Горячая линия8 800 250 55 00

Создание оркестровой музыки в виртуальной компьютерной студии — это совершенно особый мир музыкального производства, и он не для слабонервных.

Сегодня гибридно-оркестровая музыка, созданная без привлечения живого оркестра, применяется в бюджетном кино, сериалах, ТВ-программах, рекламе, кинотрейлерах, играх. И, несмотря на то, что студии сильно экономят на записи настоящего оркестра, и прекрасно знают, что в продакшне из-за этого применяются виртуальные инструменты, они требуют от композиторов максимального реализма звучания.

И тем приходится тратить долгие часы на вылизывание оркестровых партий — как в смысле работы над фразировкой и аранжировкой, так и в смысле сведения. Принцип «тяп-ляп и в продакшн» тут не прокатывает. Относительно быстро выдают классные саундтреки лишь спецы, поработавшие в индустрии не меньше 3-5 лет и набившие руку.

Но всем, конечно, про это читать скучно, а хочется быстрее узнать, какие плагины скачать, чтобы начать вот прям через 5 минут. Ну ОК…

Виртуальный оркестр 

Почему для оркестровой музыки сначала применили технологии сэмплирования

Еще немного про дензнаки. Виртуальные оркестровые инструменты были разработаны в том числе потому, что в главных «контентообразующих» экономиках (США, Британия, Канада, Франция, Германия, Италия) найм оркестра, дирижера, звукоинженеров и подходящей студии стоит поистине эпических денег.

Каждый музыкант и технический работник там — члены профсоюзов. Их почасовые ставки строго соблюдаются. Поэтому студии (даже киношные) часто арендуют оркестры и помещения для записи в Софии (Болгария), Будапеште (Венгрия) и других восточноевропейских странах. Это сильно дешевле, профсоюзы там не такие зубастые, и найти людей, в них не состоящих, легче.

Однако при потоковом производстве аудиовизуального контента в относительно небольших кино-, теле- и игровых студиях даже на восточноевропейских оркестрах разоришься. Поэтому существует индустрия «библиотечной» музыки. В ней принято создавать произведения не для конкретного сериала, шоу или рекламы, а для абстрактных — на будущее.

То есть, специализированные музыкальные издательства выпускают относительно универсальные альбомы в определенных жанрах, треки которых «очищены» в смысле авторских прав. А студии в процессе создания своего контента роются в этих альбомах и подбирают музыку, подходящую по смыслу и звучанию.

Среди такой музыкальной продукции много оркестровой и гибридно-оркестровой музыки. И большая часть этого массива создана при помощи виртуальных инструментов. Экономия!

Рынок «библиотечной» музыки настоятельно требовал технических решений, позволяющих композитору делать убедительные оркестровые «макеты» на собственном компе, и они были разработаны. Уже десятилетия известны в мире продакшн-музыки производители сэмплов Audiobro, Cinematic Samples Worldwide Pty, Cinesamples Inc и другие.

В свое время изобретатели виртуальных оркестров со всей очевидностью поняли, что существующие синтезаторы не способны передать звучание классических инструментов реалистично.

Вместе с тем появились виртуальные сэмплеры, такие как Kontakt от Native Instruments, довольно быстро ставшие индустриальным стандартом. Производители оркестровых сэмплов чаще всего получают лицензию как раз на технологию Kontakt и создают так называемые библиотеки сэмплов именно под него.

Но есть и те, кто под свои библиотеки разрабатывает собственные сэмплеры — например, компания Cinesamples Inc. Или создает как инструменты для Kontakt, так и для собственного сэмплера — скажем, австрийская Vienna Symphonic Library GmbH или британская Spitfire Audio.

Словом, на практике оказалось, что оркестровые инструменты проще всего сэмплировать. При этом само сэмплирование — очень трудоемкий процесс. Во время него музыканты каждой оркестровой группы записываются по отдельности. Они вынуждены играть все ноты всего диапазона своих инструментов по одной (!), на нескольких уровнях громкости, с разными артикуляциями, с разной атакой, затуханием и т. п.

Это нужно, чтобы получить максимально функциональные, допустим, первые скрипки, способные играть и короткие штрихи — стаккато, спиккато, маркато (деташе), и длинные — легато.

Особую трудность представляет собой запись сэмплов и программирование скриптов воспроизведения сэмплов для реалистичного легато с применением портаменто (скольжения к следующей ноте).

К сегодняшнему дню со всем этим ведущие производители сэмплов довольно успешно справились. Да так, что треки опытного композитора (продюсера) виртуальной гибридно-оркестровой музыки звучат почти неотличимо от живой. Во всяком случае простой слушатель их точно не отличит, а среди музыкантов распознают виртуалку (и то не всегда) в основном те, кто имеет непосредственное отношение к созданию оркестровых треков.

Оркестровая музыка на компьютере

В чем сложность использования сэмплов

Камень преткновения — это, прежде всего, оркестровая струнная группа. Ее звучание в реальной жизни очень разнообразно. И задача записать все возможные атаки и переходы в том же легато для всех темпов и всех типов звукоизвлечения — что-то из области ненаучной фантастики.

Поэтому производители сэмплов записывают и программируют инструменты лишь для наиболее распространенных композиторских приемов. Что это влечет за собой при создании самой музыки? Э-э-э, как бы это сказать коротко?.. Геморрой.

Во-первых, забудьте про квантование в DAW. Делая партии струнных вы вынуждены будете выстраивать буквально каждую фразу не по сетке. И каждая нота в ней будет иметь свою velocity, свою кривую «модуляции», свою кривую вибрато и экспрессии (если такие контроллеры запрограммированы в сэмплерной библиотеке).

Во-вторых, все это потребует гигантских объемов оперативной памяти и еще больших объемов постоянной — для хранения сэмплов на SSD или HDD. Например, к созданию оркестровой пьесы с помощью современных библиотек с 16 гигабайтами оперативки не стоит и подступаться. Потребуется как минимум 32 гига.

В-третьих, предстоит чертова уйма работы по организации смены артикуляций. К настоящему моменту сложилось два подхода к созданию сэмплерных библиотек. При одном — все артикуляции загоняются в один виртуальный инструмент того же Kontakt.

В нем предусмотрены «немые ноты» — ключи (они же MIDI-команды), которые переключают виды артикуляций. Эти ноты вписываются в последовательность MIDI сигналов на дорожке виртуального инструмента («piano roll») перед фразой, которая должна прозвучать легато или, скажем, маркато.

Второй подход — создание отдельных инструментов для каждой артикуляции. В этом случае в проекте DAW одна только струнная группа оркестра займет не 5 дорожек (1-е скрипки, 2-е скрипки, альты, виолончели, контрабасы), а гораздо больше.

При таком подходе однако можно сэкономить немного оперативной памяти. Ибо сегодняшние библиотеки оркестровых сэмплов абсолютно безжалостны в требованиях к ней. Одна лишь струнная группа с включением всех артикуляций в инструменты может зарезервировать за собой 10 ГБ и больше.

Те же самые проблемы ожидают композитора с деревянными и медными духовыми. Так как у них тоже разные атаки и по-разному звучат переходы между нотами при использовании тех или иных артикуляций.

Чуть проще обстоит дело с инструментами, имеющими быструю атаку — арфой, ксилофоном, челестой, глокеншпилем, литаврами и другими ударными. Они требуют меньше оперативной памяти и меньше труда над реалистичностью звучания…

В общем, при создании качественной оркестровой музыки в виртуальной среде, тратятся серьезные человеко-часы. И не столько на само сочинение, сколько на «программирование» партий, а затем на сведение.

Как писать оркестровую музыку 

Также нужно учитывать, что разные библиотеки сэмплов звучат по-своему и нет какой-то одной универсальной оркестровой библиотеки, которая полностью устроит композитора.

Обычно, в индустрии продакш-музыки, в киномузыке композитор комбинирует несколько библиотек сэмплов и активно использует наслоение (лееринг). Что влечет за собой дополнительную работу при сведении.

Например, знаменитая библиотека струнных Sinematic Studio Strings очень хороша в смысле имитации легато. В ней присутствуют несколько видов атак (разной скорости), очень естественно звучат портаменто, акцентированные маркато и другие виды артикуляций.

Но в целом эта библиотека довольно резкая на слух — hurshy, как говорят западные звукорежиссеры. При сведении струнной группы придется сильно давить область вокруг 2 килогерц эквалайзером (предпочтительно динамическим). И что-то делать с более высокими частотами, потому что там очень много «писка» и «скрежета».

Cinematic Studio Strings 

И так с каждой библиотекой, с каждой группой инструментов. Все они имеют свои особенности, разную яркость, разное «число» музыкантов. Ну, скажем, у одного производителя в первых скрипках будут 11 скрипачей, а у другого 8 или 18, что сильно сказывается на характере звучания.

Отдельная боль — сольные инструменты. Технология физического моделирования: плюсы и минусы

Если в «толпе» виртуальной группы тромбонов или валторн порой может прокатить некоторая нереалистичность атак и переходов, потому что они и в реале немножко размыты, то когда у вас на передний план выходит, например, одинокий кларнет — над его звучанием придется сильно потрудится.

Обычно производители сэмплов выпускают отдельные библиотеки для симфонических соло-инструментов. Созданы они по тому же принципу, что и групповые, но с несколько бОльшим вниманием к деталям и реалистичности.

Конечно, никогда сольные сэмплированные инструменты полностью не устраивали композиторов. Используя виртуальный оркестр, они постоянно вынуждены идти на компромисс и даже порой менять мелодии, потому что какой-нибудь сэмплированный английский рожок в определенной тональности и регистре на двух-трех нотах может начать очень неприятно резонировать, что не получается вычистить никаким эквалайзером.

В связи с этим энтузиасты музыкальных технологий однажды задумались — а нельзя ли все-таки синтезировать симфонические инструменты — например, при помощи «физического» моделирования (кавычки потому, что оно происходит в виртуальной среде).

Одними из пионеров в этой области стали музыкант Стефано Лукато и програмист Эмануэле Паравиччини из Италии. В 2009 году они впервые задумались о создании моделирующих VST инструментов для оркестра. А в 2017 смогли представить миру SWAM — технологию, которая позволяла добиться удивительно реалистичного звучания от моделирующего синтезатора.

Поначалу были выпущены сольные скрипки и виолончели, сольные флейты, кларнеты и саксофоны. Потом упорные итальянские мужчины создали вээстэшки соло-трубы и других медных.

SWAM Violin 

Сегодня их компания называется Audio Modelling, и сравнительно недавно она выпустила подобный инструмент уже для всей оркестровой группы струнных — String Sections…

Композиторы об инструментах Audio Modelling отзываются по-разному. В среднем по больнице люди предпочитают использовать сэмплированные оркестровые библиотеки, но включать в свои аранжировки сольные моделированные инструменты. Скажем, SWAM кларнет — очень хорош, очень реалистичен.

«Физически» смоделированные сольные инструменты имеют большое преимущество не только в реализме, но и в экономии оперативной памяти. Ее требуется в десятки раз меньше, чем для сэмплов.

Но зато эти плагины дают высокую нагрузку на ЦП компьютера, о чем их производители честно предупреждают. Дело снова требует компромисса между качеством звучания, стоимостью «железа», и ценой собственно библиотек и инструментов.

Почему ТАК ДОРОГО? И что с этим делать новичку

С одной стороны значительная доля симфонических библиотек сэмплов работает под управлением бесплатного «урезанного» сэмплера Kontakt Player. С другой — набор самих библиотек и небольшого количества моделирующих инструментов для создания оркестровой музыки стоит больше, чем довольно производительный компьютер и иногда вкупе с приличной звуковой картой.

Например, регулярная цена струнных Los Angeles Scoring Strings 3 от Audiobro – 500 долларов США (можно поймать по акции за 349). Sinematic Studio Strings предлагают по 399 долларов. Моделирующие плагины SWAM String Sections обойдутся в 500. И это только за струнные, а не за весь оркестр!

Библиотека Symphony Orchestra от Spitfire с набором наиболее употребительных инструментов (включая «солистов», фортепиано и ударные) предлагается на рынке за 569 евро, и это еще щадящий вариант. А бесплатных функциональных и реалистично звучащих альтернатив, как это бывает в мире виртуальных синтезаторов, просто не существует.

Дело в том, что в развитых экономиках успешные композиторы «библиотечной» музыки зарабатывают десятки тысяч долларов в год (некоторые — до 200 тысяч), и они рассматривают покупку дорогих библиотек сэмплов как необходимую профессиональную инвестицию.

Но новичку в России их стоимость кажется дикой. Правда, при некотором упорстве в поисках и изобретательности в платежных решениях можно приобрети пару библиотек на вторичном рынке (есть на свете и такое)…

Начальное представление о работе с оркестровыми библиотеками может дать бесплатный набор The Free Orchestra от PROLJECTSAM. В нем содержатся 16 инструментов, представляющих собой урезанные версии платных. Здесь вы не найдете ничего с артикуляцией легато, а она, увы, прежде всего требуется композитору. Но зато можно получить оркестровые «слои» или «текстуры» вполне в кинематографическом духе.

Free Orchestra Projectsam

Попробовать один из вариантов синтетического оркестра можно, скачав бесплатный Synful Orchestra. Это плагин, использующий довольно сложную технологию аддитивного синтеза. Чтобы добиться реалистичности, его разработчик придумал, как держать в памяти в компактном виде распространенные фразы оркестровых инструментов, а также технологию быстрого сравнения написанных композитором фраз с записанными. Синтезатор как бы «предугадывает», какой музыкальный текст пойдет дальше.

Это позволяет при воспроизведении дорожек в DAW проигрывать фрагменты уже записанных фраз, что добавляет реализма. Инструмент обещает относительно простое создание как сольных партий, так и групповых. Но звучит он крайне сухо, что потребует в качестве компенсации многих часов сведения, и на слух воспринимается как довольно архаичный. Что-то вроде «ретро-оркестра».

Пожалуй, самый простой путь окунуться в производство оркестровой музыки для новичка из России (который поневоле испытывает в последние годы последствия политических и экономических санкций против РФ) — это поискать для пробы и сугубо личного образовательного использования оркестровые библиотеки прошлого десятилетия, которые сняты с продажи и «забыты». Скажем так, он может «поспрашивать друзей и знакомых».

LA Scoring Strings

Например, струнная библиотека LA Scoring Strings 2 была выпущена в 2012 году, и она до сих пор звучит прекрасно и отличные выполняет необходимые функции. Кроме того, эта якобы «устаревшая» библа очень экономно расходует оперативную память и ресурсы CPU. В общем, «поспрашивать знакомых» о ней стоит.

Продолжение следует…

Владимир Лакодин

Подпишитесь на наш канал:
Нас уже более 240 000
Читайте также:
Все статьи
Товары по теме