Горячая линия8 800 250 55 00

«Чистка» вокала или делаем «идеального» исполнителя.

 

Многие даже и не подозревают, какой объем работы скрывается под банальной фразой «запись и обработка вокала», а для большинства обывателей подобная обработка представляет из себя процесс под названием «Сделать вокал поярче и накинуть ревера». Помимо применения эквализации, компрессии и пространственной обработки есть еще один немаловажный этап, важность которого многие недооценивают и пропускают – это «чистка» вокала. А этот этап, помимо наличия хороших исходников (т.е. качественно записанного исполнения), напрямую влияет на конечный результат.

 

К сожалению, человек - не машина, и идеально точно не может совершать определенные действия, а в нашем случае – совершенно идеально петь. Даже если этот человек – профессионал высочайшего класса, всегда можно найти определенные недочеты в исполнении. Но в этой статье мы будем говорить не о певцах-профессионалах, а о среднестатистических исполнителях, обращающихся в студию звукозаписи для того чтобы записать песню «в подарок» или просто для себя (например, песню собственного сочинения).

 

Наверное, многие уже догадались, о чем будет идти речь? Совершенно верно – одним из пунктов будет исправление фальшивых нот, но перед этим хотелось бы осветить другой, так же немаловажный пункт в процессе «чистки» вокала.

 

Многие не раз слышали эти слова: «грув» и «кач» и скорее всего, имеют представление об их значении. Так вот, именно из-за них мы в такт двигаем головой, отстукиваем ногой ритм, двигаемся в танце, т.е. испытываем определенный эмоциональный подъем. А вот представим на секунду, что в песне, что заставляла нас сорваться с места и затанцевать, вокал вдруг перестанет совпадать с ритмикой музыки, т.е. как многие говорят «зазвучит мимо кассы»… Под такую песню уже вряд ли захочется танцевать (а может даже и слушать её), т.к. наступит чувство определенного дискомфорта, которое сможет уловить даже музыкально «неодаренный» человек.

 

Держа в памяти все вышеизложенное, мы подошли к первому пункту этапа «чистки» вокала: редактирование ритмических неточностей. Конечно, с подобными «косяками» надо бороться еще на этапе записи, но за всем не уследишь в процессе, и какие-то моменты можно запросто упустить из виду. Да и если у нас на руках уже записанный материал (т.е. заказчик принес его с собой, записав в другой студии) и перезаписать уже невозможно? Несомненно, при критическом расхождении в ритмике (а такое редко, но все же бывает) нужно обязательно указать на это исполнителю и попросить по возможности перезаписать материал. Но даже если в целом все в порядке мы можем сделать запись еще лучше!

  

Итак, приступаем! Все что нам нужно в самом начале – это внимательно прослушать записанный материал, обращая внимание на ритмические неточности исполнения (где-то запаздывает, где-то раньше звучит слово или фраза и т.д.) Даже, казалось бы, небольшие ритмические сдвиги могут в корне изменить тот самый общий «грув» песни и либо испортить её, либо заставить звучать именно так как надо! Особенно это касается проектов, в которых есть более одного исполнителя (одновременно) или есть бэк-вокал. Такие оплошности как неодновременное начало фраз, «снятие» вразнобой, ритмические расхождения в одном и том же слове или фразе – все это смазывает общую картину, делая звучание вокала нечетким и «замыленным», смазывая общую ритмику. Все это нужно исправлять, разделяя, двигая, удлиняя или укорачивая определенные части вокальных дорожек относительно друг друга. Так же можно использовать куски для замены из других похожих частей (например, если есть два одинаковых припева) – просто подставить вместо неудачного варианта (или части) другой. Для достижения цели хороши все средства, да и производители ПО не дремлют. Для помощи в этом кропотливом деле существует специализированная программа синхронизации вокальных дорожек – SynchroArts VocAlign, которая в автоматическом режиме «подгонит» ритмику вокальных дорожек между собой. VocAlign прекрасно справляется с выравниванием голосов партий бэк-вокала или «даблов» в речитативе. Но каким бы ни был технологический прогресс, всегда доверяйте своему слуху! Если после редактирования стало звучать хуже (или неестественно), значит, либо нужно искать компромисс, либо вы слишком сильно где-то переусердствовали или что-то сделали не так.

 

С ритмическими недочетами разобрались. Что же дальше? А дальше как раз один из самых сложных пунктов процесса «чистки» - исправление фальшивых нот. И даже не думайте, что загрузив на дорожку плагин Antares Autotune (или ему подобный, работающий в автоматическом режиме, например T.C. Electronic Intonator) работа над исправлением закончена. Бесспорно, если исполнитель отработал на 5+ при записи и особо критичной «лажи» в исполнении нет, то можно воспользоваться и «автоматом», но мы речь ведем далеко не о профессионалах…

 

Возникает резонный вопрос: а всегда ли нужно прибегать к исправлению фальшивых нот, даже если еле-еле слышно эту «лажу»? По-хорошему - практически всегда. Ибо даже малейшие неточности в интонировании могут вызывать диссонансы, которые будут очень сильно влиять на звучание вокала в песне. Самое главное не перегнуть палку и не выправить вокал так, чтобы исполнитель стал похож на робота (конечно же, если не преследуется такая художественная цель). Иногда, для сохранения естественности звучания, достаточно исправить только самые неточные ноты, не прибегая к общему редактированию (или авто выравниванию). Но зачастую править приходится чуть ли не каждое слово.


На сегодняшний день существует немало программ, позволяющих редактировать и исправлять фальшивые ноты: Antares AutoTune, Celemony Melodyne, Waves Tune, специальные встроенные в DAW редакторы и т.д. Какой именно инструмент использовать – дело лично каждого. Самое главное в этом деле – иметь достаточно хороший слух и разбираться хотя бы в элементарной теории музыки. Без этого браться за исправление фальшивых нот нет никакого смысла!

  

Тем не менее, вот несколько советов, которые пригодятся при редактировании и исправлении фальши:

 

  • опасайтесь изменения высоты тона свистящих и шипящих звуков – они при этом очень сильно искажаются, становятся неестественными – самый лучший вариант не трогать их вообще или изолировать, оставив такими, какие есть изначально;
  • обращайте внимание на интонирование длинных нот – зачастую вокалисты либо занижают, либо завышают окончания;
  • если не получается исправить ноту целиком – поделите на несколько частей и редактируйте отдельно;
  • если в вокальной фразе присутствует часть, где исполнитель проговаривает пару-тройку слов (по задумке песни) – не нужно пытаться делать из этого вокальную партию, просто оставьте речитатив как есть;
  • зачастую не стоит «исправлять» вокальные форшлаги, объединяя две ноты в одну. Лучше подобрать разделенные ноты на слух – так будет звучать естественнее;
  • слишком радикальное повышение или понижение ноты может привести к драматическому изменению тембра, т.е. при подобном повышении из мужского голоса может получиться женский или детский, а зачастую «инопланетный» голос;
  • в любом случае, при редактировании пытайтесь сохранить естественность звучания голоса, не привнося излишнего механического и искусственного оттенка. 

 

Подытоживая часть об исправлении фальшивых нот, стоит отметить следующий факт: так уж сложилось в наши дни (да и отдельное спасибо СМИ, маркетологам и рекламе), что большинство считают, что можно не обладая какими-либо вокальными навыками прийти в студию, кое-как что-то напеть и после магических действий звукорежиссера из «абы какого исполнения» вдруг получится шикарный вокальный трек.… Но, к сожалению, все далеко не так. Не каждое исполнение можно привести в порядок, не потеряв при этом естественности звучания, поэтому прогресс прогрессом, а вокальные навыки исполнителя превыше всего! Кроме того, ни одна программа не научилась за исполнителя передавать эмоции и характер – если певец спел вяло и нудно, то, как не редактируй, так оно и останется звучать – вяло и нудно.

 

Наконец, остался у нас последний пункт в «чистке» на пути к «идеальному» исполнению – это автоматизация. И этот пункт очень часто вместе с первым (исправление ритмических неточностей) остается без внимания, хотя достаточно сильно облегчает жизнь при последующей обработке вокала.

  

Итак, начнем с того, что среднестатистический непрофессиональный исполнитель не владеет в совершенстве своим голосом, поэтому может отдельные фразы (и даже слоги) пропевать либо тише, либо громче, или выделять (или наоборот делать тише) определенные звуки, т.е. петь с разной динамикой. «Так можно же компрессор использовать!»– скажут многие и отчасти будут правы, НО! Задача автоматизации состоит не столько в том, чтобы сделать всю работу за приборы динамической обработки, сколько помочь им в дальнейшей работе и не дать вылезти лишним звуковым артефактам. Наша задача будет состоять в том, чтобы «усреднить» уровни громкости в различных участках вокальной дорожки (причем используя свой слух, а не индикаторы или графическое отображение трека, хотя последнее часто помогает). Т.е. сделать так, чтобы одна фраза (или слог) не звучала намного громче (или тише) другой. Для этого мы можем разрезать проблемные участки и изменять громкость каждого, или же воспользоваться огибающей громкости вокального трека, «нарисовав» ею изменения уровня громкости. По сути, мы будем выполнять работу компрессора вручную, но поверьте – оно того стоит! В дальнейшем работа компрессора станет не такой явной (что, конечно же, отразится на звучании, т.к. понадобится по сути т.н. «сглаживающая» компрессия), и его настройки можно будет подобрать намного быстрее и легче. Более того, если у нас имеются явные и громкие свистящие и шипящие звуки, после обработки компрессором и эквалайзером они могут стать еще громче и еще резче! Поэтому стоит до обработки вырезать и понизить уровень этих звуков вручную (или же «нарисовать» огибающую громкости в этих местах) – практически всегда такая ручная редакция приносит намного больше пользы, чем обработка «дэессером».

 

Также мы можем почистить вокальную дорожку от ненужных звуков и шумов в паузах (просто вырезав пустые куски и «сгладив» начало и конец обрезанных кусков, используя плавный fade in/out), сделать более плавное затухание длинных нот (тем же самым fade out или огибающей громкости), смягчить атаку на некоторых согласных (автоматизация огибающей громкости), избавиться от излишне громкого дыхания. Зачастую не нужно вырезать все вздохи – достаточно лишь сделать их короче и тише – в противном случае может потеряться естественность исполнения.

 

В итоге, если усердно поработать над этими тремя пунктами в процессе «чистки» вокала, можно считать, что сделан огромный шаг навстречу «идеальному» вокалу! Результат не заставит себя долго ждать, и последующая обработка станет намного проще, приятнее и принесет желаемые плоды без каких-либо лишних сложностей. Конечно же, каждый вправе отказаться от этой кропотливой ручной работы и доверить всю обработку «автомату», но поверьте – «профессиональное звучание» это не только запись, сделанная на профессиональном оборудовании, но и титаническая работа профессионалов, которые не боятся и не пренебрегают долгой работы над мелочами.

 

Борисов Александр (Alex B@ss)

www.bassrecords.ru