Сегодня под клик пишется практически вся поп-музыка и все виды поп-рока. Специфическое темповое «дыхание» неквантованных записей ушло в прошлое. Примерно то же самое происходит с альтернативной сценой, с «металлическими» стилями и даже панком. Люди записываются под метроном в подавляющем большинстве.
Давайте разберемся, с чем это связано и как решить, использовать ли вашей группе клик при записи или нет?
Требования к качеству музыкального производства повысились. Идет большая конкурентная гонка
В это трудно поверить, но каждый день в мире издается не менее 120 000 новых треков. Реального внимания публики большинство из них не получает. При этом ставки отчислений, которые музыкальные стриминговые платформы платят правообладателям, удручающе малы.
В этих условиях музыкальные проекты, чтобы хоть как-то состояться, используют любые ухищрения для того, чтобы их записи звучали конкурентоспособно. Во-первых, «война громкостей» ничуть не остановилась и продолжается на новом уровне.
Во-вторых, из фонограмм современных релизов продюсеры и саунд-инженеры скрупулезно вычищают все огрехи музыкантов. Это касается не только тюнинга вокала или некоторых живых инструментов, но и ритмических ошибок.
В-третьих, под живой звук на записи многие продюсеры подкладывают сэмплы – это особенно характерно для партий барабанов. Как можно догадаться, работа по двум последним пунктам сильно упрощается, если группа записывалась под метроном.
Может быть, это покажется новостью, но мировая музыка для кино тоже «сдалась» клику. Современные саундтреки в большинстве случаев являются гибридными. Партии оркестровых групп сочетаются в них с синтезаторными партиями и обильным использованием сэмплов.
Саундтреки записываются «послойно», в том числе оркестр. Это веяние привнесли голливудские режиссеры, которые следят за развитием технологий цифровой записи и благодаря ему получили невиданный контроль при редактировании киномузыки.
Сегодня режиссер хочет иметь возможность по желанию удалить из фонограммы, скажем, партии струнных и заменить их другими инструментами. То же касается всех частей и «слоёв» саундтрека.
Поскольку киномузыка может быть «редактируемой», только если записана несколькими сеансами – отдельными для каждой группы инструментов, ее создатели вынужденно пошли на внедрение записи под метроном.
Как бы странно это ни выглядело, современные дирижеры в студии реально работают с музыкантами под клик-трек.
Если уж музыка большого кино делается таким образом, то какой смысл стесняться рок- и поп-музыкантам? Они и перестали...
Современные цифровые рабочие станции (DAW) дали саунд-продюсерам и композиторам потрясающие алгоритмы изменения аудио во времени без потери качества. Например, функция «свободная деформация» (Free warp) в Cubase позволяет привязать к ритмической сетке почти любое криво записанное аудио.
Саунд-инженер с помощью подобных инструментов может «выпрямить» плохо сыгранные партии барабанов, баса, гитар, а также неритмичный вокал. Это своего рода «тюнинг во времени». И, конечно, его в разы легче и быстрее делать, если бэнд записывался под метроном.
Продюсерам не хочется получать головную боль при редактировании записанного материала и тратить на него много времени. Если уж с таким подходом вынужденно согласились именитые голливудские композиторы, то начинающих артистов, авторов и группы никто и спрашивать не будет.
Мало того, бэнды с большими именами тоже распробовали ритмическое редактирование и остались весьма довольны. Ведь умелый звукорежиссер «выпрямляет» в студии даже панковские группы, музыканты которых еле стояли при записи.
В мейнстримной музыке ровные, ритмически вылизанные треки, звучат более эффектно и «профессионально». Новые поколение слушателей уже и не представляет себе музыки с плавающим темпо-ритмом.
Теперь записываться в свободном темпе могут позволить себе лишь инди-артисты – на свой страх и риск. Ну и конечно, под клик не пишутся джазовые музыканты, блюзмены и представители других нишевых жанров, в которых «дыхание» музыки во времени имеет огромное значение.
Внимательные читатели могут подумать – а не исчезает ли при записи под клик специфический грув, который заставляет слушателя безотчетно притопывать ногой или качать головой под удачный трек? Нет, не исчезает. Во-первых, в мейнстримной музыке (включая рок) грув цикличен и работает повторяющимися паттернами – чаще всего длиной от 1-2 до 4 тактов. Такие циклы хорошо моделируются в DAW.
Мало того, если группа играет без грува, или он у нее кривоватый, современный саунд-продюсер во многих случаях может это поправить. То есть, буквально привнести грув в запись, в которой его не было.
Такое практикуется даже в металлических стилях вроде джента, где грув важен. Увы, не все музыканты могут играть с той ритмической четкостью и «раскачкой», которой требует жанр.
Учитывая то, что джент обрел массовую популярность во многом благодаря «комнатным» виртуальным интернет-музыкантам, стоил ли удивляться тому, что жанровые продюсеры используют ритмическое редактирование и запись под метроном?
Вот лишь маленький список знаковых, всемирно известных альбомов, при записи которых использовались сэмплы барабанов (ими дублировали некоторые партии):
Metallica – «Black Album» (1991). Продюсер Боб Рок и инженер Рэнди Стауб подкладывали сэмплы для усиления звука барабанов, что помогло создать мощное и насыщенное звучание. Особенно это касалось бочки и рабочего барабана.
Foo Fighters – «Wasting Light» (2011). Тогдашний барабанщик группы Тейлор Хокинс усиливал некоторые партии сэмплами, чтобы добиться большей ясности и пробивного характера ударных.
Green Day – «21st Century Breakdown» (2009). В этой записи также использовались сэмплы – как правило в тех треках, где требовалось сбалансировать динамику микса.
Bring Me The Horizon – «Sempiternal» (2013). Альбом в принципе был записан со значительным использованием цифровых технологий. В том числе при сведении были подложены сэмплы ударных, чтобы барабаны звучали ярко и интенсивно.
Сегодня бесчисленное количество групп использует барабанные сэмплы таким же образом. Мало того, по свидетельству таких продюсеров как, например, Рик Беато даже у групп с большими именами часто бывают барабанщики, которые ритмически и динамически «плавают». Их игра прокатывает на концертах, но на записи их редактируют, «усиливают» сэмплами, а во многих случаях даже заменяют сессионными музыкантами.
В гибридных жанрах сэмплами подкрепляют не только барабанные партии. Сэмплированными треками могут поддерживать бас-гитары и гитары. Естественно всё «живьё» для этого удобно записывать под клик.