Горячая линия8 800 250 55 00

Выложить трек в соцсетях и на видеохостингах – это не значит «издать» его, а скорее значит «сделать большую, дурацкую ошибку». В современной музыкальной индустрии релиз песни подразумевает немного скучный набор технических и юридических телодвижений, которых нельзя избежать.

Само понятие «релиз» означает «издание, выпуск музыки в свет». Релиз может представлять собой одну из разновидностей публикации аудиозаписи. Определения их видов слегка размылись в последнее время. Ведь на дворе – эпоха бурного развития стриминговых платформ, которое, тем не менее, сопровождается ползучим возрождением издания музыки на виниле и даже аудио кассетах.

Но несмотря на то, что некоторые интернет-платформы имеют собственные стандарты классификации аудио-релизов по количеству треков, основные понятия в целом остались прежними.

Инди-музыканты и лейблы, как правило, издают синглы, лид-синглы, EP и альбомы (LP). Они различаются по составу песен и иногда по концепции. Релизы производятся несколькими путями, и ниже мы рассмотрим главные.

что такое релиз

Почему никогда не стоит выкладывать свои треки напрямую в соцсети

Обитатели социальных сетей, в том числе многие музыканты и начинающие музыкальные продюсеры, редко читают пользовательские соглашения этих сервисов, а зря.

Практически все известные соцсети на планете вносят в них схожие пункты, которые декларируют примерно одно и то же:

1. Если человек вообще пользуется соцсетью, это значит, что он автоматически и безоговорочно принял все условия соглашения. Подтверждается это самими фактом регистрации на интернет-ресурсе, и совершением любых действий в аккаунте.

2. Если пользователь соцсети размещает в ней собственные тексты, фото, художественные работы, музыку (в общем, любые объекты интеллектуальной собственности), то этим фактом он дает социальной сети буквально вселенскую, вечную, безотзывную и полностью бесплатную лицензию на воспроизведение контента, его переработку, использование в рекламных и прочих целях.

Обычно в соглашениях перечисляется множество вариантов применения пользовательского контента, на которые «владелец» аккаунта, сам того не зная, «дает разрешение» соцсетям. Вкратце соглашения как бы говорят пользователю: «как только ты выложил контент, ты нам подарил право делать с ним почти что угодно».

Для авторов и продюсеров музыки на практике это может привести примерно к следующему: удачная песня была загружена в «ВК» напрямую. Произошло чудо, она вызвала виральный эффект, и ее послушали 300 миллионов раз.

Музыканты в восторге, но социальная сеть и ее стриминговое подразделение при этом не должны им ни копеечки. Почему? А потому что самим фактом загрузки трека на площадку они дали ей «безотзывную, глобальную, бесплатную»... и так далее лицензию.

То же самое с небольшими вариациями касается и зарубежных соцсетевых сервисов. Поэтому профессиональные музыкальные продюсеры, лейблы, музыкальные издатели никогда не загружают треки, правами на которые они владеют или управляют, напрямую в соцсети. А делают это только через проверенного цифрового дистрибьютора.

Исключение, пожалуй, составляет YouTube, который (при условии, что релиз был издан ранее по всем правилам) автоматически находит данные о правообладателях трека и защищает их права. То есть, на своем канале артист или группа могут смело грузить музыку напрямую на видеоплатформу.

Цифровое издание музыки. Стриминговые платформы, сервисы типа Bandcamp, свой сайт

Сегодня любой вид публикации музыки (сингл, EP и т. д.) размещается прежде всего на музыкальных стриминговых площадках, таких как «Яндекс.Музыка», «Звук» от Сбера, «VK Музыка» (в России) и/или, например, Spotify, Apple Music, Tidal и другие (работают почти по всему миру).

Размещение стримингового релиза производится не напрямую, а через дистрибьютора. Инди-музыкантам, к сожалению, приходится это делать сразу через двух посредников. Непосредственный доступ артист-ноунейм имеет лишь к дистрибьюторам 2-го уровня, а уже те передают треки на стриминги через дистрибьюторов 1-го уровня.

Стриминговая платфома

Другой тип цифровой публикации музыки – это ее размещение в сервисах типа Bandcamp, что позволяет артисту взаимодействовать с фанами почти напрямую. К сожалению, российским музыкантам полный функционал Bandcamp сейчас недоступен.

Альтернативами Bandcamp в трудные времена международных конфликтов и взаимных государственных и частных санкций могут быть любые сервисы, которые позволяют артисту размещать музыку онлайн, а слушателю – прослушивать ее и при определенных условиях скачивать.

Это может быть собственный сайт артиста или группы с прикрученной к нему системой оплаты за скачивание музыкальных файлов. Это может быть размещение релизов на YouTube или других видеохостингах, которые позволяют в описаниях видео ставить активные ссылки на системы донатов (пожертвований) или сервисы подписок типа Boosty.

Способов публикации и доставки музыки от артиста к слушателям на самом деле много. Среди них нужно упомянуть и изготовление тиражей на физических носителях – виниловых пластинках, CD и кассетах, и даже на флешках с музыкальными файлами релиза.

Сама издательская деятельность сейчас не представляет собой проблему, она доступна самому что ни на есть ультра-инди-артисту, не имеющему ни связей, ни денег, ни имени. Главная трудность состоит в том, чтобы изданные треки услышали потенциальные фаны. То есть, в продвижении музыки.

Что такое «сингл» и какие они бывают

Во второй половине XX века были популярны маленькие виниловые пластинки диаметром 7 дюймов, на которые умещались две песни – по одной на каждой стороне. Нередко такие пластинки издавались лишь с одной песней. Их еще называли «сорокопятки», потому что они проигрывались на скорости 45 оборотов в минуту. Тип издания на таком носителе получил международно известное название «single».

Что такое сингл

Он оказал огромное влияние на становление рока и поп-музыки. Формат «сорокопятки» подходил для музыкальных автоматов, популярных в США и Западной Европе в 1950-е и 1960-е. Однако синглы покупались меломанами и для домашнего прослушивания. В том числе в СССР, где они широко издавались.

В 1980 году в Британии был представлен формат сингла на компакт-кассете (Cassingle или Cassette Single). В отличие от сингла на виниле он не снискал большой популярности, потому что слушатель не понимал, в чем состоит экономия, если кассета имеет такой же размер, как и кассета с полным альбомом. Кассетные синглы практически исчезли примерно в середине 2000-х.

Некоторое время в музыкальной индустрии просуществовал CD-сингл. Поначалу его носителем был трехдюймовый CD3 («мини-CD»), но затем синглы стали издавать и на обычных 5-дюймовых CD (CD5). Этот формат сначала получил популярность в конце 1990-х, но быстро пришел в упадок из-за появления возможности покупать и скачивать файлы синглов через Интернет.

Первый коммерческий скачиваемый сингл появился в 1997 году, и им стала песня «Electric Barbarella» от Duran Duran, изданная Capitol Records (США). Уже в 2004 году Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки (RIAA) ввела цифровую сертификацию скачиваемых синглов из-за их высокой популярности.

Electric Barbarella Duran Duran

А в 2013 году RIAA включила в разряд сертифицируемых музыкальные синглы, которые передавались потоковым образом через интернет – на стриминговых платформах. Так наступила музыкальная современность.

Сегодня принято называть «синглом» релиз в количестве 1-2 песни, независимо от того, в какой форме он издан – цифровой или на физическом носителе.

Однако, например, площадка iTunes Store признает синглами издания из 3 треков, каждый из которых не должен быть длиннее 10 минут.

Большинство издаваемых в 2020-х синглов состоят всего из одного трека. Возникла, по сути, бизнес-модель, в которой политика публикаций подразумевает для артиста издание по одному синглу раз в 1-1,5 месяца. Многие современные музыканты в принципе не мыслят альбомами, а сосредоточены на выпуске только синглов.

Те артисты, которые предпочитают записывать и издавать студийные альбомы (LP), могут перед выходом альбома выпустить сингл с одним из его треков. Это традиционный способ рекламировать альбом до публикации. А формат принято называть «lead single».

Примерно с 2000 года появилась тенденция издавать 2-3 песни альбома за несколько месяцев до его официального выхода.

Что такое EP или «мини-альбом»

Аббревиатура расшифровывается как «Extended Play» (можно перевести как «расширенная пьеса»). Это запись, содержащая больше треков, чем сингл, но меньше, чем альбом. В эпоху винила EP обычно содержали 4 песни и издавались на 10-дюймовых пластинках (45 оборотов в минуту).

Сегодня под «Extended Play» или «мини-альбомом» понимают музыкальную запись в количестве от 4 до 8 треков, независимо от того, в каком формате или на каком носителе они изданы. Все что свыше 8 песен – это уже альбом.

Eminem EP

В цифровую эпоху формат EP выбирают артисты, которые не хотят частить с синглами, но и не желали бы, чтобы их забывали, пока они год или дольше записывают новый альбом.

Фокус на выпуске «мини-альбомов» – это своего рода срединная издательская стратегия, позволяющая сольному артисту или бэнду достаточно часто представлять новый материал. Но при этом не выглядеть как типичный дропер синглов, желающий достучаться до аудитории любой ценой и как можно быстрее.

Альбом, он же Long Play

Это почтенный формат музыкального релиза с большой и славной историей. «Эра альбомов» продержалась примерно с конца 1960-х по 2005 год. В этот период альбомы сначала издавались на виниловых пластинках (чаще всего размером 12 дюймов, 33⅓ оборота в минуту), а затем к ним присоединились компакт-кассеты и CD.

Также некоторое время существовала практика издания альбомов на катушках с магнитной лентой – для катушечных магнитофонов. Но формат проиграл компакт-кассетам из-за дешевизны последних.

Long Players – пластинки с узкой канавкой, на которые можно было записать более 8 поп-песен или целую симфонию, разработала в 1948 году американская компания Columbia Records. Поначалу словосочетание Long Play было ее торговой маркой, но со временем стало названием формата музыкального релиза.

Лонгплей винил

Сегодня термином Long Play или «альбомом» в поп-музыке принято называть любую запись, в которой содержится более 8 треков. Альбомы издаются на всех традиционных физических носителях, которые имеют коллекционную ценность. А в повседневной жизни LP в основном встречаются со слушателями на стриминговых платформах.

В XXI веке «альбомный» формат далек от доминирования. Связано это с тем, что на стримингах правят бал рекомендательные алгоритмы, которые обычно предлагают слушателям сборные плейлисты, состоящие из единичных треков разных артистов.

То же касается плейлистов не алгоритмических, а тех, что составлены работниками стриминговых платформ (редакционные) и плейлистов обычных слушателей (пользовательские).

Артисты всех мастей стремятся попасть со своими треками в редакционные и популярные плейлисты сторонних пользователей. Поэтому EP и альбомы имеют как бы «отрицательную фору» в конкуренции музыкальных релизов.

В «Эпоху альбомов» лонгплеи часто обладали жанровым и стилистическим единством. Иногда альбомы имели концепцию – например, сквозную историю. Из сравнительно недавних примеров таким был альбом «Горгород» Оксимирона 2015 года. Сегодня концептуальные альбомы – нечастое явление.

Какой формат релизов выбрать начинающему артисту

В начале карьеры разумно придерживаться политики «один сингл в месяц». Во-первых, это связано с особенностью потребления музыки собственно слушателями. Как мы уже выяснили, подавляющее большинство потребителей мыслят именно синглами и плейлистами состоящими из отдельных песен разных артистов.

Во-вторых выход сингла – это железобетонный, а не высосанный из пальца информационный повод, который позволяет артисту настойчиво привлекать внимание существующих и потенциальных фанов.

Реклама нового сингла, в какой бы форме она ни преподносилась, выглядит более естественной и искренней, чем любая другая форма музыкального контент-маркетинга.

Задача начинающего артиста состоит в том, чтобы «мелькать» чаще и набирать ядро своей будущей аудитории. Синглы помогают с этим эффективнее, чем другие форматы релизов.

Для артиста «с историей» EP и полноформатные альбомы могут создать большие информационные поводы, и, как следствие, фокус внимания меломанов может задержаться на его имени дольше, чем в случае выхода сингла.

Однако вышесказанное не является универсальным рецептом. В нашу эпоху все еще нередки случаи, когда дебюты именно в формате альбома приносят артисту или группе-ноунейму первую значительную известность.

Владимир Лакодин

Подпишитесь на наш канал:
Нас уже более 240 000
Читайте также:
Все статьи
Товары по теме