Горячая линия8 800 250 55 00

Маленький цифровой ревербератор

с регулятором уровня volume…©

Как вы уже догадались, сегодня речь пойдет о ревербераторах.

Эти устройства знакомы многим, одни ими пользуются, другие – даже делали простейшие модели. Сегодня мы поговорим об истории создания, конструкции и применении некоторых типов ревербераторов, разберемся с основными принципами работы, постараемся понять, как и для чего нам нужно применять такие устройства.

Начнем с самого простого.

Что такое реверберация?

Реверберация – процесс отражения и переотражения звука от препятствий, одновременно с ослаблением силы звучания, за счет поглощения части звуковой энергии самими препятствиями.

На самом деле мы все привыкли слушать себя уже с естественной реверберацией – от стен комнаты, пола, потолка и даже от костей черепа! Звучание без таких отражений кажется нам не естественным, «сухим и безжизненным». Реверберация помогает нам ориентироваться в пространстве. Мы хоть и не летучие мыши, но тоже кое-что можем. Например, в большом помещении мы слышим долгий отклик и понимаем, что оно большое, даже с закрытыми глазами. При помощи звука может быть определена даже его форма, так как комнаты одинаковой площади, но разной формы будут давать разное соотношение ранних и поздних отражений.

С естественной реверберацией мы разобрались, вернемся к искусственной.

Зачем нам искусственная реверберация?

Все очень просто! Мы используем ее, когда нужно создать иллюзию пространства, «перенести» слушателя из одного помещения в другое, создать эффект приближения/отдаления источника звука, когда нет возможности обеспечить естественную акустику.

Первым «прибором» искусственной реверберации была… комната. Просто комната с необходимыми характеристиками времени отражений. С одной стороны комнаты ставился источник звука, с другой – микрофон. Звучание, полученное с этого микрофона, подмешивалось к основному, создавая ощущение нахождения источника звука в этой комнате. Известен случай, когда звукорежиссер, при отсутствии в рэке ревербератора, просто поставил колонку и микрофон в туалет, получив таким образом вполне себе неплохое звучание. Смешно, но любая комната звучит намного лучше недорогих цифровых ревербераторов.

H2: Немного о странных названиях и видах устройств

Многие пользователи ревербераторов не могут разобраться в названиях – chamber, plate и других. Поэтому мы сделали подборку самых известных устройств с описаниями:

Chamber (камера)

Самое первое «устройство» искусственной реверберации. Принцип работы основан на задержке, возникающей при прохождении сигнала от источника до приемника. Размеры и форма «камеры» влияют на время и характер реверберации. В целях усовершенствования таких ревербераторов применялись различные створки, позволявшие менять форму и размер камеры, регулируя таким образом параметры реверберации.

Spring (пружина)

Состоит из источника и приемника звука с расположенной между ними пружиной, которая в этой конструкции заменяет естественную среду распространения колебаний – воздух.

1.jpg

Пружинный ревербератор

Помимо основной функции, пружина в таком устройстве выполняет роль механического ФНЧ, обеспечивая необходимую частоту среза. Интересно, что время задержки практически не зависит от частоты сигнала и находится в прямой зависимости от числа витков пружины.

Расчет параметров таких ревербераторов широко представлен в сети, на специализированных сайтах. Сегодня такие ревербераторы применяются в основном в гитарном усилении.

Plate (пластина)

Представляет собой металлические пластины, расположенные параллельно друг другу. На одной из пластин установлен источник звука, а на другой – приемник. Положение пластин можно менять для изменения параметров ревербератора. По факту Plate – это усовершенствованный Spring, однако имеет некоторые особенности работы. Устройство работает с отдельными звуками и портит более плотные аранжировки.

2.jpg

Классический Plate от фирмы EMT

Сегодня в продаже есть множество цифровых эмуляций подобных приборов. Например, фирма UA выпустила эмуляцию EMT 140, сохранив даже аутентичную панель управления.

3.jpg

UA EMT 140 plugin

Tape (лента)

Ревербератор, принцип действия которого основан на воспроизведении подаваемого сигнала несколькими магнитными головками одновременно. Представляет собой магнитофон специальной конструкции, у которого одна записывающая и несколько воспроизводящих головок. Лента такого магнитофона закольцована. Настройка параметров осуществляется включением/отключением определенных головок, а также изменением уровня сигнала, поступающего с них.

4.jpg

Ревербератор типа Tape

Room (комната)

Как уже понятно из названия представляет собой комнату с определенными параметрами реверберации. В разных местах такой комнаты установлены микрофоны для снятия прямого и отраженного сигнала. Для регулировки параметров реверберации применяют определенные конструкции, помогающие менять путь прохождения сигнала, а в некоторых случаях и тип поверхности, от которой отражается сигнал.

5.jpg

Реверберационная комната

Ревербераторы типа Room используют в студиях для обеспечения мягкого звучания с короткой задержкой.

Hall (зал)

Та же комната, только более вытянутая. В качестве стеновой отделки используют каменные плиты, различные виды природного камня, своеобразные деревянные конструкции. Часто для создания подобного эффекта используют уже готовые помещения, например, акустически настроенные залы различных концертных площадок, студий и т. д. Для управления временем и характером реверберации применяются те же технологии – изменение физических параметров помещения, вариантов отделки, расстановка приемников звука.

Digital (цифровой)

Цифровые устройства, представляющие собой линии задержки на основе видоизмененного эффекта delay. Сам принцип получения эффекта напоминает ревербераторы типа Tape, однако гораздо более сложен: позволяет менять параметры в широких пределах.

В цифровых ревербераторах часто можно видеть предустановки, соответствующие различным типам электромеханических устройств, а также эмуляцию различных известных залов.

Многие фирмы сейчас выпускают плагины для программ обработки звука, представляющие собой копии реальных устройств. Мы уже описывали такой в разделе Plate, а вот еще один из первых цифровых ревербераторов. Теперь уже классический EMT250.

6.jpg

Теперь уже классический EMT 250

А вот и его эмуляция.

7.jpg

Современный plugin UA EMT 250

Сравните масштаб…



8.jpg

EMT 250

Импульсные/сверточные ревербераторы

Принцип действия устройств основан на использовании отклика, записанного в определенном помещении, и построении реверберационной картины относительно этого импульса. Например, в интернете популярны импульсы, снятые с Lexicon 480. На сегодняшний день создано множество VST-плагинов, а также приборов, работающих по такой технологии.

9.png

Педаль эффектов HOF от TC Electronic

Сегодня, с развитием электронных технологий, мы имеем возможность использовать крохотные устройства с широчайшими возможностями и моделировать акустику различных помещений, помещая слушателя в ту атмосферу, которая необходима.

Применение ревербераторов

Для большинства современных ревербераторов характерны следующие параметры:

  • Pre-dalay – задержка между прямым звуком и приходом первых, ранних отражений. Этот параметр частично влияет на определение размеров помещения, а если быть точным, то расстояния до ближайшего препятствия.

  • Early reflection. Чаще всего под этим параметром понимается вид ранних отражений. Именно этот параметр определяет тип ревербератора, plate, hall или spring. Иногда эта настройка открывает целое окно с кучей параметров, вы можете регулировать и объем камеры, форму комнаты, тип стен/потолка и т. д.

  • Decay time (Reverb time) – время затухания. Определяет длину звучания реверберационного «хвоста». Многие ревербераторы позволяют крутануть этот параметр в бесконечность, создавая причудливые практически не затухающие отражения.

10.png

Настройка ревербератора

  • Hi-Fre. Damp. – для регулировки уровня высокочастотного отклика. Колебания высокой частоты при переотражении затухают значительно быстрее, регулируя его, то есть мы можем более гибко управлять параметрами реверберации.

  • ER level – уровень ранних отражений. Правильно выбрав вид и уровень ранних отражений, а также уровень затухания высокочастотной составляющей, можно имитировать различные помещения, вплоть до материала стен.

  • Diffusion определяет размытость звучания. Увеличивая этот параметр, мы теряем разборчивость отраженного сигнала, а уменьшая – получаем обычный Delay.

  • Density – общая плотность отражений. В сочетании с другими характеризует помещение/тип ревербератора.

Одни ревербераторы имеют большее число параметров, позволяя регулировать характер звучания в широких пределах, а другие – два-три параметра, иногда неявных, например, level/type/mix со значениями от 0 до 10. Понять, что конкретно мы регулируем, в этом случае невозможно.

Такие параметры, как «уровень по входу», «уровень по выходу», «соотношение прямого и обработанного сигнала» и другие, мы рассматривать не будем. Разобраться с ними самим гораздо проще.

Подытожим

Как мы уже говорили в статьях о микрофонах и акустической подготовке, в бюджетных или домашних студиях гораздо проще получить сухое звучание и уже потом с помощью ревербератора сделать его живым, чем добиться должного уровня подготовки помещения. Таким образом, умение правильно настроить ревербератор поможет сэкономить. И помните, что во всем нужна мера, усиленное использование реверберации сделает микс мутным и неестественным.

Успехов в работе. Берегите себя...

Автор статьи Альберт Сафронов, компания Поп-Мьюзик

Подпишитесь на наш канал:
Нас уже более 240 000
Товары по теме