VST оркестр — как делать симфоническую музыку на компе. Часть 1

14 июн 2024

Создание оркестровой музыки в виртуальной компьютерной студии — это совершенно особый мир музыкального производства, и он не для слабонервных.

Сегодня гибридно-оркестровая музыка, созданная без привлечения живого оркестра, применяется в бюджетном кино, сериалах, ТВ-программах, рекламе, кинотрейлерах, играх. И, несмотря на то, что студии сильно экономят на записи настоящего оркестра, и прекрасно знают, что в продакшне из-за этого применяются виртуальные инструменты, они требуют от композиторов максимального реализма звучания.

И тем приходится тратить долгие часы на вылизывание оркестровых партий — как в смысле работы над фразировкой и аранжировкой, так и в смысле сведения. Принцип «тяп-ляп и в продакшн» тут не прокатывает. Относительно быстро выдают классные саундтреки лишь спецы, поработавшие в индустрии не меньше 3-5 лет и набившие руку.

Но всем, конечно, про это читать скучно, а хочется быстрее узнать, какие плагины скачать, чтобы начать вот прям через 5 минут. Ну ОК…

 

Почему для оркестровой музыки сначала применили технологии сэмплирования

Еще немного про дензнаки. Виртуальные оркестровые инструменты были разработаны в том числе потому, что в главных «контентообразующих» экономиках (США, Британия, Канада, Франция, Германия, Италия) найм оркестра, дирижера, звукоинженеров и подходящей студии стоит поистине эпических денег.

Каждый музыкант и технический работник там — члены профсоюзов. Их почасовые ставки строго соблюдаются. Поэтому студии (даже киношные) часто арендуют оркестры и помещения для записи в Софии (Болгария), Будапеште (Венгрия) и других восточноевропейских странах. Это сильно дешевле, профсоюзы там не такие зубастые, и найти людей, в них не состоящих, легче.

Однако при потоковом производстве аудиовизуального контента в относительно небольших кино-, теле- и игровых студиях даже на восточноевропейских оркестрах разоришься. Поэтому существует индустрия «библиотечной» музыки. В ней принято создавать произведения не для конкретного сериала, шоу или рекламы, а для абстрактных — на будущее.

То есть, специализированные музыкальные издательства выпускают относительно универсальные альбомы в определенных жанрах, треки которых «очищены» в смысле авторских прав. А студии в процессе создания своего контента роются в этих альбомах и подбирают музыку, подходящую по смыслу и звучанию.

Среди такой музыкальной продукции много оркестровой и гибридно-оркестровой музыки. И большая часть этого массива создана при помощи виртуальных инструментов. Экономия!

Рынок «библиотечной» музыки настоятельно требовал технических решений, позволяющих композитору делать убедительные оркестровые «макеты» на собственном компе, и они были разработаны. Уже десятилетия известны в мире продакшн-музыки производители сэмплов Audiobro, Cinematic Samples Worldwide Pty, Cinesamples Inc и другие.

В свое время изобретатели виртуальных оркестров со всей очевидностью поняли, что существующие синтезаторы не способны передать звучание классических инструментов реалистично.

Вместе с тем появились виртуальные сэмплеры, такие как Kontakt от Native Instruments, довольно быстро ставшие индустриальным стандартом. Производители оркестровых сэмплов чаще всего получают лицензию как раз на технологию Kontakt и создают так называемые библиотеки сэмплов именно под него.

Но есть и те, кто под свои библиотеки разрабатывает собственные сэмплеры — например, компания Cinesamples Inc. Или создает как инструменты для Kontakt, так и для собственного сэмплера — скажем, австрийская Vienna Symphonic Library GmbH или британская Spitfire Audio.

Словом, на практике оказалось, что оркестровые инструменты проще всего сэмплировать. При этом само сэмплирование — очень трудоемкий процесс. Во время него музыканты каждой оркестровой группы записываются по отдельности. Они вынуждены играть все ноты всего диапазона своих инструментов по одной (!), на нескольких уровнях громкости, с разными артикуляциями, с разной атакой, затуханием и т. п.

Это нужно, чтобы получить максимально функциональные, допустим, первые скрипки, способные играть и короткие штрихи — стаккато, спиккато, маркато (деташе), и длинные — легато.

Особую трудность представляет собой запись сэмплов и программирование скриптов воспроизведения сэмплов для реалистичного легато с применением портаменто (скольжения к следующей ноте).

К сегодняшнему дню со всем этим ведущие производители сэмплов довольно успешно справились. Да так, что треки опытного композитора (продюсера) виртуальной гибридно-оркестровой музыки звучат почти неотличимо от живой. Во всяком случае простой слушатель их точно не отличит, а среди музыкантов распознают виртуалку (и то не всегда) в основном те, кто имеет непосредственное отношение к созданию оркестровых треков.


В чем сложность использования сэмплов

Камень преткновения — это, прежде всего, оркестровая струнная группа. Ее звучание в реальной жизни очень разнообразно. И задача записать все возможные атаки и переходы в том же легато для всех темпов и всех типов звукоизвлечения — что-то из области ненаучной фантастики.

Поэтому производители сэмплов записывают и программируют инструменты лишь для наиболее распространенных композиторских приемов. Что это влечет за собой при создании самой музыки? Э-э-э, как бы это сказать коротко?.. Геморрой.

Во-первых, забудьте про квантование в DAW. Делая партии струнных вы вынуждены будете выстраивать буквально каждую фразу не по сетке. И каждая нота в ней будет иметь свою velocity, свою кривую «модуляции», свою кривую вибрато и экспрессии (если такие контроллеры запрограммированы в сэмплерной библиотеке).

Во-вторых, все это потребует гигантских объемов оперативной памяти и еще больших объемов постоянной — для хранения сэмплов на SSD или HDD. Например, к созданию оркестровой пьесы с помощью современных библиотек с 16 гигабайтами оперативки не стоит и подступаться. Потребуется как минимум 32 гига.

В-третьих, предстоит чертова уйма работы по организации смены артикуляций. К настоящему моменту сложилось два подхода к созданию сэмплерных библиотек. При одном — все артикуляции загоняются в один виртуальный инструмент того же Kontakt.

В нем предусмотрены «немые ноты» — ключи (они же MIDI-команды), которые переключают виды артикуляций. Эти ноты вписываются в последовательность MIDI сигналов на дорожке виртуального инструмента («piano roll») перед фразой, которая должна прозвучать легато или, скажем, маркато.

Второй подход — создание отдельных инструментов для каждой артикуляции. В этом случае в проекте DAW одна только струнная группа оркестра займет не 5 дорожек (1-е скрипки, 2-е скрипки, альты, виолончели, контрабасы), а гораздо больше.

При таком подходе однако можно сэкономить немного оперативной памяти. Ибо сегодняшние библиотеки оркестровых сэмплов абсолютно безжалостны в требованиях к ней. Одна лишь струнная группа с включением всех артикуляций в инструменты может зарезервировать за собой 10 ГБ и больше.

Те же самые проблемы ожидают композитора с деревянными и медными духовыми. Так как у них тоже разные атаки и по-разному звучат переходы между нотами при использовании тех или иных артикуляций.

Чуть проще обстоит дело с инструментами, имеющими быструю атаку — арфой, ксилофоном, челестой, глокеншпилем, литаврами и другими ударными. Они требуют меньше оперативной памяти и меньше труда над реалистичностью звучания…

В общем, при создании качественной оркестровой музыки в виртуальной среде, тратятся серьезные человеко-часы. И не столько на само сочинение, сколько на «программирование» партий, а затем на сведение.

 

Также нужно учитывать, что разные библиотеки сэмплов звучат по-своему и нет какой-то одной универсальной оркестровой библиотеки, которая полностью устроит композитора.

Обычно, в индустрии продакш-музыки, в киномузыке композитор комбинирует несколько библиотек сэмплов и активно использует наслоение (лееринг). Что влечет за собой дополнительную работу при сведении.

Например, знаменитая библиотека струнных Sinematic Studio Strings очень хороша в смысле имитации легато. В ней присутствуют несколько видов атак (разной скорости), очень естественно звучат портаменто, акцентированные маркато и другие виды артикуляций.

Но в целом эта библиотека довольно резкая на слух — hurshy, как говорят западные звукорежиссеры. При сведении струнной группы придется сильно давить область вокруг 2 килогерц эквалайзером (предпочтительно динамическим). И что-то делать с более высокими частотами, потому что там очень много «писка» и «скрежета».

 

И так с каждой библиотекой, с каждой группой инструментов. Все они имеют свои особенности, разную яркость, разное «число» музыкантов. Ну, скажем, у одного производителя в первых скрипках будут 11 скрипачей, а у другого 8 или 18, что сильно сказывается на характере звучания.

Отдельная боль — сольные инструменты. Технология физического моделирования: плюсы и минусы

Если в «толпе» виртуальной группы тромбонов или валторн порой может прокатить некоторая нереалистичность атак и переходов, потому что они и в реале немножко размыты, то когда у вас на передний план выходит, например, одинокий кларнет — над его звучанием придется сильно потрудится.

Обычно производители сэмплов выпускают отдельные библиотеки для симфонических соло-инструментов. Созданы они по тому же принципу, что и групповые, но с несколько бОльшим вниманием к деталям и реалистичности.

Конечно, никогда сольные сэмплированные инструменты полностью не устраивали композиторов. Используя виртуальный оркестр, они постоянно вынуждены идти на компромисс и даже порой менять мелодии, потому что какой-нибудь сэмплированный английский рожок в определенной тональности и регистре на двух-трех нотах может начать очень неприятно резонировать, что не получается вычистить никаким эквалайзером.

В связи с этим энтузиасты музыкальных технологий однажды задумались — а нельзя ли все-таки синтезировать симфонические инструменты — например, при помощи «физического» моделирования (кавычки потому, что оно происходит в виртуальной среде).

Одними из пионеров в этой области стали музыкант Стефано Лукато и програмист Эмануэле Паравиччини из Италии. В 2009 году они впервые задумались о создании моделирующих VST инструментов для оркестра. А в 2017 смогли представить миру SWAM — технологию, которая позволяла добиться удивительно реалистичного звучания от моделирующего синтезатора.

Поначалу были выпущены сольные скрипки и виолончели, сольные флейты, кларнеты и саксофоны. Потом упорные итальянские мужчины создали вээстэшки соло-трубы и других медных.

 

Сегодня их компания называется Audio Modelling, и сравнительно недавно она выпустила подобный инструмент уже для всей оркестровой группы струнных — String Sections…

Композиторы об инструментах Audio Modelling отзываются по-разному. В среднем по больнице люди предпочитают использовать сэмплированные оркестровые библиотеки, но включать в свои аранжировки сольные моделированные инструменты. Скажем, SWAM кларнет — очень хорош, очень реалистичен.

«Физически» смоделированные сольные инструменты имеют большое преимущество не только в реализме, но и в экономии оперативной памяти. Ее требуется в десятки раз меньше, чем для сэмплов.

Но зато эти плагины дают высокую нагрузку на ЦП компьютера, о чем их производители честно предупреждают. Дело снова требует компромисса между качеством звучания, стоимостью «железа», и ценой собственно библиотек и инструментов.

Почему ТАК ДОРОГО? И что с этим делать новичку

С одной стороны значительная доля симфонических библиотек сэмплов работает под управлением бесплатного «урезанного» сэмплера Kontakt Player. С другой — набор самих библиотек и небольшого количества моделирующих инструментов для создания оркестровой музыки стоит больше, чем довольно производительный компьютер и иногда вкупе с приличной звуковой картой.

Например, регулярная цена струнных Los Angeles Scoring Strings 3 от Audiobro – 500 долларов США (можно поймать по акции за 349). Sinematic Studio Strings предлагают по 399 долларов. Моделирующие плагины SWAM String Sections обойдутся в 500. И это только за струнные, а не за весь оркестр!

Библиотека Symphony Orchestra от Spitfire с набором наиболее употребительных инструментов (включая «солистов», фортепиано и ударные) предлагается на рынке за 569 евро, и это еще щадящий вариант. А бесплатных функциональных и реалистично звучащих альтернатив, как это бывает в мире виртуальных синтезаторов, просто не существует.

Дело в том, что в развитых экономиках успешные композиторы «библиотечной» музыки зарабатывают десятки тысяч долларов в год (некоторые — до 200 тысяч), и они рассматривают покупку дорогих библиотек сэмплов как необходимую профессиональную инвестицию.

Но новичку в России их стоимость кажется дикой. Правда, при некотором упорстве в поисках и изобретательности в платежных решениях можно приобрети пару библиотек на вторичном рынке (есть на свете и такое)…

Начальное представление о работе с оркестровыми библиотеками может дать бесплатный набор The Free Orchestra от PROLJECTSAM. В нем содержатся 16 инструментов, представляющих собой урезанные версии платных. Здесь вы не найдете ничего с артикуляцией легато, а она, увы, прежде всего требуется композитору. Но зато можно получить оркестровые «слои» или «текстуры» вполне в кинематографическом духе.


Попробовать один из вариантов синтетического оркестра можно, скачав бесплатный Synful Orchestra. Это плагин, использующий довольно сложную технологию аддитивного синтеза. Чтобы добиться реалистичности, его разработчик придумал, как держать в памяти в компактном виде распространенные фразы оркестровых инструментов, а также технологию быстрого сравнения написанных композитором фраз с записанными. Синтезатор как бы «предугадывает», какой музыкальный текст пойдет дальше.

Это позволяет при воспроизведении дорожек в DAW проигрывать фрагменты уже записанных фраз, что добавляет реализма. Инструмент обещает относительно простое создание как сольных партий, так и групповых. Но звучит он крайне сухо, что потребует в качестве компенсации многих часов сведения, и на слух воспринимается как довольно архаичный. Что-то вроде «ретро-оркестра».

Пожалуй, самый простой путь окунуться в производство оркестровой музыки для новичка из России (который поневоле испытывает в последние годы последствия политических и экономических санкций против РФ) — это поискать для пробы и сугубо личного образовательного использования оркестровые библиотеки прошлого десятилетия, которые сняты с продажи и «забыты». Скажем так, он может «поспрашивать друзей и знакомых».


Например, струнная библиотека LA Scoring Strings 2 была выпущена в 2012 году, и она до сих пор звучит прекрасно и отличные выполняет необходимые функции. Кроме того, эта якобы «устаревшая» библа очень экономно расходует оперативную память и ресурсы CPU. В общем, «поспрашивать знакомых» о ней стоит.

Продолжение следует…

Владимир Лакодин