Горячая линия8 800 250 55 00

Японские гитарные бренды Aria и Aria Pro II долгие годы существуют как бы в тени мировых флагманов гитаростроения. На неяпонском рынке их затмевает Ibanez, хотя они с Aria почти ровесники и даже возникли в одном и том же городе-порте Нагоя.

Искушенные любители инструментов Made In Japan выискивают на аукционах некоторые легендарные модели электрогитар Aria Pro II 1970-х и 80-х годов. Увлеченные предприниматели в гитарно-комиссионной сфере нередко привозят подобные экземпляры в Россию.

Но о современной продукции компании говорят пока мало. В западной специализированной прессе Aria называют «невоспетым брендом» и порой сетуют, что он несправедливо заслонен блеском того же Ibanez,

Меж тем Aria является производителем-«аутсайдером» уже почти 70 лет, имеет дистрибуцию по всему миру. В 2013 году компания вернула на мировой рынок бренд электрогитар Aria Pro II, который на продолжительное время был «заперт» внутри Японии. И к сегодняшнему дню производит несколько линеек бюджетных инструментов в диапазоне цен примерно от 140 до 400+ долларов США. И они восхищают свои качеством при столь демократичной стоимости.

Гитары Aria Pro дороже 300 долларов — это честные рабочие лошадки, которые смело может использовать профессиональный музыкант и в студии, и на сцене. Для новичков они — вообще космос.

Но внимание, гитары начального уровня — те, что стоят примерно от 140 «условных единиц» (благодаря инфляции приходится считать в них, увы), — это вовсе не ученические поделки. Они на очень достойном уровне выполняют все необходимые функции. Поневоле задумаешься, а это точно, что производитель Aria — аутсайдер?

Aria Pro II

Aria Pro II из своего недорогого гитарного производства выжимает буквально максимальное качество. Как такое возможно? Ну так за этим стоит скоро 70 лет истории копирования американских гитар, разработки собственных моделей, некоторые из которых стали легендой; история болезненных ошибок и их исправления.

Кроме того, основал компанию увлеченный гитарист и музыкальный педагог. А одним из ключевых лиц, сотрудничавших с нею, был гитарный дизайнер, который в 1970-е создал настолько понравившиеся рынку инструменты, что на них начали ставить его имя…

Личный профессиональный интерес и дефицит как двигатели бизнеса

Широ Араи (1930-2019) увлекся игрой на классической гитаре, будучи подростком. Когда ему было около 25 лет, на японском рынке просто не продавалось сколько-нибудь пристойных инструментов. Лишь дорогие люксовые гитары от испанской фирмы Jose Ramirez. С нейлоновыми струнами тоже была проблема — они отсутствовали на Островах как вид товара.

Широ Араи

Араи в частном порядке заказывал струны Augustine в США и по дружбе снабжал ими знакомых музыкантов. Те просили его привозить также и ноты. А вообще все жаждали, конечно, появления гитар хорошего качества по приемлемой цене.

В конце концов, в августе 1956 года, Широ рискнул и основал компанию, начав импортировать в Японию инструменты, которых ждали. Электрогитарами Араи поначалу вовсе не интересовался, хотя в конце 50-х и начале 60-х видел, что Fender и Gibson стали появляться на его родине. И некоторые местные музыканты сходили по ним с ума.

В то время в Японии электрогитары производила лишь одна компания — Kohno. Как рассказывал сам Широ Араи, в 1962 году он привез пару таких инструментов в США, чтобы узнать мнение американских дистрибьюторов о японских гитарах. Ему, не смущаясь, сообщили, что они «хлам» и ни на что не годятся. Одной из проблем было то, что в климате США гитары стали слегка деформироваться.

Однако Широ не пал духом и каким-то образом убедил нескольких людей из индустрии послушать, как он сам играет на отечественных инструментах. Американцы были удивлены прекрасным звучанием каких-то непонятных азиатских «поделок» и в конце концов начали прислушиваться к японцу серьезно.

Видимо, тогда у Араи и созрела идея начать собственное производство электрогитар, поскольку первые модели появились уже в 1963 году. Как видим, прозорливый молодой предпринимать уже сразу подумал об экспорте.

Aria Gutars 1960s 

К тому времени у его компании уже был трехлетний опыт выпуска акустических инструментов с нейлоновыми струнами. И вот появились первые цельнокорпусные электрогитары под брендом Aria (Араи очень удачно использовал анаграмму своего имени латиницей), а также полые «банки» и бас-гитары под брендом Aria Diamond.

Широ был смел и практически сразу начал продавать свои инструменты за рубеж, в том числе в США, где, как мы помним, японские гитары поначалу всерьез не восприняли. В 1968-м он побывал на выставке NAMM, где познакомился поближе с новыми американскими моделями, был впечатлен и задумался.

А в 1969-м в Японии вышел первый официально изданный виниловый диск LP с иностранной музыкой. В стране началась эпоха рока, а в гитарной индустрии — период копирования и полукопирования…

Aria Gutars 60s 

«Японское вторжение» в мир электрогитар

К этому времени Араи был уже не одинок. В стране появилось несколько производителей, клепавших копии американских электрогитар начального уровня. Но Широ быть дешевым имитатором не хотел.

Предсказуемо компании Aria потребовались новые фабричные мощности для производства, и в начале 1970-х она вошла в альянс с фабрикой Matsumoku из города Мацумото, что в префектуре Нагано. Фабрика к тому моменту уже имела опыт производства музыкальных инструментов, хотя ранее занималась выпуском деревянных корпусов для аудиотехники и швейных машин Singer.

1975-й для альянса стал знаковым. Широ Араи создал бренд Aria Pro II, в самом названии которого сделал заявку на профессиональное качество гитар, а римской цифрой II обозначил намерение компании на шаг опережать прогресс в индустрии.

Под брендом Aria Pro II на рынок вышли «копии» (правильней сказать «полукопии, вдохновленные оригиналами») некоторых известных всему миру моделей от Gibson и Fender. А в 1976-м была разработана оригинальная электрогитара в форм-факторе «Лес Пол», получившая номер модели PE-1500, и она имела крупный успех. Причем такой, что ее до сих пор время от времени покупают на аукционах за внушительные деньги. А в 2020-х началось производство ее современного «переиздания».

Aria Pro II PE series 

За появлением этой электрогитары в течение нескольких лет последовали постоянно улучшаемые модификации PE-600, PE-500 и PE-400. И бренд Aria Pro II был замечен уже мировыми звездами. На гитарах PE играли Нил Шон из Journey, Энди Саммерс из Police, а примерно в 1983 году на инструмент от Aria Pro II западал Ингви Мальмстин.

Примерно в это же время компания решила закрепить успех и создала линейку супербасов Aria Pro II SB. Флагманский бас из этой серии SB-1000 впечатлил многих музыкантов в мире. В частности его использовали Клифф Бёртон из молодой тогда Metallica, Джон Тейлор из Duran Duran, Кронос из Venom, Руди Сарзо из Whitesnake. Теперь этот инструмент тоже «переиздается».

Гитары Aria применялись не только в поп- и рок- индустрии. Например, любителем и «лицом» модели PE-175 был выдающийся американский джазовый гитарист Херб Эллис. Неспроста рост индустрии японских электрогитар летописцы гитарного мира называют «Японским вторжением».

На рубеже 1970-х и 80-х в Aria научились производству гитар со сквозным грифом, ламинированным многослойным грифом из клена и ореха, активной электроникой.

Как угроза судебным иском от Gibson другому японскому производителю повлияла на местную индустрию

Японские производители начали отходить от копирования близко к оригиналу американских электрогитар примерно в конце 1970-х. В частности на этот процесс повлиял иск от Norlin (материнская компания Gibson) против тогдашнего американского подразделения Ibanez (Elger/Hoshino) по поводу «копирования» японцами конструкции «открытая книга».

На самом деле ни в Ibanez, ни в других известных японских компаниях в точности никто дизайна Gibson не копипастил. И Norlin/Gibson иска не выиграли — он был урегулирован в досудебном порядке. Однако этот неприятный инцидент повлиял на всю гитарную индустрию Японии.

Многие местные производители в принципе отказались от выпуска моделей, близких по дизайну к американским электрогитарам. А менее щепетильные продолжили клепать полукопии, но стали заботиться о том, чтобы те внешне значительно отличались некоторыми деталями.

Больше изобретательства, больше профессионализма

На фабрике Matsumoku работал некий Нобуаки Хаяси. К середине 1970-х он вырос до главного дизайнера и был известен под псевдонимом H. Noble (тогда японцы еще немного комплексовали перед западной индустрией, и некоторые из них брали «международные» имена).

Этот человек сделал очень много для появления оригинальных моделей Aria Pro II. Его вклад в их популярность был настолько велик, что на «головах» грифов появилась надпись «Разработано и одобрено Х. Ноблом». Кстати, экземпляры гитар с такой пометкой сегодня ценятся коллекционерами.

Aria Gutars H.Noble 

Личная история Нобуаки Хаяси развивалась параллельно с легендарным периодом истории гитар Aria Pro II в течение почти 10 лет. Это было славное время, создавшее японским гитарам устойчивую положительную репутацию.

Вынос производства за пределы Японии. Стремные 90-е

В середине 80-х и начале 90-х у американских гитаростроителей возникла мода на перенос производства в Японию. А в Японии, по иронии судьбы — в Южную Корею. Смысл и там, и там был один — снижение себестоимости, укрепление конкурентоспособности за счет удержания приемлемой для небогатых покупателей розничной цены.

Фабрика Matsumoku постепенно теряла заказы японских гитаростроителей, переносивших мощности в Корею, и в 1987 году вынуждено закрылась. Aria Guitars разместила заказы частично на корейских, частично на других японских фабриках.

В первой половине 90-х штормило почти всех мировых производителей электрогитар. Они то переносили производство в Японию, то отказывались от этого. Пробовали работать с Южной Кореей — с переменным успехом. Качество инструментов было неровным даже у грандов и вызывало критику конечных потребителей, порой — резкую.

Видимо, эта чехарда коснулась и Aria Pro II. С одной стороны под этим брендом выходили новые интересные модели. С другой — популярность продукции падала.

С 1995 по 1999 год Aria, кроме прочего, производила линейку Aria Pro II FL (серия Fullerton) в стиле Stratocaster. Младшие и средние модели делались в Корее, а топовые (FL-50S и FL-60H) — в США. В оснащении некоторых гитар использовались тремоло Wilkinson, звукосниматели Seymour Duncan и колки Sperzel.

Большого успеха американский демарш компании не снискал. Трудности привели к тому, что в 2000-м году бренд Aria Pro II был вообще убран с международного рынка и сохранился только в Японии. На экспорт отныне отправлялись гитары под маркой Aria.

Однако в 2000-е на мировом рынке подержанных инструментов все больше рос спрос на электрогитары Aria Pro II «легендарного» периода. В компании сообразили, что это непроста, и начали некие внутренние реформы. В 2011-м появилась серия Retro Style, в которой были воссозданы или переработаны старые оригинальные модели. В частности 1532T 1968 года.

Aria Gutars Retro

А в 2013-м бренд Aria Pro II вернулся на мировой рынок. С годами компания все внимательнее прислушивалась к просьбам потребителей. Например, благодаря многочисленным обращениям в 2021 году Aria добавила в серию Retro гитару DM-206 в стиле Hi-Flyer и бас-гитару DMB-206.

Постепенно Aria Pro II повторно начала завоевывать доверие музыкантов по всему миру.

Современность, бюджетность, качество

Мы доподлинно не знаем, какие именно шаги предпринимал производитель после ухода из жизни Широ Араи в 2019 году. Коммерческая тайна есть коммерческая тайна. Где именно компания размещает свое производство гитар Aria Pro II, она публично не объявляет, хотя известно, что инструменты по большей части производятся в Китае. Также известно, что на некоторых моделях устанавливаются тремоло Wilkinson и настоящие лицензионные Bigsby.

В Японии компания выпускает только небольшую «Платиновую серию», в которую вошло переиздание знаменитой PE-1500 (с приставкой RI), еще парочка переизданий «лесполов» серии PE, баса SM-1000 и полуакустики TA-TONIC.

Как бы то ни было, Aria не стала, как некоторые другие гитарные компании создавать бюджетные суб-бренды вроде Squier. На всех линейках электрогитар компания ответственно и гордо ставит имя Aria Pro II, и, по всей видимости, серьезно заботится о контроле качества производства, потому что буквально ставит на кон мировую репутацию бренда с многолетней историей.

Эти гитары поставляются в большинство регионов мира, в том числе в «избалованные» США и Старую Европу. И там они жестко конкурируют со множеством других бюджетных гитар. В 2020-х инструменты Aria Pro II начали заново открывать для себя музыканты, и на YouTube уже достаточно обзоров, в которых они удивленно заявляют, что «за такие деньги такое качество — это нечто».

Сравнительно недавно компания приобрела культовый бренд портативных усилителей и «уличных» электрогитар Pignose. Он стал «семейным брендом», что косвенно сообщает нам: дела у детища Широ Араи идут неплохо.

Современный модельный ряд Aria Pro II очень продуман и сбалансирован. Он охватывает практически все наиболее распространенные «жанры» гитарных конструкций: Tele, Strats (и современная классика, и как бы винтаж), Superstrats, «лесполо»-подобные, Hollow Body, Retro.

Палитра звучания инструментов тоже широчайшая — от деликатного джазового звука у «банок» до мощно нагруженного рока и современного металла у такой модели как MAC-DLX (которая еще и очень красивая).

Aria Pro II MAC-DLX

Под маркой Aria (короткий вариант) сегодня выпускаются только акустические и электроакустические гитары. Там тоже есть свои жемчужины, но это отдельная история.

Возможно, обновление, предпринятое Aria Guitars в последние десятилетие, знаменует собой новый интересный виток развития компании. И, как знать, не станут ли 2020-е для нее также легендарными?..

Владимир Лакодин

Подпишитесь на наш канал:
Нас уже более 240 000
Читайте также:
Все статьи
Товары по теме