Любой гитарист рано или поздно приходит к необходимости записать свое творчество. Сделать это довольно просто, нужно просто приобрести немного дополнительного оборудования: звуковую карту, кабели, комбик, микрофон и т.д. Затем нужно правильно это оборудование подключить и расположить. Именно о записи электрогитары при помощи микрофона и комбоусилителя и поговорим сегодня.
Самый простой способ записать гитару – подключить ее при помощи гитарного кабеля с разъемом «джек» к звуковой карте со встроенным предусилителем, а карту, в свою очередь, подключить к компьютеру при помощи USB-кабеля. Такая схема записи гитары является самой простой и бюджетной, так как позволяет сэкономить на дополнительном оборудовании и не забивать голову его правильным расположением, акустическим оформлением помещения и другими проблемами. Существенным недостатком этого способа записи является недостаточно богатый звук, лишенный акустических нюансов, обусловленных отражением и поглощением звуковых волн, акустикой помещения, дополнительных обертонов и т.д. Зато вы получите приемлемое соотношение сигнал/шум и чистый звук для последующей его обработки.
Однако если вы хотите получить профессиональную запись гитары, то нужно использовать микрофон и динамик (комбоусилитель или усилитель + кабинет). Дело в том, что звук должен взаимодействовать с окружающим пространством и только потом попадать в микрофон. Результат записи гитары при помощи микрофона зависит от многих факторов, среди которых:
размер динамика
тип усилителя (ламповый или полупроводниковый)
тип микрофона
расположение микрофона относительно динамика
акустические характеристики помещения
Всё вышеназванное влияет на записываемый звук гитары. Как именно влияет и что можно сделать, чтобы получить наилучший результат? Попробуем объяснить, как записать гитары, используя микрофон и комбоусилитель. Схема подключений выглядит примерно так: гитара подключается к комбику (либо к усилителю, а он – к кабинету), микрофон устанавливается рядом с динамиком комбоусилителя, подключается к аудиоинтерфейсу, а тот подключается к ПК, где звук записывается в DAW. Это если объяснять в двух словах. Далее поговорим о нюансах выбора оборудования и его расположения.
Голова представляет собой усилитель без динамика, а кабинет служит именно динамиком, облаченным в корпус. Звук, полученный в результате записи гитары, сильно зависит от качества усилителя, так как именно в нем содержатся все схемы, участвующие в настройке тона, реверберации и т.д. В кабинете расположены динамики, которые преобразуют сигнал, получаемый от усилителя, в звук. Ни один из этих двух устройств не работают по-отдельности, эффективны они только в паре. Достоинство этого варианта заключается в том, что одну составляющую данной пары можно заменить на более подходящую для конкретной задачи модель.
Комбоусилитель (или комбик) представляет собой устройство, объединяющее усилитель и динамик. Как правило, покупка комбоусилителя оказывается более выгодной, чем покупка двух устройств по-отдельности. Но вы не получите той гибкости, которую обеспечивают голова и кабинет. Например, не сможете перейти на более крупный динамик, если потребуется, без замены усилителя.
Универсального совета не будет, выбор зависит от личных предпочтений и бюджета. Поэтому предварительно подберите для себя модели и комбиков, и усилителей с кабинетами, а затем послушайте, как они звучат с вашей гитарой в музыкальном магазине.
На самом деле размер динамика не так важен, как качественный усилитель. Но размер динамика влияет на наличие низких частот: чем больше динамик - тем больше низких частот вы получите, а значит звук будет распространяться на большие расстояния. Большой динамик не понравится вашим соседям, учтите это. При меньшем размере динамика звук будет более высоким и ярким. Народная мудрость: меньший динамик и стоит меньше. Так что выбор за вами. Для начала попробуйте выбрать что-то среднее по размеру и цене, динамик, который обеспечивает хороший диапазон звуковых частот.
Кстати, лучше отдать предпочтение комбику с двумя или более динамиками, чтобы иметь больше возможностей записи микрофоном, размещая по одному микрофону на каждый динамик.
Усилители бывают ламповые и транзисторные (полупроводниковые). Многие гитаристы предпочитают ламповые усилители за то, что они обеспечивают особый теплый звук. Однако для получения истинного тепла и эффекта от лампового усилителя, необходимо увеличить громкость. Поэтому, если у вас нет возможности играть на большой громкости, то, возможно, не стоит тратить много денег на ламповый усилитель.
Мощность различных типов усилителей несопоставима, например, ламповый усилитель мощностью 20 Вт звучит намного громче, чем транзисторный той же мощности. Послушайте оба типа, сравните, оцените, что вам нравится и что может позволить ваш бюджет.
Звук, получаемый при записи гитары, сильно зависит от типа микрофона, количества используемых вами микрофонов и положения этих микрофонов. Существуют три вида микрофонов: динамические, конденсаторные и ленточные.
Это самый старый тип микрофонов с самой простой конструкцией. В нем имеется диафрагма, соединенная с металлической катушкой, находящейся между двумя магнитами. Звуковая волна попадает на диафрагму, та, вибрируя, заставляет двигаться катушку, в которой индуцируется переменный ток. Благодаря простоте конструкции, динамические микрофоны достаточно прочные и способны выдерживать высокие уровни звукового давления.
Отличным вариантом динамического микрофона является SENNHEISER E 906, он идеально подходит для использования с гитарными усилителями, выдающими звук на большой громкости. Он надежный, относительно недорогой, при этом качество записанного звука будет на высоте.
Но это отнюдь не означает, что вы не можете экспериментировать с различными микрофонами, тем более, если они у вас уже есть. Динамические микрофоны отлично подходят для улавливания основных средних частот гитарного усилителя. А средние частоты - самая важная часть гитарного звука в общем миксе. Но они, как правило, пропускают некоторые частоты в низком диапазоне.
Чтобы максимально захватить весь частотный диапазон (от глубоких низких частот до более ярких высоких) попробуйте использовать конденсаторный микрофон с большой диафрагмой. Конденсаторные микрофоны обычно дороже, чем их динамические аналоги, и более хрупкие. Это означает, что они не идеальны для живых выступлений, но могут прекрасно работать в домашней студии. Особенно в сочетании с динамическим микрофоном.
Конденсаторные микрофоны имеют большую чувствительность, более широкий частотный диапазон и, соответственно, более чистый и прозрачный звук. Дорогой конденсаторный микрофон может уловить естественный характер звучания вашего кабинета, а также нюансы звукоизвлечения и динамику игры.
Подобные микрофоны чувствительны к высоким уровням громкости, которые способны вызвать искажения во внутреннем предусилителе, поэтому размещать их стоит на расстояниях около 30-50 см от динамика. Некоторые модели конденсаторных микрофоном имеют встроенные аттенюаторы, ослабляющие сигнал на 10 дБ. Отсечка нижних частот позволяет убрать низкочастотные помехи.
Огромным достоинством конденсаторных микрофонов является возможность переключения его направленности с «восьмерки» на «ненаправленный». Во втором режиме капсула воспринимает звук, идущий со всех сторон, что позволяет записать акустику помещения, помимо основного звука, идущего от динамика. «Восьмёрка» же может записывать звук позади микрофона, что также добавляет звуку пространственности.
Можете рассмотреть в качестве конденсаторного микрофона для записи SE ELECTRONICS SE 4400A
Это самые деликатные и часто самые дорогие микрофоны. Вы можете получить потрясающе звучащий гитарный тон через ленточный микрофон, но это будет вам стоить вам приличную сумму денег. Но потребность в этом может прийти с опытом. Ленточные микрофоны оценят любители жирного, плотного и теплого звука.
К недостаткам ленточных микрофонов можно отнести низкий уровень выходного сигнала и довольно хрупкую конструкцию, не терпящую механического воздействия и, например, сильные порывы ветра. В связи с этим, рекомендуемым расстоянием от ленточного микрофона до сетки динамика являются 25 см.
Как вариант, рассмотрите микрофон RODE NTR
Мало выбрать подходящий микрофон, нужно его еще правильно расположить относительно комбоусилителя.
Если вы впервые записываете гитару при помощи микрофона, то остановите свой выбор на одном динамическом микрофоне. Главный секрет записи звука с динамика: самый яркий тон, исходящий из диффузора динамика, находится прямо по центру. Поэтому, если у вас небольшой усилитель только с одним динамиком, поместите микрофон на напольную подставку для микрофона и направьте его на динамик. Микрофон должен находиться на расстоянии нескольких сантиметров от динамика, а не вплотную к нему. Вряд ли вам понадобится самый яркий тон, о котором говорилось выше. Поэтому попробуйте переместить микрофон влево или вправо от центра динамика, поэкспериментируйте со звуком.
Используйте наушники для мониторинга, подключенные к ноутбуку или компьютеру, чтобы услышать звук, который улавливает микрофон. Это важнее, чем звук прямо из динамика. Таким образом, вы можете попробовать различные варианты расположения микрофона по отношению к центру динамика. Изменяйте расстояние до динамика, пока не получите желаемый звук.
По мере того, как вы становитесь более уверенными на волне звукозаписи и хотите получить более сложные тона при записи гитары, вы можете добавить еще один или более микрофонов. И тогда вы столкнетесь с проблемой физировки, когда два ваших микрофона не улавливают звуковые волны синхронно.
Итак, представьте, что первый микрофон находится немного дальше от динамика, чем второй. Звуковым волнам потребуется немного больше времени, чтобы достичь диафрагмы первого микрофона, поэтому достигают они его в другой фазе.
Если вы снимаете звук двумя микрофонами, то нужно обязательно помнить про фазу сигнала. Для правильной фазировки, вы можете использовать переключатель фазы на самом микрофоне, на предусилителе или даже уже внутри DAW.
Если фазировка сигналов будет не правильная, то гитара будет звучать очень плоско и серединисто. Это проблема, о которой нужно знать, и на что следует обращать внимание на записанных треках.
В остальном использование более одного микрофона для записи гитары через комбоусилитель дает множество преимуществ. Вы можете использовать два динамических микрофона, один из которых расположен недалеко от центра перед диффузором, а второй – за задней панелью кабинета. Поместив второй микрофон с тыльной части комбика, вы уловите много низкочастотных звуков, которые часто теряются.
Второй метод может заключаться в использовании динамического микрофона в сочетании с конденсаторным микрофоном. Конденсаторный при этом расположен немного дальше от динамика. Конденсаторный микрофон придаст гитарному тону немного глубины и тепла.
Чтобы получить хорошую запись, совсем не обязательно играть на слишком высокой громкости. Уровень громкости должен быть достаточно высоким, чтобы диффузор динамика работал и двигался, но он не должен быть слишком высоким, особенно если вы используете конденсаторный микрофон. Уточнение: если вы используете ламповый усилитель, то громкость должна быть выше, чтобы получить истинное тепло и тон.
Вы можете записать гитару и без микрофона, подключив усилитель или комбоусилитель напрямую к аудиоинтерфейсу. Практически все комбоусилители имеют линейный выход, часто расположенный на задней панели, либо же выход для наушников, который выполняет ту же функцию.
Преимущества данного метода в том, что он более удобен, так как вам не нужно беспокоиться о размещении микрофона и т.д., вы можете сэкономить на покупке микрофона, а также записывать гитару даже ночью, никого не беспокоя.
Из недостатков стоит отметить тот факт, что вы не получите той живости и качества звука, как если бы записывали при помощи микрофона. Звук будет несколько стерильным, но его можно «оживить», добавив эффекты в DAW: всё, от реверберации до эха и искажения, чтобы сделать звук более интересным. Можете смело экспериментировать с этим методом.
Напоследок хотелось бы дать несколько советов, которые точно вам пригодятся, если вы собираетесь записывать свою гитару впервые, используя микрофон.
Сделайте всё «на совесть». Не поддавайтесь мыслям, что это всего лишь домашняя звукозапись, что не может быть всё сделано профессионально и идеально. Если вы все делаете правильно, то качество записи даже дома должно быть на высоте!
Своевременно приобретайте новые струны для своих гитар, чтобы добиться максимально хорошего и яркого звука. Убедитесь, что ваша гитара настроена. Между попытками записи проверяйте, не повреждены ли струны, особенно если они новые.
Любая техника имеет значение, то есть не стоит вкладывать все свои деньги в супердорогой микрофон и при этом использовать довольно средний усилитель или никудышный кабель. Приобретите качественные инструментальные кабели, особенно если вы используете длинные кабели, чтобы избежать лишних помех.
Используйте качественный аудиоинтерфейс (не обязательно дорогой). Убедитесь, что у него низкая задержка. Нет ничего более раздражающего, чем попытки записать гитару с задержкой!
Старайтесь не использовать слишком много педалей и эффектов в цепи. Это вызовет нежелательный шум, а также затруднит запись плотно звучащей дорожки.
Записывайте две дорожки, чтобы сделать звук более плотным. Попробуйте сдвинуть одну из дорожек относительно другой. Вы должны заметить гораздо более полное звучание гитарной партии, заполняющей микс.
Запись гитары при помощи микрофона и усилителя – дело хлопотное, но стоящее. Несмотря на то, что придется потратиться на оборудование и какое-то время настраивать его и размещать, добиваясь лучшего звука, результат вас порадует! Живой, наполненный акустикой помещения звук оправдает все трудности. Поэтому вперед, к экспериментам! И успехов в творчестве.