Горячая линия8 800 250 55 00

Музыка была всегда, она сопровождала человека на протяжении всего его существования: ритуальные обряды, досуг, религия, творчество и самовыражение не обходились без музыкального сопровождения. Менялись века, инструменты, речь, развивалась цивилизация, но музыка передавалась из поколения в поколения, претерпевая естественные изменения. Эти изменения были связаны не только с появлением новых музыкальных инструментов, но и с тем, что музыку никак не записывали, а запоминали «на слух», воспроизводя ее иногда очень приблизительно. Так как музыкальный слух исполнителя мог подвести его, то воспроизведение музыки было подобно «пересказу близко к тексту», что, конечно, вносило авторский «акцент», при этом оригинал мог измениться до неузнаваемости.

Сложность также заключалась в том, что при обучении исполнения определенной мелодии, требовалось много времени, и чаще всего было индивидуальным.

3.jpg

Первые шаги к нотной записи

Попытки записать мелодию предпринимались еще в Древнем Египте. Во времена Древнего и Среднего царства (IV-II вв. до н.э.) музыку записывали при помощи простейших рисунков (так называемая пиктографическая нотация).

Древний Египет-1.png

На территории современной Сирии во втором тысячелетии до нашей эры также существовала нотация в виде символов. В древнем городе Угарит была найдена глиняная табличка с музыкальными символами, расположенными горизонтально, слева направо, на хурритском языке (древний язык Сирии). Уникальность находки заключается не только в ее возрасте, но и в том, что ученым удалось расшифровать данные записи. Удивительно, что на табличке написаны отдельно музыка и слова, а также подробная инструкция о том, как совмещать их. Найденный материал посвящался жене бога Луны и назывался «Гимн Никале».

    древний Египет.png

Музыкальное наследие Древней Греции удалось обнаружить на каменных колоннах и гробницах. Археологи обнаружили на месте раскопок древнегреческого города каменные пластины, относящиеся ко II в. до н.э., на которых были высечены гимны Аполлону. Их отличительной особенностью были символы, располагающиеся между строками гимнов, именно они и являются самыми ранними партитурами в культуре Древней Греции. Также образцы древнегреческих записей музыкальных произведений были найдены на папирусах, плохо сохранившихся и представляющих собой лишь кусочки записей.

В III-IV веках н.э. древнегреческий теоретик музыки Алипий создал нотную систему, которая впоследствии стала классической для греческой музыки. Каждому из используемых в записи музыки символов (а это были алфавитные и псевдоалфавитные знаки) он определил четкое значение и дал подробное описание. Работы Алипия сохранились благодаря частому их переписыванию и активному использованию в музыке. Греки использовали буквенную нотацию, обозначая ступени музыкальных ладов буквами алфавита, которая в Средние века была забыта. Однако в X веке вновь стали использовать буквенную нотацию, но уже в усовершенствованном виде с указанием особенностей ритма и темпа.

4.png

Греческая нотация была представлена двумя вариантами: диатоническая (более древняя), которая представляла собой инструментальную нотацию, и энгармонически-хроматическая (более поздняя), которая использовалась для пения.

Также изображения, напоминающие запись мелодий, встречались в древних культурах Индии, Месопотамии, Персии и т.д.

Невмы

В Средние века (VI-XII в. н.э.) в григорианской музыке использовали так называемые невмы – некие значки-подсказки, которые наглядно показывали интонацию воспроизведения мелодии. В дословном переводе слово «невмы» означает «знак» или «намек».

Невмы.jpg

Невмы помогали обозначить мелодические обороты, повторение звука, повышение или понижение высоты тона, но не указывали точной высоты. Цель обозначений сводилась к указанию числа звуков в одном слоге и незначительном украшении мелодии, при этом другие детали музыкального произведения исполнитель придумывал сам. Невмы использовали исключительно для записи вокальной музыки. Внешне они выглядели как точки, запятые и различной длины черточки, расположенные над текстом псалмов, в кажущемся на первый взгляд беспорядке, что часто приводило к путанице и замешательству певцов, особенно юных и неопытных.

Невмы-1.jpg

Хоральная нотация

В IX веке были предприняты попытки усовершенствовать невменную нотацию, добавив обозначения высоты звука при помощи букв, а затем и с помощью размещения невм на специальных линейках. Это привело к возникновению квадратного нотописания, получившего название хоральной нотации, которая легла в основу современного нотного письма. Хоральная нотация взяла свое название от слова «хорал», что означает «церковное песнопение», т.е. литургическое пение на латыни в католических церквях, без инструментального сопровождения.

Хоральная нотация.png

В Средневековье хорал имел широкое распространение, в результате чего существовало несколько его типов:

  • римский (Рим);

  • галльский – (Франция);

  • староиспанский или мозарабский –(Испания);

  • амвросианский – (Милане);

  • беневентский – (южная Италия).

Григорианский хорал произошел в результате слияния вышеперечисленных видов. Отличительной особенностью григорианского хорала была его одноголосность, что не исключает хорового исполнения.

Для современных ученых невменная нотация григорианского хорала до сих пор представляет некоторую загадку, так как не позволяет достоверно судить о точной длительности, громкости и высоте звуков.

Гвидо д'Ареццо – реформатор в записи музыки

В Х веке для лучшей ориентации в высоте исполняемых звуков к невмам, помимо букв латинского алфавита, добавили горизонтальную линию для обозначения тона F.

5.png

Но настоящую революцию в нотной записи в XI веке совершил музыкант и теоретик Гвидо д'Ареццо (или Гвидо Аретинский), который считается изобретателем нотного стана.

Гвидо Аретинский.jpg

Д'Ареццо обучал пению в церковном хоре, и его утомляло то, что юные певцы путались в невмах. К тому же индивидуальное обучение занимало много времени. Сначала д'Ареццо ввёл две линейки, которые соответствовали ключам F и C, что позволило нотировать высоту звука более точно, а затем разработал систему сольмизации: ему пришла в голову идея располагать невмы на четырех линиях, а также между ними, что позволило более детально указывать высоту тона.

Со временем буквенные обозначения высоты линий преобразились в ключи – условные графические знаки, указывающие на высоту нот.

Чтобы облегчить певцам считывание музыки с листа, Гвидо предложил шестиступенный звукоряд с определённым соотношением интервалов (гексахорд). Ступени данного ряда он назвал в соответствии со слогами молитвы святому Иоанну: Ut(do), Re, Mi, Fa, Sol, La. Каждая строка в этом гимне поется на один тон выше предыдущей. Таким образом, Ареццо в XI веке заложил основы сольмизационной теории, которая практиковалась в вокальной музыке XVIII века.

Ut queant laxis,

Resonare fibris,

Mira gestorum,

Famuli tuorum,

Solve polluti,

Labii reatum,

Sancte Ioannes!.

Гимн.png

Интересно, что названия всех нот, помимо первой, заканчиваются на гласный звук, поэтому их удобно петь. А вот первый слог ut отличается закрытостью, поэтому его в XVI веке его заменили на звук do (от латинского слова Dominus – Господь). Последняя нота si произошла от сокращения двух слов последней строки гимна, причем в англоязычных странах ее название заменили на «ти», чтобы не путать с буквой С.

Д'Ареццо применил на практике свое изобретение, научив певчих в хоре разбираться в нотной грамоте и петь по нотам. Теперь не нужно было каждого певца обучать индивидуально и заучивать с ним мелодии. Достаточно было записать мелодию на бумаге, а затем каждый певчий мог пропеть ее. Это существенно сократило срок обучения.

Также авторству д'Ареццо приписывают изобретение особой техники, которая позволяет облегчить чтение нот, так называемой «гвидоновой руки», когда названия нот располагают на пальцах.

Гвидонова рука -1.jpg

Нотация, придуманная Гвидо д'Ареццо оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Поэтому распространение нотной грамоты по всему мира – его заслуга. Именно тогда, в XI веке музыка «вышла» из стен соборов и распространилась по домам вельмож, театрам и далее стала доступна всем.

6.png

Что же было на Руси?

Было древнерусское музыкальное письмо, состоящее из крюков и знамён, в котором можно выделить три периода: ранний (XI-XIV в.в.), средний (XV-начало XVII в. в.) и поздний (с середины XVII в.). К сожалению нотация первых двух периодов не расшифрована. Она пришла из Византии, использовалась преимущественно в церковном пении и представляла собой знаки (киноварные пометы), показывающие повышение или понижение тона, замедление, ускорение или паузу. Самой совершенной из сохранившихся является азбука знаменного пения, созданная в 1604 году, под названием «Ключ знаменной» авторства Христофора – инока Кирилло-Белозёрского монастыря. В данной азбуке расшифрованы более сотен знамён и попевок.

Знаменное пение.png

Переход от крюкового письма к 5-линейной нотации с квадратными нотами и цефаутным ключом произошел в России лишь в XVII веке. При помощи цефаутного ключа записывались все звуки церковного звукоряда. Внешне ключ напоминал квадратную ноту со штилем и располагался на третьей линии нотного стана, соответствуя ноте «до» первой октавы.

Мензуральная нотация

Долгое время ноты не имели чётких длительностей. Решение этой проблемы привело к возникновению Мензуральной нотации (XIII-XV вв.), которая определяла длительность каждого звука. К концу XV века сформировались виды ритмического деления - трёхдольность или двухдольность каждой нотной длительности, которые располагались в начале нотной строки и назывались мензурами. Со временем понятие «мензура» стало соответствовать понятию «такт». К концу XVI века было окончательно утверждено соотношение длительностей 1:2 и округлая запись нот.

мензуральная нотация.jpg

Современная нотация

Современная нотация удобна, универсальна, международна и понятна всем, кто ее когда-либо изучал. Современное нотное письмо включает в себя следующие элементы.

  • Пятилинейный нотный стан.

  • Ключи.

  • Нотные знаки и их длительности.

  • Знаки альтерации при ключе и при нотах.

  • Метр.

  • Дополнительные знаки (точка, фермата, лига).

  • Объединение нескольких нотных станов.

  • Систему дополнительных обозначений (темповые, динамические, указывающие характер выразительности).

2.jpg

Современная нотация позволяет максимально точно записать любое музыкальное произведение. Более того, существует специальная нотная система для слепых. И так как человечество постоянно стремится к комфорту и упрощению своих временных и энергетических затрат, то, возможно, и современная нотная грамота когда-то подвергнется реформации.

 

 

Подпишитесь на наш канал:
Нас уже более 240 000
Читайте также:
Все статьи
Товары по теме