Инверсия
При включении этой функции происходит смена фаз входного сигнала. При симметричном подключении источника включатель инверсии меняет местами положительный и отрицательный выводы этого источника. Такой включатель оказывается весьма полезным при фазировке микрофонов. Например, если при сближении двух микрофонов, подключенных к разным каналам микшерного пульта, начинают ощущаться частотные провалы, вызывающие общее ослабление звука, то фазы одного из микрофонов необходимо поменять. Если на пульте предусмотрен такой переключатель, то у вас не будет необходимости перепаивать выводы одного из микрофонов, теряя напрасно рабочее время. Кроме того, при быстрой смене фаз выявить разфа-зировку микрофонов значительно проще.
Переключатель чувствительности
Переключатель чувствительности входного канала микшерного пульта предназначен для установки чувствительности этого канала в соответствии с уровнем выходного сигнала подключенного к нему источника, микрофона или линейного, например, такого, как выход магнитофона или звукового процессора.
Многие микшерные пульты имеют отдельные входы для подключения микрофонов и линейных источников. В таких пультах микрофоны подключаются с помощью специальных трехвыводных разъемных соединителей стандарта Кэннон или XLR, а линейные источники - с помощью 1/4-дюймовых джековых соединителей. Наличие двух отдельных входов у одного канала позволяет подключить к нему одновременно два источника. Поэтому для того, чтобы не возникло путаницы с параллельным подключением, на таких пультах переключатель чувствительности является в то же время и переключателем входов. У этого конструкторского решения есть определенные преимущества. Например, вы можете подключить выход звукового процессора к микрофонному входу, уменьшив чувствительность этого входа, а выход магнитофона - к линейному. Тогда вы сможете прослушивать записанные сигналы с магнитофона через каналы, используемые для записи, переключая требуемые входы микшерного пульта. Преимущество такого подключения заключается в том, что у вас отпадает необходимость в постоянных пересоединениях входов и выходов магнитофона и появляется возможность сократить количество используемых каналов микшерного пульта.
Фильтр среза низких частот
Фильтр среза низких частот ослабляет частоты, лежащие в диапазоне ниже 80 Гц. Этот фильтр вводится в цепь, если спектральные составляющие сигнала источника, лежащие в этом диапазоне частот, не несут никакой полезной информации или содержат помехи. К таким источникам можно отнести все высокочастотные источники звука, а также вокал и, иногда, гитару. Ясно, что на звучании .низкочастотных источников, таких, как ударные или бас-гитара, действие этого фильтра скажется не лучшим образом.
Обход эквалайзера
Во входных каналах микшерных пультов кнопка обхода эквалайзера обычно расположена рядом с регуляторами этого эквалайзера. При включении обхода эквалайзер исключается из цепи входного канала. Этой функцией очень удобно пользоваться при настройке эквалайзеров. Включая и выключая обход эквалайзера, легко сравнивать исходное звучание источника со скорректированным.
Будьте бдительны. При включении обхода положения регуляторов эквалайзера не сказываются на характеристиках звучания. Поэтому, перед тем, как начать работу, проверьте положения всех переключателей обхода.
Группировка
Группировкой называется объединение входных каналов микшерного пульта в группы или подгруппы. Группировка возможна только на таких микшерных пультах, которые подразумевают многоступенчатое соединение входных каналов. Большинство пультов, имеющих от 2 до 16 входных каналов, не позволяют объединять их в отдельные группы. В таких пультах разделение входных сигналов на две группы производится регуляторами панорамы.
Те микшерные пульты, в которых группировка предусмотрена, имеют специальные переключатели группировки. С помощью этих переключателей выход любого из входных каналов может быть подключен или к одному из выходных каналов, как в обычном микшерном пульте, или к любому из групповых каналов пульта.
Например, на пульте, имеющем 4 групповых канала, вы можете объединить часть каналов, через которые идут сигналы от ударной установки в первую группу, гитару и бас-гитару - во вторую, вокал подать на третью группу, а все клавишные инструменты объединить в четвертую. Стереофонический пульт, позволяющий провести такую же группировку, должен иметь 8 групповых каналов.
Принцип группировки может показаться слишком сложным, если попытаться представить его в уме, но на практике он осуществляется достаточно легко. Групповые каналы микшерного пульта образуют небольшой встроенный микшерный пульт. Их выходы подключаются непосредственно к левому и правому выходам пульта, как в обычном одноступенчатом микшерном пульте, но в многоступенчатом пульте их регуляторы уровня являются регуляторами уровня групп и позволяют изменять громкость нескольких входных источников одновременно.
Работая с многоступенчатым микшерным пультом, помните одну важную его особенность. Если ни один из переключателей группировки не включен - выход входного канала от входа групповых каналов отсоединен, поэтому сигнал, поданный на вход данного входного канала, на выходе микшерного пульта будет отсутствовать.
В многоступенчатых микшерных пультах регулятор панорамы часто действует совместно с переключателями группировки.
На многих микшерных пультах, позволяющих осуществлять очень сложные группировки, выходные сигналы входных каналов могут подключаться только к одному входу группового канала вне зависимости от положения регулятора панорамы.
Возможность группировки существенно упрощает работу звукооператора. Вы можете подключить любой из входных каналов к любой группе или непосредственно к выходу пульта. Таким образом, можно получать самые разнообразные виды группировок. Например, главный вокал может быть подан прямо на выход, а задний вокал можно объединить в одну группу, что после точной его отстройки позволит вам легко управлять его уровнем, не нарушая внутреннего баланса и не теряя времени на дополнительную перестройку.
РЕЖИМЫ «СОЛО» И «ГРОМКО»
Режимы «Соло» и «Громко» представляют собой различные способы контроля сигналов во входных, выходных и групповых каналах микшерного пульта. Переключатели, которыми включаются эти режимы, существуют в каждом канале микшерного пульта. С их помощью любой из каналов пульта может быть прослушан независимо от всех остальных. Однако, между этими двумя режимами существуют определенные различия. Так, режим «Громко» позволяет прослушивать сигнал канала с максимальным уровнем, то есть с тем уровнем, с каким этот сигнал подан на вход канала. Для этого сигнал со входа регулятора уровня подается прямо на его выход. Ясно, что в этом случае регулятор уровня канала перестает действовать, а работа соседних каналов не прекращается. Таким образом, режим «Громко» позволяет выделить звучание одного из каналов на фоне общего баланса.
При включении режима «Соло» работа выбранного для контроля канала не нарушается и сигнал продолжает звучать с тем уровнем, который установлен регулятором. Но при включении режима «Соло» выходы всех остальных каналов той же секции отключаются.
Режимы «Соло» и «Громко» оказываются очень полезными в тех случаях, когда необходимо внимательно прослушать работу одного из каналов, чтобы откорректировать его звук.
Следите внимательно за тем, чтобы после окончания настройки режимы «Соло» и «Громко» во всех каналах были отключены. В противном случае вы рискуете начать концертное выступление резким нарушением звукового баланса.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЫХОДЫ
Система дополнительных выходов микшерного пульта предназначена для вывода из пульта сигнала любого из его входных каналов. Через дополнительные выходы эти сигналы, минуя главный выход микшерного пульта, могут попасть на любое внешнее устройство, например, мониторную систему звуковоспроизведения или внешнее устройство обработки звука, с выхода которого они могут быть поданы обратно в пульт через дополнительные входы или входы реверберации.
В самом простом случае микшерный пульт имеет один или два дополнительных выхода - один для мониторов и один для внешнего устройства обработки звука. Более сложные микшерные пульты могут иметь 4, 6 и большее количество дополнительных выходов. Дополнительные выходы делятся на две основные группы - управляемые и неуправляемые. Выходные сигналы управляемых выходов берутся из точек, находящихся после регуляторов уровней входных каналов, а сигналы неуправляемых выходов берутся из точек, находящихся до регуляторов уровней входных каналов. Неуправляемые выходы обычно используются для подачи сигналов на систему звуковоспроизведения монитора, а управляемые - для подачи сигналов на устройства обработки звука.
Группа неуправляемых дополнительных выходов
В группу неуправляемых выходов объединяются такие дополнительные выходы микшерного пульта, у которых уровень выходного сигнала не зависит от положения регуляторов уровней каналов. На звучании этих выходных сигналов может не сказываться и наличие канального эквалайзера. В таких случаях сигнал дополнительных выходов берется из точек, находящихся и перед регуляторами уровней, и перед канальными эквалайзерами. Неуправляемые дополнительные выходы удобно применять для мониторного контроля, поэтому их часто объединяют в отдельную секцию - секцию монитора.
Группа управляемых дополнительных выходов
Уровень выходного сигнала управляемых дополнительных выходов микшерного пульта зависит от положения регуляторов уровней входных каналов. Меняя положения регуляторов уровней можно управлять балансом сигналов, получаемых на этих выходах, что очень удобно использовать при обработке входных сигналов внешними устройствами обработки звука. Поэтому эту группу выходов называют группой эффекта. Конечно, для установки уровня выходных сигналов на устройство обработки звука можно использовать и регуляторы уровней дополнительных выходов. Но представьте себе какое при этом количество лишних операций нужно производить во время баланса на пульте, имеющем 32 канала микрофонов и несколько внешних звуковых процессоров. Группу управляемых дополнительных выходов можно использовать для создания отдельных дополнительных сигналов, что бывает необходимо при проведении пробной записи или трансляции по радио или телевидению. Такой дополнительный сигнал может оказаться необходим при создании центрального канала в дополнение к имеющимся правому и левому или при создании дополнительного канала сверхнизких частот.
Все способы использования дополнительных выходов вряд ли возможно описать полностью, поэтому лучше использовать их так, как требует ситуация. Например, если для подачи сигнала на устройство обработки звука использовать группу неуправляемых выходов, то можно получить особый эффект, заключающийся в том, что обработанный сигнал будет продолжать звучать с полным уровнем после того, как основной сигнал уже убран. Этим приемом можно добавлять насыщенность вокалу, когда он начинает звучать слишком плоско, например, на длинных нотах. Используя управляемые выходы, вы можете изменять уровень сигнала и уровень эффекта одновременно. Например, если вы уменьшите уровень вокала, уровень обрабатываемого сигнала этого вокала уменьшится вместе с ним.
Исходя из экономии рабочего пространства микшерного пульта, некоторые пульты могут иметь меньшее количество ручек управления уровнями дополнительных выходов, чем самих выходов. Так, пульт, имеющий 6 дополнительных выходов, может иметь 4регулятора уровня этих выходов. В этих случаях регуляторы уровней двух последних выходов, например, третьего и четвертого, могут включаться в цепь дополнительных выходов, не имеющих регуляторов уровней, например, пятого и шестого, с помощью специального переключателя. Такое конструкторское решение можно с успехом использовать для получения различных эффектов.
Регулятор уровня дополнительного выхода
Уровень выходного сигнала дополнительного выхода можно изменять при помощи отдельного регулятора. Ручка этого регулятора обычно располагается в сборной секции микшерного пульта в стороне от входных каналов. В зависимости от назначения дополнительного выхода этот регулятор может называться «Уровень монитора», «Уровень эффекта», «Уровень реверберации» и т.п. Во время настройки микшерного пульта этот регулятор должен быть введен примерно на три четверти максимального значения. Если этот регулятор выведен, сигнал на дополнительном выходе будет отсутствовать.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВХОДЫ
Выходной сигнал микшерного пульта, идущий на внешнее устройство обработки звука, после обработки должен возвращаться обратно в пульт, где он должен смешиваться в необходимой пропорции с прочими сигналами. Хотя для этой цели можно использовать входные каналы микшерного пульта, на всех микшерных пультах обычно предусматривают отдельные дополнительные входы с отдельными регуляторами уровней. Количество дополнительных входов обычно соответствует количеству дополнительных выходов.
Если вы решите использовать входные каналы микшерного пульта в качестве каналов дополнительных входов, убедитесь, что регуляторы уровней дополнительных выходов этих каналов выведены или отключены. В противном случае коммутация будет некорректной.
Будьте внимательны. Используя входной канал микшерного пульта в качестве дополнительного входа, не вводите регуляторы уровней дополнительных выходов этого канала, так как это может привести к образованию паразитных обратных связей. В случае, если один их этих регуляторов хотя бы частично введен, выход внешнего устройства обработки звука при такой коммутации попадает на его собственный вход. Следите за тем, чтобы во время настройки пульта случайно не ввести какой-либо из этих регуляторов, так как это может привести к перегрузке и выводу из строя устройства обработки звука.
ЗАДНЯЯ ПАНЕЛЬ МИКШЕРНОГО ПУЛЬТА
На задней панели микшерного пульта обычно располагают разъемные соединения для подключения входных и выходных цепей пульта.
Каждый входной канал на задней панели пульта имеет по крайней мере один вход, для подключения микрофона. В качестве разъемного соединения этого входа чаще всего применяют соединители XLR. Входные каналы могут иметь и дополнительные линейные входы, для подключения к которым используются джековые соединители.
На задней панели микшерного пульта также могут располагаться джековые разъемы канальных разъединителей. Чаще всего на каждый входной канал приходится по два таких разъема - вход и выход. Иногда вход и выход разъединителя подключаются к одному стереофоническому трехпроводно-му разъему. В этом случае конец джека, используемого для подключения к разъединителю, предназначен для подачи внешнего сигнала на вход канала, кольцо предназначено для подключения к выходу канала, а корпус служит общим проводом. Разъединители микшерного пульта предназначены для включения в цепь отдельного входного канала внешнего устройства обработки звука, эффекта или звукового процессора. При подключении разъема внешнего устройства к пульту, цепь входного канала разрывается. Сигнал, поданный на вход микшерного пульта, проходя предварительный усилитель канала, поступает не на последующие электронные блоки канала, а на выходной разъем разъединителя. С выхода разъединителя он попадает на вход внешнего устройства, с выхода которого через входной разъем разъединителя он подается обратно на вход оставшихся электронных блоков входного канала.
Разъединителями удобно пользоваться в тех случаях, когда необходимо ввести дополнительную обработку только в один из каналов. Таким способом можно подключать дополнительные компрессоры, лимитеры и ограничители шума. При необходимости, этот способ подключения дополнительных устройств позволяет экономить дополнительные выходы микшерного пульта.
Каждый из входных каналов может иметь отдельный линейный выход. Он обычно используется для подачи сигналов на аппарат магнитной записи. Линейный выход канала, как и дополнительный, может быть управляемым или неуправляемым, что зависит от назначения микшерного пульта. На задней панели микшерного пульта располагается секция дополнительных выходов пульта, «Выход 1», «Выход 2», «Выход 3» и так далее. Эти выходы могут объединяться в различные группы, например, группу эффекта, группу монитора и т.п. в зависимости от конструкции пульта.
Рядом с секцией дополнительных выходов обычно размещают секцию дополнительных входов. Назначение и обозначение этих входов также зависит от конструкции пульта.
Многоступенчатые микшерные пульты, имеющие групповые каналы, могут иметь на задней панели разъемы соответствующих этим групповым каналам разъединителей и линейных выходов. Эти разъемы соответственно обозначаются как групповые разъединители и групповые выходы. Групповые выходы являются линейными и предназначаются для записи.
Питание микшерных пультов чаще всего производится от сетей переменного напряжения. Сложные микшерные пульты имеют выносной блок питания, преобразующий напряжение сети в напряжения, необходимые для питания электрических цепей пульта. Так как таких напряжений обычно несколько, то для их подачи на пульт применяют специальный многоконтактный разъем. Этот разъем обычно расположен на задней панели микшерного пульта.
Разъемы, применяемые для главных выходов микшерного пульта, левого и правого, могут быть как джековыми, так и XLR, а иногда и теми и другими. Кроме левого и правого главных выходов, микшерный пульт может иметь монофонический выход, на который подается суммарный выходной сигнал обоих каналов. Этот выход может иметь отдельный регулятор уровня на передней панели микшерного пульта. Производя коммутацию, старайтесь не перепутать этот выход с мониторным.
На этом список основных соединений микшерного пульта заканчивается. Если же вы во время подключения своего пульта обнаружите какие-либо соединения, не попавшие в этот список, обращайтесь к инструкции.
ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ МИКШЕРНОГО ПУЛЬТА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
Убедитесь в том, что на пульт подано напряжение питания.
Убедитесь, что необходимые вам входные каналы включены, а канальные эквалайзеры введены в цепь.
Проверьте состояние коммутатора группировок и произведите требуемые коммутации. Убедитесь, что групповые каналы включены.
Проводя проверку состояния микшерного пульта, проверяйте переключения и коммутацию всех каналов независимо от того, какими каналами вы решили воспользоваться.
Работая с незнакомым пультом и подбирая характеристики звучания каналов, старайтесь внимательно слушать его работу и как можно меньше опираться на память и указанные на регуляторах значения параметров. Старайтесь поближе познакомиться с его звучанием.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Активная электроника
Устройствами, имеющими активную электронику, называются такие устройства, для обеспечения работы которых необходим источник питания. За счет напряжения этого источника устройства с активной электроникой могут осуществлять усиление сигналов.
Амплитуда
Амплитудой сигнала называется параметр сигнала, величиной которого определяется его уровень. Единицей измерения амплитуды сигнала является вольт, а единицей измерения уровня - децибел.
Время срабатывания
Временем срабатывания называется время, необходимое звуковому процессору, например, лимитеру, компрессору или ограничителю шума, для того, чтобы начать работу. Это время обычно зависит от порога срабатывания.
Симметричные линии
Способ передачи сигналов, к которому прибегают, чтобы добиться понижения уровня помех. Симметричная линия является трехпровод-ной. Она состоит из отдельного экранирующего провода и двух фаз сигнала, положительной и отрицательной. Значения амплитуд сигналов в этих фазах всегда противоположны, в отличие от амплитуд помех, которые являются синфазными, поэтому при симметричном подключении действие помех ослабляется. Для подключения симметричных линий ко входам различных устройств применяют согласующие трансформаторы или усилительные каскады с дифференциальным входом.
|