Гитары Schecter: взлеты и падения бренда – что скрыто за официальной историей

08 дек 2023

Schecter сегодня — глобальная компания с производственными мощностями в Китае, Индонезии и США, с широкой линейкой электрогитар, о которых народная молва говорит, что они «металлерские» — для шреда и «высекания».

Молва немного не права — Schecter умеет делать блюзовые и роковые гитары с глубоким и даже нежным тоном. Строго говоря, в далеком 1979 году компания и начала с блюз-роковой классики. С тер пор бренд перенес невероятный взлет, затмив на какое-то время Fender, успел скатиться в полный трэш и возродился, как птица Феникс. Но все по порядку…

В 1976 году, в маленьком калифорнийском городке Ван Найс, который к тому времени был поглощен Лос-Анджелесом, некий Дэвид Шектер открыл мастерскую по изготовлению деталей для электрогитар.

 

Дэвид был мастером на все руки в том что касается полукустарного гитарного производства. До сих пор о ранних днях Schecter ходят упорные слухи, будто тогда мастерская производила фурнитуру для Fender и Gibson. Но все три бренда эти слухи последовательно отрицают.

Скорее всего они возникли оттого, что за считанные годы мастерская Scheсter поднялась до такого уровня качества, что ее гитарные запчасти начали соперничать с фабричными, а то и превосходить их.

К началу 1978 года малюсенькое производство стало компанией Schecter Guitar Research (SGR). Ее учредителями выступили Дэвид Шектер, Гершель Бланкеншип и Шел Хорлик.

В 2016 году некий Брэд Ходжес, один из ранних сотрудников, опубликовал на интернет-форуме Thegearpage несколько постов, в которых рассказал, как работала фирма на заре ее существования.

В частности он заявил, что сам Дэвид Шектер был человеком интровертным и избегал отдавать приказы коллективу, хотя и жил прямо на территории предприятия, в собственной мастерской.

А вот сколь немного места занимал Schecter в одном из районов Ван Найс (здания обведены красным, справа наверху — склад и офис продаж, внизу — производственные цеха):

 

«Боссами» среди работников считались соучредители SGR Гершель Бланкеншип и Шел Хорлик, а также специалист «по всему подряд» Джин Рашалл. Бланкеншип поначалу занимался маркетингом и продажами.

Молчаливый и замкнутый Дэвид Шектер жил в механической мастерской — рядом со сверлильным и токарными станками, штампами, инструментами. Он одеялами отгородил место для маленькой спальни и кухни. Ходжес писал, что там было очень уютно. Также он утверждал, что Шектер собственными руками сделал все штампы и приспособления для изготовления гитарных запчастей.

Поговаривали, что название Schecter для бренда выбрали по той причине, что у Дэвида из всех учредителей была самая звучная фамилия, но не потому что он был главным-преглавным боссом. Скорее — первым среди равных.

Джин Рашалл являлся давним другом Шела Хорлика и одним из ключевых инвесторов Schecter Guitar Research, вложившим в компанию личные средства. У Рашалла не было должности, он ничего не смыслил в музыке, был грубоват, любил выпить и жил один.

Однако Джин бывал в цехах постоянно и обожал следить за тем, сколько и чего произведено, также он участвовал в принятии некоторых важных решений. Его типичная фраза: «Хватит баловаться, мы должны все это продать!»

Шел Хорлик дружил с Дэвидом Шектером и чаще всего представлял его мнение на совещаниях. В отличие от «странноватого» Дэвида, Шел был шумным шутником и балагуром. Говорят, его поведение тихого Шектера забавляло.

 

Ходжес, неофициальный историограф ранних дней Schecter, начинал в компании с пайки и сборки узлов, но вскоре был повышен до управляющего цехами электроники и металлообработки. Чуть позже, вместе с Дэвидом, новичок Ходжес участвовал в строительстве самого первого цеха по производству кастомных гитар.

Практически каждый второй работник Schecter тех лет был музыкантом одной из местных групп. Работали ребята в тесных условиях. Скажем, про металлообрабатывающий цех Ходжес говорил, что он был «адской дырой».

Во всех помещениях сотрудники применяли для очистки поверхностей обдув нагнетаемым воздухом. На всю мини-фабрику работал один компрессор, и когда его включали в нескольких цехах, мощности не хватало. Управляющие прибегали друг к другу и страшно ругались: «Выключи обдув! Нет, ты выключи!»

В арбитры приглашали «боссов», которые решали, какому цеху именно сейчас нужно выпустить больше продукции. Этому отделу и доставался дефицитный воздух из компрессора.

 

В общем, до поры до времени в цехах Schecter царила веселая кустарщина, державшаяся почти на одном энтузиазме. Значительное число работников даже не было оформлено документально. Пока не произошли некоторые, в своем роде эпохальные, подвижки.

Черный хром, датчики Z Plus и Les Paul Assembly, постройка гитарного цеха

По всей видимости, Schecter были первыми в США и, возможно, в мире, кто придумал делать черные хромированные колки для электрогитар. Также они разработали мощнейший для тех лет звукосниматель Z Plus и обе эти штуки приятно удивили американских музыкантов. Но всех, конечно, интересует, как компания подошла к производству собственно гитар.

По свидетельству Ходжеса, началось с того, что в Schecter пришел Том Андерсон — «маньяк» гитарного дерева. Да-да, это тот самый Андерсон, который ныне руководит компанией «Tom Anderson Guitarworks», производящей очень качественные американские кастомные электрогитары.

Том был мастером обращения с фрезерным станком и умело вырезал на нем корпуса и грифы. Именно он позже отвечал за качество дерева первых гитар Schecter времен Ван Найс.

В начале 1979 года на основе идеи еще одного сотрудника — Дэна Амстронга — в компании занялись разработкой нового звукоснимателя. Над прототипами колдовали Дэвид Шектер, Шел Хорлик и отчасти Том Андерсон.

Дэн Амстронг был в тусовке гитарных мастеров и гитаристов «вау-знаменитостью» благодаря своему таланту создавать особенные звукосниматели. Он стал одним из отцов Les Paul Assembly и Z Plus от Schecter.

После окончания разработки и долгого тестирования новые гитарные датчики запустили в мелкую серию. Катушки и магниты помещали в резиновую форму и заливали эпоксидкой. Это не всегда получалось аккуратно. До сих пор на досках объявлений и специализированных интернет-акционах всплывают некоторые из тех звукоснимателей, которые прекрасно звучат, но выглядят порой не очень.

Брэд Ходжес и вовсе заявлял, что Z Plus был «уродливым». В частности он рассказывал:

«Смешивать эпоксидную смолу было ужасным занятием, заливать и очищать — отстойным. Эпоксидная смесь была чувствительна к погоде. Целые ранние партии датчиков из-за этого были уничтожены.

Эпоксидная смола затвердевала по-разному возле металлических установочных винтов, поэтому часто мы получали хороший звукосниматель, за исключением того, что выглядел он так, будто головки установочных винтов застряли во влажном клее. И они будут выглядеть так всегда…»

Тем не менее, новые звукосниматели стали неплохо покупать музыканты и устанавливать себе на «Лес Полы». Датчики снискали некоторую популярность…

Еще одним небольшим прорывом стали черные хромированные колки. Они даже произвели маленький фурор на рынке. Технологию изготовления «черного хрома» разработали Дэвид Шектер и Шел Хорлик.

С этими колками было много возни. Пришлось несколько раз модернизировать гальваническое производство у компании-подрядчика, пока не устаканилось качество. До 50% колков в ранних партиях были сомнительными — на них встречались полосы и как бы «выцветшие» места.

Но Шел Хорлик со временем добился качественного выхода для 90% изделий в партии. Ходжес сообщал, что Шелу для этого пришлось даже стучать кулаком по некоторым столам в офисе подрядчика.

Почему мы рассказываем об этом так подробно? А чтобы было понятно, как долго и непросто в Schecter шли к началу производства собственно гитар. А еще для того, чтобы объяснить, почему гитары Schecter в конце 1979 года и начале 80-х получались такими красивыми. Об этом позаботились еще на этапе создания колков! Думается, не совсем удачный опыт с дизайном некоторых собственных звукоснимателей в компании тоже учли…

Огромную роль в разработке первых гитар сыграл Гершель Бланкеншип — один из трех учредителей Schecter. Ходжес сообщал, что Гершель в компании «был ВСЕМ»:

«…Он был очень целеустремленным, работал сверхурочно и был одержим всеми вещами, что касались бренда SGR. Например, он управлял упаковкой, руководил двумя торговыми представителями и организовывал стенды на выставке NAMM.

Насколько мне известно, Гершель не был гитаристом, но он внес большой вклад в конструкцию первых трех гитар, построенных Schecter».

Их собрали Том Андерсон и Дэвид Шектер, но последнее слово относительно того, какие корпуса, грифы и отделку использовать, оставалось за Гершелем. Ходжес заявлял, что приоритетом номер один для Бланкеншипа было сделать так, чтобы инструменты хорошо выглядели в каталоге.

Сам же Дэвид Шектер был из тех людей, что являются мощными авторитетами в начале запуска проекта, но далее предоставляют развивать его команде.

Том Андерсон интересовался довольно экзотическими породами дерева для тогдашнего гитаростроения. Это с его подачи в компании стали использовать шедуа, коа, кокобола, пау феро, красное дерево, палисандр, фигурный клен (для грифов ), красный дуб и бог знает. что еще.

Значительную часть упомянутого дерева ныне запрещено использовать для производства музыкальных инструментов, и «Шектеры» конца 70-х и начала 80-х ценятся еще и поэтому.

Первые кастомные электрогитары от Schecter не имели накладок на грифах, потому что разработчики не хотели прятать под ними красивую фактуру дерева. Покрытие лаком грифов предлагалось за отдельную плату. Очень много усилий Гершель Бланкеншип приложил к тому, чтобы гитарная фурнитура выглядела безупречно.

Но не исключено, что к идее выпускать собственные гитары боссов компании подтолкнула случайность. По свидетельству Ходжеса, был по крайней мере один пример, когда из деталей от Schecter неофициально была почти построена целая гитара.

Однажды одного из сотрудников в компании поймали на воровстве комплектующих. Он работал под началом самого Ходжеса и тот, вместе с Томом Андерсоном решил пробраться в дом воришки, навешав какой-то лапши на уши его соседу. Под кроватью нерадивого сотрудника они нашли полный комплект электрогитары из запчастей Schecter, но она еще не была собрана.

В общем, хорошая мысль о том, что пора бы уже выпускать собственные инструменты приходила и в правильные, и в дурные головы. Наконец компания на это решилась.

Деревянные части, накладки, бриджи и тремоло первых Schecters были выполнены фактически в дизайне Fender. Считается, что Лео Фендер лично дал разрешение на это основателям SGR.

Однако компания имела собственный цикл производства и использовала только оригинальные разработки. Например, звукосниматель F500T, созданный Дэвидом Шектером, латунные седла, гнезда для джека, ручки потенциометров и т. п.

За четыре года выпуска собственных гитар, которые продавались всего у 20 розничных продавцов во всех США, бренд Schecter взлетел в своей репутации до небес. Его инструменты стали использовать Марк Нопфлер из Dire Straits, Пит Таунсенд из The Who, Принс, Ингви Мальмстин, Ричи Блэкмор и другие мировые звезды.


По сей день гитары эпохи Custom shop в Ван Найс находят тех, кто желал бы ими владеть. И стоят они очень недешево, как и детали той поры. Скажем, цена укомплектованной накладки Schecter F400T на eBay может достигать 1000 евро и даже выше.


У этих гитар сложилась репутация как бы прокачанных «сверх-фендеров» — все-таки неоригинальный дизайн основных форм повлиял на психику потребителей. «Шектеры» представляли на рынке как «Машины мечты». По сути, они таковыми и являлись.

Драматический крах

Как и почему основатели Schecter в 1983 году продали бизнес и бренд каким-то непонятным «инвесторам из Техаса» — загадка, о которой не принято говорить. Известно, что инвесторы были непрофильными, и в гитарах мало смыслили. Но в Schecter не справлялись с потоком заказов — слишком многие хотели приобрести эти инструменты. И компания, вообще-то имела серьезный потенциал расширения.

Неофициальные истории, исходящие от бывших сотрудников, сообщают следующее. Якобы поначалу техасцы вложили средства в SGR и предоставили ей развиваться дальше. Но через некоторое время их перестало устраивать, как частью вложений распоряжается Шел Хорлик.

Возникли конфликты основателей и инвесторов, это достало Дэвида Шектера, и он вышел из бизнеса. Некоторое время компанией управлял Шел, но, по словам источников, однажды ночью техасцы взломали замки на дверях цехов и вывезли «всё, что не было прикручено»: гитары, звукосниматели, намоточные станки, офисную мебель…

Сейчас лишь непосредственные участники тех событий могли бы пролить свет на то, как был оформлен бизнес SGR (говорят, например, что это было не одно а два юридических лица) и на то, каким образом его все-таки заполучили «инвесторы из Техаса».

Официально считается, что в Далласе (Техас) гитары под брендом Sсhecter «производились» менее пяти лет. Том Андерсон лично рассказывал, что в 1982-м SGR испытывала финансовые трудности, поэтому и были привлечены новые инвесторы. По его словам, техасцы решили, что теперь компания будет изготавливать свои гитары в Азии, чтобы удешевить производство. Андерсона послали в Японию — на поиски материалов для этой цели.

Андерсону, который был влюблен в гитарное дерево, в сами гитары, ценил собственное производство Schecter, новый курс не понравился. Дэвид Шектер посоветовал Томасу уйти. Он сказал: «Если ты действительно хочешь делать то, что хочешь, тебе нужно основать собственную компанию». Андерсон так и поступил.

Первое время его бизнес держался на том. что он делал… звукосниматели для Schecter Japan, которая сама не могла их производить. Том буквально собирал их на кухне собственного дома. Но вскоре он окончательно попрощался с «шектерами»…

Итак, у техасцев больше не было Тома Андерсона, Дэвида Шектера и других. И потребители быстро заметили, что качество гитар «сломалось». Новое производство переориентировалось на хэви-метал гитаристов. И это было явно не то, чего ждали от бренда Schecter его поклонники.

Поговаривают также, что, возможно, компании в 1986-1987 годах был предъявлен иск от собственников бренда Fender по поводу дизайна «голов» грифов, повторявшего дизайн Fender. Но эта история во многом конспирологическая, и подтверждения ей обнаружить не удается. Так или иначе во второй половине 80-х звезда SGR закатилась, производство закрылось.

Как птица Феникс

Права на бренд Schecter в 1987 году приобрел японский предприниматель 1937 года рождения Хисатакэ Сибуя, к тому времени владевший брендом ESP. Он принял мудрое решение вернуть Schecter в Калифорнию и начать сначала.

Это снова была мастерская по изготовлению кастомных гитар — маленькая, всего с четырьмя сотрудниками. Инструменты Schecter появились в продаже в горстке магазинов. В том числе в собственном магазине Сибуи, расположенном в Голливуде.

Речь о Sunset Custom Guitars, в котором работал музыкант Майкл Сираволо — будущий президент возрожденного Schecter (он стал им по просьбе собственника компании в 1996 году).

Вот, что о вытаскивании бренда со дна в 2018 году рассказал он сам:

«Если помните, в середине восьмидесятых великие американские бренды, такие как B. C. Rich, Dean, Schecter и другие, решили «А давайте мы все будем делать в Азии». Из-за переноса производств компании стали терять людей — свои творческие силы. И качество гитар сделалось дурным.

В начале 90-х «Шектера» практически не существовало. Это была крошечная компания с офисом размером со шкаф. Мистер Сибуя искал человека, который стал бы управлять компанией. И было сделано предложение одному из бывших участников группы Dire Straits. Не буду называть его имени, но это был не Марк Номпфлер. Тот подумал и отказался, потому что посчитал, что потребуется слишком много сил для возрождения бренда.

Поэтому мистер Сибуя сделал предложение мне. Я просто оказался в нужное время в нужном месте. Это была довольно странная история…»

Несколько месяцев Майкл Сираволо и его коллеги-мастера Тецу и Шигеки готовили новые гитары для выставки NAMM. По сути, они делали типичные «супер-страты» в духе старого Schecter. Но новый президент компании решил, что бренд должен представить и что-то свежее.

Кроме прочего, были придуманы модерновые модели Tempest, Avenger, а также Hellcat, чем-то напоминавший Fender Jazzmaster. С ними компания отправилась на выставку и получила после этого первые заказы. В то время в Schecter могли делать всего около 20 инструментов в месяц, а заказано было почти 90.

 

Майкл Сираволо считает, что именно свежие модели помогли компании снова подняться:

«Многие говорили первое время: «Да вы просто делаете гитары типа из набора Fender!» И мне хотелось их задушить, когда я это слышал… Если же говорить серьезно, то думаю, что наше намерение сделать наконец что-то совершенно другое сыграло свою роль.

С одной стороны мы приняли наследие старого Schecter и постарались продолжить то, что они «оставили на столе». И некоторое время я слышал мнение, что «Schecter копирует гитары Тома Андерсона». Люди просто не знают, что Schecter и Том стояли у одного и того же истока калифорнийского кастом-шопа.

С другой стороны мы пошли и совершенно другим путем — занялись гитарами для хард-рока и металла. С третьей стороны мы разбирались с последствиями периода Schecter в Далласе. Думаю, люди там совершенно не понимали, какого черта они творят…

Я считаю, что мы управляем компанией, которая возрождается, как Феникс из пепла. Многие гитарные бренды прошли через это. Мне кажется, что мы сумели создать свою собственную индивидуальность. И в широком смысле мы вернулись в Большую игру…»

С тех пор, как Сираволо озвучил эти мысли, прошло пять лет. Schecter действительно вернулся в Игру. И дальше рассказывать уже неинтересно — что может быть такого уж необычного в нормальном, уверенном мировом успехе бренда, когда его легендарная драма, за которой следили музыканты многие годы, счастливо завершилась? :)

Владимир Лакодин