Игра медиатором на электрогитаре — это основополагающий навык, который позволяет гитаристам извлекать чистые, четкие и выразительные звуки. Поэтому каждому начинающему гитаристу важно научиться играть медиатором. Медиатор, представляющий собой маленькую пластинку, обычно изготавливается из пластика, металла или других материалов и используется для щипка струн. Этот способ игры значительно расширяет возможности музыканта, позволяя выполнять быстрые пассажи, сложные ритмические рисунки и разнообразные техники. Игра медиатором важна для понимания основ гитарного исполнения, развития техники и достижения музыкальной выразительности. Итак, сегодня поговорим о том, как играть медиатором на гитаре.
Медиатор — это небольшой плоский инструмент, используемый гитаристами для щипка струн. Обычно он изготавливается из пластика, но может быть сделан и из других материалов, таких как металл, дерево или кость. Форма медиатора варьируется, но чаще всего он имеет каплевидную или треугольную форму с заостренным концом, который контактирует со струнами.
Медиатор позволяет гитаристу извлекать чистые и четкие звуки, контролируя атаку и динамику, и используется в разных жанрах, от рока и металла до джаза и поп-музыки. Медиаторы применяются в различных техниках, таких как альтернативный штрих (чередование движений вниз и вверх), свипинг (плавный переход от одной струны к другой) и гибридный щипок (комбинация игры медиатором и пальцами).
1. Материал. Разные материалы медиаторов влияют на звук и ощущение при игре. Пластиковые медиаторы часто дают теплый и мягкий звук, в то время как металлические могут звучать ярче и громче.
2. Толщина. Толщина медиатора измеряется в миллиметрах и может значительно влиять на стиль игры. Тонкие медиаторы (от 0,38 до 0,73 мм) подходят для ритмической игры и аккордов, в то время как толстые (от 1,0 мм и более) лучше подходят для соло и скоростных техник.
3. Форма. Стандартные каплевидные медиаторы удобны для большинства стилей игры. Однако существуют специальные формы для определенных техник, например, треугольные медиаторы для бас-гитары или джазовые медиаторы меньшего размера.
Правильное удержание медиатора является важным аспектом техники игры на гитаре, поскольку оно влияет на удобство, точность и контроль над звуком. Рассмотрим подробно как нужно держать медиатор при игре на гитаре и как им пользоваться.
1. Прежде чем начать, убедитесь, что вы выбрали медиатор подходящей толщины и формы. Для начинающих часто рекомендуются медиаторы средней толщины (около 0,73 мм) и стандартной каплевидной формы.
2. Начните с расслабления правой руки (если вы правша; если левша — левой). Избегайте напряжения, так как это может затруднить игру и привести к усталости.
3. Слегка согните указательный и большой пальцы, как будто вы держите небольшую монету. Держите медиатор параллельно подушечке вашего согнутого указательного пальца, так чтобы его острый конец выступал из-под пальца примерно на 3-5 мм.
4. Прижмите медиатор большим пальцем сверху. Он должен перекрывать часть медиатора, удерживая его в стабильном положении.
5. Найдите удобный угол наклона: попробуйте слегка наклонить медиатор вниз (примерно под углом 45 градусов) к струнам. Это поможет вам легче скользить по струнам и избежать зацепления. Избегайте слишком большого наклона: он может затруднить контроль над звуком и привести к нечетким нотам.
6. Убедитесь, что медиатор не скользит и не выпадает при игре, но при этом не держите его слишком крепко, чтобы не возникало напряжения.
7. Держите руку расслабленной и свободной, позволяя медиатору двигаться естественно при щипке струн.
8. Регулярная практика поможет вам привыкнуть к удержанию медиатора и развить уверенность в его использовании.
9. Попробуйте немного изменять позицию и угол наклона медиатора, чтобы найти наиболее удобное и эффективное положение.
10. Следите за тем, как медиатор влияет на звук. Более легкий и аккуратный щипок может дать мягкий и плавный тон, а более сильный — яркий и громкий.
Правильно держать медиатор в руке - это индивидуальный процесс, и каждому гитаристу может потребоваться время, чтобы найти свой идеальный способ. Рассмотрим различные техники игры медиатором.
Техника игры боем медиатором (strumming) является основополагающим элементом для ритмической игры на гитаре. Она включает в себя чередование движений медиатора вниз и вверх по струнам, создавая ритмический рисунок. Играть бой медиатором - это, по сути, то же самое, что бой пальцами, только вместо пальцев струн касается медиатор.
1. Сядьте или стойте удобно: если вы сидите, держите гитару на правом бедре (если вы правша). Если стоите, используйте ремень для поддержки гитары.
2. Расслабьте плечи и руки, чтобы движения были плавными и свободными.
3. Правильно зажмите в пальцах медиатор.
1. Движение вниз (Downstroke): начните движение сверху, двигайте руку вниз через все струны. Используйте кисть и предплечье для контроля силы удара. Более легкий удар создаст мягкий звук, более сильный — громкий и яркий.
2. Движение вверх (Upstroke): начните движение снизу, двигайте руку вверх через все струны. Движение вверх обычно должно быть мягче, чем движение вниз. Это помогает создать плавный и ровный ритмический рисунок.
1. Чередование движений вниз и вверх: практикуйте чередование движений вниз и вверх (например, 1-2-3-4, где 1 и 3 — вниз, 2 и 4 — вверх).
2. Постепенное увеличение темпа: начните медленно и постепенно увеличивайте скорость, сохраняя точность и ритм.
3. Усложнение ритма: практикуйте ритмы с паузами (например, вниз — пауза — вверх — пауза) и акцентами на определенных ударах.
4. Использование разных ритмических рисунков: пробуйте различные ритмические рисунки (например, вниз-вниз-вверх-вверх-вниз-вверх).
5. Экспериментируйте с различной силой ударов для создания динамических контрастов.
6. Практикуйте бой на простых аккордах, чтобы сосредоточиться на ритме, а не на смене аккордов.
7. Слушайте песни с различными ритмическими рисунками и пытайтесь воспроизвести их на гитаре.
Техника palm muting: ладонью правой руки слегка прижмите струны у бриджа, чтобы создать приглушенный звук. Используйте palm muting в сочетании с боем для создания различных звуковых эффектов.
Техника percussive strumming: включайте ритмичные удары по корпусу гитары для создания перкуссионных элементов в ритме, комбинируйте обычный бой и перкуссионные элементы для создания более интересного и разнообразного звучания.
Освоение техники игры боем медиатором требует времени и терпения, но с регулярной практикой вы сможете значительно улучшить свои навыки и ритмическую точность.
Техника игры перебором медиатором (picking) предполагает использование медиатора для извлечения звука из отдельных струн, а не одновременного удара по нескольким струнам, как при игре боем. Это позволяет создавать мелодические и арпеджио-фигуры, которые добавляют музыкальности и выразительности игре на гитаре.
Основы техники игры перебором
Примите правильное положение рук и тела, правильно возьмите медиатор (см. выше).
Альтернативный штрих (Alternate Picking): двигайте медиатор вниз через струну, удерживая его под углом к струне, затем двигайте медиатор вверх через ту же струну. Практикуйте чередование движений вниз и вверх для достижения равномерного и ритмичного звука.
Экономный штрих (Economy Picking): если переходите с одной струны на соседнюю, продолжайте движение медиатора в том же направлении (вниз или вверх), чтобы минимизировать движение и увеличить скорость.
Более подробно о практике штрихов расскажем ниже.
1. Простые арпеджио. Начните с простого аккорда, например, C-мажор или G-мажор. Играйте каждую струну аккорда поочередно, начиная с нижней и двигаясь вверх. Попробуйте чередовать движения вниз и вверх для каждой струны.
2. Комбинируйте разные узоры для создания более сложных и интересных мелодических линий.
1. Работа над точностью: начните медленно, чтобы развить точность и контроль, практикуйтесь с метрономом для поддержания ровного ритма.
2. Работайте над синхронизацией движений правой руки (медиатора) и левой руки (гриф).
3. Практикуйте перебор на разных аккордах, чтобы развить координацию и ловкость.
Техника Свифт-пикинг (Sweep Picking): двигайте медиатор плавно через несколько струн в одном направлении (вниз или вверх), создавая быстрый и связный звук. Убедитесь, что каждая нота звучит отдельно, даже при быстром движении.
Техника Гибридный щипок (Hybrid Picking): комбинируйте игру медиатором и пальцами для извлечения звука из струн. Играйте медиатором по нижним струнам, а пальцами (указательным, средним и безымянным) по верхним.
Техника игры медиатором даунстрок (downstroke) — это важный элемент игры на гитаре, особенно в рок, панк и хэви-метал жанрах. Даунстрок представляет собой движение медиатора только вниз по струнам, создавая сильный и четкий звук.
Основы техники даунстрок
Примите правильное положение рук и тела, правильно возьмите медиатор (см. выше).
1. Подготовка к удару: держите медиатор под углом около 45 градусов к струнам. Это позволит медиатору скользить по струнам, создавая чистый звук. Держите кисть расслабленной, позволяя ей свободно двигаться.
2. Начните движение медиатора сверху вниз через струны, начиная с верхних струн и заканчивая нижними.
3. Используйте кисть и предплечье для контроля силы удара. Сильный удар создаст громкий и энергичный звук, а более легкий удар даст мягкий звук.
4. После удара медиатором по струнам продолжайте движение кисти вниз, не останавливаясь сразу после контакта с последней струной.
1. Чередование струн: практикуйтесь на одной струне, выполняя последовательные даунстроки. Начните медленно и постепенно увеличивайте скорость.
2. Практикуйте даунстрок на простых аккордах, таких как G, C и D. Играйте поочередно каждый аккорд, выполняя последовательные даунстроки.
3. Практикуйтесь с метрономом для поддержания ровного ритма. Начните с медленного темпа и постепенно увеличивайте его.
4. Практикуйте различные ритмические рисунки, такие как восьмые ноты (восьмушки) и шестнадцатые ноты (шестнадцатые), используя только даунстроки.
5. Регулярно практикуйте даунстрок, чтобы развить выносливость и улучшить контроль. Выполняйте упражнения на выносливость, такие как игра непрерывных даунстроков в течение нескольких минут.
6. Практикуйте быстрые риффы, используя только даунстроки, чтобы развить скорость и точность.
7. Включайте даунстроки в свои соло, чтобы добавить агрессивности и четкости.
Цель: развитие координации и скорости.
1. Одинарные ноты: начните с одной струны, например, шестой (низкой E), играйте последовательно вверх и вниз, используя альтернативный штрих. Практикуйте с метрономом, начиная с медленного темпа (60-80 BPM) и постепенно увеличивайте скорость. Пример: 4 удара на каждую ноту (четверти) на каждой из струн E, A, D, G, B, e.
2. Хроматическая гамма: играйте ноты хроматической гаммы на одной струне, начните с 1-го лада и двигайтесь до 4-го лада. Пример: 1-2-3-4 на каждой струне, переходя от шестой струны к первой.
Цель: минимизация движений медиатора и увеличение скорости.
1. Одиночные струны: играйте 3 ноты на одной струне, используя экономный штрих (движение медиатора в одном направлении при смене струн). Пример: на шестой струне играйте 1-2-3 лады, на пятой струне играйте 1-2-3 лады, при этом первый переход (E -> A) делается движением вниз.
2. Альтернативные струнные переходы: играйте паттерн 1-2-3 на шестой струне, затем 1-2-3 на пятой струне, переходя вниз движением медиатора.
Цель: развитие точности и координации при игре перебором.
1. Простые арпеджио: выберите аккорд (например, C-мажор), играйте поочередно ноты аккорда, начиная с басовой ноты и двигаясь вверх. Пример: играйте ноты аккорда C (C, E, G) последовательно на струнах A, D, G.
2. Сложные арпеджио: используйте аккорды с расширенными интервалами (например, Cmaj7). Пример: C (A-3), E (D-2), G (G-0), B (B-0).
Цель: контроль звучания и динамики.
1. Приглушенные аккорды: прижмите ладонь правой руки к струнам у бриджа, чтобы приглушить звук, играйте последовательные удары вниз по аккорду, контролируя степень приглушения. Пример: играйте 4 удара на аккорде E5 (power chord).
2. Приглушенные ноты: играйте приглушенные ноты на одной струне, чередуя сильное и слабое приглушение. Пример: на шестой струне играйте 4 приглушенные ноты вниз и 4 приглушенные ноты вверх.
Цель: развитие техники легато (hammer-on и pull-off) в сочетании с медиатором.
1. Хроматическая гамма: начните с 1-го лада и играйте легато (hammer-on и pull-off) по хроматической гамме. Пример: 1-2-3-4 на одной струне, используя медиатор для первой ноты, затем hammer-on для остальных.
2. Комбинированные упражнения: играйте легато на одной струне, чередуя медиаторные удары и легато. Пример: 1-3-2-4, где 1-3 играются с помощью hammer-on, а 2-4 с помощью pull-off.
Цель: развитие чувства ритма и координации.
1. Простые ритмы: играйте ритмы с восьмыми и четвертями нотами. Пример: D D U D (где D — вниз, U — вверх).
2. Сложные ритмы: играйте ритмы с шестнадцатыми нотами и паузами. Пример: D D U U D U D D U D U U D D U.
Цель: применение техники в музыкальных контекстах.
1. Простые риффы: выучите и играйте простые риффы. Пример: G-3, G-5, D-0, G-3, D-3, D-5.
2. Сложные риффы: практикуйте более сложные риффы и лики из известных песен.
1. Постоянная практика важна для развития уверенности и контроля.
2. Практикуйтесь с метрономом для поддержания ровного ритма.
3. Записывайте свои упражнения и анализируйте игру, чтобы определить направление для совершенствования техники игры.
4. Включайте разнообразные упражнения в свои занятия, чтобы развивать разные аспекты техники.
Медиаторная игра на электрогитаре является ключевым элементом для многих музыкальных жанров, от рока и панка до металла и джаза. Освоение различных техник, таких как даунстрок, альтернативный штрих, экономный штрих и перебор аккордов, требует времени, терпения и регулярной практики. Практические упражнения на координацию, скорость, ритм и динамику помогают развить точность и контроль. Постоянная практика и стремление к совершенствованию позволят вам уверенно и выразительно играть медиатором, внося вклад в создание уникального звучания вашей игры на электрогитаре.