Синтезаторы: все, что надо знать перед покупкой

30 июн 2022

Наверное, каждый хоть раз видел синтезатор вживую или на картинке. Возможно, даже играл на нем. И уж точно слышал его. Это довольно распространенный инструмент, без которого трудно представить себе концерт поп-звезд, да и исполнителей других жанров, работу аранжировщиков, музыкантов и т.д. Часто слово «синтезатор» ассоциируется с электронной музыкой, когда стоит нажать одну клавишу, и музыка сама по себе играет, хотя это очень ограниченное представление об этом инструменте. Современные синтезаторы имеют столь широкие возможности, о которых вы, возможно, и не знаете. История синтезатора как готового инструмента насчитывает уже более сотни лет, начав свое существование аж в 19 веке.


История возникновения

Невероятно, но идея создания синтезаторов возникла при прослушивании органной музыки. Ведь как устроен церковный классический орган? Одна большая труба задает основной тон, он звучит совместно с обертонами, воспроизводимыми меньшими трубами – так создается единый звук с богатым тембром, который и представляет собой синтез нескольких звуков для получения нового. Именно устройство органа сподвигло немецкого ученого Г. Гельмгольца в середине 19 века проводить опыты с камертонами. При подведении электрического заряда к камертонам, один из них задавал основной тон (подобно большой трубе органа), а другие камертоны, настроенные на различную высоту тона, воспроизводили обертона.


Первым электрическим синтезатором, как единым устройством, стал музыкальный инструмент Телгармониум, сконструированный в 1897 г. американским ученым Т. Кэхиллом. Он состоял из 145 динамо-машин и рупоров, которые воспроизводили звук. Это был инновационный музыкальный инструмент, рабочий, но он не получил широкого распространения и был создан лишь в трех экземплярах по причине своей громоздкости: вес такого устройства составлял от 7 до 200 тонн.


А вот синтезатором, получившим настоящее призвание, стал терменвокс, который был создан в 1920 г. русским ученым Львом Терменом. Играть на таком инструменте приходилось, не прикасаясь к нему: достаточно было водить определенным образом руками в пространстве вокруг специальных антенн. Размеры инструмента были гораздо меньшими по сравнению со своим предшественником, он быстро стал популярным, но требовал от исполнителей определенной сноровки и наличия музыкального слуха. Подобный инструмент можно встретить и по сей день.


Дальше изобретение и производство различных видов синтезаторов пошло гораздо быстрее, какие-то из попыток оказывались неудачными, а какие-то коммерчески успешными. Особо можно отметить орган Хаммонда и Меллотрон Mark I, которые пользуются популярностью даже сегодня.


Но массовое распространение синтезаторы получили лишь в 60-е годы прошлого века, что было связано с изобретением в 1964 году американским ученым Робертом Мугом модульного синтезатора MOOG, который был довольно доступным по цене, а в 1970 году еще более бюджетного синтезатора MINIMOOG. Именно эти события и можно считать отправной точкой повсеместного распространения синтезаторов, так как разработки Р. Муга лежат в основе очень многих современных синтезаторов.


Виды синтезаторов

Современные синтезаторы можно классифицировать по различным признакам, будь то внутреннее устройство, тип синтеза, клавиатура, назначение и т.д. Рассмотрим основные характеристики синтезаторов и как по ним можно их классифицировать.

1.Технология создания звука

Если в основу классификации синтезаторов положить технологию, на которой они основаны, то можно выделить следующие типы синтезаторов.

Аналоговые синтезаторы основаны на технологии генерации и обработки звука с помощью изменения напряжения в электрической цепи и преобразования электромагнитных волн в акустические. Основным достоинством аналоговых синтезаторов является особый звук, который из-за плавности процессов преобразования звуков получается мягким и теплым. Из недостатков можно отметить довольно высокий уровень шума, что некоторые используют как особую фишку.


Виртуально-аналоговые синтезаторы моделируют работу аналоговых устройств с использованием сигнальных процессоров и математических моделей. Как правило, их цена ниже, чем аналоговых, а возможности существенно шире. Но многим звук данного типа синтезаторов кажется слишком стерильным и недостаточно живым.


Цифровые синтезаторы похожи на предыдущий тип тем, что тоже используют математические модели, но в отличие от них не имеют привязки к аналоговым моделям, поэтому могут работать на абстрактных алгоритмах. Цифровые синтезаторы могут работать на сигнальных и обычных процессорах, которые выполняют конкретную программу.


2.Полифония

По числу воспроизводимых голосов все синтезаторы можно разделить на две группы.

Монофонические синтезаторы при одном нажатии могут воспроизводить лишь один звук (одну ноту), то есть вы не сможете сыграть полностью аккорд, а лишь мелодию по нотам. Подобные синтезаторы используют для извлечения басовых звуков и воспроизведения ярко-выраженных лид-инструментов в ведущих партиях.

Полифонические синтезаторы при одном нажатии способны воспроизводить несколько нот (голосов), число которых определяется конкретной моделью устройства. Подобные синтезаторы используют для получения мелодии, богатой тембрально, для создания определённой атмосферы.

3.Типы синтеза

Синтезаторы также можно классифицировать по типу синтеза звуков.

Аддитивный тип синтеза: несколько волн с различными амплитудами и частотами накладываются друг на друга, образуя суммарный сигнал. То есть несколько звуков, одновременно звучат, создавая богатый тембр. Богатство же тембра зависит от количества осцилляторов (устройств, которые генерируют волны). Следовательно, чтобы получить большую палитру звуков, синтезатор должен обладать большим количеством осцилляторов, что вызывает сложности в техническом исполнении и влечет за собой высокую стоимость продукта. Пример: Kawai K5


Субтрактивный тип синтеза предполагает прохождение исходного сигнала через различные фильтры, огибающие и процессоры эффектов. То есть в отличие от предыдущего типа синтеза, сигнал не обогащается (суммируется), а как бы вычитается, убирая всё лишнее. Отсюда и основное требование к исходному сигналу — иметь максимально насыщенный спектр. Данный тип синтеза широко распространен, благодаря возможностям, которые он дает в совокупности с относительной простотой реализации в конечном продукте. Пример синтезаторов с субтрактивным типом синтеза: KORG MONOLOGUE и KORG MINILOGUE.


FM-синтез (или частотно-модуляционный), когда каждый осциллятор способен модулировать, значит изменять частотную характеристику осциллятора. Важно, что пользователь может сам выбирать, какой осциллятор будет ведущим, а какой – ведомым. Количество осцилляторов (их еще называют операторами) влияет на число возможных комбинаций звука, поэтому синтезаторы с данным типом синтеза позволяют создавать сложные звуковые фактуры. Синтезаторы с FM-синтезом получили свою распространение в 80-х годах прошлого века, именно тогда в синтезаторах стали использовать электронные тембрально сложные звуки других инструментов: скрипок, саксофонов, даже колокольчиков и т.д. Пример: KORG OPSIX, YAMAHA DX7


Сэмплерный тип: синтезатор работает с заранее записанными и загруженными в его память сэмплами, воспроизводя и обрабатывая их. Синтезаторы сэмплерного типа обрели популярность также в 80-х годах и позволили наполнить музыкальную эстраду того времени новыми тембрами. Пример: клавишные инструменты CLAVIA NORD.


Таблично-волновой синтез позволяет формировать звук с помощью воспроизведения какой-то части элементарных сэмплов — волн, шумов, импульсов, причем абсолютно разных, что открывает поистине безграничные возможности. Это наиболее прогрессивный современный метод синтеза, который довольно часто используется в цифровых синтезаторах, применяемых в рабочих станциях. Пример: KORG WAVESTATE.


Гибридный тип синтеза сочетает несколько разных его типов. Пример: ARTURIA MINIBRUTE 2.


4.Тип клавиатуры

Клавиатура – очевидный атрибут любого синтезатора по мнению неискушенного пользователя. Однако, это не совсем так. Ведь синтезаторы могут представлять собой и компактные модули без клавиатуры либо с небольшой кнопочной клавиатурой или даже tuch-панелью.


Хотя, конечно, большая часть синтезаторов всё же имеет обычную классическую клавиатуру в 25-88 клавиш, составляющие 1-4 октавы. По механике клавиатуры можно разделить на следующие типы.


Синтезаторного типа. Такие клавиши называются еще невзвешенными или органными, они легкие, обычно изготовлены из пластика, для нажатия на них не требуется усилия, под клавишами расположена мягкая пружина, сами клавиши нечувствительны к скорости нажатия. По размеру и тактильным ощущениям такие клавиши не похожи на фортепианные.


Полувзвешенные клавиши также имеют пружину, но уже большей жесткости, что увеличивает время отклика, то есть скорость возвращения клавиши в исходное положение.

Молоточковая клавиатура или взвешенная – наиболее совершенный тип клавиш, который обеспечивает реалистичные ощущения при игре, как если бы вы играли на акустическом инструменте. Данный тип клавиатуры является чувствительным к касанию, то есть громкость звучания ноты зависит от скорости нажатия. Функция послекасания, характерная для данного типа клавиатуры, меняет характер звука, в зависимости от давления на клавишу после самого нажатия.


Как выбрать синтезатор

На что обращать внимание при выборе синтезатора? Вот основные параметры, на которые стоит ориентироваться.

1.   Цель. Для чего вам нужен синтезатор: для обучения, работы, ребенка, выступлений, аранжировки и т.д. От целей приобретения инструмента зависит его тип и требуемые характеристики.

2.   Бюджет. От этого зависит, что вы можете себе позволить в инструменте: это и тип клавиатуры, и наличие эффектов, и количество осцилляторов, и производитель.

3.   Тембры. У аналоговых синтезаторов меньше тембров, но звучат они теплее и гармоничнее, а вот цифровые синтезаторы могут похвастать большим количеством тембров (это и рояли, и органы, и духовые, и ударные инструменты). Чем выше качество и количество тембров, тем дороже синтезатор, мультитембральность – высший пилотаж.

4.   Автоаккомпанемент представляет собой набор готовых ритмических партий в различных музыкальных стилях, под которые вы можете наигрывать мелодию. В настоящее время автоаккомпанемент встречается, как правило, в детских синтезаторах, бюджетных моделях или синтезаторах для обучения.

5.   Объем памяти вам должен сказать только об одном: чем больше – тем лучше. Память используется для хранения пользовательских настроек, сэмплов и т.д.

6.   Встроенные эффекты значительно расширяют возможности синтезаторов. Их количество и качество зависит от уровня инструмента, от производителя и от его стоимости.

7.   Разъемы синтезатора характеризуют его функциональные особенности. Какой вход или выход может именно вам понадобиться зависит от того оборудования, которое вы планируете использовать совместно с синтезатором, ну, и от целей приобретения синтезатора.

8.   Секвенсор и арпеджиатор – полезные дополнительные функции синтезатора. С помощью секвенсора можно производить звукозапись и редактировать ее, количество дорожек секвенсора может в разных моделях составлять от 1 до 17. Арпеджиатор же позволяет автоматически проигрывать арпеджио на базе аккордов или выбранных нот, а также управлять параметрами воспроизведения.

9.   Дополнительные параметры: встроенная система обучения, встроенные динамики и их характеристики, подсветка клавиш, дисплей и т.д.


Характеристик и особенностей синтезаторов очень много, которые в различном сочетании дают разные модели. Поэтому выбор моделей синтезаторов очень велик. Вы всегда сможете найти тот инструмент, который подойдет именно вам по вашим потребностям и кошельку. Поэтому изучайте рынок предложений и будьте в курсе новинок.