Горячая линия8 800 250 55 00

В 2023 году на мировые музыкальные платформы было загружено около 184 миллионов новых музыкальных треков. К сожалению, исследований того, сколько именно землян постоянно пишут и выпускают музыку, никто не проводил. Но мы можем предположить, что их по крайней мере 10+ миллионов.

По некоторым оценкам, лишь около 18% музыкантов мира имеют образование, связанное с музыкой. Принято считать, что подавляющее большинство авторов поп-музыки не получили почти никакого формального опыта обучения. И уж точно можно сказать, что на композиторских отделениях консерваторий училось абсолютное, незначительное меньшинство.

Тем не менее, люди производят тонны новой музыки ежегодно, и буквально все они хотят, чтобы она звучала самобытно и свежо. Однако почти каждого преследуют самоповторы и невольные заимствования у других.

Спрашивается, если ты отличаешь «си бемоль» от «ми» хоть на каком-то инструменте и не путаешь субдоминанту с двойной доминантой, существуют ли для тебя какие-либо неформальные и не слишком мудреные способы выбраться из колеи музыкальной ординарности? Существуют и давайте о них поговорим — сначала о мелодических ходах, потом о гармонических.

Музыкальный юмор 

1. «Принцип одного пальца»

Один американский музыкальный продюсер, в молодости стажировавшийся у великого и могучего Куинси Джонса, рассказывал такую байку. Сочинил он однажды мелодию, которая показалась ему распрекрасной, прибежал к Джонсу — мол, ща я покажу вещь! Сел за клавиатуру, воздел над ней руки, а тот говорит: «Стоп».

«Убери левую руку за спину. Убрал? Теперь сожми правую руку в кулак. Выставь указательный палец. А теперь сыграй мне свою мелодию…»

Урок, который преподал Джонс, состоит в следующем: ваша мелодия должна что-то говорить слушателю без поддержки гармонии. Как пример вспомним главную музыкальную тему серии фильмов о Гарри Поттере — «Hedwig's Theme» за авторством блистательного Джона Уильямса.

Она узнаваема, сыгранная на любом музыкальном инструменте сольно, без какой-либо аранжировки. На фортепиано ее можно изобразить буквально одним пальцем, и большинство окружающих при этом подумают о Хогвартсе, совах-почтальонах, квиддиче и прочих чудесах.

Практический вывод из этого таков: сочиняя мелодию, попробуйте действовать «одним пальцем» и получить нечто яркое и запоминающееся. Задумываться о гармонии не надо — ее время придет позже.

2. Смена инструмента

В российской образовательной традиции, в музыкальных училищах принято силком загонять духовиков, народников, эстрадников с гитарами и саксофонами на предмет «общее фортепиано». «Вот зачем мне это?» — не раз задавались вопросом учащиеся.

А затем, чтобы привить в том числе наглядное представление о гармонии, голосоведении и музыкальной теории. Фортепиано — инструмент с горизонтальной, последовательной логикой, в отличие от той же гитары. На клавиатуре буквально «видны» построения ладов и аккордов, ход мелодий, разделение всего диапазона на формально повторяющиеся октавы и прочее.

Поэтому на начальном уровне владеть навыком взять несколько аккордов на условном фо-но, стоит буквально всем. И вот зачем: если вы сочиняете музыку только и исключительно, скажем, на гитаре — инструмент заставляет вас бродить по одним и тем же дорожкам.

Часто вы пишете не столько головой и сердцем, сколько мелкой (и привычной) моторикой рук. Чего же тут удивляться самоповторам? Отложите гитару и сядьте за фортепиано (синтезатор, midi-клавиатуру). Пытайтесь придумать новый рифф, мелодию, гармонию, пользуясь непривычной вам музыкально-инструментальной логикой.

Если завалялась дома блок-флейта — хватайте ее и изображайте бога Пана. Не беда, что вы не умеете на ней играть. После 40 минут попыток вы уже начнете понимать, как она работает, и наверняка придумаете какой-нибудь интересный ход — пусть даже случайно.

Спасению из ловушки воспроизведения одинаковых музыкальных паттернов способствует переключение на любой темперированный инструмент — хоть на детский металлофон.

Мемы про музыкантов 

3. Пойте голосом без сопровождения

Это еще один способ сбежать из тюрьмы своих навыков игры на инструменте, которые большинство музыкантов ограничивают. Выдумывайте мелодии вокально — мычите, пойте «ла-ла» или какие попало слоги и «слова» из несуществующего языка.

Воображайте рифф, мелодию, мелодико-ритмический паттерн мысленно и пытайтесь спеть. Записывайте то, что кажется удачным, на смартфон. По-прежнему не думайте о гармонии, а ищите мелодические ходы, которые интересно звучат «в пустоте», сами по себе.

4. Затакт. Слабые доли. Синкопы. «Не квадратность»

Мы же как привыкли? Бахнули тоническое трезвучие для начала и поехали напевать или наигрывать что-то в ритмике наиболее распространенных стихотворных размеров и с акцентами на сильную долю.

Это типичная российская сочинительская беда — слишком много висит у нас на ушах локальной попсы, которая ведет родословную от бардовской песни, городского романса и, прости господи, шансона.

Именно поэтому буквально до последних лет российская поп-музыка имела слабую конкурентоспособность в мире. Наш романсово-мелодраматический шаблон хорошо понимают в очень ограниченном количестве стран — немного в Италии, немного во Франции, кое-где в Латинской Америке.

А вообще-то мир массово танцует под музыку с акцентированными слабыми долями (2-я и 4-я в размере 4/4, например) и любит синкопы, которые создают грув даже в лирической музыке.

Сломать собственный культурный шаблон можно сознательно. Например, перестаем начинать мелодию с первой доли. Используем неполный такт перед первой долей — так, как это сделано в знаменитой и буквально золотой песне California Dreamin’ группы The Mamas & The Papas.

В ней начальные четыре ноты вокальной мелодии на две доли опережают первую долю куплетного «квадрата». В теории музыки это называется «затактовая фигура» или «затакт».

А можем наоборот — опаздывать с началом мелодии и вводить первый мелодический «хук» со слабой доли. Когда «опорные точки» мелодии частично акцентированы на слабых долях, в песне или инструментале возникает то, что принято называть «грув», «кач», «движение».

Так рождается то, что в теории музыки принято называть «синкопа». Это феномен, когда ритмический акцент не совпадает с метрическим акцентом.

То есть, в четырехдольном размере у нас ритм работает, скажем, так: «Раз-и, два-и, три-и, четыре-и». А мы мелодию начинаем на каком-либо их этих «и», причем с упором на нем. И в принципе больше нажимаем на эти «слабые» «и», чем на «сильные» раз-два-три-четыре.

Демотиваторы про музыкантов

А еще в мелодических шаблонах как правило присутствует метрическая «квадратность». Сотни миллионов треков в четырехдольных, двудольных и трехдольных размерах построены в виде конструкций типа: «куплет — 8 тактов, припев — 8 тактов». По сравнению с ними классический 12-тактовый блюз — верх нонконформизма и оригинальности.

Каков из этого практический вывод? Попробуйте строить песню нешаблонно — типа «6 тактов + 3 такта + 8 тактов». Проиллюстрируем первую группу тактов на примере фрагмента из сонета Шекспира в переводе С. Маршака:


Прислушайся, как дружественно струны
Вступают в строй и голос подают, –
Как будто мать, отец и отрок юный
В счастливом единении поют.

Нам говорит согласье струн в концерте,
Что одинокий путь подобен смерти.

Чувствуете ритмику? Тут не восемь строчек в «квадрате» (двух строфах), на которые нас так и тянет все время, а шесть! Примените подобную несложную арифметику к построению своих новых мелодий, и шаблоны начнут ломаться…

5. Не начинайте с тонического аккорда

Главная гармоническая «функция» в тональности — тоническое трезвучие или построенный на нем более сложный аккорд. И обычно унылый черт обыденности толкает нас начать свою гармоническую последовательность именно с него. А вот не надо!

Начните с субдоминанты (аккорд на 4 ступени лада), начните с аккорда на 6 ступени, начните с доминанты (аккорд на 5 ступени) — уже будет интересней. А в сочетании с затактом в мелодии — заиграет новыми красками.

Авторы с оригинальным музыкальным мышлением нередко выстраивают такие гармонические последовательности, что слушатель довольно продолжительное время не слышит тонического трезвучия.

Этот прием создает напряжение, начинает и с интригой развивает «историю», заставляет слушателя предвкушать и ждать того, что в музыке называется «разрешение» из неустойчивого созвучия в устойчивое. А во время «разрешения» мозг воспринимающего музыку испытывает удовлетворение и удовольствие.

6. «Мажоры-миноры»

Так в российском музыкальном сленге принято называть принцип построения гармонии в котором естественные минорные аккорды в тональности заменяются на мажорные и наоборот.

Например, ваша песня построена в ля-миноре. Субдоминанта у нее минорная — трезвучие ре-минор. Примените вместо него ре-мажор, и послушайте, что получится. Само собой, в этом случае в мелодии не должна акцентировано звучать чистая «фа», которая присуща ля-минору, иначе возникнет сильный диссонанс.

Замените ее на «фа-диез» или сделайте «подъезд» (bend) с «фа» на «фа-диез», чтобы последняя была акцентирована. Вспомним полушутливую мудрость Майлса Дэвиса: «В музыке правильность ноты определяет следующая за ней нота».

С умом примененный несложный прием «мажоры-миноры» (с коррекцией мелодии) оживляет и освежает музыкальный текст.

Шутки про музыку 

7. «Скользящие» гармонии

Этот прием кажется сложным, но на самом деле он довольно прост. И позволяет при этом органично вводить в вашу гармонию аккорды, которых в тональности нет. А в мелодию —ступени вне лада, которые вам и в голову бы не пришли, когда б не «скользящие» гармонии. И звучит при этом всё без диссонансов, но неожиданно, интересно, оригинально.

Суть метода вот в чем. Допустим, мы хотим, чтобы в нашей тональности ля-минор прозвучал аккорд ля-бемоль мажор. Если мы их сыграем просто один за другим, это прозвучит чуть-чуть искусственно. Странно — на вкус большинства людей.

Но между этими аккордами можно «переползти». Человеческий мозг воспринимает гармонии очень интересным образом. Внимание, сказанное ниже нужно обдумать и понять:

Если во время звучания первого аккорда одна из его нот сместится практически в любую позицию (вне лада в том числе), а затем прозвучит аккорд, в который входит эта смещенная нота, слушателю появление второго аккорда будет казаться очень естественным, каким бы он ни был.

В этом и есть «скольжение». Рассмотрим пример с переползанием от ля-минора (тоническое трезвучие) к ля-бемоль мажору и последующее возвращение обратно в тональность:

Скользящие гармонии

Что у нас тут происходит? Верхняя нота «ми» сначала становится «ми-бемолем», а тоническое трезвучие с тоникой в басе «ля» становится уменьшенным трезвучием.

Скользнувшая здесь на «ми-бемоль» нота входит в аккорд ля-бемоль мажор (который нам и нужен). Смело берем его на первой доле второго такта. Работает! Звучит естественно.

Теперь скользим вниз дальше, собираясь вернуться в тональность, — верхняя нота аккорда опускается на чистую «ре», а в начале 3-го такта мы берем уже аккорд соль мажор, все ноты которого входят в лад натурального ля-минора.

Для верности в четвертом такте играем доминанту с терцовым басом внизу — на «соль-диез». Наш ля-минор из натурального минора на глазах превращается в популярный в России и кое-где в Европе и Южной Америке гармонический минор. Доминантный аккорд требует разрешения, и мы в пятом такте возвращаемся к тому, с чего начали — к тоническому трезвучию.

Вуаля — мы применили «скользящую» гармонию и внесли в последовательность свежую струю. Попробуйте ме-е-дленно сыграть ее на первой попавшейся клавиатуре. Уверяем вас — вашему мозгу покажется, что ходы очень логичные, хотя какой, нафиг, ля-бемоль мажор в ля-миноре?...

Подобные штучки можно юзать в музыкальном сочинительстве очень разнообразно и смело. «Скользящими» гармониями пользовались The Beatles, Курт Кобейн, Бетхован, Григ, Чайковский и все-все-все авторы, признанные хорошими мелодистами.

8. Отклоняйтесь в другую тональность

Шаблон — это в том числе и сочинение всего произведения в одной тональности. Но кто нас в ней запер? Те же «скользящие» гармонии и прием «мажоры-миноры» могут помочь временно отклониться в какую угодно тональность.

Например, ваша тоника и субдоминанта (аккорды на 1 и 4 ступенях лада) могут вступить в новые функциональные отношения. Тоническое трезвучие в том же миноре может вдруг стать мажорным, и в результате тоника превратится в доминанту по отношению к субдоминанте. А субдоминанта — во временную или «местную» тонику новой тональности.

В вашей песне или инструментальном треке таким образом появится «отклонение». Оно улучшает ваш музыкальный сторителлинг, прибавляет музыке выразительности и свежести. А вернуться в первоначальную тональность, чтобы начать новый цикл — куплетный или цикл проведения лейтмотива, как мы увидели выше, совсем несложно.

Строго говоря, в музыке существует пропасть гармонических приемов, кроме уже описанных. Но мы даже не станем их упоминать, иначе статья превратится в трактат. Однако заметим: приобретение учебника по гармонии с последующим неспешным штудированием и применением на практике — правильный шаг для сочинителя…

Мемы про музыку

9. Знание элементарной музыкальной грамоты

Создавать нешаблонную, яркую, запоминающуюся музыку без знания основ музыкальной теории способны лишь очень одаренные от природы люди. Всем остальным (даже битмейкерам в рэпе) очень невредно ознакомиться с азами.

Как минимум стоит выучить обозначения нот в двух ключах — скрипичном и басовом, ознакомиться с понятием лада, узнать об основных ладах. Следующий этап — знакомство с основными гармоническими функциями и тем, как они соотносятся с ведением мелодии.

Музыка во многом — математика. Но начала элементарной теории музыки — это арифметика. Грубо говоря, простой счет. Тут ничего головоломного нет, а пользы от владения им для музыканта любого популярного жанра — вагон.

10. Музыкальная эрудиция. Чтобы сочинять, важно слушать

Когда мы слушаем много хорошей разножанровой музыки, наш мозг учится ей в пассивном режиме. Нам и делать ничего не нужно — просто слушать. Но не хаотично. Требуется подбор.

Например, классическая музыка эпохи Романтизма (1820-1910) — это кладезь потрясающих мелодий и гармоний дивной красоты. Даже автору минимал-техно стоит окунаться в этот мир, потому что в нем он обнаружит «двери» к неожиданным и музыкальным решениям. Классика при частом прослушивании обучает мозг просто потрясающе.

В поп-музыке очень полезно слушать тех авторов и исполнителей, которые считаются отличными мелодистами. Это однозначно The Beatles, Такой концентрации классных мелодий и гармоний на один альбом, нет, пожалуй, больше ни у кого.

Это, например, Queen, Элвис Пресли, Пол МакКартни сольно, Red Hot Chilli Peppers (в основном лирические композиции), The Doors, Nirvana (два последних альбома) и многие другие.

Крайне полезно методично ознакомиться со всеми песнями из списков вроде «Мировые хиты всех времен», невзирая на жанр и стиль. Там собраны музыкальные жемчуга, самоцветы и бриллианты.

Вместо заключения: прекратить соглашательство с «нормальным»

Как композиторы мы слишком мало идей выбрасываем в корзину. Мы себя жалеем и часто соглашаемся с тем, что сочиненная мелодия — норм. Гармония норм. «Не хуже, чем у людей».

Если продолжать так относится к своим идем, многие из которых, по сути, графоманские, то самоповторы и невольный полуплагиат будут нас сопровождать всю нашу музыкальную жизнь.

«Нормально» в музыке означает «плохо, скучно, шаблонно, ординарно». Этой нормальности стоит избегать, как огня. Для такого подхода требуется иметь твердое, непреклонное намерение не соглашаться на меньшее — на «синицу» в композиторских руках.

И реализовывать это намерение, становясь себе строгим музыкальным редактором, который отбраковывает, вычеркивает, правит.

Иначе не стоит и браться за сочинение музыки. Ее просто не станут слушать даже родственники и друзья автора, как бы они его ни любили.

Владимир Лакодин

Подпишитесь на наш канал:
Нас уже более 240 000
Читайте также:
Все статьи
Товары по теме