Звуковые эффекты басистов, бас-примочки и их подключение

03 авг 2016

В статье мы расскажем о бас-примочках и звуковых эффектах. После прочтения вы будете знать, какие из них подойдут именно вам, как включить их в цепь эффектов, и какие дополнительные аксессуары для этого могут понадобиться.

Что такое «педаль эффектов»?

Педаль эффектов (примочка, педаль) — электронное устройство, предназначенное для обработки звука музыкального инструмента. Проще говоря, небольшая квадратная коробка, которая обычно стоит на полу перед гитаристами во время концерта. Включается или отключается при нажатии.

Примочки используют для изменения звука гитары.  В современной музыке все реже используют «чистый», необработанный звук. Музыканты всего мира постоянно экспериментируют с различными эффектами, чтобы найти свой «саунд», и басисты - не исключение. Эффекты для баса нужны не только затем, чтобы звучание бюджетного инструмента приблизить к высококачественному, но и для того, чтобы добавить новых красок к уже известной мелодии.

Педаль эффектов нужна для обработки звука музыкального инструмента

Как выглядят педали эффектов?

Любой эффект может быть выполнен в виде аналоговой педали в отдельном корпусе. Напольный или, реже, настольный гитарный процессор объединяет множество цифровых примочек в одном приборе. Существуют также рэковые вариантыпроцессоров эффектов и мультиэффектов, которые помещаются в стойку для оборудования.

1. Отдельная примочка «заточена» под один эффект, поэтому качество последнего обычно немного выше, чем эффектов в составе процессора. Если вы точно знаете, как хотите обработать звук вашей бас-гитары, то отдельная педаль – ваш выбор.

Отдельная басовая примочка стоит, в среднем, от 2000 до 15000 рублей в зависимости от бренда, качества звучания и навороченности настроек.

 

Если примочка рассчитана на один эффект, то качество последнего будет выше по сравнению с эффектами процессора

Преимущества:

Недостатки:

2. Напольный процессор сочетает в одном корпусе множество цифровых эффектов, эмуляторов предусилителей, а также других полезных примочек бля бас-гитары. Процессоры подойдут для музыкантов, которые хотят поэкспериментировать с различными звуками, использовать разные эффекты и их сочетания в одном устройстве. Диапазон цен ? от 5 000 до 30 000 руб.

Напольный процессор сочетает множество эффектов и полезных примочек

 

Преимущества:

Недостатки:

На нашем канале на YouTube можно посмотреть видеоролики на басовые процессоры. Один из них:


3. Рэковые варианты процессоров используют для работы в студии. Качества звука педалей, приемлемого на концерте, недостаточно для студийной записи: педаль фонит, имеет низкое отношение сигнал/шум, иногда щелкает при переключении и т.п. Рэковые устройства предназначаются, прежде всего, для звукорежиссера, а не музыканта-исполнителя. Они имеют больше возможностей для регулировки параметров звука, чем концертные. Некоторые из рэковых процессоров имеют ножной контроллер. В этом случае устройством управляет сам музыкант. Цены на такие процессоры самые высокие.

 

Для работы в студии используют рэковые процессоры

Преимущества:

Недостатки

Типы эффектов

Может показаться, что существуют сотни различных примочек, но на самом деле все они представляют собой модификацию нескольких базовых эффектов. Эти эффекты можно поделить на четыре категории, которые мы рассмотрим ниже. Речь пойдет только об эффектах, которые чаще всего применяют басисты.

1. Эквалайзер.

Устройство изменяет баланс между различными частотами, что помогает сделать звучание инструмента более четким и приятным. Например, если усилитель хорошо усиливает низкие частоты и плохо средние, в результате получится «грязный» невнятный звук. В этом случае небольшое ослабление низких частот и поднятие средних сделает звук более ярким. Видеообзор на самый популярный басовый эквалайзер выложен на нашем канале на You Tube:


2. Динамические процессоры.

Эти устройства работают с динамикой (громкостью и мягкостью) сигнала.

Компрессор любят начинающие музыканты: он выравнивает погрешности их игры.  Тем не менее и опытные исполнители часто используют этот эффект для баса. Необходимость в устройстве может возникнуть, например, при использовании разных техник звукоизвлечения. Как вариант ? при переходе с игры пальцами в области звукоснимателей на слэп (slap) заметно прибавляется уровень громкости. Если далее последует переход на игру пальцами, то на слух это воспримется как провал звука бас-гитары.

Послушаем, как звучит одна из примочек этого типа:



3. Синтезирующие эффекты.





4. Эффекты, основанные на задержке времени.

По принципу действия дилэй схож с ревербератором и отличается от него лишь временем задержки, которая длится не менее 50-60 миллисекунды (мс).


Дополнительные педали


Как подключать педали эффектов?

Схема подключения

 

Самая простая схема подключения выглядит следующим образом: бас-гитарный провод-примочка-гитарный провод-усилитель.

Если вы используете несколько эффектов, между каждым из них обязательно должен быть дополнительный гитарный провод. При работе с процессором лишних проводов не нужно, т.к. все эффекты будут в одном устройстве.

Продвинутые музыканты пользуются так называемой петлей эффектов (fx loop): подключают некоторые примочки после преампа, но до усилителя.

 

Схема подключения «петля эффектов»

Цепь эффектов

При создании цепи эффектов важна последовательность подключения примочек. Обычно ставят ди-бокс и компрессор, перегружают улучшенный оптимизированный сигнал, подключают модуляторы и синтезаторы. Эквалайзер может быть как в начале, так и в конце цепи.

Такие эффекты, как хорус и делай, нужно применять особенно аккуратно. Без дополнительного обрезания нижней частоты на выходе может получиться звуковая каша. Не забудьте: барабаны и бас-гитара – это основные инструменты ритм-группы.

Существуют разные способы подрезания нижней частоты для пропускания звука через хорус и делай. Самый простой — чуть подрезать басы на инструменте или на эквалайзере (он обычно возглавляет цепочку эффектов). Более изощренный и правильный — перед эффектом делай ставить еще одно электронное звено в виде активного кроссовера. Последний делит сигнал на две составляющие. Более низкую полосу он пропускает мимо эффекта делай, и эта полоса поступает на вход следующего звена эффектов. Т.е. эффект делай работает только с верхней полосой звука. Таким образом удается сохранить конкретность звука бас-гитары.

Список необходимых аксессуаров

Итак, вы узнали, в каком виде могут быть исполнены педали эффектов, выбрали эффекты для себя и разобрались в схеме их подключения. Теперь расскажем, какие именно устройства нужны для работы схемы и где их найти на сайте POP-MUSIC.