Аллегрова, Маша Распутина и др.

Как вообще они к твоему остальному творчеству относятся, например к циклу так называемых «похабных» песен?

Они их не слышали , а знакомы только с положительной стороной моего творчества (смеется).

Тяжело с ними работать, с артистами, которых постоянно видишь по телевизору? Они же, наверное, «звездят», «манией величия» страдают?

Есть артисты уровня Маши Распутиной, Киркорова, которые далеко не случайно стали звездами. Так вот, они приходят в студию и с одного-двух дублей поют всю песню. А есть люди, которым ни с того ни с сего захотелось петь. Они занимались чем-то другим: танцевали, катались на коньках, были спортсменами, журналистами и вдруг им захотелось петь. Вот это, конечно, ужас непередаваемый. А когда человек профессиональный, который всю жизнь этим занимался, с ним всегда находишь общий язык, все получается быстро и высокопрофессионально.

Насколько знаю, ты сочинил гимн «Одноклассников». Исполняет её «Ангел-А». Как это произошло, ты выиграл тендер, или руководство социальной сети само предложило тебе написать песню?

Было всё просто, ко мне пришли «Ангел-А» и сказали : «Напиши какую-нибудь песню для нас». Я подумал, что самая актуальная песня была бы именно про «Одноклассников» — они в то время (три года назад) каждый месяц по 10 000 000 пользователей прибавляли — был просто настоящий бум. Я не писал конкретно «гимн», хотя целая куча исполнителей именно этим и занимались. Но именно моя песня прижилась, попала на радио. И в один прекрасный момент её сделали официальным гимном.

Есть ли у тебя свои музыкальные заморочки? Например, кто-то не воспринимает гитары, которые сделаны позже какого-то года, кто-то гоняется за каким-то брэндом, Пол Маккартни, например, чтобы записать песню «Oh! Darling» специально вставал в 7 утра и сразу, не разговаривая ни с кем, бежал в студию и писал вокал, чтобы голос был грубоватым и шероховатым.

Единственная моя заморочка — то, что мне нравится работать в разных стилях. И если кто-то, например, послушает несколько моих песен, может просто ахнуть, что все это один человек написал. Скажет: «Да ладно! Не может быть!». Настолько они не похожи друг на друга. Я работал в ресторанах долгое время, поэтому «переколбасил» целую кучу разной музыки через себя. С тех пор люблю всякую музыку. У приверженцев разных стилей есть разногласия. Например, рэперы ненавидят металлистов, металлисты Тимати презирают, попса с рокерами не дружит. А мне все из этого нравится: и шансон, и рок, и все вместе. Я люблю любую хорошую музыку. Можно сказать, что это моя заморочка.

А кем ты себя считаешь? Композитором, гитаристом, пианистом?

Сейчас уже больше композитором и продюсером. Инструменталистом хорошим я не стал. Хоть у меня лежит тысяча закачанных видеошкол. Можно было научиться. Но для того чтобы стать хорошим гитаристом, например, или клавишником, или певцом нужно постоянно заниматься. А я — всего чуть-чуть понемножку.

Продюсер кого, кроме себя самого?

Различных исполнителей, артистов. Молодые, начинающие и зрелые звезды после успеха совместного сотрудничества с Филиппом Киркоровым обращаются написать что-нибудь. Сейчас очень большой дефицит материала для песен. Материала очень много записывается, но хорошего продукта очень мало.

Просто у нас в России так сложилось, что под продюсером понимают человека, который просто вкладывает деньги и «раскручивает».

Это на самом деле так и есть. В нашем понятии. Если бы Даль был жив, он бы так и написал, что продюсер — это спонсор и по совместительству «папик». А я — продюсер в том смысле, который именно за продукт отвечает. У нас просто привыкли, что кто платит, тот и продюсер. И самое ужасное — работать с такими людьми, которые вообще ничего не понимают и из себя не представляют (в смысле музыки), но называются продюсерами. Занимаются «поющими трусами» и лезут в творческий процесс, не слыша, не видя и не разделяя мнения действительно понимающих людей.

А вообще, любого можно «раскрутить» до «звезды» или все-таки что-то для этого нужно кроме денег?

Раскрутить можно любого до уровня известности. Известен — это не значит, что любим. Известным можно сделать человека за деньги, и все его будут знать. Но любить, как любят, например, Виктора Цоя, не будут. Достаточно бесконечно показывать по телеку — и все его будут узнавать и показывать пальцем : «О, да это он!». Где-то спели, где-то снялись, в каком-то там сериале, мелькнули, в передачу какую-то пришли, и вот все их знают… а кто это на самом деле? Чего это?..
Я дружу с командой КВН «Уральские пельмени». Они делали сценку, где Элтону Джону про Ольгу Бузову из «Дом-2» говорят: «О! Это Рашн мега стар». Он спрашивает: а кто она? Певица? — Нет. Актриса? — Нет. Танцовщица? — Нет. А кто? — Звезда!
Она известный человек, но с другой стороны: кто она такая — непонятно. Медиа-раскрученный человек. Сейчас у нас время таких людей. Их все вроде бы знают, но они никому не нужны.

А что делать, например , какому-нибудь парню, который покупает гитару и хочет стать великим гитаристом, как, например, Ингви Малмстин.

Вот как раз вернемся к компании Pop-music: она как раз именно для таких людей создана. Потому что когда мы учились играть, вообще ничего не было. Были русские ужасные гитары «Уралы», «Аэлиты» и другие «великолепные» инструменты. Вот на таких дровах и учились играть. И негде было посмотреть, не у кого было поучиться. Мы могли только слушать что-то и самостоятельно «снимать» с магнитофона. Сейчас полно видеошкол. Любых. Всех самых великих гитаристов, где они показывают крупным планом все свои фишки. В Pop-music можно за очень небольшие деньги купить достаточно приличный инструмент, и учиться у своего кумира по видеошколе сразу на правильном инструменте, на хорошем комбике, на хорошей примочке. И за год так прогрессировать, как нам и не снилось в то время, когда мы учились. Сейчас возможности неограниченные — я могу в интернете буквально за 2-3 минуты найти любой трэк. Вообще любой. Самого замысловатого гитариста, которого и не слышал никто. Могу еще и DVD посмотреть как он на концерте играет.

Т.е. в принципе нужно только мастерство?

Сейчас нужно только время. Время и желание. Потому что можно прийти в тот же Pop-music, за сущие копейки купить нормальный комбик, нормальную правильную гитару и на ней уже учиться играть. Не ломая себе пальцы на ужасных струнах, как мы в свое время, и не подкладывая какие-то там карандаши под гриф.

Так может в этом и есть «крутизна» — начинать с самого неудобного?

Нет, нужно учиться сразу правильно. Потому что эта «крутизна», про которую ты говоришь — это потом переучивание. А это плохо.

Можно ли жить, зарабатывая музыкой?

Конечно! И даже в нашей стране, где единственный источник доходов — это концерты, и то музыкой можно жить. Хотя сейчас потихонечку что-то налаживается. В плане авторских прав. Правда, с учетом нашего менталитета.

У аранжировщиков ввели авторские права?

Ввели смежные права. Теперь каждый исполнитель обязан указывать кто делал фонограмму. И там все прописано. Если ты указал там барабанщика, гитариста, то все эти музыканты должны получать деньги. Автор получает только за песню. Её в дальнейшем могут петь разные люди и автор будет получать «авторские» от разных вариаций, трибьютов. А те, кто произвел непосредственно трэк — получают свои гонорары от использования этого трэка. И сейчас все хитрые продюсеры побежали к музыкантам брать от них «отказные». То есть чтобы они отказывались от этих прав. Ну, с одной стороны, им же уже заплатили один раз — на студии, когда играли.

А что же делать с песнями, которые были записаны, скажем в начале 90-х?

По идее там тоже должны отчисляться деньги. И не малые. Я знаю, что от прокручивания современных удачных трэков, типа «Я волна, новая волна», авторские могут составлять до миллиона долларов.
На западе люди живут группами. Мы ведь знаем всю группу поимённо: кто там на барабанах, кто гитарист, кто там бас-гитарист. А у нас что сделали? (чтобы не платить) — у нас есть один солист, которого все знают, а остальную группу никто не знает. И музыканты (не солисты) получают, грубо говоря, от 100 до 200 долларов. В лучших коллективах — до 250 евро.

Может это потому что, например, барабанщик Led Zeppeling – это уникальная единица?

Ну там, какой-нибудь Томми Ли, например, живет в Голливуде, у него роскошная вилла, жена (бывшая) Памела Андерсон, а ведь он был просто барабанщиком Motley Crue. У нас барабанщика, например группы, скажем «Сплин» никто не знает, хотя группа отличная и у всех на слуху.
Продюсеры-барыги ввели такую систему очень давно. Но есть и исключения, например, «Машина времени», которые делят деньги поровну. Вот они заработали сумму, и все поделили одинаково между собой. А в основном у нас все забирает один фронтмэн, а музыкантам платится ставка. И за 10 концертов, при 200 долларов¸ люди получают 2000 долларов в месяц, ездят по всей стране, в этих холодных поездах, раздолбанных самолетах. Плюс они должны покупать сами оборудование, инструменты, струны, шнуры и тому подобное. Плюс кормить семью. Приезжать по первому требованию к черту на кулички, например в аэропорты. Их же никто не возит — сказали: «Вылет в 5 утра», а как они приедут, как они обратно оттуда уедут никого не волнует. Сами знаете сколько стоит такси в Москве. Человек учился играть, полжизни потратил на это. Потом приходит на работу к какой-нибудь звезде, становится аккомпаниатором. Эта звезда, выступила, скажем, на каком-нибудь корпоративе в час ночи и уехала. А музыканты добираются сами. Имея скажем, те же 2000 долларов, 60000 рублей, надо отдать за такси, оборудование, кормить семью. Это никогда позволит купить ни квартиру, ни нормальный автомобиль, ничего. И это те люди, которые работают у звезд. Вот такая грустная история.

А я слышал, что у большинства звезд есть два состава: один на концерты, а другой для записи в студии. Для чего это делается?

Всё верно, я тоже по такому же методу работаю. Потому что сессионные музыканты, которые «переколбасили» целую кучу музыки, являются настоящими профессионалами и играют во всех стилях, имеют кучу своих инструментов, знают их характер и звучание. Ты ему сказал «надо вот это», он тут же тебе это делает. Я знаю таких людей, тот же Дима Четвергов у меня писался, он бывает за день 2-3 песни прописывает в разных студиях.
И даже нечего сравнивать «сессионика» с концертирующим музыкантом, который играет 10 концертов в месяц и, мягко скажем, деградирует, потому что играет одни и те же песни долгие годы. Это в лучшем случае, чаще просто под фонограмму кривляется.
Естественно, если гастрольного музыканта пригласить в студию, он там будет «плавать». Поэтому я и приглашаю только известных «сессионников», которых я уже перечислил. Они практически каждый день у кого-то что-то пишут. И причем в разных стилях. Моментально включаются и делают. Ещё при этом успевая концертировать.
Еще пример: вернемся к покойному Гарри Муру. Я был на его концерте, и те люди, которые с ним приезжали были не звезды, не те с кем он пишется на альбомах. Здесь бизнес: если тех серьезных музыкантов взять с собой на концерт за тридевять земель, это будет стоить в десятки раз дороже. Выгоднее взять средних музыкантов.

Музыкантов-мебель?

Нет, они не мебель, но они не того уровня, как те, которые играют у него на пластинках. И поэтому эти музыканты стоят в разы дешевле. Также как, если бы я собрал бригаду из тех знаменитых людей, которых я назвал и повез бы их на концерты, это было бы в разы дороже, чем скажем, собрать каких-то молодых музыкантов, аккомпанирующий состав, скажем играющий кавера. Бабло побеждает зло всегда, в нашей стране. Все-таки жить нужно, потому что Москва дорогой город, нужно содержать семью, покупать инструменты. Сначала все по молодости революционеры, играют хорошую серьезную музыку, а потом понимают, что она доходов не приносит никаких, и потихонечку все сползают в коммерческую музыку.

Исключений нет?

Исключения голодают. Они считают «Мы великие», дубасят в подвалах, каких-то клубах за пиво, или в лучшем случае им триста долларов на весь коллектив платят. Но зато они «великие», они себе не изменяют.

Я имею в виду исключения, которые выбились в люди, не скатываясь до коммерции.

Выбились в люди только те, которые в 80-е года появились : «Воскресенье», «Машина Времени», «Ария». Всё. Все остальные, которые сейчас появляются, рано или поздно попсеют. Это неизбежностью

А «Земфира»? Или это тоже коммерческий попсовый проект, по вашему мнению?

Земфира поначалу достаточно резво начала, а последний альбом — это какая-то Лайза Минели просто. Она ушла в сторону какого-то мюзикла. Там какое-то кабаре, что-то такое непонятное… одним словом — «Мулен Руж». И как видите — не покатило. Это не катит в нашей стране, народу нужны «Уси-пуси», «Уси-сюси».

Вы суеверный человек? Потому что практически все музыканты люди суеверные.

Нет. Я человек верующий, если очень волнуюсь, то нет ничего лучше чем «Отче наш» прочитать. Вообще вера и суеверия не совместимы. Если ты веришь, то ты не можешь суеверить. Вот попробуйте просто когда-нибудь вообще не обращать внимание на всех этих черных кошек, на пустые ведра, на все приметы — ничего страшного не произойдет. Просто не обращайте внимания и все.

Когда новый альбом выйдет?

На самом деле даже не знаю. У меня сейчас один альбом купил Виктор Батурин (брат Елены Батуриной, известный предприниматель и меценат — прим. ред.). И все зависит от того, когда он его издаст. А мне скорее всего сейчас надо написать еще что-то новое. Еще более новый альбом, вот скорее всего он выйдет быстрее.

В каком смысле «купил альбом»?

Раньше было так: если вышел новый материал, то никому давать нельзя ни в коем случае, а если давали, то, например, один куплет убирали, вырезали, или дырками какими-то там портили, какими-то искажениями. А сейчас никому совершенно не интересен этот альбом. Сейчас важно кому права на этот альбом принадлежат. Важно то, кто будет с него собирать деньги. Сейчас, когда аудионосители умерли, продать его не смогут в любом случае и получить на нем денег. А получить на нем денег смогут только за контент, за использование его где-то. Допустим если кто-то выпустит альбом, а его украдут и тут же издадут — то это ерунда. Самое главное — кто будет официально получать с него деньги. И сейчас все компании кинулись за правами, начали бегать за артистами, скупая у них авторские права. Пример — тот же Майкл Джексон. Он купил права Битлз прямо из-под носа у Пола Маккартни. Пол Маккартни тогда пожадничал и тем самым прошляпил полжизни. Потому что они в разы, в десятки раз выросли в стоимости с того времени. Во-первых там CD переиздавались, DVD, весь остальной контент. Маккартни миллиардером считается, а был бы просто мультимиллиардером. А Майкл Джексон купил, а потом частями продавал, когда у него трудные моменты были в жизни.

Хорошо, что авторские права у нас начинают работать.

На Западе это уже давно, больше пятидесяти лет все это работает. А у нас только сейчас начинается и те, кто посообразительней уже поняли, что это самое главное. Я когда был в Лос-Анджелесе, узнал, что там есть одна очень хорошая, крутая студия. Она любым хорошим группам предлагает записаться бесплатно. За авторские права. Если у тебя нет денег, то ты можешь записаться бесплатно, просто отдав студии права. Просто потом группа может раскрутиться, и, естественно, интерес возрастает ко всему её творчеству. Скажем, раскрутится она на каком-нибудь другом альбоме, а поднимется и весь материал, что был до этого. И студия сможет очень много заработать на авторских этого первого альбома. Никто же не знает — вдруг эта группа стрельнет, как Guns N' Roses. Трудно подсчитать какие там суммы могут прилипнуть после этого. А таких как Guns N' Roses по Лос Анджелесу сотни тысяч бегают, играют. На таком уровне. Я думаю предприимчивые люди у нас в стране попытаются такое сделать.

И в заключение пожелай что-нибудь нашей компании.

А я желаю Pop-Music процветания, больших огромных продаж, новых шоу-бумов по всей стране, расширяться. Именно то, чем вы торгуете, очень нужно. Люди в регионах сидят без этого как без воздуха. Нужно, чтобы они могли зайти, посмотреть, потрогать эти гитары. Потому что, к сожалению, не каждый человек может приехать в Москву из другого города, чтобы купить гитары.

P.S

Небольшой фотоотчетик о интервью можно увидеть вот тут http://vkontakte.ru/album-9514484_129247411

Обсудить интервью можно вот тут http://vkontakte.ru/topic9514484_24169112

Ознакомится с творчеством и послушать его песни можно на сайте http://www.andreyaleksin.ru/