Горячая линия8 800 250 55 00

Менее десятка лет назад казалось, что дни электрогитары сочтены. Жанры около рока стагнировали. В качестве фаворитов музыкального рынка прочно закрепились EDM и рэп. «Входной билет» на него сильно подешевел, благодаря быстрому развитию специализированного ПО для создания музыки в домашней студии.

И что характерно, для того, чтобы «писать биты» и иметь какую-никакую аудиторию, начинающему продюсеру уже не требовалось умение играть на музыкальном инструменте. Мало того, даже базовые знания элементарной теории музыки оказались не то, чтобы очень важны.

Виртуальные синтезаторы достигли потрясающего качества звучания, и даже бесплатные образцы нынче впечатляют своими возможностями. Электронный звук предсказуемо заполонил музыкальные стриминговые сервисы. А производство минимально жизнеспособного музыкального продукта упростилось до уровня необязательной и необременительной игры.

В 2017 году один начинающий YouTube блогер из Увы буквально издевался над современным рэп-продакшном в серии роликов #изиреп. Не без юмора он показывал, как из сэпмлов и палок создаются «жирные биты» буквально за несколько минут.

Сегодня этот персонаж имеет фантастическую известность и аудиторию. А ведь начинал с… гитарного хард-рока и индастриал-металла. Видимо, быстро понял, что в середине 2010-х с гитарой на сцене ловить нечего.

Во время тревожной, а для многих трагической пандемии Covid-19 на вторичные рынки Северной Америки и Европы хлынули подержанные электрогитары и гитарное оборудование. Люди распродавали свои коллекции со значительными скидками. Концерты и туры остановились, замерла клубно-ресторанная жизнь, и хуже всего пришлось тем, что обычно живьем играет на инструменте и этим зарабатывает. В России была похожая ситуация.

Думалось, что всё — электрогитара как сверхпопулярный инструмент отжила свое. Но прошло немного времени, и вдруг оказалось, что продажи растут, причем во всех сегментах рынка и практически на всех континентах планеты. Современные маркетологи пророчат настоящий электрогитарный ренессанс.

кот с гитарой 

Рост на 8-10% в год на рынке электрогитар

В это сложно поверить но факт есть факт. По данным международной аналитической компании TBRC, в 2023 году в мире было продано электрических гитар на 3,19 миллиарда долларов, а в 2024-м ожидается продаж на 3,47 млрд. Совокупный годовой темп роста прогнозируется на уровне 8,9%.

Аналитики ожидают, что в ближайшие годы рынок будет не просто расти, а расти быстро — по 10% в год. К 2028 году ожидают продаж уже на 5,11 млрд.

Данные последних лет (даже «ковидных») вызывают некоторое изумление и противоречат устоявшемуся «гитарному пессимизму» 2010-х. Например, корпорация Fender сравнительно недавно сообщала, что только в первой половине 2021 года на инструменте начали играть 16 миллионов новых гитаристов планеты. И около 15 млн из них взяли в руки именно электрогитары. Такой прирост на 35% опережал все предыдущие исторические периоды.

Но что случилось? Почему люди заново полюбили электрогитары?

Тут нет какой-то одной, всё определяющей причины, действует совокупность факторов. Например, самый большой рост продаж отмечен на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (в основном в Индии, Китае, Индонезии, хотя свой вклад вносят Япония, Австралия и другие страны). И вероятно, во многих местах здесь не «заново» полюбили электрогитару, а впервые. Ведь раньше она была слишком дорогой для обывателя.

Аналитики и дистрибьюторы отмечают глобальный рост качества бюджетных инструментов. Скажем, если в 1995 году вы за 320 тогдашних долларов США покупали Squier by Fender производства Южной Кореи, то получали вполне певучее дерево, неплохие звукосниматели, но при этом ужасное тремоло и отвратительные колки. Их надо было менять, то есть, тратить дополнительные средства.

Сегодня за те же (а вообще-то, похудевшие из-за инфляции) 300+ долларов вы обретаете инструмент, с которым можно работать профессионально. Уж в клубе и домашней студии —сто процентов. За примерами далеко ходить не надо — взгляните, скажем, на электрогитары от японского бренда Aria Pro II.

Огромный вклад в рост новой популярности «электричек» вносят страны Латинской Америки. И здесь тоже работает недавно возникший фактор «бюджетное — не значит хреновое». Оказывается, мировые производители электрогитар после получения сомнительных результатов переноса производства в Юго-Восточную Азию в конце 1980-х в течение 1990-х годов, извлекли уроки из свои ошибок.

Ныне фабрики в Южной Корее, Индонезии, Китае работают под жестким контролем гитарных брендов. Возможно, они взяли пример с производителей сложной техники — компьютеров, аудио, видео и фотооборудования, смартфонов, станков и т. п., которые сумели наладить нормальную работу с азиатскими производствами раньше.

Кот с электрогитарой 

Второй фактор — изменение подхода мировых брендов к так называемому «творческому опыту потребителя». Гитарные гиганты наконец обратили внимание на «диванных гитаристов» — на тех, кто записывает собственные опыты дома при помощи бюджетных звуковых карт и использует виртуальные «примочки» и симуляторы гитарных усилителей.

В 2021 году корпорация Fender купила целую экосистему продуктов для домашних музыкантов, маленьких и не очень студий, приобретя за неназываемую вслух сумму компанию PreSonus Audio Electronics.

Небожители столкнулись наконец с реальностью, в которой живут «гитарные обыватели» — и не только развитых, но и развивающихся стран. Трудно судить о том, какие выводы сделали для себя руководители Fender, но по публичному поведению компании видно, что музыканты, не выходящие на сцену и делающие интернет-карьеру, постепенно входят в круг ее внимания.

Однако Fender и Gibson, к слову, занимающие совместно примерно 65% мирового рынка электрогитар (не так много, как можно было предположить — правда?), все еще несколько далеки от народа по стилю своих коммуникаций на YouTube и в других соцсетях.

А вот, скажем, Ibanez в этом смысле гораздо продвинутей. Компания даже экспериментирует с юмористическими роликами вроде таких:

Кроме того, на официальном YouTube канале бренда можно увидеть демо не только дорогих, но именно бюджетных гитар, снятые не в больших студиях и специально подготовленных помещениях, а в домашних условиях. В том числе появляются и ролики, по сути, копирующие стилистику «диванных» гитаристов.

Ibanez сотрудничает с гитаристами-блогерами по всему миру. В частности в России «артистом Ibanez» является экстравагантно выглядящий виртуоз-вундеркинд Макс Остроумов (Max Ostro), имеющий на YouTube впечатляющие 225 000 подписчиков. А ведь этот парень официально издал до сих пор лишь 4 трека в сборниках гитарной инструментальной музыки. Основная его деятельность — это гитаризм на видеоплатформе и участие в оффлайн- и онлайн-конкурсах.

Макс Остроумов

Влияние гитарных видеоблогеров меняет рынок электрогитар и саму поп-музыку

Снова двигает инструмент в массы блоггинг — как развлекательный, так и образовательный. Олды, как говорится, помнят печатные самоучители (а то и их ксерокопии) с нотами «Металлики», ходившие по рукам в 90-е.

Также российские музыканты должны припоминать засилье джазменов среди преподавателей эстрадных факультетов отечественных училищ культуры и искусств, с легких презрением относившихся даже к классическому року.

Где человеку было научиться играть риффы? Кто ему показал бы технику тэппинга? Кто научил бы флажолету, извлекаемому одновременным ударом медиатора и подушечкой пальца при включенной примочке Metal Zone? Это же все было «несерьезно».

Нынче же наступил электронный рай для гитаристов-любителей. YouTube ломится от бесплатных образовательных роликов на всех распространенных языках, включая русский. Многие музыканты знаменитых групп сообразили, насколько выгодно непосредственное общение с аудиторией в соцсетях, и пошли в народ. Что уж говорить о гитаристах менее известных.

У гитарного YouTube есть свои мировые лидеры, и он чертовски популярен. По состоянию на середину 2023 года, 300 наиболее известных гитарных каналов имели 18 миллиардов просмотров. А подписчиков — около 100 миллионов!

Лидером образовательного гитарного YouTube считается Марти Шварц, к 2024 году набравший 4,17 миллиона подписчиков, что кажется каким-то чудом. Причем Шварц ни разу не виртуоз. Он скромно учит любителей самой-самой ходовой базе, а также показывает, как играть гитарные партии всемирно известных песен, и подкидывает посильные и не скучные упражнения.

Одним из тяжеловесов в этой области является американский музыкальный продюсер и преподаватель Рик Беато. Этот седой мужчина, придумавший жанр «Что делает <такую-то> песню великой?», слушателей не особо щадит и лезет в самые страшные дебри музыкальной теории.

Но и он собрал более 4 миллионов подписчиков. Ведь Рик, кроме прочего, выдает еще и очень полезные уроки игры на электрогитаре, многие из которых — прямо «для взрослых», наивно думающих, что они уже все умеют. Количество стримов, что у Шварца, что у Беато затмевают число прослушиваний многих известных музыкантов.

Другое жанровое крыло гитарного YouTube — это, условно говоря, «диванные гитаристы», интернет-артисты (или сочетающие блоггинг с работой на реальной сцене) и «гитарные балаболы».

Например, Andre Antunes (885 тысяч подписчиков) делает гитарные аранжировки, синхронизируя их с мемными видео — так, что получаются «песни». Или работает с вполне серьезными старыми и новыми композициями из самых неожиданных стилистических областей, придавая им особое звучание.

Steve Terreberry (3,61 млн подписчиков) не столько сам играет на гитаре, сколько выдает очень нехитрые юмористические гэги в духе раннего Pewdiepie вокруг да около гитарной темы.

Более музыкальные, чем Terreberry, гитаристы — такие например, как «металлист» Роб Скэллон (2,53 млн подписчиков) и его приятель-джазмен Adam Neely (1,77 млн подписчиков) очень творчески подходят к созданию гитарных видео. Чего стоит одна лишь пара роликов, в одном из которых Роб учит Адама играть death metal, а в другом – Адам дает Робу ликбез по традиционному джазу! Здесь нет попсовой клоунады, но вместе с тем это весело и познавательно…

Словом, на YouTube в последние годы сложилась большая и разнообразная гитарная культура. И она показала людям, что для того, чтобы в удовольствие (и даже с выгодой) играть на электрогитаре, не нужно «состоять в группе», ездить на репетиционные базы, обязательно выпускать в свет какие-то треки и мыкаться с выступлениями по залам на 100 человек.

Достаточно быть интересным «гитаристом из спальни», и тебя вполне может заметить и полюбить широкая аудитория. Это новое явление в истории гитарной музыки, которое как-то незаметно стало реально большим.

Вместе с тем начали стагнировать электронная музыка и рэп со всеми их ответвлениями. В первой, и это отмечают сами музыкальные продюсеры, уже по второму разу используются давно изданные, полюбившиеся публике и полузабытые акапеллы.

Новизны все меньше и в звуке. Даже появился парадоксальный жанр organic house, который хаус-то хаус, но записан он так, будто это играют акустические инструменты. Что это как не усталость электронщины от хождению по кругу?

По поводу рэпа нет смысла и высказываться — бывший уфимский блогер почти все сообщил на эту тему еще 7 лет назад. В этом жанре сегодня очень мала вероятность услышать от фрешмена действительно хорошую поэзию и нешаблонный звук.

И, похоже, нас ожидает гибридизация стилей и направлений. Электронному звуку нужна свежая кровь. Оркестровые вещи он уже использует, поп-«органику» — тоже. Но чего он чаще всего избегал? Гитар, само собой. Исключения вроде Fatboy Slim (которого сейчас не сильно помнят) и Beasty Boys — не делали погоды.

Возможно изменение культурных шаблонов и новая популярность электрогитары вскоре принесет нам что-то новенькое и свежее. Ибо, кажется, «зумеры» нацелились переосмысливать «инструмент бумеров»…

Владимир Лакодин

Подпишитесь на наш канал:
Нас уже более 240 000
Читайте также:
Все статьи
Товары по теме