Горячая линия8 800 250 55 00

Бас-гитара – фундамент современной музыки. Ее глубокий, пульсирующий ритм заставляет наши сердца биться в такт, а ноги – непроизвольно двигаться. Но как этот мощный звук рождается? Ключ кроется в маленьких, но невероятно важных компонентах, спрятанных под струнами – звукоснимателях (или датчиках, или пикапах). Это настоящие «уши» инструмента, превращающие вибрацию металлических струн в электрический сигнал, который затем усиливается и преобразуется в тот самый знакомый всем басовый ритм.

3.jpg

Рождение бас-гитары

Чтобы понять важность звукоснимателей, нужно вернуться к истокам. До 1950-х годов главным басовым инструментом в популярной музыке был контрабас. Он был громоздким, тихим (на фоне усиливающихся гитар и барабанов), и его звук было сложно записать. В 1951 году Лео Фендер, гений гитарного мира, представил революцию – FENDER PRECISION BASS (P-BASS). Это была первая серийная электрическая бас-гитара. Почему «Precision» («точность»)? Потому что накладка с ладами позволяла играть точно и чисто, в отличие от контрабаса.

Но главным новшеством, помимо формы и ладов, был звукосниматель. Именно он позволил усилить звук баса до нужного уровня и сделать его полноправным участником электрифицированных ансамблей. Первый P-BASS оснащался одним сингловым звукоснимателем в центре. Однако вскоре стало ясно, что для максимальной универсальности и борьбы с шумами нужны новые решения.

FENDER PRECISION BASS -1.jpg

В 1960 году FENDER представила Jazz Bass (J-Bass) — инструмент с двумя сингловыми звукоснимателями. Это дало больше гибкости в звучании и сделало бас более универсальным.

Jazz Bass.png

С тех пор бас-гитара прошла большой путь: появились новые конструкции, материалы, электроника, но основные принципы звучания остались прежними - и важнейшее место в этом занимает звукосниматель.

Как работает звукосниматель?

Представьте: под струнами бас-гитары спрятан магнит (или несколько магнитов), окруженный множеством витков очень тонкого медного провода – это катушка. Когда вы щипаете или ударяете по струне, она начинает вибрировать. Эта вибрирующая струна нарушает магнитное поле, создаваемое магнитом звукоснимателя.

Согласно законам физики (электромагнитной индукции Фарадея), изменение магнитного поля вблизи катушки провода индуцирует (то есть создает) в ней небольшой электрический ток. Этот переменный ток точно повторяет форму вибрации струны. Вот так механическая энергия превращается в электрический сигнал.

Этот слабый сигнал по кабелю отправляется в басовый усилитель (комбо или "голову" + кабинет). Усилитель делает сигнал мощнее и посылает его на динамики, которые уже преобразуют электричество обратно в звуковые волны – те самые низы, которые мы слышим и чувствуем.

Хотя принцип работы звукоснимателей един, конструкция звукоснимателей различается, что и рождает все многообразие басовых звуков. Рассмотрим отдельно разновидности басовых звукоснимателей.

Сингловые звукосниматели

Сингл «S» (Single Coil - "одинарная катушка") представляет собой один магнит (или ряд магнитных сердечников под каждой струной) и одна катушка провода вокруг них. Классический, исторически первый тип для баса.

Внешне сингл представляет собой узкий, вытянутый прямоугольник, на котором часто виден ряд округлых или шестигранных полюсных наконечников под каждой струной. Может иметь хромированную или черную крышку.

10.jpg

Сингл обеспечивает яркое, четкое, детализированное звучание с выраженными верхами (высокочастотными составляющими). Дает звенящую атаку и прозрачность. Отлично передает нюансы техники – слап, тэппинг, подтяжки. Звук может казаться немного тонким или резким на сольных партиях, но в миксе прекрасно звучит.

Главная «ахиллесова пята» синглов – чувствительность к электромагнитным помехам. Лампы дневного света, плохая проводка, компьютеры, другие приборы могут вызывать неприятный фон (гул, жужжание), особенно заметный в тишине или при высокой громкости.

Бас-гитара ARIA RSB-618.jpg

Сингл идеален для фанка (чистый слап), соула, джаза, регги, поп-музыки – везде, где нужна четкость и атака. Классический пример – звукосниматель в бриджевой позиции FENDER JAZZ BASS.

Хамбакеры

Humbucker «H» - "подавитель гула" – представляет собой две катушки, расположенные рядом. Магниты и катушки сконструированы так, что помехи (гул), наводимые в катушках, оказываются в противофазе и взаимно уничтожаются, а полезный сигнал от струн – складывается.

Внешне хамбакер может быть похож на два сингла, поставленных вплотную, или быть более широким прямоугольным блоком. Полюсные наконечники также видны.

Н.jpeg

Хамбакер дает теплое, плотное, мощное и насыщенное звучание. Больше низких и средних частот, меньше верхов по сравнению с синглом. Звук «жирнее», «мясистее», с более плавной атакой. Отлично передает фундаментальную основу. При этом фон и гул подавляются существенно. Звук может быть менее детализированным и ярким, чем у сингла, кто-то может назвать его «зажатым».

5.jpg

Хамбакеры довольно универсальны. Они идеальны для рока (классический хард-рок, металл), блюза, тяжелых грувов, R&B – везде, где нужна мощь, плотность и отсутствие фона.

Разделенный хамбакер или сплит

Разделенный хамбакер «SP» (Split Coil Humbucker) - это особая разновидность хамбакера, ставшая легендой благодаря Fender Precision Bass (P-Bass). Одна половина катушки охватывает две струны (например, E и A), а вторая половина – другие две (D и G), но физически эти половинки разнесены вдоль корпуса. Визуально это два узких прямоугольных блока, стоящих рядом, каждый с двумя полюсными наконечниками.

БАС-ГИТАРА IBANEZ TMB100-BK TALMAN BASS.jpg

Уникальный, культовый звук P-Bass: мощный, плотный, сфокусированный в середине, с характерным «ворчанием» (growl) и четко очерченными нотами. Сочетает в себе мощность хамбакера (подавление фона) с некоторой четкостью, присущей синглам. Атака плавная, но весомая. Звук очень клейкий и отлично слышен в миксе.

Звук P-Bass – один из самых узнаваемых и востребованных в истории музыки. От рока и панка до диско, поп-музыки и джаза.

Варианты расположения звукоснимателей на бас-гитаре

Положение звукоснимателя относительно струн и грифа существенно влияет на тембр. А какие варианты? – спросите вы. И мы вам ответим.

1. Нековая позиция (Neck Position) - ближе к грифу гитары. В этом месте амплитуда колебаний струны наибольшая. Звук получается теплым, глубоким, округлым, с насыщенными низами и плавной атакой. Идеален для фундаментальных партий, создания "жирного" тона. На P-Bass это задняя (ближняя к грифу) половина сплита. На J-Bass – грифовый сингл.

13.jpg

2. Бриджевая позиция (Bridge Position) - ближе к бриджу. Здесь струна колеблется с меньшей амплитудой, но большей натянутостью. Звук становится ярким, тонким, резким, с острой атакой и выраженными средними и высокими частотами. Дает четкость, идеален для слапа, фанка, солирующих партий. На J-Bass – бриджевый сингл.

12.jpg

3. Среднее положение (Middle Position) - компромисс между теплотой и яркостью. Часто используется в комбинациях.

Бас-гитара Prodipe JMFPB80RABK.jpg

Конфигурации звукоснимателей

Существуют три классических типа конфигураций звукоснимателей на бас-гитарах.

1. P-Bass конфигурация или «SP»: представляет собой один разделенный хамбакер (Split Coil). Об особенностях звучания читайте выше.

Бас-гитара ARIA 313-DR OPSB.jpg

2. J-Bass конфигурация или «S»: два сингловых звукоснимателя (Neck + Bridge). При использовании двух синглов в тандеме звук становится полным, насыщенным, с красивым балансом теплоты и яркости, отчетливой сердцевиной и характерным мычанием (mwah или growl). Громкость обычно выше, чем у каждого сингла в отдельности.

Бас-гитара ARIA 313-JP OPSB.jpg

3. Хамбакер «H» в различных его позициях.

Помимо классики, существует огромное разнообразие в сочетании звукоснимателей.

14.jpg

  • P/J или «SP+S» конфигурация. Сочетание сплита P-Bass у грифа и сингла J-Bass у бриджа. Дает фундамент P-Bass плюс яркость и четкость J-Bass для слапа. Очень популярная и универсальная схема.

Бас-гитара STAGG SVY P-FUNK BLK.jpg

  • Два хамбакера «HH». Максимальная мощность, плотность и подавление шума. Звук очень насыщенный, темный, мощный.

Бас-гитара SCHECTER OMEN EXTREME-4 GNAT.jpg

Особенные звукосниматели

Отдельно стоит сказать об активных звукоснимателях и пьезо-звукоснимателях.

Пьезозвукосниматели для бас-гитар - это не магниты, а пьезокерамические кристаллы. Они также преобразуют механические колебания (вибрацию струны, бриджа или самого корпуса) в электрический сигнал, но улавливают не магнитное поле струны, а её физическое движение или давление на бридж. Используются на полуакустических или акустических бас-гитарах. Дают очень акустический, натуральный, детализированный тон. Больше обертонов (гармоник), ощущение объёма и «деревянного» звука. Хорошо передают нюансы атаки, сустейн, шлепки и шумы пальцев. Звучат натурально и детально, но требуют предусилителя и могут быть капризными. Идеальны для безладовых гитар и акустики.

15.jpg

В отличие от пассивных (рассмотренных выше), активные звукосниматели имеют встроенный предусилитель (на батарейке). Дают больший выходной сигнал (меньше шума на пути к усилителю), более широкий частотный диапазон (часто с возможностью активного эквалайзера прямо на гитаре – бас/середина/верх), более агрессивный и современный звук. Примеры: EMG, Seymour Duncan Basslines. Любимы в роке, металле, фьюжн.

5.png

Какую конфигурацию выбрать?

Выбор баса и его звукоснимателей – это выбор своего уникального голоса в ансамбле. Подытожив вышесказанное, резюмируем основные моменты.

  • SP (сплит). Ваш выбор, если нужен надежный, плотный, «склеивающий» микс звук, который не потеряется в любом стиле. Идеален для новичков своей предсказуемостью и мощью.

  • S (два сингла). Выбирайте, если любите яркость, четкость, хочется выделяться слапом или соло, нуждаетесь в максимальной гибкости тембра. Отлично подходит для фанка, джаза, соула.

  • H (особенно у бриджа). Когда нужен мощный, агрессивный, современный звук с отличной атакой и подавлением. Король рока, металла и тяжелых грувов.

  • SP+S Конфигурация. Это лучшее из двух миров, дает фундамент Precision и яркость Jazz у бриджа. Отличный универсал.

  • Активные датчики. Если нужен максимальный контроль над тоном прямо на гитаре, современный хирургически точный или очень мощный и агрессивный звук.

2.png

Звукосниматели – это не просто технические компоненты; это голосообразующие элементы бас-гитары. От их типа и расположения зависит, будет ли ваш бас ворчать, как разгневанный медведь (P-Bass), мычать и звенеть с джазовой изысканностью (J-Bass), или резать слух мощным современным рыком (хамбакер).

Эти маленькие магнитные коробочки – настоящие волшебники, превращающие колебания струн в ту самую энергию низких частот, которая заставляет мир двигаться. Играйте, экспериментируйте и находите свой уникальный басовый голос!

Подпишитесь на наш канал:
Нас уже более 240 000
Товары по теме