Tim Henson из Polyphia: от запрета играть на гитаре — к двоякой мировой славе
Tim Henson из Polyphia: от запрета играть на гитаре — к двоякой мировой славе
24.04.2024
Тим Хенсон, не раз заявлявший о своей любви к Хендриксу и считающийся одним из самых влиятельных гитаристов 2010-х и начала 2020-х годов, однажды сказал, как отрезал:
«…Я надеюсь, что гитарная музыка умрет. Я хочу, чтобы она умерла мучительной смертью, потому что в ней очень много просто полной чуши. И я чувствую, что людям следует сосредоточиться на самой музыке и использовать гитару лишь как инструмент для создания именно музыки, а не типа: «Я буду играть на гитаре»… Потому что многое из этого просто нехорошо».
С тех пор прошло почти пять лет, но значительная часть представителей гитарного мира до сих пор не может простить Хенсону этих резких (и вообще-то оправданных состоянием гитарной субкультуры) слов. Также его не любят за то, что на концертах группы Polyphia в одной толпе могут оттягиваться «несовместимые» друг с другом возрастные байкеры, айтишники средних лет и юные поклонники трэпа.
Хенсон и его соратники по группе дико бесят своим смешением стилей, своим слишком высокочастотным и на грани фола сатурированным гитарным звуком. Тем, что используют в «священной» гитарной музыке куплетно-припевную форму вместо бесконечных запилов.
Тем, что позволяет себе говорить про классический прием подтяжки струны слова «бумерские бенды». Тем что приглашают к продюсировании своей музыки электронщиков и рэп-битмейкеров, да чем только не бесят…
Новаторы из Техаса (США) Polyphia и их лидер мощно всколыхнули застойное болото мирового гитаризма несколько лет назад и продолжают мутить его заросшие тиной воды. Но за этим стоит не столько жажда эпатажа, сколько глубокие познания Тима Хенсона в предмете обсуждения.
Прежде, чем критиковать гитарную субкультуру, Хенсон с юных лет нырнул в нее с головой, занимался на инструменте как одержимый, буквально вкалывал, ишачил. Взращивал в себе сначала гитариста, а потом — композитора.
И этот парень сумел подняться над гетто гитарной культуры в более широкие свои «музыкальной атмосферы» в возрасте всего-то 30 лет, потому что впитал огромные пласты гитаризма, пропустив их через мозг и пальцы.
Но лучше один раз увидеть, что сто раз прочитать. Посмотрите вот это историческое видео под названием «Эволюция Тима Хенсона с 10 до 28 лет»:
Несостоявшийся скрипач. Гитара из подвала. Мамины запреты
В 1996-м, когда Тиму было три года, его мама, игравшая на скрипке и фортепиано, записала сына на скрипичные уроки. Совсем маленьким ребенком он вынужден был заниматься по два часа в день. У него были строгие русские преподаватели, которые делали выговоры за малейшую ошибку, и мальчик постепенно возненавидел эти занятия.
Пик ненависти пришелся на возраст десяти лет. Его участие в ученических оркестрах в качестве скрипача не прибавляло Тиму популярности среди сверстников. К тому же мать Тима была китаянкой и первоначально отдала сына в китайскую школу. Но там его не считали «достаточным китайцем», а позже, в обычной школе, не считали достаточно «нормальным».
А однажды он увидел своего отца, выходившего из офиса с электрогитарой в кейсе, что его крайне заинтересовало. Понятно, что Хенсону хотелось быть парнем с гитарой, а не мелким ботаником со скрипкой.
Оказывается, отец Тима всю жизнь играл в гаражных группах, но по настоянию жены не очень умело скрывал это от детей. Некоторое время он даже прятал гитару в подвале. Сын раскрыл этот секрет случайно, и так в его жизни появилась электрогитара.
Конечно, ни о каком прекращении интенсивных скрипичных занятий речи не шло. Поэтому Тим упорно осваивал гитару после всех «обязательных» музыкальных повинностей. А мама безуспешно пыталась это прекратить.
Отец показал Тиму азы, познакомил с музыкой Black Sabbath и Джими Хендрикса. Последний поразил мальчика тем, что мог одновременно вести мелодическую и гармоническую линии. Через год после начала гитарных занятий свою первую группу он назвал «Тими Хендрикс».
Юный Хенсон прогрессировал в игре на инструменте довольно быстро. Его друзья тех лет удивлялись тому, как он ловко он играет на скрипке и гитаре и спрашивали, как это ему удается? На что тот отвечал: «Практика». А затем друзья узнали, что Тим проводит за музыкальными занятиями… до 12 часов в день.
Уже в возрасте 12 лет Тим со своей группой сделал первую музыкальную видеозапись, нарезал ее на DVD болванки и продавал своим школьным знакомым.
С одной стороны быстрому освоению нового инструмента способствовал продолжительный опыт занятий на классической скрипке. С другой — как раз начался бум контента на YouTube, и на этой платформе мальчик находил гитарные уроки, благодаря которым разбирался, как организована игра на электрогитаре.
Занятно, что по сей день Тим заявляет, что не силен в теории музыки и больше полагается в своих музыкальных занятиях на слух.
Чем старше становился Хенсон, тем сильнее он отдалялся от скрипки. Хотя он и пообещал родителям не бросать инструмент и до 18 лет продолжал играть в школьном оркестре, он постепенно начал филонить, оставлять скрипку в шкафчике для одежды вместо того, чтобы на ней заниматься.
В старших классах Тим уже имел опыт игры в нескольких группах. И тут его внимание привлек death-metal. Уже в возрасте 15-ти он был достаточно техничен, чтобы с ходу заиграть ультра тяжелую музыку. И парень тусовался с музыкантами, которые были старше него на 4-5 лет.
В соцсети MySpace Тим познакомился с барабанщиком Брендоном Бёркхолтером. С ним они записывали свои первые интернет-треки. Затем состоялось знакомство с гитаристом Скоттом Лепейджем, который, оказываться, жил рядом и учился в тех же школах техасского города Плано, что и юный Хенсон. Это трио стало основой будущей группы Polyphia. Хенсон и ЛеПейдж играют в ней вместе по сей день.
Учась в старших классах, Тим был пойман полицией с некоей запрещенной растительной субстанцией и длительное время был вынужден сидеть дома, проходя назначенный судом испытательный срок. В это годы он еще более интенсивно занимался гитарой, а также увлекся графическим дизайном, посчитав, что это поможет ему в музыкальной карьере.
Родители сильно возражали против устремлений сына. И Тиму пришлось буквально умолять их позволить ему играть с ребятами из Polyphia, в чем он таки преуспел.
Поначалу группа играла злобный death-core, но затем увлеклась прогрессив-металлом и джентом. Стиль ранних Polyphia менялся, со временем они отказались от использования вокала и сосредоточились на инструментальной музыке.
Спам в соцсетях для продвижения группы и тщательно подготовленный счастливый случай
Перед Тимом встал вопрос — что делать после школы? Барабанщик команды собрался поступать в музыкальный колледж Беркли. Хенсон решил последовать его примеру. Но Брендону не удалось поступить. Тим также не прошел в колледж.
Тогда он начал штудировать YouTube в поисках сведений о том, как знаменитые современные гитаристы сумели выстроить свою музыкальную карьеру. И сделал для себя открытие — карьеру нужно строить в Интернете!
Тим как «хороший мальчик» поступил в Университет Северного Техаса, но на самом деле имел намерение начать зарабатывать в качестве музыканта. Продержался он в университете всего один семестр, а затем продолжил «учебу» в не престижном местном общественном колледже, все силы отдавая развитию группы Polyphia.
Одновременно с этим он искал способ зарабатывать на жизнь и вкладывать средства в группу. Первые деньги он добыл, делая дизайн для футболок, и сразу же вбухал их в мёрч Polyphia.
Общественный колледж он тоже бросил, но благодаря урокам дизайна на YouTube, стажировке и первым самостоятельным дизайнерским заработкам, Тим получил-таки в 19 лет квалификацию «графический дизайнер», причем с высокой оценкой.
Вместе с другими участниками Polyphia Хенсон продвигал группу… спамом в соцетях незнакомым людям в надежде, что музыка коллектива вызовет интерес у некоторых из них.
По выходным парни давали концерты в Далласе (Техас). А на неделе сами продавали билеты на них на улицах города и даже доплачивали из своего кармана тем покупателям, кто хотел пойти на концерт, но не имел достаточно денег. Иногда им приходилось платить и клубам — только за то, чтобы быть допущенными на сцену.
Эта напряженная деятельность не давала существенного результата, но все изменилось 17 июля 2013 года. В этот день вирусную популярность стал набирать инструментальный трек группы под называнием «Impassion» из вышедшего весной этого же года первого EP Polyphia. Видео получило за год несколько сотен тысяч просмотров.
Группа продолжила выкладывать видеоролики, что закрепило первоначальный успех. Тим все это время продолжал трудиться графическим дизайнером, но работа с девяти до пяти его, мягко говоря, не вдохновляла, хотя и помогла ему получить знания в электронной коммерции (что потом пригодилось). Он продолжал мечтать о карьере профессионального музыканта.
Наконец Хенсон умудрился ввязаться в рабочий конфликт со старшим дизайнером. И ему намекнули на то, что раз он недоволен, то увольнение — это простая и доступная каждому опция.
Тим подумал-подумал и уволился. После этого Polyphia рискнула обратиться к первым обретенным интернет-поклонникам с просьбой о пожертвованиях на запись своего дебютного полноформатного альбома.
Группе требовалось 16 000 долларов на запись и приобретение автофургона, который позволил бы поехать в первый тур по США. Ребята вывесили на сервисе Indiegogo наборы своего мёрча, в качестве вознаграждения жертвователям. Искомую сумму удалось собрать за 13 дней, а всего кампания привлекла более 33 000 долларов от 1142 спонсоров.
Перед запуском краудфандинга Тим признался отцу в том, что бросил работу и собирается просить денег на запись альбома у слушателей. Настроен юноша был пессимистично, но отец, против ожидания, его поддержал. При этом оба умудрились сохранить увольнение Тима в секрете от матери музыканта, которая узнала правду лишь через несколько лет.
«Гламурные сыновья богатеньких отцов»
Альбом вышел в сентябре 2014-го, а в декабре Polyphia отправилась в первый тур на фургоне стоимостью 1500 долларов, который был всего на год младше Тима Хенсона. Предсказуемо машина постоянно ломалась, а та зима была холодной. Тур шел тяжело и с постоянными проблемами. Пришлось купить новый фургон — в несколько раз дороже, но тот тоже начал ломаться…
Словом, группа, что называется хлебнула сразу и полной ложкой. Однако первый альбом под называнием «Muse» имел некоторый резонанс в специфическом гитарном мире, его относительно хорошо покупали на CD и слушали онлайн.
Соцсети группы росли. Она привлекла внимание гитарных фирм Ernie Ball, Ibanez, DiMarzio, Dunlop, с которыми завязалось контентно-рекламное сотрудничество. И тут надо отметить, что Polyphia начала как независимый проект, с расчетом только на собственные силы и самоуправление. Никаких надежд на потенциальную сделку с лейблом.
Тем не менее, дебютный альбом поднялся в своей нише на 76-е место в Billboard 100, и лейбл пришел. Им стал Equal Vision (США). Он же переиздал альбом в 2015-м. В 2016 году группа внесла довольно резкие изменения в стиль, и музыкальное будущее ребят в нем уже угадывалось. Второй альбом «Renaissance» содержал элементы поп-музыки и хип-хопа.
В 2017-м году вышел EP «The Most Hated», в котором добавились краски трэпа, фанка и даже джаз-фьюжна. Polyphia начала настолько широко размыкать жанр прогрессив-рока (про металл все уже стали забывать), что с одной стороны это сделало группу все более слушаемой, а с другой все более поливаемой дерьмом.
Тим Хенсон стал публично заявлять, что, мол, хватит ассоциировать коллектив с каким-либо стилем, она теперь будет играть «просто музыку». Он сильно увлекся хип-хоповым и трэп звуком и убедил товарищей по группе применять элементы этих стилей.
Ставка оказалась правильной. Polyphia сделалась узнаваемой, любимой и ненавидимой. А в 2018 года на новом альбоме «New Levels New Devils» выкатила то самое «противоречивое» звучание, ни на что не похожее в гитарном мире, за которое ее любят одни и проклинают другие.
Дальше уже не так интересно. Успех несколько скучен в описании. Как, например, то, что Хенсон стал одним из «артистов Ibanez», и компания выпускает две подписных модели имени Тима —TOD10N и TOD10.
Однако стоит отметить, что сам Хенсон, помимо группы, был (и остается) очень активным в соцсетях, выпуская много гитарных видео, что дало свои дополнительные плоды. Кроме того, со временем он начал экспериментировать со своим внешним видом и сделался своего рода «самым модным гитаристом YouTube». А также экспертом в таком адски трудном деле как продвижение музыки в Интернете.
Печальную иронию навевает факт, что юноша, выросший в весьма небогатой семье, вкалывавший по 12 часов в сутки над музыкой, вложивший в старт своей группы бездну времени, сил и чувств, однажды услышал вместе со своими друзьями из Polyphia крики хейтера, который обвинил музыкантов в том, что они «гламурные сыновья богатеньких отцов»….
Также забавно, что сплошь и рядом Хенсона упрекают в гитарном «зумерстве», то бишь незнании, неуважении и даже извращении традиционной гитарной культуры, в техно-бездушии и других смертных грехах.
А человек на самом деле сильно вырос профессионально, максимально расширил свой музыкальный кругозор и радикально — свои творческие возможности. Тим, что очень заметно, с каждым годом становится все мелодичнее и интереснее как композитор.
Прямая речь Хенсона:
«Я вырос на виртуозной гитарной музыке. Но когда я закончил школу, я стал изучать треки, которые в тот момент входили в поп-чарты Top 40. И там я услышал столько всего нового! Там можно было многое почерпнуть. Вот откуда взялся мой стиль и звук — из смешивания виртуозной гитарной музыки с легко усваиваемыми поп-мелодиями…»
«Лучшие гитарные соло – это те, которые запоминаются и которые можно спеть. Например, соло из «Богемской расподии» Queen – одно из лучших во всей истории музыки».
Но разве станет враждебно настроенная часть публики вникать и слушать внимательно? Ха-ха, ее предназначение — производить хейт. И это, увы, спутник даже средне успешного в Сети музыканта.
«Предатель» гитарного духа
Polyphia и Тим Хенсон лично собирают тонны ненависти от гитарных снобов-консерваторов. «Их музыка математична», «В их музыке нет души и чувства», «Они Tik-Tok-гитаристы и просто знают как продавать себя зумерам», «Звучат искусственно, как будто нарезанный звук собрали воедино», «Они лишь технически впечатляют молодое поколение, а на самом деле скучны и однообразны», «Это лишь «умелая» игра на гитаре, компрессированная до Луны и обратно, и смешанная с дрилл/трэп битами…», «Выглядят просто кричаще, это — песни, написанные для саморекламы…» и так далее, и тому подобное.
Некоторые рациональные люди объясняют хейт в отношении Хенсона примерно так:
«Мы выросли, слушая бумеров, и мы не можем вытащить коллективные головы из задниц и признать, что этот исключительно красивый молодой человек играет намного лучше, чем большинство наркоманов в коже, которым мы поклонялись».
Если мы отстранимся от эмоций, слегка заглянем «под капот» гитаризма Тима Хенсона и обдумаем увиденное, то окажется, что этот феноменально талантливый и трудолюбивый музыкант просто пытается расширить границы возможностей гитары, не создавая для нее технических надстроек-приспособлений.
Мало того, уже пару лет как Хенсон включил в свой арсенал электроакустический инструмент с нейлоновыми струнами, имеющий вполне традиционный звук. Но при этом играет он на нем новаторски.
Хейтеры невнимательны, поскольку готовы уличать музыкантов Polyphia в каком-то техническом попсовом «обмане». А Тим совершенно свободно рассказывает о том, какие средства применяются им самим и группой в процессе сочинения и создания записей.
Например, он время от времени использует арпеджиатор софтверного синтезатора для написания гитарных партий. И вот почему. Гитара, логика расположения нот на которой «вертикальна», буквально своей конструкцией принуждает пишущего музыканта к достаточно шаблонному движению по грифу.
Умные гитаристы, владеющие фортепиано хотя бы на школьном уровне, нередко специально пишут для гитары на клавишных. Ведь у фо-но логика «горизонтальная», позволяющая принимать более свободные решения.
Хенсон же идет несколько дальше — он играет гармонии с арпеджиатором, настроенным на проигрывание арпеджио в случайном порядке. Записывает результат, выбирает из многочисленных вариантов наиболее интересные и делает переложение фраз для гитары. По его собственным словам, этот способ позволяет получить «неестественные» созвучия, которые порой очень самобытны.
Polyphia не скрывает, что использует при сведении питч-шифтеры. Скажем, Тим рассказывал, что дублирует солирующий гитарный трек, поднимает звучание дубля на октаву или две и выкручивает регулятор плагина, отвечающий за сдвит «форманты», почти в ноль. Первоначальная «натуральная» партия гитары при этом звучит в центре микса, а запитченный дубль — по сторонам.
И опять-таки понятно, зачем нужен этот прием, заимствованный из электронной музыки. Тембр гитары и ее огибающая громкости очень характерны, узнаваемы даже при использовании самых современных «примочек». Новизна в гитарном звуке традиционными средствами почти недостижима, а молодые музыканты во все эпохи как раз к ней и стремятся.
Хенсон сотоварищи не стесняются использовать все, что меняет традиционный звук, и сильно нагружают миксы леерингом. На Тима, по его словам, значительно повлиял в этом смысле звездный электронщик Skrillex. Его увлечение саунд-дизайном вдохновило гитариста-виртуоза на собственные эксперименты.
Даже бас в Polyphia стали делать «ненормальным» образом. Дорожке с партией натурального баса музыканты порой обрезают низкие частоты так, чтобы от звука оставался только дребезг струн и та тональная часть, которая позволяет понять, какие ноты звучат. Далее под партию подкладывается сверхпопулярный у рэперов глубокий электронный бас, получивший у электронщиков обозначение «808-й»…
Эти детали живо обсуждается снобами гитарного мира, часто с презрительным осуждением. И реакция их смешна, потому что в записях легендарных, буквально «святых» гитарных групп лееринг используется уже десятилетия.
Например, в справедливо ставшим иконой и звучащем якобы «натурально» альбоме «Nevermind» «Нирваны» 1991 года во многих треках под звук живой «бочки» у барабанов аккуратно подложен сэмпл другой «бочки». Иначе она не «пробивала» микс.
А гитары записывались с дублями и с применением в том числе педали хоруса Small Clone. И сводил альбом некий Энди Уоллес, продюсер, значительно вмешивающийся в первоначальный звук. По свидетельству причастных к продакшну «Nevermind» людей, он сильно изменил звучание барабанов и гитар.
Спрашивается, почему «Нирване» можно а «Полифии» нельзя?
А насчет «предательства» гитарного духа… Художник-сюрреалист Сальвадор Дали, известный в том числе отличной классической техникой, говаривал: «Чтобы нарушать каноны живописи, сначала научись рисунку, как у Веласкеса…» Тим Хенсон буквально сделал это. И он вторит знаменитому скандальному живописцу:
«Все классические блюзовые фразы — это первое, что я учил, взявшись за гитару. Я разучивал риффы Хендрикса и Black Sabbath. А потом мне понравилась эмо-музыка, а затем чистый death-metal.
Но если ли бы я сразу пошел в металлический звук я бы пропустил важную часть игры на гитаре и был бы плохо «оснащен». И я очень благодарен своему отцу, который научил меня тем самым «бумерским бендам». Я не был бы сегодня тем, кто есть, без изучения старой гитарной музыки.
И я уверен, что когда-нибудь гитаристы будут отпускать похожие шуточки про стиль игры нашего поколения и приветствую это с распростертыми объятиями…»