Индустрия развлечений в XXI веке является очень прибыльной сферой бизнеса, охватывающей огромное количества людей с самыми разными вкусами и предпочтениями. Сегодня мы с вами остановимся на развлечении которое зачастую котируется в ночных заведениях, а именно — караоке.
Кто и где изобрёл, почему в караоке вы почти никогда не встретите оригинальный «минус» и так вышло, что создатель караоке не получил никаких выплат за своё изобретение — рассмотрим поподробнее.
Ни для кого не будет новостью, если мы скажем что одним из самых старых развлечений человека является застольная песня после пышного банкета. Однако в начале 1950-ых годов эта забава стала общенародной, внимание, в Японии. Именно в этой стране, уставшие от рабочей рутины люди, тянулись в питейные заведения или так называемые «поющие кафе», где и давали волю эмоциям и чувствам в песне. Также в это время начала зарождаться традиция завершать сделки песнями: японцы шли в заведение и «отпевали» важные события. Обстояло все примерно так, люди приходили в заведения, делали заказ, после чего могли в порядке очереди заказать песню у имевшегося там музыкального коллектива, и под живой аккомпанемент исполнить любимую песню. Одним из таких музыкантов станет и создатель караоке — Иноуэ Дайсукэ.
Родившись в Осаке в 1940 году, он был назван в честь резиденции императора – Дайсукэ. Рос он в небогатом «спальном» районе Осаки — Нишиномии. В юношеские годы, обучаясь в Технической Высшей школе в Осаке, он освоил игру на барабанах совершенно не вдаваясь в нюансы нотной грамоты. Свое увлечение он объясняет тем, что «все, что нужно делать — просто их бить».
В дальнейшем, все еще продолжая свое образование, в течение длительного времени он достаточно хорошо зарабатывал, путешествуя в составе гавайской музыкальной группы, которая специализировалась на старых американских танцевальных песнях. После окончания школы Иноуэ очень недолго поработал в торговой компании, однако быстро понял, что традиционный офис — это не его.
Некоторое время пробыв безработным, Иноуэ возьмут в состав музыкального коллектива, который был частью персонала одного из «поющих кафе». Помимо подбора аккомпанемента для гостей в обязанности таких музыкальных коллективов входило и исполнение песен, для заполнения тишины между песнями гостей. В связи с этим Иноуэ пришлось обучиться базовым основам игры на синтезаторе, для универсальности.
В 1970 году он и шесть его коллег играли в баре в соседнем городе Кобэ, аккомпанируя бизнесменам средних лет, желающим исполнить что-то из традиционных японских или военных песен. Его друзья, как говорит Иноуэ, могли играть по нотам или «на ходу» подобрать мелодию, он же должен был полагаться только на свою память и пытаться следовать за движениями губ певца. С его же слов, среди штата музыкантов в 108 человек, он был самым худшим.
Однако это не помешало угодить президенту маленькой металлургической компании. Самое забавное, что оценил клиент не уровень профессионализма игры Иноуэ, а его заторможенность! Клиент говорил, что исполняя песни под аккомпанемент Иноуэ, он чувствовал, как целый оркестр ждет, когда он продолжит свое пение.
Через какое-то время, этот клиент объявился вновь, и предложил Иноуэ выехать вместе с его коллегами по бизнесу в деловую поездку, чтобы можно было «отпеть» успешную сделку. Однако Иноуэ не смог составить компанию клиенту и предложил выход, записать заранее аккомпанемент под выбранные песни. Клиента устроил такой вариант, забрав записи и проведя сделку, спустя неделю он вернулся к Иноуэ за новыми аранжировками, его коллеги были в восторге от такого развлечения. Тут Иноуэ понял, что на этом можно заработать, ведь таких кафе в Кобэ и его родной Осаке, никогда не бывают пустыми.
Вместе с друзьями из своего музыкального коллектива, Иноуэ создает компанию «Крещендо» и конструирует 11 автоматов караоке, которые получили название Juke 8. Устройства состояли из усилителя, микрофона, магнитолы на 8 дорожек и приемника для денег. Иноуэ и компания ходили по барам Кобэ и предлагали владельцам сделку — 100 йен (около 80 центов) за один день эксплуатации одного аппарата. Благодаря сарафанному радио информация о «чудо-автоматах» просочилась сначала в близлежащую Осаку, а после и в соседние города и префектуры. Около полутора лет понадобилось караоке автомату, чтобы захватить умы японцев, а следом и умы топ менеджеров крупных производителей электроники.
В связи с тем что Иноуэ даже и не подумал оформлять патент на своё изобретение, крупные компании решили этим воспользоваться и благодаря своим производственным мощностям, наводнили рынок большим количеством караоке автоматов, в самых разных ценовых категориях, комплектациях и т. д. Маленькая компания «Крещендо» едва справлялась с конкуренцией и в конце концов, в 1987 с появлением лазерных дисков, обанкротилась. Конкуренты же продолжили выпускать караоке автоматы с поддержкой CD уже по умолчанию, что расширяло потенциальный запас композиций в одном автомате.
По иронии судьбы, единственный заработок связанный с караоке Иноуэ получал, за патент средства от вредителей для караоке автоматов (в большинстве случаев, караоке выходили из строя либо из-за поселившихся там тараканов, либо из-за крыс, грызущих проводку). Но мировая общественность в середине 1990-ых всё же узнала об отце караокэ, а в 2004 Иноуэ Дайсукэ присудили Шнобелевскую премию "за новый способ учиться терпимости".
С точки зрения права, использование фонограмм в караоке являлось (в некоторых случаях является до сих пор), не до конца урегулированным моментом. Несмотря на то, что караоке подразумевает созданную отдельно от оригинального продукта фонограмму, это все еще попадает под понятие либо кавера, либо ремикса. Тем не менее в зависимости от строгости законодательства страны в сфере авторского права, либо в зависимости от нюансов исполнения фонограммы (обычно фонограмма исполняется пониженной/повышенной на тон, с возможностью его изменения внутри функционала программы, что частично позволяет не попасть под действие законов), варьируется и необходимость приобретения особых прав, для использования тех или иных фонограмм.
Караоке позволило людям самовыразиться в пении, что изначально являлось мечтой многих. Но, если ранее это было недоступно простым людям, то теперь стало возможно для каждого желающего, стоило только бросить деньги в автомат. Популярность караоке росла в геометрической прогрессии. Сначала оно распространилось по Азии, а потом и по всему миру. Появилось большое число караоке-баров и клубов, тематические телевизионные и интернет шоу, и т. д. Ближе к началу 2010-ых интерес общества к караоке стал падать, в связи с развитием других сфер в индустрии развлечений. Однако караоке бары и караоке клубы по-прежнему открываются, развиваются и расширяются, радуя любителей весело провести время с микрофоном в руках!