Сейчас быть битмейкером модно, выгодно и интересно. Как видно, слово это английского происхождения и дословно переводится как «производитель ритма», то есть тот, кто задает ритм, бит. В настоящее время битмейкинг всё больше набирает популярность в России и в мире. Начинаясь обычно как модное увлечение, битмейкинг переходит в серьезную профессию, полностью погружая в этот интереснейший творческий процесс талантливых людей. Именно талантливых, на одной работоспособности тут не выйти на профессиональный уровень.
Быть битмейкером не только модно, но и прибыльно. Но прежде чем выйти на должный уровень профессионализма, признания и доходов, придется многому научиться, потратить время, силы и даже средства. Битмейкинг потребует от вас некоторых знаний в области звуковой инженерии, возможно, музыкального образования. Конечно, знание нотной грамоты добавит профессионализма вашей деятельности как битмейкера, но иногда важнее наличие таланта и стремления учиться и развиваться. Имея музыкальный слух и чувствуя ритм, вы имеете все шансы стать битмейкером, а профессионализм придет с опытом. Поэтому если вы мечтаете через полгода-год стать крутым битмейкером (а не широко известным в кругу школы или района), забудьте об этом! Только годы упорной работы в связке с талантом приведут вас к вершине мастерства.
А начать лучше всего с музыкальной школы, если же уже поздно учиться, тогда начинаем с компьютера. Сначала битмейкингом нужно «заболеть», то есть очень увлечься этой идеей. Поначалу это занятие может вам показаться чем-то легким и развлекательным, но когда вы сядете за комп и откроете софт, эйфория пройдет, а придет понимание, что нужно учиться и много работать, чтобы разобраться во всех возможностях программного обеспечения. Некоторые на этом этапе прощаются с идеей битмейкинга.
Если же вы всё еще полны решимости, то вам в помощь видеоуроки, форумы, мастер-классы и множество других полезных ресурсов Сети. Запаситесь терпением, возможно, вы создадите свое первое произведение спустя 4-5 лет, но может и раньше.
Создание бита начинается с выбора скорости композиции (bpm). Затем музыкант пишет основную музыкальную мелодию, которая будет повторяться на протяжении всего проекта. От мелодии пляшем дальше: гармонично внедряем другие звуки, сопровождающие мелодию, поддерживая разнообразие всего бита. Можно работать и по-другому: написать качающую ударную партию, а уже затем работать с мелодией и прочими звуками.
После воплощения музыкальных идей в форму аудиозаписи начинается процесс сведения: нужно выровнять баланс громкостей инструментов, выполнить эквализацию, автоматизацию эффектов и так далее так, чтобы все инструменты звучали четко и качественно. Заключительным этапом в создании композиции является мастеринг, так сказать, ее шлифовка.
Не верьте обучающим курсам, которые обещают научить вас за пару недель писать биты. Этому нельзя научиться за пару дней или месяц. Вы можете понять принцип написания, а качество придет лишь с опытом! Чтобы добиться каких-то ощутимых результатов, нужно заниматься этим достаточно длительное время.
Спустя много часов проведенных за компьютером, приходит не только опыт, но и стремление сделать что-то большее, более масштабное. К тому времени вы уже сможете легко и быстро собрать трек, чувствуете себя в профессиональном софте как рыба в воде, и вот тогда вы, возможно, захотите стать полноценным артистом или продюсером. И тогда вы со своим багажом знаний, опытом создания и сведения треков будете на голову выше своих коллег без битмейкерского прошлого. Представьте: вы уже знаете толк в аппаратуре, качественной музыке, мастеринге, привыкли терпеливо доводить трек до совершенства, владеете определенными навыками - да вам цены нет! Но это ваше будущее, вернемся к настоящему и вашим первым шагам в битмейкинге.
Для начала вам придется запастись необходимым оборудованием, собрать свою домашнюю студию, поэтому придется заложить на это определенный бюджет. В основе покупки оборудования должно лежать желание быть битмейкером, иначе не стоит даже заморачиваться и тратить деньги!
Это основной инструмент битмейкера. Без него просто никуда. компьютер должен быть, причем на первых порах любой. Но если вы планируете создавать что-то серьезное, то и комп должен соответствовать, чтобы вытянуть профессиональный софт и не лагать при этом. Опираясь на свой бюджет, выбираем стационарный компьютер или ноутбук с большой оперативной памятью и шустрым процессором. Ноутбук выйдет подороже, но окупится своей мобильностью.
Почему наушники, а не мониторы? Во-первых, вы никому не будете мешать, в сотый раз проигрывая один и тот же кусок трека. Во-вторых, это дешевле, чем брать студийные мониторы и аудиокарту, а наушники мониторного типа позволит вам работать со звуком хорошего качества.
Переход на более качественный уровень сформирует у вас потребность в хорошем звуке и дополнительных возможностях, а значит вы задумаетесь о покупке аудиокарты, которая существенно расширит не только ваши музыкальные возможности, но и позволит подключать MIDI-контроллеры, мониторы, различные музыкальные инструменты, микрофоны и другое оборудование.
Потребность в хорошем, максимально реалистичном звуке смогут удовлетворить студийные мониторы. Их выбор на рынке музыкального оборудования сейчас просто огромен. Всё о студийных мониторах вы можете почитать здесь, а об особенностях их расположения в студии здесь.
Для битмейкера-оранжировщика MIDI-контроллер является важным оборудованием, отодвигающим даже микрофон на второй план. Лучше взять контроллер с клавиатурой в 49 клавиш, если не позволяют бюджет или пространство, то компактный вариант с 25 клавишами тоже возможен.
Микрофон позволяет битмейкеру самостоятельно записывать и обрабатывать семплы, песни и т.д. Важно, чтобы микрофон комплектовался поп-фильтром, либо купите его отдельно.
Для написания электронной музыки и аранжировки есть множество программ, возможности которых поистине безграничны. Программы эти профессиональные, лицензионные и недешевые, хотя на просторах интернета можно сейчас найти всё что угодно.
Наиболее популярными программами среди битмейкеров являются FL STUDIO и ABLETON, которые уже много лет существуют на рынке, хорошо себя зарекомендовали, но постоянно совершенствуются, идя в ногу со временем. Программа FL STUDIO вышла на рынок в начале 2000-х, но стала популярной среди профессионалов лишь 2012 году. Программа постоянно обновляется, предлагая современные решения для вашего творчества, с ней работают, например Слим, Смоки Мо, Drummatix, GONE.Fludd.
Программное обеспечение ABLETON LIVE возникло примерно одновременно с FL STUDIO, но имело меньшие возможности. Сейчас же это полноценный программный комплекс для создания музыки и для живых выступлений, которым пользуются профессиональные артисты, композиторы, диджеи и аранжировщики (например, Грибы, Morgensthern, Slava Marlow).
А вообще не спешите с выбором оборудования и софта, ведь это главные инструменты битмейкера. Лучше подороже, но лучше. Конечно, если вы решили заниматься битмейкингом всерьез. Не пренебрегайте отзывами и обзорами в сети, они помогут вам сделать правильный выбор.
По-настоящему талантливый битмейкер может обыграть основную музыкальную тему посредством собственных губ, рук и чувства такта, виртуозно совмещая в себе функции композитора и аранжировщика. Даже примитивный речитатив интересно заиграет в его руках. Рэперы читают тексты под упрощённый ритм, который необходимо разнообразить музыкой. Битмейкер – это настоящий творец и деятель искусства в области рэпа и хип-хопа.
Поначалу битмейкинг не рассматривался композиторами и аранжировщиками всерьез, но за последние несколько лет их мнение кардинально изменилось. Битмейкеры сегодня признаны музыкальной индустрией, отлично зарабатывают и занимаются любимым творчеством! Попробуйте и вы, если чувствуете в себе талант и владеете компьютером. Успехов в творчестве!