Горячая линия8 800 250 55 00

Ломка детского голоса

В определенный возрастной период детей, педагогов по вокалу, а в большей степени родителей, начинает волновать вопрос о ломке (или мутации) детского голоса. И хотя решение данной проблемы больше актуально для детей, занимающихся вокалом, но может быть интересно и полезно всем, кто хочет сохранить связки подростков в целости и сохранности. Как пережить этот период изменения голоса? Как голос меняется и почему? Стоит ли продолжать занятия в этот период? Каким методикам отдать предпочтение? Постараемся ответить на эти вопросы.

Ломка голоса.jpg

Изменения голоса происходят каждые 2-3 года, меняются интонации, частотный диапазон, сила голоса. Что касается вопроса продолжения вокальных занятий во время мутации, то существует два противоположных ответа: обязательно продолжать занятия и не заниматься, переждать.

Данные современных исследований указывают на то, что заниматься во время мутации голоса не только можно, но и полезно, что помогает сократить период ломки голоса. Но делать это надо под умелым руководством педагога с использованием специальных методик.

 Устройство голосового аппарата

Голосовой аппарат принимает участие в голосообразовании и состоит из системы органов. Он управляет струей воздуха, которая необходима для колебаний голосовых связок.

Составляющие голосового аппарата:

  • органы дыхания (легкие, бронхи, трахея, мышцы диафрагмы, живота, спины),

  • гортань с голосовыми складками,

  • надставная труба, артикуляционный аппарат (полость рта, носа, глотки, придаточные пазухи носа), здесь голос усиливается, приобретая окраску.

Голосовой аппарат.jpg

Именно в гортани происходит зарождение голоса. Если смотреть в гортань сверху, то видны симметричные голосовые складки, которые образуют голосовую щель, смыкаемые при голосообразовании.

Голосовые связки.jpg

Внизу гортань переходит в трахею, хрящевую трубку, которая затем разветвляется на два бронха. Мелки бронхи служат клапанами, которые регулируют подачу воздуха во время голосообразования. Бронхи со всеми ответвлениями расположены в легких, помещенных в грудную клетку.

Легкие.jpg

Основание грудной клетки составляет диафрагма, мышцы которой, сокращаясь, изменяют объем грудной клетки. Наш мозг может управлять диафрагмой, которая контролирует скорость движения воздуха и его давление при образовании звуков и изменении их силы.

Важную роль в голосообразовании играет резонатор, стенки которого совершают колебания, усиливая звук и создавая обертоны. Размер резонатора определяет тон голоса: чем больше – тем ниже. Роль самого большого резонатора в нашем организме играет грудная клетка. Также высота тона зависит от частоты колебаний голосовых складок: чем чаще колеблются, тем выше звук.

Органы, составляющие голосовой аппарат, подчинены нашей центральной нервной системе. Голос регулируется слухом, они взаимосвязаны и не развиваются друг без друга. Голосообразование происходит в процессе совместной работы дыхания и голосовых складок.

Как и почему происходит мутация голоса?

Вас не должно пугать слово «мутация», ибо это означает всего лишь «изменение», а в простонародье «ломка». Связано это изменение с половым созреванием и ростом органов, участвующих в голосообразовании. Процесс этот является естественным, неизбежным, поэтому опасаться его не стоит.

Наступление процесса мутации голоса зависит от нескольких факторов: климата, нации ребенка, индивидуальных физиологических особенностей. Так, например, южные дети гораздо раньше могут столкнуться с этим процессом.

Ломка голоса связана с изменениями гортани, которая в подростковом возрасте существенно увеличивается (в 1,5-2 раза у мальчиков, и на 30% у девочек). Увеличиваются также и голосовые связки, к тому же они начинают колебаться целиком, а не только краями, как это было раньше.

Стадии развития голоса

1. Младший домутационный период (7-10 лет)

Характерные особенности голоса в этом периоде - фальцет (головное звучание), маленький диапазоном (максимум октава, обычно первая), чисто детское звучание, голос нежный, мягкий с высоким резонированием, пока слабый (что связано с малым объемом легких). Голосовой аппарат пока примитивен и хрупок. Голосовые связки колеблются лишь по краям, полностью не смыкаясь (фальцет). В некоторых случаях голосовой аппарат может работать в грудном режиме, но это может привести к перенапряжению связок и впоследствии к хрипоте.

Лучше в этом возрасте поддерживать фальцетность, когда ребенок не полностью напрягает голосовую мышцу, так как именно сейчас происходит ее обособление и развитие. Проявления индивидуальных тембров пока ожидать не стоит. Большинство детей пока не чувствуют разницы между разговором и пением, поэтому не тянут звуки, а проговаривают их. Поэтому репертуар стоит подбирать с простым построением, узким диапазоном, короткими фразами, тогда голос будет звучать естественно, а петь будет легко.

При правильном обучении вокалу в период 9-10 лет наступает так называемый расцвет голоса, когда он звучит особенно хорошо: у мальчиков –звонко, у девочек появляется тембровая окраска. Именно в этот момент можно добавлять сложности и разнообразия в песенный репертуар.

2. Старший домутационный период (10-13 лет)

К 11-ти годам у детей с низким голосом частично оформляется голосовая мышца. Связки колеблются не только краями, но и средней частью, дыхание становится более глубоким, звучание более полным, не только головным.

В голосе появляются насыщенность и индивидуальный тембр, расширяется диапазон, можно уже отделить сопрано (до1 – соль2) от альтов (ля малой октавы – ре2). В этом возрасте развивается музыкальная грамотность, гармонический слух, репертуар может быть усложнен.

Воодушевленные новыми тембральными возможностями, дети могут перенапрягать связки, так как сила голоса пока недостаточно развита, что может привести к «мозолям» на связках. Поэтому голосовой аппарат стоит особенно беречь в этот период, соблюдая щадящий режим, и тогда он окрепнет.

3. Мутационный период (13-15 лет)

В этом возрасте происходит половое созревание детей, которое протекает очень индивидуально, поэтому и мутация голоса может произойти как резко и ощутимо, так и медленно и менее заметно. Также индивидуальна и продолжительность этого периода. Она может составлять и несколько месяцев, а может длиться несколько лет. На продолжительность мутационного периода влияют занятия вокалом в предшествующие годы, если ребенок занимался, то мутация произойдет быстрее и без резких изменений голоса.

Опытный педагог должен заметить начало ломки голоса, чтобы вовремя среагировать и перейти к особым методикам. Как было отмечено выше, прерывать занятия вокалом не рекомендуется, нужно работать в пределах диапазона голоса ребенка, не перенапрягая его и не стараться увеличить диапазон во что бы то ни стало.

Характерные признаки наступления мутации:

  • Сила голоса у мальчиков растет, но затем верхние ноты, которые раньше давались легко, берутся с трудом.

  • Могут появиться сипота и скрипучесть.

  • Проявляется фальшь в голосе

  • Голос может неожиданно срываться

  • Происходит понижение голоса: у девочек на 1-2 тона, на октаву у мальчиков.

  • Покраснение гортани

  • Повышенное выделение слизи.

4. Послемутационный период (16-18 лет)

В данный период происходит формирование голоса взрослого человека. Хотя рост и развитие гортани закончились, продолжается развитие дыхательного аппарата, рост мышечной силы, поэтому пока невозможно абсолютно точно определить будущий голос, он всё же продолжает меняться. Соответственно в этот период всё еще нужно отбирать репертуар, вокальную нагрузку и методики, которые не травмируют голос, не перенапрягают его.

Именно сейчас можно услышать индивидуальные тембры, голосовой диапазон расширяется и укрепляется окончательно, дыхание становится равномерным, петь становится легче и безболезненно, расширяются возможности грудного резонатора.

Образование кадыка при росте гортани у мальчиков существенно меняет высоту голоса и его певческие качества. Происходит формирование тембра – тенора или баритона.

У девушек период протекает несколько иначе, что связано с пропорциональным ростом гортани. Домутационные певческие свойства сохраняются. Диапазон меняется: сначала немного сужается, затем значительно расширяется, но бывает неустойчивым.

В этот период характерно перенапряжение голоса и злоупотребление новыми открывшимися голосовыми возможностями. Данное перенапряжение может привести к порче голоса. Задача педагога не только предостеречь молодых исполнителей, но и вовремя остановить их. Возможна потеря фальцета, который можно восстановить при правильной работе с голосом.

Развитие голоса должно происходить постепенно, с примарных звуков, расширяя диапазон от середины вверх и вниз, избегая крикливого пения.

Петь или не петь?

Хотя ответ на этот вопрос не столь однозначен, но большинство специалистов рекомендуют не прерывать занятия, так как они полезны для развития голоса и более быстрого и легкого прохождения периода мутации.

И тут на первый план выходит режим. Щадящий, исключающий напряжение голосового аппарата и выход за свой голосовой диапазон. Время занятий также должно быть дозировано, с частыми перерывами на отдых.

Важно в этот период именно не навредить, сохранив имеющийся потенциал. Важна гигиена голоса, призванная предотвратить некоторые болезни голосового аппарата.

Воспаленые связки.jpg

Основные рекомендации по гигиене голоса:

  • Правильно организуйте занятия, вовремя отдыхайте.

  • Придерживайтесь правильной техники вокала.

  • Воздержитесь от крикливых звуков и визга.

  • Занимайтесь с опытным педагогом.

  • Выбирайте произведения, соответствующие типу голоса.

  • Не выступайте на открытых площадках при низких температурах.

  • Избегайте шепота.

  • Занимайтесь спортом, закаливанием.

  • Откажитесь от курения и алкоголя.

  • Не разговаривайте и не пойте в шумных помещениях.

  • Своевременно лечите различные заболевания.

  • Откажитесь от холодных напитков в жару.

  • Старайтесь носить зимой шарф, чтобы не застудить шею.

  • Не разговаривайте, а также не пойте во время ЛОР-заболеваний.

  • Не пойте в караоке слишком часто.

  • Используйте специальные упражнения, чтобы снять напряжение гортани.

Вокал.jpg

Особая роль духовно-нравственного воспитания детей и подростков принадлежит музыке, особенно пению, которое оказывает мощное эмоциональное влияние на исполнителя. Поэтому певческий голос нужно не только вовремя распознать, развить, но и сберечь в определенные возрастные периоды его мутации.

Читайте также: