Горячая линия8 800 250 55 00

Бас-гитара - фундамент любой музыкальной группы. Это мост между ударными и мелодией, инструмент, который можно не услышать ухом, но всегда почувствовать телом. Однако некоторые музыканты превратили эту опору в искусство, выведя бас-гитару на авансцену и навсегда изменив наши представления о её возможностях. Представляем вашему вниманию обзор лучших бас-гитаристов всех времён (по нашей версии, которая, может не совпадать с вашей).

Джеймс Джеймерсон (James Jamerson) (1936–1983)

Культовый американский басист, стоявший у истоков звучания лейбла Motown. Будучи анонимным сессионным музыкантом, он записал бас-партии для десятков хитов 1960-х годов, включая 23 песни, занимавшие первое место в американском чарте.

James Jamerson.jpg

Его главная заслуга - в революционном подходе к бас-гитаре. Вместо простых повторяющихся паттернов того времени Джеймерсон создавал мелодичные, виртуозные и ритмически сложные партии, полные синкоп, хроматических ходов и импровизаций. Его уникальный стиль, ставший неотъемлемой частью звука Motown, коренным образом изменил роль бас-гитары в популярной музыке и повлиял на множество групп, включая The Beatles.

Признанный журналами «Bass Player» и «Rolling Stone» величайшим басистом всех времён, Джеймерсон в 2000 году был посмертно включён в Зал славы рок-н-ролла. В интервью он отмечал, что его партии рождались из чувства и мелодии песни, а не из предписанных аккордов.

Кэрол Кэй - Carol Kaye (1942)

Легендарная американская бас-гитаристка, одна из самых востребованных сессионных музыкантов в истории. За свою долгую карьеру она приняла участие в записях тысяч хитов, работая в составе знаменитой студийной группы The Wrecking Crew.

Carol Kaye.jpg

Её уникальный стиль, основанный на игре медиатором, мелодичных и синкопированных партиях, стал основой для бесчисленного количества песен, включая классику Фила Спектора, The Beach Boys и Сонни & Шер. Её бас-линии в таких треках, как «Good Vibrations» и «The Beat Goes On», стали образцовыми и повлияли на таких музыкантов, как Пол Маккартни.

Несмотря на то, что её имя часто оставалось за кадром, её вклад в музыку получил признание: журнал «Rolling Stone» назвал её одной из величайших басисток всех времён. В 2024 году она была включена в Зал славы рок-н-ролла, однако отказалась от этой чести.

Джон Энтвистл - John Entwistle (1944–2002)

В The Who басист Джон Энтвистл, прозванный «Быком», стал первым, кто отказался быть фоном. Его партии в «My Generation» или «The Real Me» - это мини-концерты, где бас ведёт диалог с гитарой Пита Тауншенда. Будучи виртуозом, он превратил бас-гитару в ведущий инструмент в хард-роке. Использовал скоростную технику пальцев и пиццикато, чтобы заполнить звуковое пространство, оставленное отсутствием ритм-гитары в группе. Энтвистл играл тремя пальцами, называя их «коктейльными», и считал, что бас должен «выпрыгивать из колонок».

John Entwistle.jpg

В 1965 году он купил первый в Великобритании Fender Jazz Bass, но через год разбил его в ярости после неудачного выступления. Позже он собрал инструмент заново, вмонтировав в него части от старого Harley-Davidson - бас стал называться «The Beast».

Джек Брюс - Jack Bruce (1943–2014)

Один из величайших новаторов и виртуозов рок-музыки, обладавший классическим образованием. В составе легендарного Cream его сложные, джазовые и мелодичные бас-линии были равноправной частью музыки наравне с гитарой Эрика Клэптона. Автор вокала и большинства хитов группы.

Jack Bruce.jpg

Как басист Cream, Джек Брюс превратил трио в оркестр. Будучи выпускником Лондонской школы музыки, он вплетал в рок сложные гармонии, за что коллеги называли его «человеком-энциклопедией». Помимо бас-гитары, профессионально играл на виолончели, фортепиано и пел. Его эксцентричность доходила до того, что на концертах он иногда выбегал в зал, играя бас стоя на барабанах Мики Уолла.

Жако Пасториус - Jaco Pastorius (1951–1987)

Гений, навсегда изменивший представление о возможностях бас-гитары как сольного инструмента. Невероятная техника, использование гармоник, аккордов и свипа.

Jaco Pastorius.jpg

Его дебютный альбом считается библией бас-гитаристов. Его альбом «Jaco Pastorius» (1976) стал манифестом техничности: в «Portrait of Tracy» он извлекал гармоники, играя без ладов. Позже, в 1980-х, его одержимость перфекционизмом привела к психическим расстройствам. На одном из концертов с Weather Report он выбежал на сцену голым, крича: «Я - бас!». Его жизнь оборвалась трагически в 35 лет, но трек «Birdland» до сих пор учит музыкантов «летать на струнах».

Маркус Миллер - Marcus Miller (1959)

Прежде чем стать виртуозом слэп-баса, Миллер прошёл путь сессионного музыканта в конце 1970-х, где и отточил свой уникальный и узнаваемый стиль.

Marcus Miller.png

Его сотрудничество с Майлзом Дэвисом, для альбома «Tutu» (1986), помогло переопределить звучание современного джаз-фьюжна. Будучи не только басистом, но и продюсером и мультиинструменталистом, Миллер работал с Лутером Вандроссом, Дэвидом Сэнборном и Херби Хэнкоком, напрямую влияя на развитие современного джаза, R&B и фанка.

Активная работа Миллера в джазе, где он создавал басовые партии для величайших исполнителей, по праву вознесла его в ранг одного из лучших басистов в истории. И это не говоря уже о его потрясающей технике игры, которая продолжает вдохновлять поколения музыкантов.

Ким Дил - Kim Deal (1961)

Ким Дил, басистка и вокалистка культовых групп Pixies и The Breeders, стала настоящей иконой, бросившей вызов гендерным стереотипам в американском инди-роке.

Kim Deal.jpg

Её история началась в 1986 году, когда 24-летняя Ким ответила на забавное объявление в газете о поиске басиста. Она была единственной, кто откликнулся. На прослушивание она пришла с чужой бас-гитарой и сразу же поразила будущих коллег по группе. Именно она настояла на том, чтобы ударником стал её друг, и выбрала себе провокационный псевдоним «Миссис Джон Мёрфи». Так на свет появились легендарные Pixies, навсегда изменившие мир альтернативной музыки. Энергичные басовые партии и запоминающийся вокал Ким Дил составляют значительную часть неповторимого звучания Pixies. Такие треки, как «Hey» и «Gigantic», созданы благодаря драйвовому басу Ким.

Виктор Вутен - Victor Wooten (1964)

Американский бас-гитарист-виртуоз и пятикратный лауреат премии «Грэмми», широко известный своей новаторской и технически продвинутой манерой игры.

Victor Wooten.jpg

Прославился прежде всего как участник джазового коллектива «Béla Fleck and the Flecktones», в составе которого получил всемирное признание и несколько наград. Он также является единственным басистом, трижды удостоенным звания «Басист года» по версии журнала «Bass Player».

Помимо исполнительской деятельности, он известен как авторитетный преподаватель, разработавший собственную методику обучения игре на бас-гитаре.

Чарльз Мингус - Charles Mingus (1922-1979)

Не бас-гитарист, но культовая фигура в мире джаза и баса, гениальный контрабасист и композитор, чьё новаторское наследие продолжает вдохновлять. Его музыкальный путь начался в Лос-Анджелесе с изучения классики, но именно в джазе он нашёл свой голос, создав уникальный сплав свинга, блюза и авангарда.

Чарльз Мингус.jpg

Хотя ему доводилось играть с титанами вроде Луи Армстронга и Чарли Паркера, истинную легендарность ему принесла роль лидера собственных ансамблей. Мингус кардинально изменил восприятие баса в джазе. В отличие от современных ему басистов, часто остававшихся в тени, он вывел инструмент на авансцену. Его манера игры была мощной, эмоциональной и ритмически сложной. Он был лидером, который, не прекращая виртуозно импровизировать на басу, чётко и жёстко направлял звучание всего оркестра, что утвердило его статус одного из величайших музыкантов в истории жанра.

Лес Клэйпул - Leslie Edward «Les» Claypool (1963)

Один из самых эксцентричных и оригинальных бас-гитаристов современности, ставший культовой фигурой благодаря своему уникальному стилю. Он является бессменным лидером и басистом группы «Primus», чья музыка представляет собой сумасбродный микс фанка, прог-рока и метала, часто с использованием нестандартных размеров.

Leslie Edward «Les» Claypool.jpg

Его фирменная манера игры - агрессивный слэп, виртуозная техника и перкуссионный подход - превращает бас-гитару в главный солирующий инструмент. Неотъемлемой частью его имиджа являются уникальные бас-гитары «Carl Thompson» с экстравагантным дизайном.

Клэйпул известен своей любовью к экспериментам и участием во множестве сайд-проектов. Его готовность ломать музыкальные стереотипы и соединять несоединимое сформировали его репутацию настоящего новатора.

Разобраться в его музыке - задача не из лёгких: сложные партии требуют невероятной технической подготовки и готовности погрузиться в его причудливую вселенную.

Пол Маккартни - Paul McCartney (1942)

Пол Маккартни, прославившийся как участник The Beatles, по праву считается одним из самых влиятельных бас-гитаристов в истории музыки. Изначально он играл в группе на гитаре, но после ухода Стюарта Сатклиффа взял в руки бас-гитару и навсегда изменил её роль в поп-музыке.

Paul McCartney.jpg

После распада The Beatles в 1970 году Маккартни основал группу Wings, которая продолжила определять звучание рок- и поп-музыки. Его сольная карьера ещё больше укрепила статус одного из самых продуктивных авторов и исполнителей.

Маккартни входит в число величайших басистов благодаря своей уникальной манере игры - его мелодичные и сложные басовые линии стали неотъемлемой частью звучания The Beatles. Для тех, кто хочет воссоздать его легендарное звучание, компания Höfner выпускает скрипичные бас-гитары, тесно связанные с именем Маккартни.

Ларри Грэм - Larry Graham (1946)

Американский бас-гитарист и вокалист, легенда фанк-музыки. Он является одним из основателей звучания группы «Sly and the Family Stone» и лидером собственного коллектива «Graham Central Station».

Larry Graham.jpg

Его главная заслуга - изобретение техники слэпа (игры с использованием ударов большим пальцем и подцепов струн), которую он сам называл «thumpin’ and pluckin’». Этот перкуссионный подход, имитирующий бас-барабан и малый барабан, революционизировал роль бас-гитары и стал краеугольным камнем фанка, соула и позже - диско.

За свои заслуги Грэм был введён в Зал славы рок-н-ролла, а журнал «Rolling Stone» признал его одним из величайших басистов в истории.

Рон Картер - Ron Carter (1937)

К 2015 году он принял участие в создании более 2200 альбомов, а год спустя был внесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый востребованный джазовый басист в истории.

Ron Carter.jpg

Мастерство Картера простирается от революционного квинтета Майлза Дэвиса, изменившего саму природу джаза, до работы с Робертой Флэк, Аретой Франклин и Антониу Карлосом Жобином. Он с одинаковой виртуозностью оживляет как камерные дуэты, так и масштабные биг-бенды, всегда сохраняя фирменное чувство стиля и безупречный вкус. Картер обладает уникальной способностью раскрывать лучшие качества своих коллег, никогда не поступаясь собственной музыкальной индивидуальностью.

Фил Леш – Phil Lesh (1940 – 2024)

Фил Леш был бессменным басистом Grateful Dead на протяжении всей истории группы. Интересно, что до прихода в коллектив он практически не умел играть на бас-гитаре, поэтому осваивал инструмент прямо в процессе работы.

Phil Lesh.jpeg

Это позволило ему выработать абсолютно уникальный, свободный от общепринятых правил стиль игры. Леш прославился своими смелыми, невероятно мелодичными и постоянно меняющимися партиями - он мог каждый раз исполнять одну и ту же песню по-новому, что стало его фирменной чертой.

Бутси Коллинз - Bootsy Collins (1951)

Культовый бас-гитарист, чьё имя стало синонимом фанка. Его карьера началась блестяще: ещё в юном возрасте он вошёл в состав группы «The J.B.'s» Джеймса Брауна, где его новаторская манера игры начала формировать новый звук.

Bootsy Collins.jpg

Расцвет его творчества пришёлся на сотрудничество с «Parliament-Funkadelic» Джорджа Клинтона. Именно здесь его упругие, насыщенные эффектами (wah-wah, фэйзер) басовые линии стали двигателем «космического» фанка. Позже он основал собственную группу «Bootsy's Rubber Band», которая закрепила его статус короля фанка ещё более залихватскими и заразными грувами.

Его невероятно узнаваемый образ (звёздные очки, космические костюмы, бас-гитара в форме звезды) и философия жизни, целиком построенная на фанке, сделали его не просто величайшим басистом, но и настоящей иконой музыки.

Гедди Ли - Geddy Lee (1953)

Один из самых узнаваемых басистов и вокалистов в прог- и хард-роке, культовый басист и вокалист, стоявший у истоков одной из самых влиятельных рок-групп - «Rush». Его уникальный стиль, сочетающий виртуозную игру на бас-гитаре, мощный вокал и владение клавишными, стал определяющим элементом звучания коллектива.

Geddy Lee.jpg

Ли кардинально изменил подход к бас-гитаре в рок-музыке, объединив техничную сложность, мелодизм и энергетику хард-рока. Он мастерски исполнял невероятно сложные партии, одновременно справляясь с ведущим вокалом и партиями на клавишных. Его фирменный звук, достигнутый с помощью басов RICKENBACKER и FENDER JAZZ, а также эффектов вроде хоруса и овердрайва, стал эталоном в прогрессивном роке.

Стив Харрис - Steve Harris (1956)

Основатель, басист и главный композитор группы Iron Maiden. Он создал уникальный «галопирующий» стиль игры, который стал визитной карточкой группы. Его бас всегда находится на переднем плане в миксе, выполняя и ритмическую, и мелодическую функцию.

Steve Harris.jpg

Интересный факт: Харрис всегда использует медиатор для достижения более агрессивного и чёткого звука, что редкость среди бас-виртуозов.

Клифф Бёртон - Cliff Burton (1962–1986)

Привнёс в трэш-метал сложность, мелодику и использование wah-педали для баса.

Cliff Burton.jpg

Клифф Бёртон, легендарный второй бас-гитарист Metallica, навсегда изменил представление о роли баса в хэви-метале. Его брутальные и новаторские партии стали визитной карточкой группы в альбомах Kill 'Em All, Ride the Lightning и Master of Puppets. Обладая уникальным стилем, сочетавшим мощь трэша и психоделические мотивы, Бёртон поднял бас-гитару до уровня ведущего инструмента, что ярче всего демонстрирует его эпическое соло в «(Anesthesia) - Pulling Teeth». Его трагическая гибель в 1986 году не остановила его влияние, которое ощущается в метале до сих пор.

Блоха - Flea (1962)

Самый известный «попрыгун» и панк-виртуоз получил прозвище «Фли» (блоха) за свою гиперактивность в детстве. Немногие музыканты смогли преобразовать звучание бас-гитары так, как это сделал Фли. Сооснователь Red Hot Chili Peppers, он стал пионером, объединившим в своём фирменном стиле мощь панка, грув фанка и психоделические краски.

Flea.png

Его агрессивная слэп-техника и неуёмная энергия на сцене сделали его живой легендой. Фли также известен работой с множеством известных исполнителей, включая Тома Йорка и The Mars Volta. Его игра - это идеальный баланс между raw-мощью и хирургической точностью. Для тех, кто хочет играть как он, были созданы специальные струны его имени.

Пино Палладино - Pino Palladino (1957)

«Хамелеон», мастер безладового баса и один из самых востребованных сессионных басистов. Магия Пино Палладино - в его умении говорить на любом музыкальном языке, оставаясь при этом уникально узнаваемым. Начав с сольной карьеры на безладовом басу у Пола Янга, он стал главным гостем в проектах самых влиятельных артистов: от классического рока (The Who, Эрик Клэптон) до нью-соула (Д’Анджело). Его вклад в альбом «Voodoo» - это мастер-класс сдержанного, но невероятно эмоционального грува. Палладино - это эталон вкуса и адаптивности; его мелодичный подход, фирменный звук и безупречное чувство времени делают его живой легендой и универсальным ключом к успеху любого трека.

Pino Palladino.jpg

Этот список - лишь вершина айсберга. Каждый из этих музыкантов не просто играл на басу - он говорил на нём, пел и заставлял весь мир танцевать под ритм своего сердца. Они доказали, что низкие частоты - это не просто фундамент, а самостоятельная сила, способная двигать историю музыки вперёд. Дополните список своими кумирами.

Подпишитесь на наш канал:
Нас уже более 240 000
Товары по теме