Фламенко гитара и классическая гитара: ищем отличия

20 ноя 2025

Гитара - один из самых универсальных и узнаваемых инструментов в мире. Но в её семье существует глубокое, хотя и не всегда очевидное для непосвящённых, разделение. Речь идёт о классической гитаре и гитаре фламенко. Для неискушённого взгляда они могут показаться близнецами, но для музыканта и ценителя - это два абсолютно разных инструмента, рождённых в разных мирах. Один предназначен для точности и гармонии концертного зала, другой - для огня и импровизации в тесном кругу.


Краткий экскурс в историю

Чтобы понять суть гитары фламенко, нужно сначала понять искусство, которому она служит. Фламенко - это не просто музыка, это целая культура, родившаяся на юге Испании, в Андалусии, в результате слияния культур цыган, мавров, евреев и местного населения. Это квинтэссенция страсти, боли, радости и фатализма, выраженная через пение, танец и игру на гитаре.


Изначально гитара вообще не была главным действующим лицом фламенко. Центром был певец, его голос, передававший глубокие эмоции «канте хондо» (глубокого пения). Гитара выполняла скромную роль аккомпанемента, ритмического и гармонического фундамента. Она была голосом, поддерживающим певца. Со временем, к концу XIX века, гитара стала самостоятельным инструментом в искусстве фламенко, породив великих виртуозов, таких как Рамон Монтойя, который вывел её на первый план. Сегодня невозможно представить фламенко без её сухого, отрывистого, перкуссионного звучания, которое и диктует все конструктивные особенности гитары.


И классическая, и фламенко гитары являются акустическими, но их настройка, материалы и методы производства направлены на достижение совершенно разных звуковых идеалов.

Корпус и система пружин

Сердце любой акустической гитары - её корпус. У классической гитары он, как правило, немного больше и глубже, что придаёт звуку объём, басовитость и длительный, певучий сустейн. Задача классической гитары - равномерно и богато передать все ноты сложного полифонического произведения, от глубокого баса до серебристого тембра верхних регистров.

У гитары фламенко корпус более узкий и мелкий. Это не случайность, а продуманный расчёт. Меньший объём воздуха внутри деки делает звук более быстрым, отрывистым и перкуссионным. Он не «раскачивается» и не тянется, как у классической, а атакует - ярко, резко и сразу затухая. Что идеально для сложных ритмических паттернов фламенко.


Внутри корпуса находится система пружин - деревянных распорок, которые укрепляют деку и влияют на распространение звука. У классической гитары эта система сложнее и массивнее, часто веерного типа, что добавляет устойчивости и тембральной насыщенности. У фламенко пружины зачастую легче и расположены иначе, что делает деку более отзывчивой и «сухой» на звук.

Материалы

Для верхней деки (топа) обеих гитар чаще всего используется ель или кедр. Кедр даёт более тёплый и быстрый звук, ель - более яркий и прозрачный, но требующий «раскачки». Для фламенко часто предпочитают именно ель за её атаку и яркость.


Задняя дека и обечайки - вот где кроется ещё одно важное отличие. Для классических гитар традиционно используют палисандр или другие плотные тропические породы, дающие глубокий и сложный тембр. Для гитар фламенко очень часто используется кипарис или платан. Кипарис придаёт звуку ту самую «костяность», сухость и гнусавый оттенок, который испанцы называют «афила» (буквально - «хриплый», «резкий»). Этот звук великолепно прорезает собой цокание каблуков танцора и хриплый голос певца. Более дорогие гитары фламенко могут изготавливаться из палисандра, но их звук будет отличаться от классических - он останется более атакущим и менее певучим.

Гриф, колки и струны

Существенные различия между гитарами проявляются в геометрии грифа и высоте струн.

Гриф у гитары фламенко, как правило, чуть уже, чем у классической, что связано с необходимостью большей скорости и комфорта при исполнении виртуозных пассажей. Но главное различие - в высоте струн над грифом (стройке).

У классической гитары струны устанавливаются довольно высоко, чтобы обеспечить чистый, бездребезжащий звук и большой сустейн при игре перебором (апояндо).

У гитары фламенко струны ставят максимально низко, буквально в миллиметре от ладов. Это делается для скорости и лёгкости звукоизвлечения, а также для специфического приёма «тремоло», который в фламенко играется иначе и быстрее, чем в классике. Низкий строй неизбежно приводит к легкому дребезгу на некоторых ладах, но в контексте фламенко этот дребезг считается не дефектом, а частью характерного «грязного», страстного звучания.


Колки на классической гитаре всегда открытые (с просматриваемыми шестернями), а струны традиционно - нейлоновые: три басовые (шёлковая основа, обмотка из металла) и три верхние (сплошной нейлон).

На гитаре фламенко в старину тоже ставили открытые колки, но на современных профессиональных инструментах почти всегда встречаются закрытые металлические колки, как на вестерн-гитарах. Это связано с необходимостью более точной и стабильной настройки, что особенно важно во время энергичной игры. Струны также используются нейлоновые, но часто более низкого натяжения, что облегчает технику левой руки и позволяет делать резкие, глиссандирующие бенды.

Защита и внешний вид

Самое заметное визуальное отличие - гольпеадор. Это прозрачная или белая пластиковая накладка на верхней деке. У классической гитары её либо нет вовсе (и царапины от ногтей считаются «патиной»), либо она очень тонкая и аккуратная.

У гитары фламенко гольпеадоров часто целых три: у розетки (резонаторного отверстия) и по обе стороны от струн. Это не украшение, а суровая необходимость. Техника фламенко включает в себя перкуссионные удары по деке костяшками пальцев и ногтями - этот приём так и называется «гольпе» (golpe). Без защиты красивая деревянная дека пришла бы в негодность за несколько месяцев активной игры.


Звучание и техника исполнения

Всё вышеизложенное приводит к радикальному различию в звуке. Классическая гитара поёт. Её звук - это бархатный, объёмный, полифонический поток, где каждая нота живёт долго и переливается обертонами.

Гитара фламенко - это ударный инструмент. Её звук - это треск, стук, щелчки и яростная атака. Он резкий, сухой, сфокусированный на средних частотах, чтобы не заглушать певца, и невероятно ритмичный.

Техника игры также отражает эту разницу. В классике ценятся плавность, легато, красота каждого извлечённого звука. Во фламенко техника более агрессивная и ритмически сложная. Это и знаменитый беглый расгеадо (rasgueado, также известный как «испанский бой») - веерообразный удар по струнам всеми пальцами, создающий шквал звука, и перкуссионные гольпе, и щелчки пикадо (picado) - быстрые одиночные ноты, играемые словно медиатором, но пальцами.

На какой гитаре легче научиться играть?

Этот вопрос не имеет однозначного ответа, так как всё зависит от цели. Если вы хотите играть Баха, Таррегу или Бруэвилла - ваш путь лежит к классической гитаре. Если ваша душа жаждет страсти, ритма и импровизации фламенко - то начинать нужно сразу с гитары фламенко.

Однако с чисто технической точки зрения, для абсолютного новичка, не определившегося со стилем, классическая гитара часто является более удобным стартом. Её более высокий строй требует большей точности и аккуратности при постановке правой руки, что закладывает хорошую техническую базу. Более широкий гриф способствует развитию растяжки пальцев. Научившись извлекать чистый, красивый звук на классической гитаре, вы получите фундамент, на который потом можно будет «нанизать» более агрессивные приёмы фламенко.

Играть же на гитаре фламенко с её низкими струнами с непривычки может быть сложно - легко прижать струну слишком сильно и «промахнуться» мимо ноты, а специфические техники вроде гольпе требуют отдельного освоения.


Выбор между классической гитарой и гитарой фламенко - это не выбор между «лучшим» и «худшим». Это выбор между двумя философиями, двумя культурами и двумя звуковыми вселенными. Классическая гитара - это строгий, элегантный академический инструмент, способный на невероятную лиричность и сложность. Гитара фламенко - это огненный, спонтанный голос народа, инструмент ритма и сердца. Одна говорит на языке гармоний, другая - на языке ритма и страсти. И в этом диалоге, длящемся уже столетия, рождается всё богатство и многогранность мира гитарной музыки.