Что такое грув: делаем качающий бас в танцевальной музыке

07 авг 2024


«Грув» и его джазовый подвид «свинг» — пожалуй, самые трудноопределимые понятия в музыке. Чаще всего о них говорят так: «Это построение ритма, которое вызывает у слушателя безотчетное желание притопывать ногой или кивать головой». Мало что объясняет, не правда ли?

Проще показать, где в танцевальной музыке грува практически нет. Возьмем знаменитую песню «Седая ночь» иконы российского сиротского евродиско — группы «Ласковый май». А именно ее оригинал 1988 года, а не нынешние ремиксы. Внимательное прослушивание ритм-секции покажет, что барабаны и бас квантованы строго «по сетке», и оттого в песне подчеркиваются первая и третья доли.

Примерно то же самое происходит с всенародным хитом «Розовый вечер» 1989 года. Ритм-секция в оригинальной записи прямая, как палка. И когда слушателю хочется кивать головой, то кивает он тоже на первую и третью долю. Такое свойственно плясовой народной музыке многих европейских стран.

Идеально было бы показать на контрасте, как возникает танцевальный грув, прямо на тех же песнях. К счастью, с одной из них это классно сделал российский саунд-продюсер и диджей из Санкт-Петербурга Ivan ART (Иван Захаров). 

Послушайте его ремейк «Розового вечера» и обратите внимание, какую отличную идею применил музыкант. Начиная с отметки 2:18 он некоторое время имитирует прямой бит оригинальной записи, а затем на 2:45 вступает припев с современным танцевальным грувом. То есть, прямо вот на глазах (то есть на ушах) на одном отрезке трека всё ностальгически и даже мило не «качает», а дальше вдруг ка-а-ак «качнёт»…

О том, что это за ритмическое волшебство такое, и почему, слушая подобные композиции, ты начинаешь хотеть мотать башкой не только на первую и третью доли, но и на вторую и четвертую, мы и поговорим.

Свинг — исторический «рассинхрон» в джазе, создавший «грув»

Чуть ли не сотню лет сами джазмены наводили тень на плетень, отвечая на вопрос журналистов «Да что такое это ваш свинг?» Одни туманно заявляли, что это, мол, надо чувствовать. Некоторые говорили, что это вопрос личного мнения, другие — что «лучше займутся теорией Эйнштейна, чем будут объяснять, что такое свинг».

Рационального человека это не может не раздражать. Нельзя, что ли, взять свинговые записи, оцифровать и тупо подсчитать время смещения долей? К настоящему времени это, конечно, сделали — программисты и даже один физик. Но кристально ясного определения так и не появилось.

Сначала вопросом занялись музыкальные теоретики. И они хорошо выразили метрическую особенность свинга графически. На рисунке ниже в верхней строке обозначены черными кружками нормальные (прямые) восьмые ноты в размере 4/4. Также черными кружками в строчках ниже показаны четвертные, половинные и целые ноты.

А вот белыми обозначены слабые доли восьмых нот, которые сдвинуты вправо относительно ровных слабых долей, сыгранных теми же восьмыми. То есть, они запаздывают. Приглядитесь к рисунку.


При свинговании сильные доли восьмых чаще всего совпадают с сильными долями нормального ритма. А вот слабые смещены так, что напоминают паттерн «восьмая нота с точкой и шестнадцатая нота». Но приглядитесь еще: смещенные слабые свинговые доли начинаются раньше, чем предполагаемая шестнадцатая.

Если мы будем на любом инструменте играть по блюзовому ладу или пентатонике любые фразы, составленные из пар «восьмая нота с точкой и шестнадцатая нота», у нас получится буги-вуги или шаффл, а не свинг.

При свинговании слабые доли звучат чуть раньше, чем шестнадцатые ноты в шаффле. Они скорее тяготеют к триолям «три вместо четырех» на отрезке в две четверти.

Но, если мы присмотримся еще раз к рисунку, мы поймем, что свинговая слабая доля (условная восьмая) будет располагаться чуть раньше, чем вторая нота триоли. От себя добавим, что обычно при свинговании слабые доли могут звучать тише, чем сильные или наоборот громче, что дополнительно запутывает.

Чтобы не сойти с ума, нужно просто всмотреться в рисунок. Не спеша представить, как это может звучать и попробовать сыграть. А лучше включить записи свинга 30-40х годов XX века и послушать, глядя на тот же рисунок…

В 2023 году физик Тео Гейзель, в свое время время работавший в Институте динамики и самоорганизации Макса Планка и в Университете Гёттингена, решил определить, насколько все-таки задерживаются доли в традиционном свинге. Дело в том, что Тео страстный саксофонист-любитель, и эта тема его живо интересовала.

Он взял запись трека «Jordu» (джазовый стандарт, написанный в 1953 г. Ирвингом «Дюком» Джорданом). Причем такую запись, на которую большинство опрошенных музыкантов однозначно указало как на свинговую. И обнаружил, что свингующий пианист, кроме игры с задержками на сильных долях перед появлением слабых, «отстает» от ритм-секции примерно на 30 миллисекунд, вступая на эти самые сильные доли!

Как мы понимаем, это очень маленькая задержка — она короче, чем время моргания. И вот якобы именно она в конкретном треке, сыгранном в конкретном (среднем) темпе, и создает ощущение свинга…

Стало еще непонятней? Ну естественно — у нас тут возникла задержка еще и в начале сильных долей. И в других темпах она может быть длиннее или короче. Как ее вообще определять?

В практическом смысле никак. Это то, что называют «игра с оттяжечкой», «чувство свинга» и т. п. Его тренируют на практике. И все-таки определяющую роль в свинговании играют ощутимо задержанные слабые доли, о чем мы говорили выше. А микрозадержки начала сильных долей — скорее вопрос личного почерка того или иного мастера.

Важно вот что: свинг, по мнению музыковедов, возникает в те моменты, когда солирующий инструмент играет с легким «рассинхроном» по отношению к остальному бэнду (ритм-секции).

Однако еще в первой трети XX века в джазе начали свинговать барабанщики и басисты — самая что ни на есть ритм-секция. И как быть с этим? Вот тут мы и подбираемся к понятию «грув».

Что такое грув в танцевальной музыке, и причем здесь сайдчейн

С ним связано такое же наведение тумана, как и со свингом. Однако, если отбросить полумистические высказывания музыкантов, окажется, что грув — это как бы «свинг в ритм-секции».

То есть, не солист «летает» со своим свингом над остальными, а сама ритм-секция свингует. Обычно это хорошо слышно у барабанов и баса. Десятилетия назад свинг в виде «грува» начал проникать во многие жанры поп-музыки. И, конечно, прочно поселился в диско и более поздней танцевальной музыке.

Всю ее, утрированно говоря, можно поделить на два потока. Первый — без (или почти без) свинга. Это, например, евродиско и шире — евродэнс. Вспомним в этой связи знаменитый дуэт Modern Talking, в аранжировках которого драм машины и синтетические басы шли практически ровным немецким строем.

Второй – современный EDM, в поджанрах которого очень много «грувовых» направлений. Скажем, Nudisco может звучат прямолинейно, а может со свингом. House — тоже. Пожалуй, больше всего свингования («грува») есть в Afrobeat, но и в этом стиле порой встречаются «ровные», как доска, композиции.

В целом можно сказать, что все, что «америкэн» и «афро», — оно чаще обладает грувом. А все, что «евро», — чаще им не обладает.

Внимательный читатель может воскликнуть «А как же электросвинг?» Да, в нем тоже много грувовых вещей, но мы не берем это жанр в расчет в данной статье, потому что он построен на применении множества свингующих оркестровых инструментов — либо на сэмплах старых записей, либо в партиях, сыгранных в традиционном джазовом духе сегодня…

Если мы начнем разбирать примеры танцевального грува, то за него в конкретном треке могут отвечать как барабаны, так и бас. Причем как вместе (получается чуть хуже), так и по отдельности (получается лучше).

Например, в знаменитом треке «I Like To Move It» от Reel 2 Real и The Mad Stuntman синтетический бас практически всю дорогу играет почти примитивную и вообще не свингованную фигуру.

Зато барабаны здесь — максимально «афро», и вокал свингует вместе с ними. Вспомните этот танцевально-юмористический шедевр:

Возьмем теперь знаменитый ремикс казахского музыканта Imanbek на песню «Roses» от американца SAINt JHN. В нем фигачит прямая бочка, и это вообще стиль, похожий на slap house, который часто напоминает евродэнс на стероидах.

Но этот конкретный трек очень «грувистый». Весь движ в нем создает в целом простой бас, который однако время от времени акцентирует короткие синкопированные нотки на слабых долях, а также «проваливается» на сильных

В партии баса в принципе больше появлений на слабых долях. Мало того, к нему применен сайдчейн от условной бочки, который не исчезает в те моменты, когда реальная бочка молчит. Это придает дополнительный эффект «раскачки».

EDM продюсеры давно заметили, что эффект сайдчейна, примененный от бочки или от «неслышимой и невидимой бочки» на басе и других инструментах, создает грувовые «качели», смещая акцент на 2-ю и 4-ю доли в размере 4/4. И это своего рода противоположность ощущению от русской плясовой песни или евродэнса, слушая которые люди хотят мотать башкой на 1-ю и 3-ю.

Как сделать качающий танцевальный грув

Вопросом организации свинга в цифровой звукозаписи с применением MIDI-секвенсоров и виртуальных инструментов десятилетия назад озаботились программисты, создающие DAW (цифровые рабочие станции). И решили его по своему — алгоритмически.

В каждой DAW работают эффекты выравнивания сыгранных вручную партий «по сетке» (темпу и ритму) проекта. И они способны делать это с имитацией свинга. Уровень смещения долей чаще всего задается в условных «процентах».

Вот как выглядит квантование со свингом простой партии танцевального баса, например, в Cubase. Внимание, квантование установлено 16-ми нотами, потому что, в отличие от старого традиционного джаза, в современной музыке свингоподобные конструкции чаще работают на 16-х. Процент «свинга» — 35 (для наглядности):


Мы можем увидеть, что каждая слабая 16-я доля в самой сетке квантования начинается чуть позже, чем должна была бы при ровном ритме. Примерно так можно «нарисовать» свинг (или грув) баса графически.

Важно помнить, что алгоритмическое квантование с машинным «свингом» — это достаточно грубое действие. Оно позволяет делать черновые партии, но доводить их придется вручную.

Строго говоря, партия баса изначально должна быть задумана как свингоподобная. Под нее стоит подобрать звук (скажем, синтетический), который со своей атакой и затуханием будет работать именно на придуманный грув именно в заданном вами темпе.

Поскольку на нотах разной высоты и в разном темпе бас может повести себя по-разному, вам скорее всего придется после квантования расставлять некоторые звуки, не сообразуясь с ритмической сеткой. Потому что грув подбирается на слух, а не графически.

Сайдчейн или сайдчейно-подобные эффекты в построении танцевального свингующего баса играют роль вишенки на торте. Они лишь подчеркивают созданную аранжировщиком «раскачку», но не могут создать ее сами по себе, если музыкальные партии придуманы не «качающие».

Музыковеды говорят, что свинг (скорее грув) возникают там, где одна часть ритм-секции играет «прямо», а другая свингует. Если барабаны и бас пытаются делать это вместе, эффект грува не так явно слышен, или он не получается совсем, что, кстати, характерно для «цифровой» музыки. Ведь ее авторы нередко «рисуют» треки мышью и не имеют опыта телесного, если можно так выразиться, музицирования.

Вообще, построению удачного собственного грува лучше всего служат наслушанность и умение хотя бы средне-медленном темпе свинговать вживую на любом музыкальном инструменте. Если вы это научитесь чувствовать телом, своей моторикой, то сможете хорошо имитировать и в «цифре».

Владимир Лакодин